Статья Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы как средство формирования языковой личности школьника


Уважаемые коллеги,
я предлагаю вашему вниманию презентацию моих практических достижений профессиональной деятельности.
Тема моей презентации:
«Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы как средство формирования языковой личности школьника».
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования.
Научно-исследовательские условия: работы Афанасьевой Н.А. «Личностный подход в обучении», Лукьяновой М.И. «Теоретико - методологические основы организации личностно-ориентированного урока».
II. Обучение на курсах повышения квалификации.
III. Самообразование.
IV. Участие в работе творческих групп(разработка олимпиад по литературе).
Актуальность личного вклада педагога в образование.
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. А это стало возможным благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране.
Сменились ценностные ориентации, и в качестве большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности.
Теоретическое обоснование личного вклада
Главным вопросом для меня для меня является: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»
В этом состоит основное противоречие традиционной школы, связанное с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний. Разрешить это противоречие может принцип дифференцированного подхода к обучению, осуществляемый на индивидуальном уровне, когда сам учащийся исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей определит личную «траекторию» своего развития.
Цели и задачи педагогической деятельности:
Цель: признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином коллективе работать с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Задачи:
Формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъективного опыта;
Оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
Содействие ребенку в формировании положительной «Я» - концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания.
Деятельностный аспект личного вклада педагога.
Решать данную задачу в полной степени помогает технология личностно-ориентированного обучения, так как учитель может развить урок, не отказываясь от положительного, что он уже приобрел. Личность многомерна, поэтому процессуально - предметная сторона обучения лишена единообразия, в ее состав будут входить разные типы обучения:
прямого и контекстного;
Диалогового и инструктивного;
Информирующего и исследовательского;
Индивидуального и коллективного;
Внешне регулируемого и самообразовательного.
Теоретико-методологические основы личностно-ориентированного обучения:
1.1. Индивидуализация образовательного процесса:
Формы, методы, приемы;
Создание планов, программ.
2.1. Уровневая дифференциация:
Широкие познавательные интересы школьника;
Особенности учебной деятельности;
Особенности взаимодействия в учебной группе, место учащегося в ней.
Технологические аспекты личностно-ориентированного обучения:
2.1. Мотивация как средство проявление активной позиции в учении.
2.2. Самостоятельная познавательная деятельность учащегося:
Совместное проектирование цели:
«отсроченная догадка»;
«удивительное рядом»;
«мозговая атака».
Совместная постановка темы и целей в учебной деятельности;
Приемы совместного целеполагания:
Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта;
Использование наглядного образа, объекта;
Работа материала с учебником;
«Ключевое слово».
Рефлексивные процессы:
«скрытая ошибка»;
«эпиграф»;
«эпиграф»;
«опрос-кроссворд».
Контроль знаний.
В зависимости от используемых на уроке форм учебной деятельности выделяют уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний:
Фронтальный и индивидуальный опрос учащихся, отказаться от которого, по моему мнению, нельзя - ведь, как не на уроке русского языка сформировать и развить культуру речи;
Перевести работу с параграфом учебника из репродуктивной деятельности в реконструктивной, предлагается: пользуясь учебником и справочной литературой задавать вопросы друг другу в рамках, обозначенной темы;
При письменном индивидуальном опросе, во время выполнения небольших проверочных работ с заданием графически объяснить выбор орфограмм и знаков препинания;
Графические диктанты;
Цифровые диктанты;
Фронтальный опрос;
Взаимный опрос в парах.
Проверка домашнего задания:
Диктант на основе упражнения;
Взаимопроверка;
Обращение к учащимся с просьбой продолжить ответ ученика, находящегося у доски;
Тестовые задания;
Зачеты
Дидактический материал.
Транслируемость практических достижений.
Область применения:
Урок;
Внеурочная деятельность;
Внеклассные мероприятия.
Трансляция результата:
Создание методической копилки;
Выступление на семинарах;
Представление методических материалов на РМО и на сайте школы.
Заключение.
Работая над темой «Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы как средство формирования языковой личности школьника», я пришла к выводу, что технология личностно-ориентированного обучения:
Радикально меняет взгляд на уже известные технологии.
Актуализирует технологии, которым не придавалось должного значения.
В данном случае речь идет о технологии обучения без насилия, технологии диалогового и рефлексивного обучения. Результативность системы личностно-ориентированного обучения характеризуется 100% успеваемостью и хорошим качеством знаний учащихся. Работая индивидуально, я смогу помочь учащимся в развитии. Личностно-ориентированное обучение позволяет усовершенствовать знания, умения каждого ученика, уменьшить отставания, углубить и расширить знания исходя из интересов и индивидуальных особенностей. А создание на уроке благоприятных психолого-педагогических условий обеспечивает активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.