Реферат Культ личности Сталина

Контрольная работа по
Истории России



Тема: «Развенчание культа личности И.В. Сталина»



















ПЛАН:
Введение __________________________________________________3
1. Возникновения культа личности._______________________ 4 - 6
2. Культ личности Сталина: его проявление. _________________ 6
2.1. Индустриализация и коллективизация сельского
хозяйства по-сталински.____________________________ 6 - 9
2.2. ГУЛАГ как проявление сталинщины ______________9 - 11
2.3. Политические процессы 30-50-х гг. _______________11 - 14
3. Преодоление последствий культа личности______________14 - 23
4. Выборочная амнистия________________________________24 - 26
5. Времена перестройки________________________________26 - 27
Заключение. ____________________________________________27 - 30
Литература._____________________________________________ 30 - 31






Введение

Прошло более 40 лет со дня смерти Иосифа Виссарионовича Сталина, но о нем продолжают говорить, как его сторонники, так и его противники. Каждое новое поколение хочет постичь тайну этой личности и того явления, которое с наибольшей силой проявилось в этой личности. Имя этого явления - культ личности.
Эта тема очень интересна для нас тем, что помогает понять ту основу сегодняшнего мировосприятия людей старшего поколения; разобраться в той действительности, с которой мы знакомы только лишь со страниц учебников; лучше узнать историю собственной страны - период довольно сложный для оценки, очень противоречивый для вынесения вердиктов; приподнять вуаль, которая много лет скрывала собой много важнейших документов, тяжелейших преступлений. Подобное явление как культ личности интересен прежде всего тем, что трудно поддаётся точной характеристики, его почти невозможно терминизировать, потому что личность - сугубо индивидуальна.
Целью данной работы можно обозначить - исследование культа личности Сталина во всех проявлениях, влиянии на современность и предпринятые меры для преодоления его последствий. Для выполнения цели были исследованы факты, события и процессы на базе исторических источников. Цель работы поставила следующие задачи:
- Выявить объективные и субъективные предпосылки возникновения культа личности;
- Раскрыть культ личности И. В. Сталина через его проявления; развенчание культа личности Сталина.
Объектом работы можно определить - становление тоталитарного режима в СССР, а предметом - культ личности Иосифа Виссарионовича Сталина.


1. Возникновения культа личности.

Начать необходимо с первых «шагов» коммунистической партии в России. Процесс преобразования коммунистической партии России в государственную партию начался в годы гражданской войны, когда наряду с Советами, призванными после Октября 1917 года осуществлять власть в центре и на местах стали создаваться в каждом уезде, волости, губернии и партийные комитеты. Опыт большевистской партии, рассчитанный на экстремальную ситуацию, помог партийным комитетам успешно осваивать технику государственного управления и заменить Советы.
Подавляющая масса принятых тогда в партию - люди малограмотные, от которых требовалось прежде всего подчиняться партийной дисциплине.
Резолюции съезда позволили большевистской партии непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, дали неограниченную свободу высшему партийному руководству, узаконили безусловное подчинение рядовых коммунистов руководящим центрам партийной иерархии. Политическая роль партийных комитетов на деле становилась решающей и приводила к подмене власти советских и хозяйственных органов партийными. Врастание партии в экономику и государственную сферу с того времени стало отличительной особенностью всего советского периода. Следующим существенным решением XVII съезда явилось упразднение прежней системы партийно-советского контроля, предложенного еще Лениным. Съездом учреждалась новая децентрализованная система контроля.
Таким образом, съезд учредил «зоны вне критики». Исторический опыт показал, что никто не смог подняться над ЦК партии, и это оказалось орудием в борьбе Сталина за единоличную власть.
В 30-е годы окончательно оформилась та административно-командная система управления советским обществом, которая тесно связана с функционированием государственной партии, обладающей полномочиями верховной власти в стране
Такая система работала в едином строго заданном направлении, только сверху вниз и, следовательно, не могла сама по себе быть жизнеспособной без дополнительных средств и искусственно создаваемых стимулов. Утверждение власти административно-командной системы партийно-государственного управления сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства его репрессивных органов.
В конце 20-х - начале 30-х годов Сталин захватил лидерство в партии и фактически возглавил советское Государство. Он остался у руководства до конца своей жизни (март 1953 г.). За эти годы, не без его участия, идеологические службы СССР сформировали идеологию культа его личности и внедрили его в общественное сознание.
Позже, после смерти Сталина и ХХ съезда КПСС будет принято Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий», в этом документе был дан ответ о причинах возникновения культа личности.
В 1956 году руководство КПСС нашло в себе силы осудить культ личности и заявить об объективных и субъективных предпосылках его возникновения. Коммунисты 1956 года заявили:
- сложная международная и внутренняя обстановка требовала железной дисциплины неустанного повышения бдительности, строжайшей централизации руководства, что не могло не сказаться отрицательно на развитии некоторых демократических форм.
- приходилось идти на некоторые ограничения демократии, оправданные, логической борьбой нашего народа за социализм в условиях капиталистического окружения. Но эти ограничения уже тогда рассматривались партией и народом, как временные подлежащие устранению по мере укрепления Советского государства и развития сил демократии и социализма во всем мире.
- народ сознательно шел на эти временные жертвы, видя с каждым днем все новые успехи советского общественного строя.
- поскольку Сталин длительное время находился на посту генерального секретаря ЦК партии, успехи, достигнутые Коммунистической партией, и Советской страной стали связывать с его именем.
Эти предпосылки были названы объективными предпосылками возникновения культа личности.
Субъективными были названы те, на которые указывал Ленин в 1922 году: «Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общении между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека». Далее Ленин писал, что на этом посту должен быть человек более вежливый, более внимательный к товарищам, более терпим и лоялен к недостаткам других, менее капризный.
В наши дни к субъективным факторам возникновения культа Сталина, наверное, следует отнести поведение всех руководящих партийцев, которые приняли решение скрыть «Письмо...» Ленина от съезда, от партии, от народа. Среди них личную ответственность несут Л. Каменев, Г. Зиновьев, которые уговаривали представителей делегаций оставить Сталина на своем посту, доказывали, что он может стать другим. Большинство политологов считают, что культ личности Сталина возник, как неизбежный результат того, что сама партия изначально отказалась от демократических принципов, как партийного, так и советского строительства. Ряд политологов считают, что культ личности заложен в самой социалистической идее; является неизбежным спутником социалистической практики.

