Разработка классного часа Милый сердцу край родной
Классный час «Милый сердцу край родной»
Цель урока: Воспитание патриотизма.
Задачи: 1. Формирование у учащихся казахстанского патриотизма, миролюбия, национального согласия, углубление и расширение знаний и представлений детей о нашей Родине;
Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину;
2. Развивать творческие способности учащихся, развивать интерес и желание больше узнать о родном крае, об истории Казахстана.
3. Воспитывать чувство гордости за свою страну, свой народ.
Оборудование: иллюстрации, фотографии, музыка, карта РК, интерактивная доска, слайды.
Ход урока:
Учитель: Қайырлы күн! Добрый день! Сегодняшний классный час «Милый сердцу край родной», посвящен нашей Родине – Республике Казахстан. Наш урок мы начнём с разминки. (Слайд №1)
Учащиеся встают в круг и проводят разминку.
-Если вы по утрам с радостью идете в школу, помашите правой рукой.
-Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.
- Если уверены в своих силах, топните ногой.
-Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.
-Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.
-Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.
-Если вы верите в то, что наша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.
-Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.
Мне хочется, чтобы на уроке вы были внимательны, находчивы, а главное — чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.
А для того, чтобы узнать, о чем пойдет речь, нужно сначала разгадать кроссворд. (Слайд№2)
1) Один из символов Республики Казахстан. Он изображается на печатях, монетах.
2) Птица, изображенная на флаге Республики Казахстан. Символизирует свободу и независимость.
3) Средство передвижения кочевников.
4) Торжественная песня, символ государственного суверенитета. Исполняется в школах на линейках, на разных собраниях.
5) Основа герба, его сердце. Он символизирует очаг, семью.
6) Государственный символ, сине-голубое полотнище с золотым солнцем и орлом в центре.
По вертикали получилось слово «Родина». Учитель: Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали о чем сейчас пойдет речь. Давайте тихо, но с вдохновением произнесём это слово. Что вы почувствовали, проговорив это слово? (теплоту, торжественность, доброту…). Что означает для вас это важное слово?
Дети отвечают
Учитель: Самое прекрасное на свете — Родина. У каждого человека есть своя Родина. И каждый любит ее. Любит место, где он родился и живет. Любит свой родной язык, танцы, книги. Без Родины и без своего народа человек не может жить.
Ученик 1: Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя.
Школа, где твои друзья, -
Это – Родина твоя.
Руки матери твоей,
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина.
Ученик 2: Сүйікті тұған ел
Шарықтап өсе бер
Ардақты ұл — қызы
Аззатық күреске
Бекініп бұған бел
Ученик 3: Бақытты ел — бұл Отан,
Бәріне мен иемін
Біздін Отан — ұлы Отан
Ұлы Отанды суйемін.
Ученик 4: Ты прекрасна, о, Родина наша!
Необъятны просторы твои.
Горделивы высокие горы
И цветами прикрыты они.
Ученик 5: Полноводны могучие реки,
Пышно в зелень одеты леса.
О, родной и любимый, земли и краса,
Сердцу нашему ты дорога.
Ученик 6: Казахстан, родной мой край!
Я люблю тебя, ты знай!
Горы, реки, города-
Это близко мне всегда.
Ах! Как радостно живётся
В Казахстане нам родном!
Лучше всех на белом свете,
Это наш родимый дом!
1 ученик: Над отчизной солнце светит,
И сады шумят над ней,
Нет нигде на белом свете
Для меня страны родней.
Показ слайдов с государственными символами Казахстана.
2 ученик: Смотрю на небо голубое,
Там высоко парит орёл.
Восходит солнце золотое
Над птицей, будто ореол.
3 ученик: До боли мне знакомо это
Видение сквозь пики гор,
Осталось лишь добавить сбоку
Национальный наш узор.
4 ученик: Герб и флаг наш гордый
Народу, государству дан.
Пусть же всегда хранит свободу
Наш суверенный Казахстан!
Звучит гимн РК.
Учитель: Территория нашей Родины очень велика. Она тянется от прикаспийской низменности на западе до Алтайских гор на востоке на 3000 километров. На нашей территории могли бы разместиться Иран, Ирак, Турция, вместе взятые, или целая группа стран Западной Европы: Франция, Великобритания, Италия, Финляндия, Швеция и Испания.
Пою тебе, мой Казахстан великий!
Теперь ты равный среди равных навсегда!
Живи, трудись и процветай, наш многоликий,
И вечной дружбе нашей вместе скажем: «ДА!»
4 ученик: Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы родиной светлой,
Мы родиной милой,
Мы родиной нашей зовем
Прослушивание песни « Что мы родиной зовем»
Учитель: Ребята, назовите вашу ассоциацию со словом «Казахстан»
Ученики:
Казахстан — это наше будущее
Казахстан — это свобода Казахстан
Казахстан — это солнечный свет
Казахстан — это крылья побед.
Учитель: Казахстанский народ, как и любой другой, имеет свои традиции, культуру, искусство. Я предлагаю поиграть в игру «Байга»
Учитель: У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.
Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.
Словом, малая Родина у каждого своя!
Ученик читает стихотворение “Малая Родина”
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
Учитель: а теперь давайте вспомним названия улиц, на которых мы живем.
