Классный час «Настоящий друг» Цель: углублять представления детей об общечеловеческих ценностях формировать положительную оценку таких качеств, как бескорыстие, порядочность воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.
Классный час «Настоящий друг»
Цель: углублять представления детей об общечеловеческих ценностях; формировать положительную оценку таких качеств, как бескорыстие, порядочность; воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.
Эпиграф: «Нет друга- ищи, а нащел – береги!»
План классного часа
1. Приветствие
2. Вступительное слово.
3. Разбор ситуаций. Диалоги друзей.
4. Мозговой штурм. Настоящий друг, какой он?
5. Интерактивная беседа «Друзья и товарищи»
6. Деловая игра «Учимся сотрудничать».
7. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа.
I. Приветствие:
Игра «Паутинка».
Учитель. Сегодня мы поприветствуем друг друга при помощи клубка, протягивая друг к другу дорожки дружбы. Дети передают клубок, приветствуя друг друга.
- Посмотрите, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. Что мы видим на этой крыше? (Треугольники, квадраты и другие фигуры.)
- А теперь, положите паутинку на пол, а я осторожно сверну эти маленькие дорожки дружбы в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвется.
II.Вступительное слово
- Человек - это существо общественное. Он не может жить без других людей. Все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими - отдыхаем, с третьими - встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг к другу, то можно назвать нас товарищами. А высшая степень товарищества - это дружба. Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
II. Разбор ситуаций. Диалоги друзей
v Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.
Ситуация первая. Знакомьтесь: Даша и Маша.
К доске выходят два ученика.
Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.
Маша. Гулять пойдешь?
Д а ш а. Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение по русскому писать!
М а ш а. Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!
Д а ш а. О! Ес! Ты настоящая подруга!
Классный руководитель. Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Маши?
Примерные ответы детей:
- Маша настоящая подруга. Она не жадная, дает списать.
- Машу нельзя назвать настоящей подругой, она думает только о своих интересах - сейчас хочется гулять.
- Я бы сделал так: зашел бы к Даше, помог бы ей все решить, чтобы она сама во всем разобралась. А потом с чистым сердцем пошел бы с ней гулять.
v Итак, настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу.
Еще одна ситуация. В ней участвуют Сергей и Антон.
К доске выходят 2 мальчика.
На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в авторучке закончились чернила.
Сергей. Ой, чернила закончились!
А н т о н. А у меня запасная ручка есть!
Сергей. Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит!
А н т о н. А что ты мне за это дашь?
С е р г е й. Ну, денег дам, сколько ручка стоит?
А н т о н. Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю! Годится?
С е р г е й. Да ладно, давай уж!
v Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте?
Примерные ответы детей:
- Конечно, он же мог скрыть, что у него есть ручка.
- Он выручил Сергея, но и про себя не забыл.
- Если бы Антон был настоящим другом, он дал бы ручку просто так и ничего бы за это не потребовал.
- Сергей просил ручку не насовсем, а только на один урок, и даже из такой мелочи Антон захотел извлечь выгоду.
- Я не хотел бы иметь такого друга, как Антон. Он воспользовался тем, что Сергей оказался в безвыходной ситуации.
- Антона нельзя назвать другом, он жадный, из всякой мелочи хочет получить выгоду.
- Я бы дал ручку просто так, а потом бы Сергей меня выручил -так поступают настоящие друзья.
v Ребята, хотели бы вы иметь такого друга, как Антон?
Дети отвечают хором, что не хотели бы.
Таким образом, из этой ситуации мы делаем вывод, что настоящий Друг должен быть бескорыстным.
А теперь рассмотрим третью ситуацию. В ней участвуют Гриша и Вова.
Гриша и Вова - друзья. Вова сидит возле окна, а Гриша - возле Двери. Они любят играть в футбол на переменках. Для этого Гриша приносит из дома мячик для тенниса. Так случилось и в этот раз. Прозвенел звонок с урока.
К доске выходят 2 мальчика. Один становится возле окна, другой отходит к двери.
Вова. Гришка, мячик принес?
Гриша. Конечно!
В о в а. Давай пас!Гриш а. Лови!
Гриша размахивается и делает вид, что бросает мячик.
В о в а. К сожалению, я не смог поймать мяч и он угодил в окно.
Классный руководитель. Так-так! Кто разбил стекло?
Вова. Это он бросил. Я тут ни при чем!
Классный руководитель. Ты бросил мяч?
Гр и ш а. Ну, я.
Классный руководитель. Давай дневник! Получишь выговор! Еще и родителей твоих приглашу, чтобы они вставили стекло! Безобразие! (Поворачивается, отходит в сторону.)
Вова. Ну, что в футбол играть будем?