2. Культ личности Сталина: его проявление.

2.1. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства по-сталински.

План индустриализации страны базировался на расчетах большой группы ученых, экономистов, тех, кто вынашивал эти планы не один год. Это были напряженные задания, рассчитанные на несколько лет вперед, но они были вполне выполнимы. Акцент в этих планах ставился на развитии тяжелой промышленности, прежде всего машиностроения. Составители плана учитывали, что нужно будет создавать новые для страны отрасли производства (шарикоподшипниковая, станкостроительная, автомобильная и т.п.).
Выполнение этих планов предполагало наличие высококвалифицированных рабочих, не говоря уже об инженерах и технологах. Советские люди приступили к выполнению намеченных планов, полные энтузиазма.
Цеха Сталинградского тракторного завода возводились в 2-3 раза быстрее планового срока. Если нужно работали не девять, а 12-16 часов... «По всему строительству ежедневно совершаются тысячи случаев подлинного героизма. Это факт. Газеты ничего не выдумывают. Я сам такие случаи наблюдаю все время».
Опьяненный успехами Сталин в 1929 году, самолично правит цифры пятилетнего плана (1928 - 1932) в сторону их увеличения:
Ш по чугуну с 10 до 15-17 млн.т.
Ш по тракторам с 53 до 170 тыс. шт.
Ш По автомашинам с 100 до 200 тыс.шт.
Такое решение экономически было необоснованным. План оказался невыполнимым, но Сталин, не считаясь с реальностями, объявляет, что пятилетка выполнена за 4 года 3 месяца. Во второй пятилетке он требует наращивать темпы, а когда планы оказываются невыполненными, то требует искать виновных. Так возникает «шахтинское дело», когда в преднамеренном вредительстве были обвинены десятки людей, которые были подвергнуты репрессиям. Позже директор завода в Сталинграде напишет книгу о строительстве тракторного завода. В этой книге была глава «Как мы ломали станки». Автор писал: ломали не враги, не вредители, а рабочие, в массе своей вчерашние крестьяне, умевшие обращаться с лошадью, с топором и пилой. Чтобы освоить конвейер, им предстояло подняться на уровень высокой индустриальной культуры. Это требовало времени, а Сталин торопил и торопил; тех, кто не успевал, ждал ГУЛАГ.
История коллективизации сельского хозяйства стала самой трагической страницей в советской истории.
В 1927 году в СССР насчитывалось 24-25 млн. крестьянских хозяйств, каждое из которых в среднем имело по 4-5 га посевов, 1 лошадь, 1-2 коровы, и это на 5-6 едоков при 2-3 работниках. Крестьянский труд оставался ручным, технически невооруженным. Лишь 15% хозяйств имели те или иные сельхозмашины. Среди пахотных орудий можно было часто видеть деревянную соху, а убирали хлеб в основном серпом и косой. Один работник в сельском хозяйстве кормил кроме себя самого только одного человека.
Такое положение с сельским хозяйством было нетерпимым со всех точек зрения. К 1929 году советские руководители осознали, что успехи индустриализации напрямую зависят от подъема сельского хозяйства. Крестьянские единоличные хозяйства не могли в короткий срок добиться повышения урожайности.
Сталинское руководство принимает решение провести коллективизацию единоличных крестьянских хозяйств ускоренными темпами. Все, кто возражал Сталину, были объявлены защитниками кулака, врагами социализма. Среди них оказались: главный редактор газеты «Правда» Н. И. Бухарина, председатель СНХ А. И. Рыков и многие другие. Сталин требовал продолжать начатый курс, не считаясь с жертвами. В его адрес шли письма, авторы которых надеялись остановить репрессивную машину.
Вот что писал М. А. Шолохов 18 июня 1929 года Сталину: «... Вы бы поглядели, что творится у нас и в соседнем Нижневолжском крае. Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен. Беднота голодает, имущество, вплоть до самоваров и полостей, продают. Народ звереет, настроение подавленное, на будущий год посевной клин катастрофически уменьшится. И как следствие умело проведенного нажима на кулака является факт (чудовищный факт!) появление на территории соседнего округа оформившихся политических банд... После этого и давайте заверять о союзе с середняком. Ведь все это проделывалось в отношении пошлин середняка».
Коллективизация по-сталински - это миллионы репрессированных крестьян.
Так, в хрестоматии «История России 1917-1940», один из документов свидетельствуют: «В 1930 году выселено 113013 семей - 551330 человек. В 1931 году всего выселено 243531 семья - 1128198 человек». «История России 1917-1940». М.Е. Главацкий Стр 262.
Современные исследователи приводят данные о числе репрессированных самые разные, но всегда это десятки миллионов высланных в восточные районы СССР, умершие от голода. А всего не менее 13-15 миллионов.

