Урок музыки в 1 классе тему: «Повсюду музыка слышна»
Урок музыки в 1 классе
Выполнила и провела: Скороходова А.Е.
Тема урока: «Повсюду музыка слышна»
Цель урока: сформировать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель).
Образовательные задачи:
1. приобщение детей к музыкальной культуре;
2. знакомство с произведениями народной, современной музыкой;
3. привить желание играть на музыкальных инструментах:
4. развитие индивидуальных и творческих способностей ребенка;
5. развитие ритмических навыков.
Развивающие задачи
1. обучение детей приемами коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
2. научить ученика не только понимать язык ритма, но и научить пользоваться им для самовыражения;
3. организация творческой деятельности.
Воспитательные задачи
1. создание базы для творческого мышления детей.
2. занятия должны быть направлены на нравственно-эстетическое воспитание учащихся.
3. формирование музыкальных вкусов и интересов.
4 формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе.
5. воспитать интерес к просветительской деятельности, стремление пропагандировать народную, современную музыку.
Планируемые результаты
Предметные:
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной культуре;
Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки
Умение оценивать произведения разных видов искусства;
Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания народной и композиторский музыки.
Метапредметные:
Размышление о роли музыки в жизни человека;
Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.
Личностные:
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и использовании музыкальных произведений;
Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности в реализации творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
Развитие духовно-нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к народной и композиторский музыке.
Тип урока: Творческая мастерская
Вид урока: Комбинированный.
Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация.
Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран, проектор, музыкальные инструменты (гармошка, бубен, макет балалайки, дудочки, ложки), шумовые звуки (звук полиэтилена, бумаги, железных ложек, звук терки, звук монет).
Методы: словесный, наглядный, показ, слушание, видео показ.
Виды деятельности учащихся:
Слушание музыки.
Игра.
Музыкально-пластическое движение.
Шумовой оркестр.
Ход урока
Организация урока
(Слайд 1) Улыбка. Вовремя входа детей в класс.
Звучит мелодия «Звуки природы» (Слайд 2)
Прозвенел уже звонок, начинается урок,
Подравнялись тихо встали, глазки на меня подняли.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»
2. Вводная часть урока
(Слайд 3-4)
Учитель читает эпиграф:
Послушай, как щебечут птицы
Послушай, как поет волна,
Как дождь в окно твое стучится,
Повсюду музыка слышна!
Ребята, я приглашаю вас начать урок, тема которого «Повсюду музыка слышна». На этом уроке мы еще раз вспомним, откуда берутся звуки, какими они бывают, а так же вы узнаете, как появляется музыка из звуков и без кого музыка не может существовать.
Итак, начинаем!
3. Основная часть урока
Учитель: Послушайте стихотворение, которое я прочту и ответьте на вопрос, что такое звук?
Что такое звуки? За окном метель.
Что такое звуки? По весне капель.
Это струны ливня, это первый гром,
Ничего нет в мире музыки чудесней,
Потому что музыка живет во всем!
- Что такое звук?
Дети: Ответы детей
Учитель: Звук – это то, что слышат наши уши. На прошлом уроке вы узнали, что звуки бывают шумовые и музыкальные. Давайте вспомним! Музыкальные звуки – это звуки, которые можно напеть, наиграть на инструменте. Шумовые – это шум листвы, дождя; столы, стулья при передвижении; ваши голоса на перемене (Слайд 5)
Давайте поиграем в игру «Шумит, поет, играет» (Слайд 6-20)
шумит – хлопаем, поет – поем звук А, играет – топаем.
Слова для игры:
Слова для игры: гроза, певица, поезд, город, хоровод, соловей, рояль, холодильник, саксофон, самовар, ветер, вокальный ансамбль, автомобиль, самолет, гитара.
Учитель: Музыка живет во всем. Есть музыка природы: журчание ручья, весенняя капель, пение птиц, раскаты грома. Есть музыка, созданная людьми. Музыка – это украшение любого праздника, мультфильмы, кино были бы скучны, если бы в них не было музыки. Музыка – это часть нашей жизни. В мире есть люди, которые музыку сделали своей профессией, делом своей жизни. (Слайд 21)
Учитель: С кого начинается музыка?
Дети: С того, кто её сочиняет. Это композитор. Он сочиняет и записывает ноты. (Слайд 22)
Учитель: А каких вы знаете детских композиторов? (В. Шаинский, И.С. Бах, М. И. Глинка, Д.Б. Кобалевский, А. Н. Пахмутова, В.А. Моцарт, Д.Ф. Тухманов)
Давид Тухманов – Он родился 20 июля 1940 года в Москве
Он композитор и народный артист России
Музыкой начал заниматься в ранние годы под руководством матери
Первое произведение он создал в 4 года когда учился в школе имени Гнесиных
Его знаменитые произведения «Последняя электричка», «Мой адрес советский союз», «Аист на крыше», «День победы», «Самовар», «Вертится скакалка», «Аэробика для бобика» и др.
Учитель: Давайте послушаем одно из его детских произведений «Аэробика, для бобика» (видео показ песни). Все дружно встаём и повторяем движения за видео (физкультминутка). (Слайд 23)
Учитель: Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Понравилась она вам, почему? Кем вы сейчас были? (Слайд 24)
Дети: Слушателями
Учитель: А можете ли вы быть исполнителями? (Слайд 25)
Дети: Да
Учитель: Три звена одной цепочки, композитор - исполнитель-слушатель, одинаково важны! Сейчас мы с вами попробуем стать исполнителями.
