Урок по биологии на темуЭкологическое воспитание

Воспитание экологической культуры учащихся общеобразовательной школы в рамках ФГОС ООО

Мантрова Инна Алексеевна, учитель биологии
МБОУ СОШ №96 г.о. Самара им П.П.Мочалова

            В статье предлагается комплексная система работы по экологическому образованию и воспитанию школьников на уроках биологии.
 
   На сегодняшний день на лицо масса пробелов в воспитательной работе со школьниками. Особенно остро данная проблема стоит в воспитании экологической культуры подрастающего поколения. Общечеловеческие ценности, такие как: жизнь, физическое и психическое здоровье человека, комфортность его жизненных условий и гармоничные взаимоотношения с окружающим миром остаются незыблемыми. Не смотря на высокий уровень технического прогресса, мы по-прежнему полностью зависим от окружающего нас мира живой и не живой природы.
Воспитанию экологической культуры школьников необходимо уделять особое внимание, как в рамках общего, так и дополнительного образования. Воспитание любви к своей исторической Родине, охрана природы, решение экологических проблем местного значения на основе интенсивного внедрения краеведческого компонента в изучение биологии, организация научно-исследовательской работы и реализация социально-значимых экологических, природоохранных проектов – реальные, эффективные направления по экологическому образованию и воспитанию школьников, формирования их нового экологического мышления.

    Цель вышеописанной актуальности проблемы поставлена следующая: организовать систему работы по воспитанию экологической культуры школьников на уроках биологии.
    
Задачи:

1.Сформировать активную жизненную позицию учащихся по вопросам охраны природы своего края, собственного здоровья, здоровья окружающих;

2.Повысить общую экологическую культуру школьников путем реализации социально-значимых экологических проектов;

3.На основе использования краеведческих знаний воспитывать любовь к окружающей природе, своей малой Родине, к своей Стране;

4.Путем вовлечения учащихся в научно-исследовательскую, природоохранную, туристско-экологическую деятельность сформировать социально-зрелую, экологически грамотную, ведущую здоровый образ жизни личность каждого выпускника школы.

   Данная система работы по экологическому воспитанию школьников в рамках биологического образования должна реализоваться постепенно. Контингент учащихся – основная образовательная ступень общеобразовательной школы. Каждый из структурных компонентов системы педагогического взаимодействия внутри школьного коллектива выполняет свою воспитательную роль, поэтому работа системы будет эффективной, в случае ее применения в данном комплексе.

Характеристика структурных элементов системы.

    Основная программа биологического образования сохраняется, выдерживается преемственность биологических предметов, сохраняется авторская образовательная линия. Но практически все уроки проводятся с использованием теоретического и наглядно-практического краеведческого материала (теоретические задания, коллекции и гербарии, статистические материалы и лабораторные объекты, наглядные демонстрационные материалы). Лабораторные и практические работы так же в основном должны проводиться с использованием местных объектов флоры и фауны.
Необходимо практиковать проведение нестандартных уроков с использованием группового метода, уроков - исследовательских практикумов, игровых уроков, уроков-диспутов. В систему уроков должно вводится большое количество лабораторных и практических работ с использованием краеведческого материала, многие из которых носят исследовательский характер. Нужно также практиковать проведение «уроков под открытым небом» по изучению отдельных тем, в виде экскурсий в природу. Данная форма занятий привязана к сезонам года и погодным условиям. Такие формы уроков способствуют формированию у учащихся многих компетентностей.
В плане экологического воспитания на уроках необходимо широко использовать межпредметные связи с географией, химией, ОБЖ, и др. Эффективность и результативность образовательной и воспитательной деятельности необходимо основывать на активизации познавательного интереса обучающихся посредством активного применения современных образовательных технологий – использования ИКТ, проектного метода, компетентностно-ориентированного образования, в сочетании с использованием традиционных методик. Особое внимание должно уделяться созданию здоровьесберегающей среды на всем образовательном пространстве, так как именно биологические науки играют в этом первостепенную роль. Постоянно, на всех уроках необходимо подчеркивать неповторимость и красоту природы родного края, рассказывать о достижениях отечественных исследователей, ученых, медиков и т.д. Данная работа должна быть направлена на воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
   