2.2. ГУЛАГ как проявление сталинщины

Идея использования заключенных на строительстве народно-хозяйственных объектов была выдвинута Н. Янсоном (тогда зам. Наркома РКИ РСФСР) в его письме Сталину в 1928 году. Эту же идею позже выразил другой начальник из Гулага М.Д. Берман:
«Заключенный стоит государству больше 500 рублей в год. С какой стати рабочие и крестьяне должны кормить и поить всю эту ораву
Мы их пошлем в лагеря и скажем: «Вот вам орудия производства. Хотите есть работайте». Практически все стройки сталинских пятилеток были возведены руками заключенных, а пропаганда утверждала, что на них работают комсомольцы - добровольцы. Они были на этих стройках, но основную рабочую силу повсюду составляли заключенные.
Через ГУЛАГ прошли все жертвы сталинских репрессий (это писатель А. Солженицын и академик Д. Лихачев, конструктор Королев, будущий маршал Рокоссовский, певцы Русланова и В. Козин), кроме тех, кого по приказу Сталина расстреливали сразу после суда.
Своего апогея ГУЛАГ достигает в последние годы жизни Сталина. Французский историк Н. Верт пишет в своей книге:
«В конце 40 годов советская концентрационная система имела уже большую историю. Местом, где началось ее формирование, были Соловецкие острова В конце 20 годов «население» Соловков было разбросано по стройкам железных дорог и лесоповалам Карелии, Мурманской, Архангельской и Вологодской областей. Первой большой сталинской стройкой с использованием заключенных стала прокладка Беломоро-Балтийского канала (1931 - 1933 гг.). В тоже время было начато поэтапное строительство «Северо-восточной дороги», вдоль которой были разбросаны более или менее постоянные лагеря Во второй половине 30 годов заключенные начали строить еще одну линию от Южного Урала к Кузбассу, Байкалу и Амуру. В тот же период, по крайней мере, центральная часть Казахстана и Колымы так же покрылись сетью лагерей.
Полностью изолированная Колыма - добраться туда можно было только морем - Колыма стала регионом - символом ГУЛАГА. Ее административный центр и порт приема заключенных - Магадан был построен ими самими, как и жизненно важное Магаданское шоссе, соединявшее только лагеря. Добыча золота в нечеловеческих тяжелых условиях, позднее детально описанных бывшими узниками, составляла основной вид их занятий
Экономическая рентабельность ГУЛАГА получила различные оценки: некоторые (А. Солженицын, С. Розенфельд) подчеркивают невероятную дешевизну этой рабочей силы; другие (Амальрик, Буковский) настаивают на широком распространении всякого рода «приписок», очень низкой производительности лагерной рабочей силы и огромных расходов на содержание многочисленного и коррумпированного лагерного персонала. Как бы то ни было, «население» ГУЛАГА внесло основной вклад в освоение новых районов, ресурсы которых могли бы эксплуатироваться вольной наемной рабочей силой, как это делается в настоящее время, правда с очень большими экономическими затратами»
Сталин был жесток и ужасен. Но он, в сущности, всего лишь сделал так, что Россия за пару десятков лет пробежала путь, который благополучные западные демократии преодолели за пару столетий.
Уже само по себе такое количество жертв, ликвидация целых классов или наций, свидетельствует о возникновении совершенно новой ситуации. Для того чтобы содержать в заключении и уничтожать миллионы людей, нужен огромный аппарат, начиная от соответствующего наркомата или министерства и кончая низшими его чиновниками - чиновниками охраны, опиравшимися, в свою очередь, на негласных чиновников из среды самих заключенных. Причем речь шла не о единичном акте упразднения миллионов людей, но о его перманентном характере, о растягивании этого акта во времени, превращении в элемент образа жизни. Речь идет об определенной постоянно действующей системе уничтожения - ГУЛАГ. Принципиально важно и то, что упразднение осуществлялось по проявлениям человека не только в политике, экономике, идеологии, но и в науке, в общей культуре, в повседневной жизни. Это и делало новую политическую систему совершенно универсальным инструментом управления, инструментом прямого насилия, опирающегося на силу оружия.
2.3. Политические процессы 30-50-х гг.

По указанию Сталина сначала репрессиям подвергались бывшие идейные противники и возможные соперники, которые были объявлены агентами империализма и иностранных разведок. Такие же обвинения предъявлялись и другим коммунистам и беспартийным, никогда не участвовавшим ни в каких оппозициях. Были репрессированы не устраивавшие Сталина партийные и государственные деятели, многие другие ни в чем не повинные люди. Так утверждался режим личной власти Сталина, насаждался страх, подавлялось любое выражение собственного мнения. Не удивительно, что репрессиям в первую очередь подвергались старые большевики, соратники В. И. Ленина, т. к. этих людей, идейно закаленных и имевших большой политический опыт, было труднее запугать, заставить отказаться от высказывания своих убеждений. Труднее их было и обмануть.
Чтобы оправдать массовые репрессии в глазах трудящихся был организован ряд открытых судебных процессов, главными обвиняемыми на которых стали виднейшие деятели партии и Советского государства. В январе 1935 года слушалось дело Зиновьева, Каменева и др. Тогда мера наказания была ограничена лишением свободы: Зиновьева на 10 лет, Каменева на 5 лет. Однако в августе 1936 года, когда начался процесс по делу «объединенного троцкистско-зиновьевского террористического центра», их вновь привлекают к ответственности и на этот раз приговаривают к расстрелу.
Самый крупный судебный процесс состоялся в марте 1938 года по делу «правотроцкистского блока», по которому проходили бывший член Политбюро ЦК Н. И. Бухарин, бывший член Политбюро ЦК председатель Совнаркома СССР А. И. Рыков, наркомы Крестинский, Розенгольц, Гринько, Чернов.
Смысл этих процессов состоял в том, чтобы в открытых судебных заседаниях обвиняемые сами «признались» в измене Родине и других тяжких преступлениях.
Встав на путь репрессий, Сталин настоял на том, чтобы был изменен порядок судопроизводства. Исполнителем этой его идеи стал Вышинский, выдвинутый Сталиным на пост Генерального прокурора. Вышинский "научно" доказал, что признание вины обвиняемым вполне достаточно для вынесения судебного решения. Следователи добивались пытками признания вины, оговаривали других. Если на суде они отказывались от прежних показаний, то их уже никто не слушал.
Были уничтожены и опозорены тысячи командиров и комиссаров Красной Армии. Только с мая 1937 по октябрь 1938 года в армии и на флоте было репрессировано около 40000 человек. А впереди еще были другие процессы.
Среди них печальную известность получило "Ленинградское дело". Это была серия дел, сфабрикованных против ряда видных партийных, советских и хозяйственных работников Ленинграда в конце 40х начале 50х годов. В результате этой акции были осуждены и физически уничтожены многие руководители, которые выдвинулись накануне и в годы Великой Отечественной войны.
Сведения о судебном процессе в печать не поступили. На суде все обвиняемые заявили, что не виновны, но коллегия верховного суда приговорила их к расстрелу. Продолжением «Ленинградского дела» были суровые приговоры (расстрел, длительный срок тюремного заключения) еще более чем 200 партийным и советским работникам Ленинграда, близким и дальним родственникам Вознесенского, Кузнецова, Попкова, Радионова, Капустина и Лазутина.
«Ленинградское дело» Сталин рассматривал, как важное звено в цепи дальнейшего укрепления культа личности.
Последним политическим процессом стало дело о «Еврейском антифашистском комитете». Оно слушалось в мае - июле 1952 года. По делу было привлечено 15 человек.
Любопытно было бы подсчитать всех людей старой Империи, кто окружал Сталина. Начальник Генерального штаба Шапошников - бывший полковник царской армии. Генеральный прокурор Вышинский - во времена Керенского подписывал приказ об аресте Ленина. Много лет, прослуживший советским послом в Лондоне Майский - бывший активный член КОМУЧа, белогвардейского самарского правительства. И список необозрим...
Как правило, преступные акции хорошо планировались, и для их реализации привлекался не только весь аппарат власти, но и практически все государственные структуры. Однако очень часто в исторических исследованиях, посвященных изучению механизма подготовки и осуществления преступных злодеяний, не уделяется должного внимания в определении личной ответственности того или иного политического или государственного деятеля при планировании и реализации карательных мер, приведших к уничтожению людей. А ведь вскрытие личной причастности к хорошо идеологически продуманной и технически оснащенной акции важно не только для истории, но и для настоящего и будущего любого народа.