(Слайд 26)
Чтобы узнать на каких музыкальных инструментах мы с вами сегодня будем играть, я предлагаю вам отгадать загадки: (Слайд 27)
Задание №1.
1)Дед Егор еще не старый, Внуку сделал он подарок, И теперь у нас Ванютка Целый день дудит на (Дудке)
2) Есть бубенчики на нём, по нему мы громко бьём, с ним сейчас играть мы будем, Дайте в руки громкий (Бубен)
3) Треугольная доска, А на ней три волоска, Волосок тонкий, Голосок звонкий?.... (Балалайка)
4) Опускаем молоточки, На железные листочки, И летит веселый звон! Что звучит?.... (Металлофон)
5) Деревянные, резные, Расписные, озорные. А в руках как застучат
· Всех порадуют ребят.. (Ложки)
6) В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная..(Гармонь)
Задание № 2. Отгадайте, что звучит?
Закройте глаза. Я буду издавать разные звуки, а вы попробуйте угадать с помощью чего звучит эта музыка. Прохлопывание ритма с помощью (тёрка, железные ложки, полиэтилен, бумага, погремушки).
Учитель: Ребята теперь у вас есть разнообразные музыкальнее и шумовые инструменты, предлагаю вам стать исполнителями.
-Но для начала давайте потренируемся прохлопать ритмический рисунок (Слайд 28, 29)
- Послушаем песню «Пых, пых самовар» и пробуем подыграть на музыкальных инструментах (видеоролик песни «Пых-пых самовар»)
(импровизация оркестра)
- Молодцы ребята! В роли кого вы сейчас выступили? (исполнителя)
- Что у нас с вами получилось из такого большого количества музыкальных инструментов? (оркестр)
Учитель: Ребята а ещё, музыкальный инструмент, есть у каждого из вас. Он дан каждому человеку от природы и у каждого он особенный. Как вы думаете, что это за инструмент?
Дети: Ответы детей
Учитель: Это ваш голос.
Правило №1. Перед тем как начать исполнять свои любимые песни нужно сделать зарядку для голосовых связок, т.е. обязательно нужно распеться, разогреть голос.
Дыхательная гимнастика
– Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом, кратковременная задержка дыхания, ровный медленный выдох (через рот). Повторить упражнение 2 – 3 раза.
– Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу резкими рывками, активно работая диафрагмой. Повторить упражнение 2 – 3 раза.
– Вдох резкими рывками носом, задержка дыхания, медленный ровный выдох через рот. Повторить упражнение 2 – 3 раза.
– Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2 – 3 раза.
Артикуляционная гимнастика
– “Футбол”: с закрытым ртом, языком натягивать по очереди щеки.
– “Вальс”: с закрытым ртом, делать круговые движения языком.
– “Туча” и “Солнышко”: вытягиваем губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке.
– “Лошадка”: “Цокать”, при этом губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке по руке дирижера.
Учитель: После такой разминки мы готовы к пению.
Вокально-хоровая работа
Учитель: Тема прошлого урока была «Хоровод муз», мы с вами слушали хороводы разных народов мира и даже разучили русскую народную хороводную песню «Во поле береза стояла». Давайте её исполним.
Повторить слова песни «Во поле береза стояла»
Физминутка
Во поле береза стояла,
во поле кудрявая стояла (наклоны туловища вперед),
Люли-люли стояла,
люли-люли стояла (повороты туловища вправо, влево, руки на поясе).
Не кому березу заломати,
не кому кудряву заломати (приседания на месте),
Люли-люли заломати,
Люли-люли заломати (повороты туловища вправо, влево, руки на поясе).
Как пойду я в лес погуляю,
белую березу заломаю (шагаем на месте),
Люли-люли заломаю,
Люли-люли заломаю (повороты туловища вправо, влево, руки на поясе).
Срежу я с березы три пруточка,
сделаю из них я три гудочка (наклон головы вправо, вперед, влево),
Люли-люли три гудочка,
Люли-люли три гудочка (повороты туловища вправо, влево, руки на поясе).
Исполнение песни по желанию, всем классом.
4. Подведение итогов урока
Учитель: Вот мы с вами и познакомились с тремя звеньями одной цепочки, композитор - исполнитель-слушатель, которые для музыки одинаково важны! (Слайд 30)
-Скажите где можно услышать музыку?
Дети: Везде
Учитель: Какие бывают звуки?
Дети: Шумовые и музыкальные
Учитель: Какой музыкальный инструмент есть у каждого человека?
Дети: Голос
Учитель: В роли кого вы сегодня были на уроке?
Дети: В роли слушателя, исполнителя и композитора
5. Рефлексия
Учитель: На интерактивной доске три смайлика. Если вам урок понравился и всё было понятно, покажите эмоции с зелёного смайлика – он радостный, улыбается широко и показывает класс. Если вам на уроке было что-то не понятно, покажите эмоции с жёлтого смайлика и покажите его знак, если вам на уроке было очень грустно и не чего не понятно, то покажите эмоции с красного смайлика. (Слайд 31)
Учитель: Мне урок сегодня очень понравился, все вы хорошо работали. Посмотрите на интерактивную доску – это мои эмоции после урока.
Спасибо вам за урок! До свидания! (Слайд 32)