Сегодня мы с вами поговорим о нашей малой родине – нашем родном, любимом городе Актобе (показ слайдов с видами города)
ИСТОРИЯ г.АКТОБЕ.(АКТЮБИНСКА)
Актобе (в переводе с казахского означает «белый холм») - крупный индустриальный и культурный центр Северо-Западного Казахстана, был основан в 1869 году на месте военной крепости Актобе. Расположен город на левом берегу реки Илек (левый приток Урала)
В сентябре 1730 года казахский правитель Абулхаирхан послал своих представителей в Уфу к императрице Анне с намерением просить ее о принятии его в российское подданство с подвластными ему родами и племенами Младшего жуза. Год спустя Анна подписала грамоту о добровольном вхождении Младшего жуза в состав Российской империи.
В конце третьего десятилетия 19 столетия российский царизм всецело занят вопросами расширения и укрепления государственных границ на юго-востоке империи. Встала задача создать опорную линию крепостей для хозяйственного и политического проникновения России на территорию Средней Азии и Казахстана. В целях ликвидации всякой государственности у нерусских народностей окраин в Казахстане упраздняется ханская власть. Вместо нее создается управление во главе с султаном, подчиняющимся двум казачьим сотням.
Все это, наряду со строительством укрепленных линий, сокращающих территорию кочевья, крайне озлобило казахскую феодальную верхушку. В 1838 - 1846 годах на территории Казахстана вспыхнуло феодально-монархическое движение во главе с султаном К. Касымовым, опирающимся на поддержку Коканда и Хивы. Для усмирения восставших организуется знаменитый хивинский поход 5 тысяч солдат под командованием оренбургского военного губернатора В.А. Перовского. Однако из-за суровой зимы 1839 - 1850 годов и неподготовленности экспедиции, хивинский поход потерпел поражение, лишь единицы смогли вернуться обратно в Оренбург. Возводя укрепления в казахской степи, России достигла к 1848 году Приаралья и побережья Сырдарьи, вплотную приблизилась к среднеазиатским ханствам. Надежным оплотом их произвола была выстроенная на Сырдарье крепость Ак-Мечеть (Форт Перовского, современный город в Казахстане Кзыл-Орда).
2 июля 1853 года к Ак-Мечети прибывает вторая экспедиция В.А. Перовского, на этот раз основательно подготовленная и экипированная, в составе 2 167 человек. «Целью похода - писал один их участников событий, - была благородная защита угнетенных». Крепость Ак-Мечеть пала. Оренбургская пограничная линия переместилась на Сырдарью, став надежной защитой коренного населения от произвола среднеазиатских ханств.
В октябре 1868 года царское правительство издает «Временное положение об управлении в степных областях». Все казахские земли по нему объявлялись государственной собственностью России. Права коренного населения края ограничивались. Казахов изгоняли с земли, лишали пастбищных угодий, водоемов. Свободолюбивые кочевники не могли примириться с таким положением. Начали вспыхивать восстания. Отряды повстанцев мешали деятельности колонизационной комиссии, которая была вынуждена вернуться в Оренбург. Стало ясно, что добровольно казахи своих земель не отдадут. Вновь была сделана ставка на военную силу. Специальным вооруженным отрядам вменялась обязанность сгонять коренных жителей с обжитых земель силой и строить укрепленные поселения. С этой целью в Тургайскую степь из Оренбурга были направлены две казачьи сотни с двумя пушками под командованием подполковника Куторожина. В полученном им предписании значилось: «... действовать беспощадно, вооруженною рукой». К весне 1868 года волнения степняков были жестоко подавлены. Тем не менее, в начале мая в междуречье рек Илек и Хобда был направлен второй отряд из Оренбурга в составе двух рот пехоты, сотни казаков и 14 артиллерийских орудий. Командовал войсками флигель-адъютант граф Борх. 14 мая 1869 года отряд прибыл в урочище «Ак-Тобе» (Белый Холм).
Взору солдат предстала бескрайняя степь, покрытая седым кровельным одеялом, испещренным ярким цветочным орнаментом. На сотни верст вокруг не было ни единого человеческого жилья. Лишь изредка на горизонте мелькали силуэты перегоняющих скот кочевников. После прибытия в урочище военного губернатора, солдаты приступили к строительству крепости. 19 мая 1869 года под грохот артиллерийских орудий было заложено военное укрепление «Ак-Тобе». Крепость возводилась на двух холмах («барбетах»). Были сооружены караульные площадки, гауптвахта, оружейное помещение. Позже солдаты построили подвалы для хранения продовольствия и боеприпасов. Для строительства домов использовался саман, подручный природный материал. К белым холмам неуютно примкнуло несколько вросших в землю колченогих мазанок с земляными полами. Со всех сторон их хлестали степные суховеи, осыпая мелким колючим песком и желтой пылью. Укрепление росло. На юго-востоке крепости первые дома образовали две улицы: Крепостную и Гарнизонную. Через несколько лет образовались Александровская (затем переименованная в улицу К. Либнехта, а ныне - улица Шернияза) и Оренбургская (бывшая Ленина, ныне Айтеки-би) улицы.
Молва о плодородных, пригородных для земледелия землях урочища и о том, что местное население им не занимается, быстро распространилась среди крестьян центральных российских губерний. С 1878 года начинают прибывать первые переселенцы-крестьяне Рязанской, Воронежской и Тамбовской губерний. Встреченные коренным населением вначале с нескрываемым недружелюбием, переселенцы быстро нашли общий язык с казахской беднотой. В 1886 году прибыли еще переселенцы из Астраханской губернии, поселившиеся в предместье, позже названном горожанами «Оторвановкой».
29 мая 1891 года военное укрепление Ак-Тобе было официально названо городом и переименовано в Актюбинск. Впоследствии он вошел в состав Тургайской области.
Учитель: Наш сегодняшний урок подошел к концу. Мне очень хочется верить, что вы многое поняли и усвоили. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.