3. Преодоление последствий культа личности И. В. Сталина.
В начале 1956 года в газете "Правда" появляются статьи о культе личности без указания имени Сталина. Это было свидетельством того, что через 3 года после смерти Сталина новые руководители КПСС осмелились, наконец, заговорить об этом опасном для дела социализма явлении. В феврале начал свою работу ХХ съезд КПСС.
Советская и мировая общественность, наблюдая за работой съезда с нетерпением, ожидала оценки личности Сталина, но съезд молчал, 24 февраля было объявлено, что следующие заседание будет закрытым. Позже станет известно, что Хрущев Н.С. настоял на том, чтобы довести до сведения делегатов информацию о грубых нарушениях социалистической законности в период культа личности Сталина.
Советской общественности содержание этого доклада станет известно только в 1988 году. До публикации его во всех центральных газетах, советские люди начитаются уже воспоминаний узников ГУЛАГА и доклад Н. С. Хрущева покажется им осторожным, сдержанным полу откровением отворившихся злодеяниях.
Коммунисты вынуждены будут признать, что Сталин "отбрасывал Ленинский метод убеждения и воспитания, переходил с позиций идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал все шире и настойчивей через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы...
Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казнь без суда и нормального следствия порождали неуверенность, вызывали страх и даже озлобление.
Делегаты услышат, что "из 139 членов и кандидатов в члены ЦК Партии, избранных на ХVII съезде Партии, было арестовано и расстреляно (главным образом в 1937 -1938 г.г.) 98 человек, т.е. 70% ...
Такая судьба постигла не только членов ЦК, но и большинство делегатов ХVII съезда Партии. Из 1966 делегатов съезда было арестовано по обвинению в контрреволюционных преступлениях 1108 человек.
В докладе было признано, что Сталин единолично принял решение и вынудил подписать его, как постановление от имени Президиума ЦИК Енукидзе:
1) Следственным властям - вести дела обвиняемых в подготовке или совершении террористических актов ускоренным порядком;
2) Судебным органам - не задерживать исполнение приговоров о высшей мере наказания из-за ходатайств преступников данной категории о помиловании, т.к. Президиум ЦИК союза ССР не считает возможным принимать подобные ходатайства к рассмотрению;
3) Органам Наркомвнудела - приводить в исполнение приговоры о высшей мере наказания немедленно по вынесении судебных приговоров".
Делегаты съезда восприняли, как справедливое слова Хрущева, когда он заявил:
"Мы обвиняем. Но надо ответить на такие вопросы: разве мог Ежов сам, без ведома Сталина, арестовать например, Коснора? Был ли обмен мнениями или решения Политбюро по этому вопросу (Нет, не было, как не было этого и в отношении других подобных дел). Разве мог Ежов решать такие важные вопросы, как вопрос о судьбе видных деятелей партии?
Нет, было бы наивным считать это делом рук только Ежова. Ясно, что такие дела решал Сталин, без его указаний, без его санкций Ежов ничего не мог сделать".
Сегодня уже известно, что со временем Сталин и его подручные выработали целую систему репрессивного механизма. Ежов, Берия представляли Сталину списки осужденных с указанием меры наказания. Сталин заставлял лиц из своего окружения ставить под этими списками свои подписи. Делегатам ХХ съезда об этом не сообщали. Хрущев обращал внимание, прежде всего на то, что в годы репрессий уничтожались партийные и советские работники. Осуждая нарушения социалистической законности в годы культа личности, Хрущев хотел убедить делегатов в том, что они люди из сталинского окружения сами жили в постоянном напряжении, испытывали чувство страха. Вот один из примеров, включенный в его доклад:
"Об обстановке сложившейся в то время, мы нередко беседовали с Н.А. Булганиным. Однажды, когда мы вдвоем ехали в машине, он мне сказал: "Вот иной раз едешь к Сталину, вызывают тебя к нему, как друга. А сидишь у Сталина и не знаешь, куда тебя от него повезут: или домой или в тюрьму".
Решившись сообщить делегатам съезда о злодеяниях в период культа личности Сталина, Хрущев, как первое лицо в партии считал, что всему народу нашей страны, мировой общественности не следует знать об этом: " Мы должны со всей серьезностью отнестись к вопросу о культе личности. Этот вопрос мы не можем вынести за пределы партии, а тем более в печать. Именно поэтому мы докладываем его на закрытом заседании съезда. Надо знать меру, не питать врагов, не обнажать перед ними наших язв. Я думаю, что делегаты съезда правильно поймут и оценят все эти мероприятия".
Эти слова делегаты встретили бурными аплодисментами. Значит, согласились скрыть правду. Это был тревожный симптом.
ХХ съезд осудил культ личности, даже разработал программу мероприятий направленных на его искоренение, но уже ближайшее время показало, что корни этого явления остались, и культ первого лица в партии возродился, хотя и не принял таких кровавых форм, как при Сталине. Деятельность самого Н.С. Хрущева в последние годы его пребывания на посту 1-ого секретаря ЦК КПСС назовут в октябре 1964 года волюнтаризмом.
Уродливые формы примет культ личности партийного вождя при Л.И, Брежневе. Даже Сталину не приходило в голову наградить себя пятью золотыми звездами, занять столько руководящих постов, сколько их занял Брежнев.
Было другое время и личность была другой. Своеобразной оказалась реакция народа на это явление: повсюду демонстративно стали наклеивать портрет Сталина, как бы говоря, что в прошлом был культ, но культ Личности.
Справедливости ради следует сказать, что Брежнев создал своеобразный ГУЛАГ: инакомыслящих отправляли в психиатрические больницы или доводили до самоубийства.
Центральный Комитет в результате глубокого изучения документов выявил, что в период культа личности допускались грубейшие нарушения социалистической законности, злоупотребления властью, произвол и репрессии против многих честных людей, в том числе против видных деятелей партии и советского государства.
ЦК КПСС, глубоко сознавая ответственность перед партией и народом, решил сказать XX съезду и трудящимся всю правду о злоупотреблениях в период культа личности. Группа членов ЦК (Молотов, Каганович, Маленков и другие), которая вместе со Сталиным была повинна в грубейших нарушениях социалистической законности, пыталась помешать этому, выступала против разоблачения последствий культа личности. Но победила ленинская линия Центрального Комитета. Вопрос о культе личности и его последствиях был поставлен на XX съезде. В принятом постановлении съезд поручил ЦК КПСС «последовательно осуществлять мероприятия, обеспечивающие полное преодоление чуждого марксизму-ленинизму культа личности, ликвидацию его последствий во всех областях партийной, государственной и идеологической работы, строгое проведение норм партийной жизни и принципов коллективности партийного руководства, выработанных великим Лениным.
Съезд обязал все партийные и советские органы бдительно стоять на страже законности, решительно и сурово пресекать всякие проявления беззакония, произвола, строго соблюдать права граждан, гарантированные советской Конституцией. Партия и правительство приняли решительные меры к укреплению социалистической законности. Проведена проверка дел репрессированных в предыдущие годы людей, и невинно осужденные полностью реабилитировались. Деятельность органов государственной безопасности, суда, прокуратуры поставлена под строгий контроль партии и государства. На работу в эти органы партия направила стойких, проверенных коммунистов.
Вся эта огромная и плодотворная работа по восстановлению ленинских норм партийной и государственной жизни, по укреплению социалистической законности и развитию социалистической демократии получила всеобщее одобрение советского народа и способствовала росту его политической и трудовой активности. Советские люди с энтузиазмом боролись за повышение производительности труда и выполнение народнохозяйственных планов.
Мало кто из делегатов ХХ съезда КПСС представлял, что их ожидает на утреннем закрытом заседании 25 февраля 1956 года. Для большинства присутствующих в зале доклад Н. С. Хрущева стал полным откровением, произведя по истине шоковый эффект.
Наверное, не стоит анализировать и излагать доклад полностью главным образом потому, что сегодня о преступлениях сталинской эпохи известно практически все, даже больше, чем было известно в то время самому Хрущеву, и для наших современников в нем вряд ли найдется что-то новое. И тем не менее необходимо остановиться на некоторых наиболее важных его положениях.
