Конспект урока по русскому языку Правописание согласных на конце слова
Русский язык Урок 134 (104).
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА
Цель: – развитие умений наблюдать за изменением звуков в речи, определять оглушение звонких согласных в конце слова и обозначать буквы согласных в конце слова на письме.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
Нет края на свете красивей,Нет Родины в мире светлей!Россия, Россия, Россия, –Что может быть сердцу милей?
И если бы нас вдруг спросили:"А чем дорога вам страна?"– Да тем, что для всех нас Россия,Как мама родная, – одна!
Клип о Родине. O
Зрительный диктант: O
Россия – наша великая Родина.
Москва – столица нашей Родины.
Пушкин – великий русский поэт.
Гагарин – первый в мире космонавт
Царь Пётр основал Санкт-Петербург.
Наш народ гордится своей страной!
- Назовите словарные слова, которые вам встретились в зрительном диктанте. Запишите слово народ на следующей строке.
- Назовите символы нашего государства. (Герб, флаг, гимн). Запишите эти слова.
- Сделайте транскрипцию этих слов.
- Для чего мы используем транскрипции? (Чтобы показать звуковой состав слов.)
(Обсуждение в группах. Каждая группа работает над 2-мя словами записывают на листах для демонстрации у доски)- Продемонстрируйте результат свой работы у доски.
Герб, флаг, гимн, народ
(г'эрп), (флак), [г'имн], [нарот] O -1
- Уберите лишнее слово, сравнив написание слов с их произношением (транскрипцией). (ГИМН)
- По какому признаку вы объединили оставшиеся 3 слова?
( Последняя буква в этих словах обозначает другой звук. Звонкий заменяется глухим.) (Парные согласные в конце слова)
- Всегда ли легко на слух можно определить, какую букву нужно писать в том или ином слове с парной согласной? (Нет)
_ Как вы думаете, какова тема урока?
- ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА O-2
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
3 3Определяем основной вопрос урока. Постановка задачи. O-3
–Узнать, написание каких согласных нужно проверять и как их можно проверить? (запись оставить на доске)
– Составим план урока.
План. O-4
Понаблюдать за словами с согласным на конце слова.
Сделать выводы.
Применить знания.
Подвести итог своей работы на уроке. (Проанализировать свою работу на уроке.)
– Какое умение мы сейчас формировали? (Умение планировать свою деятельность.) к –
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА O-5 Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познаватель-ную и личностную рефлексию.
ΙΙI. Открытие нового знания. 4 6 1
Учимся открывать новые знания
1. Работа по учебнику.
Упр. 236 – Цель: наблюдение над соотношением звуков и букв в конце слов.
– Прочитайте каждое слово отдельно: хлеб, лес и т.д.
– Сравните в них буквы и звуки, которые они обозначают.
В каких словах вы обнаружили несоответствие - буква пишется одна, а звук слышится другой?
(устно – работа в паре)
– С какими звуками произошли изменения со звонкими или глухими согласными? (Со звонкими согласными.)
– Уточните, все ли звонкие звуки подверглись изменениям? Изменились ли в произношении звуки н, м, л, р? (Нет, изменения произошли только с парными звонкими звуками.)
- Вспомните пары согласных по звонкости- глухости.
– Где находятся эти звуки в слове? (В конце слов.)
– Какой вывод можете сделать? (Звонкие парные согласные в конце слова заменяются глухими.)
- Как можно назвать этот процесс? (Оглушение)
- Сравните со своими наблюдениями вывод в рамке после упр. 236
– Как вы поняли, что значит звуки оглушаются, происходит оглушение?
– Какие ещё звуки кроме [б], [з], [д], [ж] могут оглушаться? ([в], [г])
– Попробуйте подобрать свой пример. (Зуб, клюв, дуб.)
Запомните! O -6
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
– Какое уточнение в это стихотворение нужно внести, чтобы оно полностью соответствовало правилу? (Парного по звонкости соседа.)
Продолжаем наблюдение.
– Мы с вами говорили о несоответствии написания и произношения в словах хлеб, глаз, год, уж. Вспомните, как называется такое место в слове? (Орфограмма.)
– А почему такое происходит? Почему мы слышим одно, а пишем другое? Есть ли здесь какое-то правило? Ответить на этот вопрос вам поможет упр. 237.
– Прочитайте стихотворение Б. Заходера «Морж».
– Что мы наблюдаем в этом слове? (В конце слова произносим [ш], а пишется буква ж.)
– Почему нужно писать другую букву для обозначения согласного звука, вы сможете ответить, найдя слово-подсказку в этом же стихотворении.
– Прочитайте это слово. (Моржу.) Как оно называется? (Проверочное.)
– Докажите, что это слово проверочное. (Звук слышится отчётливо, ясно, это слово с таким же корнем.)
– Какая буква пишется в этом слове после ж? (Буква гласного.)
– Попробуйте сформулировать правило написания буквы согласного в конце слова.
Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный.
O-7 ΙV. Развитие умений – применение знания. 2 4 3
Применяем знания
Слайд - 7 O-8
- Найдите в каждом ряду лишнее слово. Почему оно лишнее?
- Подберите проверочные к остальным словам. Запишите. Обозначьте орфограмму. Образец: год – года
Гриб, завод, тулуп, кисель; - 1в.верблюд, пароход, двор, сад; -2в.
Проверка(образец на доске)
- Какую букву проверяли? (Показывают на веерах)
- Какое правило вам помогло выполнить задание?
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
(Познавательные умения- умение работать с нформацией)
и
умение анализировать свою деятельность
(выполнять самоанализ )
- с., з.
- А теперь поиграем O-9
- Сегодня для вас есть 2 творческое задания, вы должны выбрать то, которое покажется вам наиболее интересным.
Выполните его дома. Следующий урок мы начнем с проверки вашей творческой работы.
(д/з - Творческое задание на выбор ) O-10,11
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре. Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
V. Итог урока.
– Что такое оглушение?
– Оглушение происходит в устной или письменной речи?
- Когда и какие буквы согласных надо проверять?
- Как проверить парную согласную на конце слова?
- Справились ли мы с поставленной задачей?
- План работы выполнен?
Сегодня на уроке O - 12
1. На уроке я узнал(а)…
2. Мне на уроке удалось…
3. Мне бы хотелось узнать…
4. Самым интересным для меня на уроке было...
4 4– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
- Оцените свою деятельность на уроке. На полях в тетради поставьте соответствующий знак. (Напомните, какие знаки могут быть поставлены.)
- Я хочу сегодня особенно отметить работу …
- Отметку за урок я смогу поставить после проверки вашей письменной работы.
- Какое настроение у вас осталось после урока?
- Благодарю вас за активную работу! Вы сегодня меня очень порадовали! VΙ. Или Домашнее задание. – Выпишите из упр. 237 слова с проверяемыми буквами безударных гласных в корне. Подберите проверочные слова. Обозначьте орфограмму. Деятельность учеников:
Наблюдать за написанием и про-– наблюдать за произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова;– подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)
Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне