Разработка урока Труд. Заработная плата
Информационная карточка к уроку
«Трудовая деятельность людей. Заработная плата"
Цели: Обучающие: - формировать понятия о таких экономических терминах, как трудовая деятельность, заработная плата, наемный работник, премия, реальный доход, сдельная заработная плата, повременная заработная плата; - рассмотреть виды оплаты труда; - составить сравнительную характеристику видов оплаты труда; - выявить формы оплаты труда в современном обществеРазвивающие: - совершенствовать умение размышлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Воспитательные: - воспитывать интерес к предмету путем использования нестандартных заданий.
Тип – урок изучения нового материала. Методы обучения: продуктивный (частично-поисковый и проблемный)
Формы учебной деятельности учащихся:
- фронтальная (на вводном этапе урока, во время мотивационной беседы, на этапе изучения нового материала, во время формулирования определения заработная плата) - индивидуальная (во время работы с текстовыми заданиями) Приемы обучения: 1. беседа на вводном этапе урока с целью формулирования учащимися темы урока, постановки задач учащимися
2. анализ информационной карточки 3. решение задач на определение системы оплаты труда и вычисление оплаты труда на условных примерах
4. рефлексия с целью выявления личностного отношения учащихся к уроку. 5. выставление оценок за урок с целью объективного оценивания полученных учащимися знаний
Объяснение нового материала
I. Трудовая деятельность - или процесс материального производства - это одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ. В структуре трудовой деятельности выделяют:
1) сознательно поставленные цели - производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и многое другое;
2) предметы труда - те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;
3) средства труда - все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы и др., при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе производства.
Для характеристики трудовой деятельности обычно используют следующие параметры:
1) производительность труда количество продукции, произведенной в единицу времени;
2) эффективность труда соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов с другой;
3) уровень разделения труда распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).
О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника.
Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности, зависит от многих факторов, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда.
II. Заработная плата
1. Виды заработной платы
К основной заработной плате относится оплата, начисляемая работникам за отработанное время и за количество и качество выполненных работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, премии, доплаты за работу в ночное время и в праздничные дни.
К дополнительной заработной плате относится оплата очередных отпусков.
2.Формы заработной платы
На предприятиях применяются две формы оплаты труда: сдельная и повременная, причем каждая из них имеет ряд разновидностей.
Сдельная (виды: прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, аккордная и косвенная сдельная). Кроме того, сдельная оплата труда может быть индивидуальной и коллективной.
При сдельно-премиальной системе кроме оплаты по сдельным расценкам выплачивается премия за достижения количественных и качественных результатов.
Сдельно-прогрессивная система оплаты труда предусматривает увеличение расценок для оплаты продукции, изготовленной сверх установленной нормы
При аккордной оплате труда расценка устанавливается на весь комплекс работ с выполнением их в определенные сроки.
Косвенная сдельная система применяется при оплате труда работников, выполняющих вспомогательные работы
Коллективная сдельная оплата труда применяется на тех производственных участках, где рабочие в связи с коллективным обслуживанием агрегатов не имеют показателей индивидуальной выработки.
Повременная – простая повременная и повременно-премиальная. Повременная форма зарплаты применяется в виде простой и повременно-премиальной.
Решить задачи
Задача №1
Бригада из 3 человек сдала объект. Объём выполненных работ составил 1 200 000 рублей. Получена прибыль 400 000 руб. Заработок должен быть распределён между членами бригады. Задание: назовите вид заработной платы и подсчитайте, чему будет равна зарплата каждого работника, если оплата труда предусмотрена:
1) в размере 5% к объёму выполненных и сданных работ
2) в размере 15% к прибыли, полученной от сданных работ??
Задача №2
Бухгалтеру установлен оклад 60 000 рублей при условии, что он отработает все рабочие дни месяца (выходные дни - суббота, воскресенье). Предположим, что в октябре он фактически отработал 15 рабочих дней. Приказом по организации ему была установлена премия в размере 20%.
Задание: назовите вид заработной платы и подсчитайте, чему будет равна зарплата бухгалтера в октябре за фактически отработанное время.
Задача №3
Рабочий в течение месяца отработал 170 часов.
Его часовая тарифная ставка составляет 79 руб.50 коп. Ему была начислена премия 20% к оплате труда.
Задание: назовите вид заработной платы и подсчитайте, чему будет равна зарплата рабочего
Задача №3
Токарь изготовил 150 изделий. Расценка за единицу изделия 96 рублей.
Задание: назовите вид заработной платы и подсчитайте, чему будет равна зарплата токаря
Задача №4
Токарь изготовил 150 изделий. Расценка за единицу в пределах 120 изделий - 96 рублей, более 120 изделий - выше на 10%
Задание: назовите вид заработной платы и подсчитайте, чему будет равна зарплата токаря
Задача №5
Вспомогательному работнику начислено 10% заработка обслуживаемых им основных работников, заработная плата которых составила 158 000 рублей.
Задание: назовите вид заработной платы и подсчитайте, чему будет равна зарплата вспомогательного работника
Задача №6
Бригада в составе 3 человек выполняла ремонтные работы и её заработок за сделанную работу составил 360 000 рублей. Затрачено на работы 600 человеко-часов, в том числе:
В.В.Волковым..........250 часов
Н.Н.Наумовым........ 180 часов
О.О.Орловым...........170 часов
Задание: назовите вид заработной платы и подсчитайте, чему будет равна зарплата каждого работника бригады
Домашнее задание.
Дайте письменный развёрнутый ответ на вопрос «За какую работу следует платить наибольшую зарплату?»