Перед докладом делегатам съезда было роздано "Письмо к съезду" В. И. Ленина (о нём было упомянуто выше). Многие, конечно, знали о его существовании, но до этого момента оно не было опубликовано. Конкретные же последствия того, что партия в свое время не реализовала ленинские рекомендации, прежде всего по отношению к Сталину, тщательно скрывались и маскировались. В докладе Хрущева эти последствия были впервые обнародованы и получили соответствующую политическую оценку. В докладе, в частности, говорилось: "Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего, и для будущего партии, - речь идет о том, как постепенно складывается культ личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности".
Хрущев в этом плане ведет критику сталинского режима на основе марксистско-ленинского учения, говоря о нарушениях и отходе от ленинских принципов партийной дисциплины и партийного руководства.
В чем и видит причину развития культа личности Сталина. Обоснование разоблачения культа личности ленинскими принципами является первой отличительной чертой доклада Н. С. Хрущева.
Особое значение имело разоблачение сталинской формулы "враги народа". Этот термин, говорил Хрущев, сразу освободил от необходимости веских доказательств идейной неправоты человека или людей, с которыми ты ведешь полемику: он давал возможность всякого, кто в чем-то не согласен со Сталиным, кто был только заподозрен во враждебных намерениях, всякого, кто был только оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям, с нарушением всяких норм революционной законности. Это понятие "враг народа", по существу, уже снимало, исключало возможность какой-либо идейной борьбы или выражения своего мнения.
Хрущев открыто поставил перед делегатами вопрос о неправомерности и недопустимости репрессивной расправы с идейными противниками, и, хотя в докладе дана в основном старая оценка идейно-политической борьбы в партии и роли в ней Сталина, это был, несомненно, смелый шаг и заслуга Хрущева. В докладе говорилось: "Обращает на себя внимание то обстоятельство, что даже в разгар ожесточенной идейной борьбы против троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев и других - к ним не применялись крайне репрессивные меры. Борьба велась на идейной основе. Но через несколько лет, когда социализм был уже в основном построен в нашей стране, когда были в основном ликвидированы эксплуататорские классы, когда коренным образом изменилась социальная структура советского общества, резко сократилась социальная база для враждебных партий, политических течений и групп, когда идейные противники партии были политически давно уже разгромлены, против них начались репрессии" )«О преодолении культа личности и его последствий. Постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 года».
Что касается ответственности за репрессии, то роль Сталина в создании режима политического террора раскрыта в докладе в достаточно полной мере. Однако прямое участие в политическом терроре сподвижников Сталина и истинные масштабы репрессий названы не были. Хрущев не был готов к противостоянию большинству членов Президиума ЦК, тем более, что сам он долгое время принадлежал к этому большинству. Да это и не входило в его задачу, главным было "решительно, раз и навсегда развенчать культ личности", без чего невозможно было политическое оздоровление общества.
Прений по докладу решено было не открывать. По предложению председательствовавшего на заседании Н. А. Булгарина, съезд принял постановление "О культе личности и его последствиях", опубликованное в печати. Первого марта 1956 года текст доклада с запиской Хрущева и необходимыми правками был направлен членам и кандидатам в члены Президиума ЦК КПСС. Пятого марта Президиум ЦК принял постановление "об ознакомлении с докладом тов. Хрущева Н. С. "О культе личности и его последствиях" на ХХ съезде КПСС".
В нем указывалось:
1. Предложить обкомам, райкомам и ЦК компартий союзных республик ознакомить с докладом Хрущева всех коммунистов и комсомольцев, а также беспартийный актив рабочих, служащих и колхозников.
2. Доклад Хрущева разослать партийным организациям с грифом "не для печати", сняв с брошюры гриф "строго секретно" «О культе личности и его последствиях». Доклад Первого секретаря ЦК КПСС товарища Хрущева Н.С. ХХ съезду КПСС 25 февраля 1956 года.
Таким образом, хотя высшее партийное руководство СССР и сумело осуществить такой шаг, как всенародное разоблачение культа личности, по существу огласив преступления властей на протяжении практически двух десятилетий, придав борьбе с репрессивным режимом статус официального политического явления, все таки эти меры были еще достаточно слабыми и несмелыми.
Об этом свидетельствует ряд фактов, главным из которых является реакция на доклад Хрущева: сам доклад не был опубликован в течение почти 30 лет, "ознакомление" проводилось на собраниях партийных и комсомольских организаций, в трудовых коллективах, под организованным контролем партийных руководителей, без обсуждений, в закрытом порядке. Отчасти эти факты можно объяснить тем, что существовала серьезная опасность возникновения общественного напряжения, поскольку еще было немало людей, сохранивших верность сталинским принципам, для которых его авторитет был непоколебимым, с другой стороны все это могло привести к подрыву авторитета КПСС как лидера в международном коммунистическом и рабочем движении.
Слово правды о Сталине, произнесенное с трибуны съезда, стало для современников потрясением - независимо от того, были ли для них приведенные факты и оценки откровением или давно ожидаемым восстановлением справедливости. В обществе и на страницах печати творилось нечто невообразимое. Одна дискуссия питала другую, волна общественной активности становилась шире и глубже. Не обошлось и без крайних выступлений. К такому размаху событий политическое руководство оказалось не готовым.
Конечно же, в обществе начались общественные волнения. Сначала Сталина боготворили, на него молились, а теперь - он стал убийцей и тираном. Шок! 5 марта 1956 г. в Тбилиси началось массовое выступление студентов против решений XX съезда. 9 марта в город были введены танки. Несколько месяцев спустя, недовольство вспыхнуло и внутри "социалистического лагеря". И, если в Польше удалось договориться, то в Венгрии инакомыслие усмирялось при помощи войск.
Тбилисские, Польские и Венгерские события - это, так сказать, показатель непродуманности всей антисталинской компании. Свергнув Сталина с его пьедестала, Хрущев снял вместе с тем "ореол неприкосновенности" с первой личности и ее окружения вообще. Система страха была разрушена, но, казавшаяся незыблемой вера в то, что сверху все видней, была сильно поколеблена.
Все властные структуры оставались прежними, но внутренний баланс интересов этот новый взгляд на лидера, безусловно, нарушал. Теперь люди вправе были не только ждать от руководства перемен к лучшему, но и требовать их. Изменение ситуации снизу создавало особый психологический фон нетерпения, который, с одной стороны, стимулировал стремление к решительным действиям властей, но, с другой стороны, усиливал опасность трансформации курса на реформы в пропагандистский популизм. Как показало развитие дальнейших событий, избежать этой опасности так и не удалось.
Все это стало одновременно и кризисом нового курса советского руководства. После Венгерских событий в нем постепенно сложилась "антипартийная группа", антихрущевская оппозиция. Ее открытое выступление пришлось на июнь 1957г. Прошедший тогда же пленум ЦК КПСС, на котором "оппозиционеры" (Молотов, Маленков, Каганович и др.) потерпели поражение, положил конец периоду "коллективного руководства", Хрущев же в качестве Первого секретаря стал единоличным лидером.
В 1958 г., когда он занял пост Председателя Совета Министров СССР, этот процесс получил свое логическое завершение. Очень важная деталь: враги Хрущева не были расстреляны или посажены, как было бы при Сталине. Маленков стал директором электростанции Сибири, а Молотов был направлен послом в Монголию. С другой стороны, Жуков, сыгравший решающую роль в устранении антихрущевской группировки тоже был наказан. Он был выведен из Президиума и ЦК партии.
Но, но, Хрущев был не первым, кто реально решил списать ошибки прошлых лет на Сталина, выведя компартию "из-под удара". Первоначально вопрос о культе личности сводился лишь к перестройке пропаганды, позже - в июле 1953г, на пленуме ЦК - он плавно перешел в осуждение Берии, мол, это он повинен во всех грехах. "Вина" Сталина, переключенная на "происки" Берии, получила внесистемную оценку, т.е. оценку, не связанную с законами функционирования государственной власти. Сталина отделили от сталинизма, систему - от носителя. Вся последующая политика, направленная против культа Сталина, строилась уже на основе этого разделения понятий. доклад Хрущева, не смотря на всю сомнительность такого политического хода и непродуманность, приведшую к трагическим событиям, стал точкой отсчета процесса управляемой десталинизации. И пределы ее были заложены сразу. Это была борьба с именем, борьба с идолом, но не с причинами, его породившими.


