Технология проблемного обучения в условиях вечерней школы как один из эффективных способов реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики.


В.А. ЩипановаМБОУ ВСШ № 7 г. Ульяновска
Технология проблемного обучения в условиях вечерней школы как один из эффективных способов реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход в обучении. ФГОС ставит перед учителям новые задачи, в том числе - развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эту задачу. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. В условиях вечерней школы в своей педагогической деятельности стараюсь использовать разнообразные технологии обучения, в том числе и технологию проблемного обучения.
Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учащихся и педагога при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность обучающихся.
Технология проблемного обучения имеет следующую структуру:
- постановка педагогической проблемной ситуации и поиск её разрешения,
- появление идеи решения, переход к решению, образование нового знания в сознании ученика, 
 - реализация найденного решения в форме образовательного продукта.
В зависимости от уровня учебной подготовленности учащихся, можно выделить три уровня реализации технологии проблемного обучения.
Первый уровень характеризуется тем, что педагог ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет самостоятельные поиски учеников. Второй уровень отличается тем, что у учащихся воспитывается способность самостоятельно и формулировать, и решать проблему, а учитель только указывает на нее, не формулируя конечного результата. На третьем уровне педагог даже не указывает на проблему: учащийся должен увидеть ее самостоятельно, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, видеть проблему, находить правильный ответ. Например:
8 класс. Тема «Площадь трапеции».
Как вычислить площадь трапеции? При выводе формулы для вычисления площади трапеции предлагаю учащимся воспользоваться ранее изученными формулами для вычисления площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, свойствами площадей. Ребята предлагают различные способы: а) провести диагональ и найти площадь трапеции как сумму площадей двух треугольников; б) провести две высоты и найти площадь трапеции как сумму площадей прямоугольника и двух прямоугольных треугольников; в) провести прямую, параллельную боковой стороне трапеции и найти площадь трапеции как сумму площадей параллелограмма и треугольника.
9 класс. Тема «Сумма n первых членов арифметической прогрессии»
Начинаю с рассказа: “Примерно 200 лет тому назад в одной из школ Германии на уроке математики учитель предложил ученикам найти сумму первых 100 натуральных чисел. Все принялись подряд складывать числа, а один ученик почти сразу же дал правильный ответ. Имя этого ученика Карл Фридрих Гаусс. В последствии он стал великим математиком. Как удалось Гауссу так быстро подсчитать эту сумму?”Проблемная ситуация: как найти сумму первых 100 натуральных чисел?
Если учащиеся затрудняются выполнить то или иное задание, то необходимо ввести дополнительную информацию, снизить тем самым степень проблемности и перевести на более низкий уровень технологии проблемного обучения. Так, например, при изучении темы в 10 классе «Наибольшее и наименьшее значение функции» возникает вопрос как его определить и выработать соответствующий алгоритм?
Учебное занятие начинается с проверки домашнего задания: «Исследовать функцию f(x) = х ³- 1,5 х³ - 6х - 1 и построить ее график». На доске строится график функции и учащиеся перечисляют её свойства, дают соответствующие определения. Происходит актуализация теоретических знаний и одновременно их корректировка. При работе с графиком следует задать вопрос: «Что называется максимумом функции?», «Является ли максимум функции ее наибольшим значением?» Если учащиеся не догадываются, то предлагаю сравнить значение функции в точке максимума и в других точках. Таким образом, в процессе работы ученики приходят к выводу, что максимум и наибольшее значение - это разные понятия. Аналогично сравниваются понятия минимума и наименьшего значения. Поэтому встает вопрос: как, не изображая графика функции, определить наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке? Ученики формулируют алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения, который в процессе работы уточняется учителем и самими учениками. Преимущества данной технологии в том, что она способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности, развивает интерес к учебному труду, обеспечивает прочные результаты обучения.
В условиях вечерней школы проблемное обучение предоставляет возможность реализовать системно – деятельностный подход в обучении математике, а также:
Стимулирует мотивацию учения, повышает познавательный интерес;
2. Формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, а также убеждения и навыки исследовательской деятельности;
3. Развивает творческие способности и коммуникативные компетенции.