·  Применение различных методов, приемов и технологий, типов уроков в основном образовательном звене обусловлено спецификой преподаваемого предмета и возрастом учащихся.
Так в 5 классе на уроках природоведения очень эффективны игровые формы уроков в сочетании с групповым методом. Учащимся так легче адаптироваться при переходе из начального звена в основное, что очень важно с позиций здоровьесбережения. В рамках экологического  воспитания делается опора на краеведческий материал. Учащиеся, несмотря на младший возраст, с удовольствием готовят сообщения, мини-рефераты по данной тематике. При изучении темы «Земля» проводится экскурсия по изучению местных горных пород, которую можно провести даже заранее, в зависимости от погодных условий, а позже вернуться к обсуждению ее результатов. Как правило, ребята по этой теме чаще всего берут задания на лето, творчески подходят к оформлению коллекций. Очень актуальным получается урок, посвященный полезным ископаемым, который так же проводится на местном краеведческом материале, красной нитью  проходит на нем тема бережного, рационального использования природных ресурсов, тема охраны окружающей среды. Организуются экскурсии по сбору и изучению древних окаменелых останков, личное участие и работа в полевых условиях, по эффективности не заменит ни какое посещение краеведческого музея.

    В 6 классе при изучении ботаники, в виду сокращения программы и часов по
предмету, эффективно использовать ИКТ, которые позволяют экономить время, а значит глубже изучить материал. Изучение растений, проведение лабораторных работ надо проводить с использованием местного флористического материала, исключение только в случае необходимости и в качестве иллюстративного материала. Особое внимание нужно уделять возделываемым местным культурам. Такие темы как: «Разнообразие, значение, распространение растений», «Природные сообщества», «Влияние деятельности человека на растительный мир» и т.д. проводятся в виде экскурсий. Лейтмотив многих занятий – «наша жизнь зависит от растений нашей планеты, и если ты в данный момент, ни чем не можешь помочь лесам Амазонии, то растениям соседнего леса, луга, парка – ты помочь можешь».  
     Проведение уроков зоологии в 7 классе необходимо основывать на использовании краеведческого материала, постановках опытов и экспериментов с его применением. Эффективно использовать проектный метод при проведении исследовательских работ. Работа в группах должна осуществляться с опорой на учащихся-кружковцев, которые активизируют познавательную деятельность в команде. Нужно практиковать использование ИКТ, элементов опережающего обучения в виде индивидуальных сообщений и докладов, активно формировать на научной основе гигиенические и санитарные знания и навыки (элементы здоровьесбережения). Отдельные темы уроков изучаются в форме экскурсий. Краеведческий компонент должен присутствовать практически на каждом занятии, при этом у учащихся должна формироваться установка «окружающий мир природы разнообразен и прекрасен, в нем нет ничего лишнего, научись жить в гармонии с ним, береги и охраняй его».
     В 8 классе, при изучении раздела биологии «Человек» - основное внимание необходимо уделять формированию ценностного отношения к своему здоровью на основе научных знаний. Помимо традиционных занятий, здесь эффективно применять «Уроки-диспуты», уроки-практикумы, лекционно-реферативные уроки. Так же надо активно использовать межпредметные связи с ОБЖ.
    При изучении основ общей биологии в 9 классе необходимо использовать все вышеназванные формы методик и различные типы уроков. Помимо общетеоретической подготовки, особое внимание нужно уделять формированию естественнонаучного мировоззрения учащихся, гармонизации взаимоотношений человека с окружающей средой, в том числе с социумом, формированию гражданской ответственности каждого человека за будущее человечества как биологического вида ( при изучении тем по генетике, селекции, эволюции и экологии). Ключевая идея здоровьесбережения – «здоровье каждого индивидуума – здоровье нации, здоровье вида в целом».
      
    Таким образом, системный подход к организации биологического и экологического образования, использование современных образовательных методов и приемов, является наиболее эффективной моделью оптимизации образовательного и воспитательного процесса по экологии в рамках общеобразовательной школы. 
                                                                       
Библиографический список.

1.Ермолаева Т.И., Дополнительная образовательная программа в системе дополнительного образования детей: Методические рекомендации. – Самара 2004. – 44с.

2.Коннов В.Н., Дополнительная образовательная программа биолого-экологического кружка «Мир вокруг нас». – Челно-Вершины, 2005. – 25 с.

3. Интернет-ресурсы.

15