4. Выборочная амнистия.
С первых же дней после смерти Сталина новое руководство предприняло шаги, направленные против злоупотреблений прошлых лет. Личный секретариат Сталина был распущен. Были упразднены "тройки" - особые трибуналы, через которые проходили дела, относившиеся к ведению политической полиции. У МВД отобрали управление лагерями, передав ГУЛАГ в систему министерства юстиции. В марте 1954 г. политическая полиция была преобразована в самостоятельную организацию - Комитет государственной безопасности (КГБ).
Важнейшей частью десталинизации стала реабилитация жертв сталинских репрессий, длившаяся почти 12 лет. В этом процессе можно выделить три этапа:
Первый этап: 27 марта 1953 - февраль 1956 гг. Реабилитация проводилась выборочно и негласно, хотя несколько человек были реабилитированы публично. Амнистия предусматривала освобождение всех заключенных, чей срок не превышал пяти лет, несовершеннолетних, матерей, имевших детей в возрасте до 10 лет, а также тех, независимо от величины срока, кто сидел за взяточничество, экономические преступления, административные и военные правонарушения.
Смерть Сталина привела ГУЛАГ в движение: докладные записки МВД информировали о "массовом неповиновении", "бунтах" и "восстаниях" в лагерях и колониях, из них наиболее значительных - летом 1953 г. в особом лагере №2 (Норильск) и особом лагере №6 (Воркута), в мае-июне 1954 г. - в особом лагере №4 (Карагандинская область, "Кенгирское восстание").
Главным результатом указа об амнистии, не коснувшегося политических заключенных, неизменно получавших сроки более пяти лет, стало освобождение большого числа уголовников - только за март-июнь 1953 г. около 900 тыс.
Выйдя из тюрем, они создали в городах, и особенно в Москве, такую опасную обстановку, что потребовалось держать в состоянии повышенной готовности многочисленные подразделения МВД.
Второй этап: 1956 - 1961 гг. С целью ускорения процедуры реабилитации после XX съезда в лагеря были направлены специальные комиссии по пересмотру дел, получившие право решать вопросы на месте и немедленно освобождать реабилитированных. В результате было освобождено несколько миллионов человек. Хотя для реабилитации существовало много ограничений, установленных партийными органами, в ее осуществлении несколько расширилась публичность. В различных изданиях, прежде всего в справочниках, начали появляться запрещенные ранее имена. Среди них было много военных (Тухачевский, Якир, Блюхер и др.), а также второстепенных руководящих партработников, придерживавшихся сталинской линии (Эйхе, Рудзутак, Постышев, Косиор, Чубарь и др.)
Февраль 1957 г. принес реабилитацию народам, депортированным в 1944-1945 гг. В родные места было позволено вернуться чеченцам, ингушам, балкарцам, карачаевцам и калмыкам, однако ничего не было сделано для немцев Поволжья и крымских татар, так как территории, которые их вынудили покинуть, были заселены русскими и украинцами.
Третий этап: 1961-1965 гг. Впервые в советской истории началось открытое обсуждение вопросов, связанных с репрессиями, развернулись серьезные дискуссии, однако они не выходили за рамки марксизма-ленинизма. Процесс реабилитации постепенно свертывался, шел на спад, а к 1965 г. прекратился совсем.
Как общий итог следует отметить следующее. При выборе тех, кто подлежал реабилитации, предпочтение отдавалось старым большевикам, т.е. тем, кто вступил в партию до октября 1917 г.
Характерно, что реабилитация ни в какой мере не касалась партийных деятелей, причастных к внутрипартийной борьбе в 1920-е гг. (Троцкого, Бухарина), всех, кто находился в оппозиции к сталинскому режиму (Зиновьев, Каменев, Рыков). Процент реабилитации среди лидеров союзного уровня был выше, чем среди республиканских деятелей, т.к. последние, как правило, обвинялись в "буржуазном национализме".
О масштабах публичной реабилитации можно судить по следующим данным. Из 34 членов Политбюро, находившихся в его составе в 1917-1939 гг., было репрессировано 17 человек (50%), реабилитировано 8 (47% репрессированных). Из 18 председателей и заместителей председателя Совнаркома репрессировано 10 (55,5%), реабилитировано 8 (80% репрессированных). Из 71 члена ЦК репрессировано 49 (70%), реабилитировано 38 (77% репрессированных). Большинство реабилитированных составляли жертвы "большого террора" 1937-1939 гг. )

