Рабочая программа по редмету «Музыка» ФГОС 3 класс. Предметная линия учебников под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, Т. С. Шмагина
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 3 класса, авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Учебный предмет «музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребёнка, его творческих способностей, эмоциональной, образной сферы учащегося, чувство сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое, сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дать ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников произведениями искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, связь музыки и жизни, проникновение в природу искусства и его закономерности, интонацционность, деятельностное освоение искусства, выявления сходство и различия, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру
младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского этохудожественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Структуру программы составляют темы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Темы программы определяют лишь общие направления в работе педагога-музыканта и ключевые моменты в формировании музыкальной культуры учащихся, а также являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, полугодия, года.
Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности, при этом списки музыкального материала намеренно увеличены, что дает педагогу возможность вариативного их использования на музыкальных занятиях исходя из собственных исполнительских возможностей и средств материально-технического обеспечения. Программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри полугодия, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий.
Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
Общая характеристика учебного предмета Авторская программа Е. Д. Критской "Музыка" разработана в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. В этой программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов- музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования. Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, отечеству, миру в целом.
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
- формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры;
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
-расширение музыкального кругозора учащихся через всестороннее и последовательное изучение народной и профессиональной музыкальной культуры Башкортостана, России и мира;
- развитие восприятия музыки, образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Основной формой организации музыкального образования школьников является урок музыки. Как урок искусства он имеет свои особенности. Специфика урока музыки обусловлена: непосредственным обращением учителя и учащихся к живому, образному звучанию музыки; воздействием музыки на духовный мир ребенка, его мировосприятие, мироощущение; возможностью пережить состояние единения с другими в процессе коллективной музыкальной деятельности; возможностью оказывать арттерапевтическое, коррекционное воздействие средствами музыки на психическое состояние ребенка; насыщенностью урока музыкально-творческим началом в его различных проявлениях; личностью учителя, выступающего на уроке разносторонним музыкантом и организатором музыкальной деятельности детей; возможностью учащегося ощущать себя исполнителем, слушателем, композитором, способным выразить себя в музыке; стремлением учителя музыки к построению и организации урока по законам искусства.
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки (музыкально- слушательская, вокально-хоровая, инструментальная, музыкально- теоретическая, музыкально-историческая, музыкально-ориентировнная полихудожественная деятельности, а также, импровизация и сочинение музыки) направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (вокальной, речевой, ритмической, пластической, изобразительной); в составлении программ концертов; в ведении дневников музыкальных впечатлений; в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в сочинении рассказов, сказок, стихотворений о музыке, музыкальных инструментах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I-IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа – во II-IV классах).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших уровнях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству - способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе и активизации творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.
Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Личтностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
- Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально- творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; – овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально- творческой деятельности; – умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
- Умение выступать с аудио -, видео - и графическим сопровождением соблюдая нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; – формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; – умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
- умение применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Содержание начального общего образования по учебному предмету
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,
женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Тематическое планирование:
Россия – Родина моя (5 часов).
День, полный событий (4 часа).
О России петь – что стремиться в храм (4 часа).
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа).
В музыкальном театре (6 часов).
В концертном зале (6 часов).
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 часов).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
К концу 3 класса учащиеся должны знать/понимать: Жанры музыки (песня, танец, марш);
( Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
( Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов
.( Уметь: Выявлять жанровое начало музыки;
( Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
( Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание.
Критерии оценки
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё. 2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Нормы оценок.
Оценка «пять»: дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»: ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»: ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»: ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала. Нормы оценок хорового пения.
«пять»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
«четыре»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
-пение недостаточно выразительное.
«три»:
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
«два»:
-исполнение неуверенное, фальшивое.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Учебно-лабораторное оборудование:
-интерактивная доска;
-документ-камера;
- система контроля.
- DVD-проигрыватели.
2. Электронные пособия:
-наглядно-дидактический материал;
-презентации.
- аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
- видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей.
3. Печатные пособия:
- cборники песен и хоров.
- портреты композиторов
- альбомы с демонстрационным материалом.
- фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
4. Музыкальные инструменты.
Литература для учащихся:
1. Критская, Е. Д. Музыка. 3 класс : учеб для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2012.
2. Критская, Е. Д. Музыка. 3 класс : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2012.
Литература для учителя:
1. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 3 класс [Ноты] : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2011.
2. Музыка. Фонохрестоматия. 3 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010. – электрон. опт. диск (CD-Rom).
3. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1–4 / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
4. Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке. –М.: «ВАКО», 2013. 5. Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству
15