Методическая разработка классного часа на тему Поклонимся великим тем годам
Методическая разработка классного часа
Подготовила: учитель начальных классов МОБУ СОШ №7 г. Нефтекамск РБ Саетгалиева Ильмира Фаниловна
Тема: «Поклонимся великим тем годам!»
Цели: 1.Знакомство с героическими страницами истории нашей страны. Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности, воспитывать уважение к защитникам Родины, побуждение интереса к истории своей страны. 2.Повышение информационной культуры учащихся. 3.Воспитание любви к родной стране, краю, чувства патриотизма. Эмоциональное стимулирование патриотических чувств воспитанников через приобщение к воинским традициям. Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией , магнитофон, кассеты с записью песен: «День Победы», «Священная война», "Катюша"(фонограмма).
Перед началом звучат песни времен Великой Отечественной войны. (слайд1)
Учитель. Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.
(слайд 2) Родина Мать зовёт.
Запись "Священная война".
1- ый ученик.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что 20 лет и 30 лет
Учитель. Был летний воскресный день 22 июня 1941 года. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды. Предрассветную тишину разорвали залпы тысячи орудий… Из репродукторов донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. Мирный труд людей оборвала война.
Живым не верится, что живы.
Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас.
Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней.
На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые. Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен. Ученые и конструкторы создавали новое вооружение - наука ковала Победу .
(слайд3) 2-ой ученик. Ярким примером эффективности гвардейских минометных частей, а их основу составляли «катюши», могут служить строки из воспоминаний маршала Жукова: «Реактивные снаряды своими действиями производили сплошное опустошение. Я смотрел районы, по которым велся обстрел, и увидел полное уничтожение оборонительных сооружений...» О легендарной «катюше» - боевой машине реактивной артиллерии – кажется, известно все. О создании и применении БМ-13 написаны книги, сняты фильмы.
Враг дрожал, услышав о "Катюше",Мощь "Катюш" вела солдат вперед. Песню боевую ты послушай,Что сложил и пел о ней народ. Дети исполняют песня «Катюша»(слайд4) 3-ий ученик. На фронтах и в партизанских отрядах наравне со взрослыми сражались совсем юные бойцы. Рядом с именами легендарных героев войны Панфилова, Карбышева, Гастелло и многих других мы называем имена юных героев, отдавших жизнь за победу.
4-ый ученик.
Юные безусые герои,Юными остались вы навек.Перед вашим вдруг ожившим строемМы стоим, не поднимая век.Боль и гнев сейчас тому причиной,Благодарность вечная вам всем,Маленькие стойкие мужчины,Девочки, достойные поэм.
5-ый ученик. Марат Казей ...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс.... Он участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
6-ой ученик Зина Портнова Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне, куда она приехала на каникулы. ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
7-ой ученик Вася Коробко Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери. Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.
(слайд 5) Учитель. На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были медсестрами, врачами, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти добрые женские руки.
8-ой ученик.
Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка:
«Давай, поддержу,
Рану твою я перевяжу!»-
Все позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла.
(слайд 6) Учитель. Вместе с Советской армией героическую борьбу вели подпольщики и партизаны в тылу врага. Великий подвиг в годы Великой Отечественной войны совершили труженики тыла. Призыв "Всё для фронта, всё для Победы" стал определяющим в их жизни. А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было. В военные годы жители городов и сёл честно и преданно защищали свою свободу и независимость, ковали победу в тылу.
(слайд 7) 9-ый ученик. Из Башкортостана на фронты Великой Отечественной войны ушло более 700 тысяч человек, около 300 тысяч из них погибли. За храбрость и отвагу 278 воинам из Башкирии присвоено звание Героя Советского Союза, а 35 бойцов стали полными кавалерами ордена Славы. Символом отваги и беззаветной преданности Родине стали в годы войны имена наших земляков Александра Матросова и Миннигали Губайдуллина.
Какой подвиг они совершили?
10-ый ученик. ( 27 февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки (Псковской области). Как только советские солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный пулемётный огонь противника — три пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков. Второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков. Но пулемёт из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней.
11-ый ученик. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота поползли рядовой Пётр Огурцов и рядовой Матросов. На подступах к дзоту Огурцов был тяжело ранен и Матросов принял решение завершить операцию в одиночку. Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением.)(слайд 8) Учитель. На Великую Отечественную войну по призыву Родины ушло 8168 лучших сыновей краснокамской земли. Они отважно сражались за свой народ, за свою родную землю. За проявленную доблесть , мужество и храбрость Шарифу Сулейманову , уроженцу деревни Ново-Каенлыково . было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, он был награждён также шестью боевыми орденами. Сотни солдат и офицеров были удостоены орденов и медалей. В селе Николо-Берёзовка в парке Победы и в каждом населённом пункте установлены памятники, обелиски отдающие дань вечной памяти потомков , тем кто пал на полях сражений в грозные годы Великой Отечественной войны . - -- Назовите имена участников в ВОВ нашего города.
(слайд 9) Учитель. Около 40 миллионов русских людей погибло во время Великой Отечественной войны. Представьте! Это значит каждый четвертый житель страны погиб. Прошу всех встать. Склоните головы перед величием подвига солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.
Минута молчания.
Мы здесь не потому, что дата,
Как злой осколок памяти жжет в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи.
Он защищал тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат.
Мы не должны забыть этот страшный урок истории.
(слайд 10) Учитель. День Победы! С нетерпением ждали тебя! Май 1945 года. Разве можно это забыть? На площади и в здании шли бои, а на крыше Рейхстага, на самом верху, над побеждённым Берлином уже развивалось Знамя Победы. 30 апреля 1945 два советских воина Михаил Егоров и Милитон Кантария установили его как символ непобедимости советского народа.
(слайд 11) Сегодня у нас еще есть возможность сказать спасибо ветеранам, которые еще живут в нашей стране.
12-ый ученик.
Майский праздник - День Победы,Отмечает вся страна.Надевают наши дедыБоевые ордена.Их с утра зовет дорога На торжественный парад.И задумчиво с порога Вслед им бабушки глядят.
Учитель. Много лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны. Уходят от нас в мир иной люди, видевшие страшное лицо войны. А мы можем узнать о тех событиях только из рассказов ветеранов, из книг, художественных фильмов.
(Слайд 12)
Учитель. В 72-й раз День Победы наша страна будет праздновать так же, как и в далеком уже 45-м. Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ.
http://www.soldat.ru/files/
http://9may.ru/naslednik Наша победа. День за днём.
http://ru.wikipedia.org День Победы Материал из Википедии
http://www.pobediteli.ru/index.html