5. Времена перестройки.

В 1970-е годы - в начале 1980-х годов началось новое осмысление причин и последствий культа личности Сталина, массовых репрессий.
В 1987 году была создана Комиссия по реабилитации жертв политический репрессий. Первоначально её возглавлял секретарь ЦК КПСС М. С. Соломенцев, затем - А. Н. Яковлев, один из наиболее последовательных сторонников перестройки.
По инициативе Комиссии началась намного более широкая, чем во времена «оттепели», реабилитация жертв репрессий 1930 - 1950-х годов. Признавались незаконными все массовые репрессии по политическим, социальным, идеологическим и национальным мотивам. Были реабилитированы лидеры оппозиций режимы И. В. Сталина - Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев, Н. И. Бухарин и другие. Публиковались ранее секретные архивные документы, проливавшие свет на неизвестные до сих пор страницы советской истории. Были преданы гласности документы о советско-германских отношениях кануна Великой Отечественной войны (в частности, касающиеся пакта Молотова - Риббентропа).
Без ограничений издавались труды зарубежных и отечественных авторов 1920 - 1970-х годов, в том числе эмигрировавших за границу. Вышли в свет романы Д. А. Рыбакова «Дети Арбата» и другие работы, содержавшие беспощадную критику сталинизма и советского режима. Впервые публиковались в полном объёме произведения братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких, фантастические утопии Е. И. Замятина, повести и рассказы А. П. Платонова, размышления И. А. Ильина и Н. А. Бердяева.
Вышли в свет труды Н. И. Бухарина и Л. Д. Троцкого. Широкой общественности были представлены работы многих зарубежных авторов по рыночной экономике, философии, социологии, истории Советского государства.
Намного более свободными стали дискуссии в СМИ, среди учёных, в среде интеллигенции. Речь шла не только о новом прочтении истории, воссоздании её подлинной картины, но и о попытке уяснить, ли альтернативные пути развития общества, чтобы трагические события былых лет не повторились.
Заключение.
В результате проведённого исследования были подведены следующие итоги:
В 30-е годы окончательно оформилась та административно-командная система управления советским обществом, которая тесно связана с функционированием государственной партии, обладающей полномочиями верховной власти в стране.
Такая система работала в едином строго заданном направлении, только сверху вниз и, следовательно, не могла сама по себе быть жизнеспособной без дополнительных средств и искусственно создаваемых стимулов.
Утверждение власти административно-командной системы партийно-государственного управления сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства его репрессивных органов.
Большинство политологов считают, что культ личности Сталина возник, как неизбежный результат того, что сама партия изначально отказалась от демократических принципов, как партийного, так и советского строительства. Ряд политологов считают, что культ личности заложен в самой социалистической идее; является неизбежным спутником социалистической практики.
Имея неограниченную власть, Сталин допускал жестокий произвол, подавлял человека морально и физически. Создалась такая обстановка, при которой человек не мог проявить свою волю.
Не было такой области, включая быт (в колхозах и домах висели плакаты вождя, открытки, всевозможные планшеты, превращающие быт в предмет официального манипулирования со стороны "пролетарской диктатуры"), семейные отношения (они должны были либо служить примером, либо подражать ему (примеру, который уже существовал); к примеру, вспомним Павлика Морозова), наконец, даже отношения человека к самому себе, к своим сокровенным мыслям (образ Вождя, непременно присутствовал даже при самых задушевных размышлениях в литературных произведениях). Всё было «пропитано» Иосифом Виссарионовичем Сталиным.
Такой способ социальной организации можно назвать наведением порядка только в очень условном смысле. У А.К. Толстого: «Такой навел порядок - хоть покати шаром». Там, где все многообразие межчеловеческих взаимоотношений сводится к одной единственной зависимости казарменного характера, ценой «порядка» становится беспорядок, социальная дезорганизация не преодолевается, а лишь загоняется вглубь. Во-первых, для поддержания такого «порядка» необходимо искусственно создавать в стране обстановку предельной напряженности, обстановку чрезвычайного положения, необъявленной внутренней либо даже внешней войны.
Во-вторых, можно ли, допустимо ли забывать о невообразимом беспорядке, возникающем оттого, что тоталитарный режим Сталина вламывается в тонкие механизмы общественной и хозяйственной жизни страны, некомпетентно подчиняя их одной-единственной логике - логике физической силы?
Выбор между двумя моделями модернизации экономики, в особенности же между двумя путями развития тяжелой промышленности (которую Сталин воспринимал, прежде всего, и главным образом в аспекте усиления своей собственной власти), совершался совсем не гладко.
Грубо говоря, вопрос стоял так: за чей счет будет осуществляться это развитие? За счет народа, которому после некоторых послаблений, пришедших вместе с нэпом, придется вновь затягивать пояса? Или за счет новой власти, которой предстояло либо поступиться своей политической властью, переквалифицировавшись в рационально функционирующую администрацию, либо вообще уйти со сцены? Решать и делать выбор предстояло тем, кто имел эту власть, то есть все той же главенствующей верхушке в лице И. В. Сталина, присвоившей себе право говорить от имени народа.
Однако сделать выбор было гораздо легче, чем его осуществить. Бертольд Брехт как-то сказал: «Если диктатор современного типа замечает, что не пользуется доверием народа, то первое же его поползновение - уволить в отставку сам народ, заменив его другим, более лояльным». Нечто вроде такой «отставки» предложили Вождь российскому крестьянству, когда понял, что народ не примет модель ускоренной индустриализации. Насильственная коллективизация была способом тотальной перековки крестьянства, чтобы в итоге получить народ, достаточно послушный Вождю.
Уже само по себе такое количество жертв, ликвидация целых классов или наций, свидетельствует о возникновении совершенно новой ситуации. Для того чтобы содержать в заключении и уничтожать миллионы людей, нужен огромный аппарат, начиная от соответствующего наркомата или министерства и кончая низшими его чиновниками - чиновниками охраны, опиравшимися, в свою очередь, на негласных чиновников из среды самих заключенных. Причем речь шла не о единичном акте упразднения миллионов людей, а о его перманентном характере, о растягивании этого акта во времени, превращении в элемент образа жизни. Речь идет об определенной постоянно действующей системе уничтожения - ГУЛАГ.
Принципиально важно и то, что упразднение осуществлялось по проявлениям человека не только в политике, экономике, идеологии, но и в науке, в общей культуре, в повседневной жизни.
Это и делало новую политическую систему совершенно универсальным инструментом управления, инструментом прямого насилия, опирающегося на силу оружия.

