Конспект по литературному чтению на тему: Обобщение по разделам «О детях и для детей», «Мир сказок».
МАОУ Карасульская СОШ
Ишимского района
Тюменской области
Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе«Обобщение по разделам "О детях и для детей",
"Мир сказок"
подготовила
учитель начальных классов
Миронова Екатерина Ивановна
п. Октябрьский
2016 г
Тема: Обобщение по разделам «О детях и для детей», «Мир сказок».
Тип урока: проверка знаний
Педагогические задачи: создать условия для организации повторения и обобщения изученного материала; способствовать развитию творческого воображения через слово, живопись, музыку, формированию навыка выразительного чтения, интереса к чтению, художественной литературе, читательского интереса; содействовать воспитанию чувства патриотизма посредством живописи и классической литературы.
Планируемые результаты:
Предметные: различают, сравнивают авторов и героев произведений, сравнивают произведения разных жанров; обсуждают образы.
Метапредметные:
познавательные: сравнивают произведения разных жанров, авторов и героев произведений; обсуждают образы героев.
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие.
коммуникативные: умеют выражать свое отношение к прочитанному произведению;
оформляют свои мысли в устной форме.
Личностные: осознают значимость чтения; высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.
Методы и формы обучения: частично – поисковый, индивидуальная, фронтальная, интерактивные (работа в группах, работа в парах, мозговой штурм, суд от своего имени, броуновское движение, ролевая игра).Ход урока
Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).
(Звучит музыка «В мире много сказок»)
Сегодня, у нас урок пройдёт в необычном месте – библиотеке.
Вам знаком книжкин дом?
Знайте, что тут книжки живут.
Короткие и длинные,
Новые, старинные,
Обычные и странные,
И даже иностранные.
Серьёзные, учебные,
Весёлые, волшебные.
Про море и про лес,
С картинками и без.
В библиотеку пришёл, не хмурь лица.
Будь весёлым до конца.
Ты не читатель и не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!
Актуализация знаний.
- Рассмотрите внимательно выставку книг.
- Что общего у этих книг?
- На какие группы вы можете разделить эти сказки?
(Волшебные, бытовые, о животных; авторские и народные)
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы не просто играем, а повторяем разделы литературного чтения – «Мир сказок», «О детях и для детей». На уроке вы покажите свои знания, умение работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но ещё и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы всей группы. Правила игры такие: вам будут даваться вопросы и задания, а вы должны посоветоваться со своей командой и решить вместе, дружно какой будет правильный ответ. У каждой команды на столе лежат флажки. Если команда будет готова отвечать, то её капитан обязан поднять флажок. Сегодня на уроке вы будете оценивать работу своей группы сами. Перед вами оценочные листы. Напротив каждого номера задания вы должны закрасить кружок одного из трех цветов.
«Красный» - отлично, здорово,
«зеленый»- хорошо,
«синий» - можно лучше. ( Круги соответствующего цвета и значение расположены на магнитной доске)
Игровая деятельность (работа в группах)
1. Представление.
- У нас появилось три капитана, я попрошу их подойти ко мне и выбрать название командам.
Карточки с названием команд расположены на доске обратной стороной. Каждый из капитанов команд выбирает одну из карточек. Так команда получает название.
-Итак, перед вами три команды – «Сказочники», «Волшебники», «Кудесники».
- Давайте их поприветствуем.
2. Разминка (мозговой штурм)
- Разминка будет посвящена не только разделу "О детях и для детей", а различным произведениям.
- Я вам буду задавать вопрос, а вы должны быстро на него ответить, считая правильные ответы.
- Жилище Бабы-Яги? (Избушка на курьих ножках).
- Второе название скатерти? (Самобранка).
- Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка).
- Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёт? (Ступа).
- Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку).
- Какие цветы собирала падчерица в сказке "Двенадцать месяцев"? (Подснежники).
- Кукла с голубыми глазами из театра Карабаса-Барабаса? (Мальвина).
- Весёлый человечек - луковка? (Чиполлино).
- Лиса - спутница кота Базилио. (Алиса).
- Мальчик, у которого самый лучший в мире друг? (Малыш).
- Герой русской народной сказки, путешествующий на печи? (Емеля).
- Крокодил, друг Чебурашки? (Гена).
- Сколько желаний старика исполняла золотая рыбка? (Три).
- Шарманщик, смастеривший Буратино?(Папа Карло).
- Крыса старухи шапокляк? (Лариса).
- Самый умный коротышка Цветочного города? (Знайка).
- Почтальон, деревни Простаквашино? (Печкин).
- Кто попал в Зазеркалье? (Алиса).
- Кого слепила Катя? (Зайчика).
Оцените свои ответы. (Дети работают с оценочными листами.)
3. Давайте вспомним, сказки, каких авторов мы изучали в этом разделе: по автору называет каждая команда (работа в группах).
- Слово 1 команде.
- Слово 2 команде.
- Слово 3 команде.
-Какого автора вы не назвали?
- Молодцы! Авторов, чьи сказки мы читали в разделе «Мир сказок», вы помните.
- Оцените свой ответ. (Дети работают с оценочными листами.)