Гр и ш а. Да нет, что-то не хочется! Участники сценки садятся на место.
Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему Грише расхотелось играть в футбол? Как бы вы поступили на месте Вовы?
Примерные ответы детей:
- Он расстроился из-за выговора.
- Ему было обидно, что друг его выдал.
- Вова повел себя не по-товарищески, он выдал Гришу, поэтому Гриша обиделся.
- Гриша обиделся, потому что он один понес наказание, а ведь его друг тоже виноват.
- Вова тоже виноват. Если бы он был настоящим другом, он бы взял часть вины на себя, тогда бы Грише не было так обидно.
- Вова даже больше виноват: это он попросил бросить ему мячик, а сам не смог поймать. Из-за него стекло разбилось. А у него не хватило мужества признаться.
v Хотели бы вы, ребята, чтобы у вас бал такой друг, как Вова?
Дети дружно отвечают, что нет.
Из этой ситуации мы можем сделать вывод, что друг познается в беде.
IV. Мозговой штурм. Настоящий друг, какой он?
v А теперь мы проведем с вами операцию, которая называется «Мозговой штурм». Эту операцию проводят, когда нужно быстро решить какую-нибудь проблему. Мы решаем следующую проблему: настоящий друг, какой он? Вы можете говорить слова, предложения, словосочетания - все, что приходит вам в голову в связи с этой проблемой. Я буду записывать ваши слова на доске.
В течение 5 минут дети называют слова: помогает, уважает, доверяет, защищает, говорит правду, бескорыстный, поддерживает б беде, откровенный и т. п. . Записываю ключевые слова на доске.
Ну а теперь попробуем ответить на вопрос, кого можно назвать настоящим другом.
Добиваться ответов типа:
- Настоящий друг - тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту.
- Настоящий друг - тот, что не льстит тебе, а говорит правду о твоих недостатках.
- Настоящий друг - тот, кто помогает бескорыстно.
- Настоящий друг - тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным.
- Настоящий друг - тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде.
- Настоящий друг - тот, кто умеет хранить тайны.
IV. Интерактивная беседа «Друзья и товарищи»
Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, много ли должно быть у человека настоящих друзей?
v Действительно, многие мыслители говорят о том, что настоящих, близких друзей немного, не у каждого человека они есть. Но мы живем среди людей. Все одноклассники не могут быть нам близкими друзьями. Как же нам строить отношения в коллективе?
Примерный ответ детей:
- Отношения должны быть дружескими, товарищескими, доброжелательными.
V. Деловая игра «Учимся сотрудничать»
v Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела. Недаром многие современные бизнесмены тратят большие деньги, чтобы сдружить своих сотрудников: устраивают совместные вечера, путешествия, собрания. От этого выигрывает бизнес.
И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.
Сейчас мы проведем деловую игру. Объявляется набор в экипаж космического корабля. Нужно подобрать такие группы людей, которые смогут вместе решать трудные задачи.
Всем претендентам нужно пройти испытание - за 5 минут собрать картинку из нескольких деталей (прямоугольники, треугольники, круги, трапеции), наклеить эти детали на лист бумаги и прикрепить к доске.
Итак, разбиваемся на группы по 4 человека. Я прошу вытащить вас из коробки кружок. Те дети, у кого оказались кружки одинакового цвета собираются в одну команду.
Каждой команде надо собрать аппликацию. Готовы? Начали…
Испытание закончилось. Спасибо всем ребятам за работу. А теперь у меня по 2 вопроса к командам. Довольны ли вы результатом? Что вам мешало работать?
Примерные ответы детей:
- Работой довольны, вместе работать здорово, интересно.
- Могло получиться лучше, но не было согласованности, сотрудничества.
- Не понравилось работать в этом составе, все критиковали друг друга, ссорились, ругались.
- Плохо поработали, кто-то все хотел делать сам.
VI. Подведение итогов (рефлексия)
Наш сегодняшний разговор о дружбе закончен. Мы его обязательно продолжим. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? О чем задумались? Какие чувства возникли у вас во время классного часа?
Примерные ответы детей:
- Узнали, что такое настоящий друг.
- Научились работать в команде, в коллективе.
- Задумался о том, какой я друг.
- Пожалел о том, что у меня еще нет настоящего друга.
- Почувствовал радость, что у меня есть настоящПосмотрите, какие прекрасные цветы расцвели у нас в классе. Я думаю, что это цветы добра. Положите цветок добра и хорошего настроения на обе ладони.
Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам очень хочется её послушать.
Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка себе внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляя вам радость. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья и радости.
Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе.
Вас овевает теплый ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Тёплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами.
Откройте глаза, посмотрите по сторонам, пошлите друг другу добрые мысли.Календарь
« Февраль 2013 »