Литература.

1. Аксютин Ю.В. Волобуев О.В. "ХХ съезд КПСС: новации и догмы". Москва. Политиздат. 1991 г.
2. А. Н. Боханов, М. М. Горинов, В. П. Дмитренко и др. «История России. XX век» - М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 2000.
3. Бунич И.Л. «Лабиринты безумия». Санкт-Петербург. 1995 г.
4. Верт Н. «История Советского государства». 1900-1991: Пер. с фр. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, Издательство "Весь Мир", 1998.
5. Н. Верт. «История Советского государства». 1900-1991гг. Издание 2-е. Москва. 1994 г.
6. Зеркин Д.П. «Основы политологии». Ростов-на-Дону, 1997 г.
7. «История России 1917-1940». Хрестоматия. Под редакцией профессора М.Е. Главацкого. Екатеринбург 1993 г.
8. Карр Э. X. «Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929 гг». Москва. "Питер-Ворса". 1990 г.
9. Ласло Белади, Тамаш Краус. «Сталин». Москва. 1990 г.
10. «О культе личности и его последствиях». Доклад Первого секретаря ЦК КПСС товарища Хрущева Н.С. ХХ съезду КПСС 25 февраля 1956 года.
11. «О преодолении культа личности и его последствий. Постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 года». Госкомиздат. Москва. 1956 г.
12. «Реабилитация. Политические процессы 30-50 -х. годов» Москва. 1991 г.
13. «Реабилитирован посмертно». издание 2-е Москва. 1989 г.
14. Радзинский Э.С. «Сталин». Москва. Издательство Вагриус. 1997 г.
15. Семенникова Л.И. «Россия в мировом сообществе цивилизаций». Учебное пособие для вузов. - Изд. 4-е. Брянск: "Курсив", 2000.
16. А. Солженицын «Архипелаг ГУЛаг» Москва. «Советская Россия» 1990 год.
17. А. Солженицын «Один день из жизни Ивана Денисовича» Москва. «Советская Россия» 1990 год.
18. INTERNET-ресурс: Скепсис_Ру Библиотека [ежеквартальный научно-просветительский журнал]( VI_ Советская историография тоталитарного периода (конец 1930-х - начало 1950)









13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 1 Заголовок 215