4. Заморочки из бочки (мозговой штурм).
- Из бочки участник достаёт себе номер вопроса на маленьком бочонке и отвечает.
- Из каких произведений взяты строки и по возможности назвать автора.
1) И так, чтобы никто не слышал, про себя добавила: "Я буду зайчика лепить". (В. Сутеев "Снежный зайчик").
2) И вдруг видит Коля: Красный шарик поднялся! (А. Митта "Шар в окошке").
3) Все мы хорошие, но девочка лучше всех. У девочки умелые руки. (В. Сутеев "Кто лучше").
4) Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегал к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет. (Н. Носов "Затейники").
5)Ты что на скамейке сидишь, как чужая?
А Катя сказала: - Я жду урожая. (А. Барто "Катя").
6) И вдруг Алёшка почувствовал, что ёму надоело учиться. (С. Баруздин "Как Алёшке учиться надоело").
7) Эх, мне бы ещё пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась. (Н. Носов "Заплатка").
8) У бабушки вода трёх-ё-ёх, плёх-ё-ёх! У внучки трёх-трёх-трёх! У курочки трёх-трёх, плёх-плёх! У мышки трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх! ("У страха глаза велики").
9) А возле чердачного окошка перед цветком горошка стояла юная девушка, и её глаза сияли, на щеках горел здоровый румянец. (Г. Андерсен "Пятеро из одного стручка").
10) Ах, как плохо, что ты всего боишься. Только храбрые хорошо живут на свете. Только они побеждают врагов, тушат пожары и отважно летают на самолётах. (М. Зощенко " Самое главное").
11) Ну, матушка, я двух зверей видела, один страшный, а другой добрый. (Л. Толстой "Страшный зверь").
12) Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись. (И. Крылов "Лебедь, Щука и Рак").
- Оцените свой ответ. (Дети работают с оценочными листами.)
5. ФИЗМИНУТКА.
6. Тёмная лошадка (суд от своего имени).
- Дома вы рисовали рисунки к произведениям этого раздела, я вам буду показывать эти иллюстрации, а вы должны назвать произведение и постараться вспомнить автора.
- Оцените свой ответ. (Дети работают с оценочными листами.)
7. Найдите предметы (вещи), которые встретятся в комнате. Вы должны, назвать из какого они произведения (броуновское движение).
- Штаны с заплаткой. (Н. Носов "Заплатка").
- Карандаш. (В. Сутеев "Кто лучше").
- Воздушный шар. (А. Митта "Шар в окошке").
- Шаль. (В. Беспальков "Совушка").
- Ведро. (У страха глаза велики).
- Зайчик. (В. Сутеев "Снежный зайчик").
- Одёжка. (Б. Гримм "Маленькие человечки").
- Горох. (Г. Андерсен "Пятеро из одного стручка").
- Оцените свой ответ. (Дети работают с оценочными листами.)
8. Чтение по ролям отрывков произведений (ролевая игра).
Дети называют произведения.
- Оцените свой ответ. (Дети работают с оценочными листами.)
9. Ты мне, я тебе (мозговой штурм).
- Сейчас вы будете задавать друг другу вопросы, подготовленные дома.
- Назовите имена трёх поросят из сказки "Три поросёнка?"
- Кого вылепила из снега Катя? (Зайчика).
- Назови героев рассказа С. Баруздина "Как Алёшке учиться надоело". (Алёшка, мама, папа).
- Что вырастила Таня в рассказе Е. Пермяка? (Смородинку).
- Что пришил Бобка на штанах? (Заплатку).
- Кто написал басню "Лебедь, Щука, Рак". (И.Крылов).
- Кого испугалась Мышка в рассказе Л. Толстого "Страшный Зверь". (Петуха).
- Каким был Андрюша в рассказе "Самое главное". (Трусливым, глупым).
- Кто лучше в рассказе В. Сутеева. (Девочка).
- Что купил Костя на ярмарке Феде? (Гармошечку).
- Кто мешал Федотки в лесу? (Сова).
- Кто герои сказки "У страха глаза велики? (Заяц, мышка, курочка, бабка, внучка).
- О чём мечтали горошины?
- Кто написал сказку "Семеро храбрецов". (Б. Гримм).
- Оцените свой ответ. (Дети работают с оценочными листами.)
V. Проверочная работа (работа по карточкам, в парах)
Соотнесите заголовок с фамилией автора.
."Семеро храбрецов". Н. Носов.
"Совушка". Братья Гримм.
"Катя". В. Беспальков.
"Как Алёшке учиться надоело". А. Барто.
"Заплатка". С. Баруздин.
"Затейники". Л. Пантелеев.
"Две лягушки". Г. Андерсен.
"Снежный зайчик". Н. Носов.
"Смородинка". Е. Пермяк.
"Пятеро из одного стручка". В. Сутеев.
VI. Итог урока. Рефлексия. Награждение.
- Давайте посмотрим, как вы себя оценивали по ходу урока.
( Работа с оценочными листами)
-Расскажите о своей работе на уроке.
- Я с вами согласна, вы уже научились объективно себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни.
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
VII. Домашнее задание: прочитать произведение из выбранной книги в библиотеке.