Классный час «ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ»
« Поклонимся великим тем годам!»
внеклассное мероприятие для детей 10- 11 лет
Аннотация
Ещё один год отдалил нас от мая 1945 года. Время неумолимо стирает остроту этого события, остроту переживания горя военных лет и радости Победы. Уже третье поколение не знает ужасов войны. По фильмам и книгам о ней узнать невозможно. Это знание может лишь дополнить то, что мы узнаём о ней от живых участников тех великих событий.
Реальным механизмом по профилактике экстремизма является систематическая работа педагога по воспитанию патриотизма у учащихся.
Цель методической разработки – показать формы и методы педагога по профилактике экстремизма среди учащихся, а так же раскрыть опыт проведения внеклассного мероприятия по этой теме.
Внеклассное мероприятие является итоговой работой, построено на основе диалога двух поколений. «Дети военных годов», тем, кому в военное время было по 10 и больше лет, а кому – то и меньше лет, вспоминают о своем детстве. Дети 21 века читают стихи о военном детстве той поры. Ведущий между диалогами рассказывает об исторических событиях тех годов, дает краткие исторические сведения.
На основе рассказа людей пожилого возраста и услышанных стихов у детей складывается цельная картина жизни людей в военные годы.
Главная цель мероприятия - формирование толерантного отношения к своему народу через изучение истории Великой Отечественной войны 41-45 годов.
Данную методическую разработку: «Поклонимся великим тем годам!» могут использовать учителя истории, классные руководители для организации внеклассного мероприятия по краеведению и для проведения Уроков Мужества.
При составлении внеклассного мероприятия были учтены возрастные особенности учащихся 10-11 лет.
Введение
Что же такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?
Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже не могу.
Дам монетку нищему,пожилому помогу.
Воронов Роман
Отечественный философ Ю.А. Шрейдер отмечал: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не только атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая – уничтожение человеческого в человеке». И прежде чем выяснить, как защищать природу, как избавиться от войн, бедствий и т.д., следует понять, как остаться человеком не только разумным, но и сознающим, т.е. совестливым. Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества.
Понятие слова «экстремизм» хочется раскрыть через понятие «патриотизм»: патриотизм – это любовь к стране, а экстремизм – это ненависть к людям, поэтому настоящий патриот никогда не станет экстремистом.
Особую роль в профилактике молодежного экстремизма отводится работе с ветеранами Великой Отечественной войны,
Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения страны. Грамотный гражданин – это человек, любящий свою Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать человеческое право. Понятие гражданственность, патриотизм предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, к родному краю городу, Отечеству.
Данное мероприятие проводилось в 4 классе на итоговом занятии дополнительного образования творческого объединения «Знатоки родного края». К этому занятию предшествовала дополнительная работа по изучению главных сражений Великой Отечественной Войны 1941-45 гг. Были проведены беседы по темам «Наш поселок в годы войны», «Наши земляки – защитники страны». Были прочитаны книги о событиях войны. Дети участвовали в районом конкурсе «Чтение с увлечением» ( Приложение №1) Просмотрены художественные фильмы « Родина или смерть». «Разведчики».
На протяжении урока используются музыкальные записи, просмотр кадров из кинофильмов, которые тоже дают пищу для размышлений, помогают разобраться в своих чувствах. На протяжении всего урока дети являются активными участниками мероприятия, выступают с выученными стихами.
В классе создан отряд «Добровольцы», мы были участниками 1-ого слета Добровольцев Ирбитского района. (Приложение №2) Учащиеся класса собираются воспоминания участников войны, тружеников тылы. Ребята работали над исследовательским проектом «В тылу, как на фронте», воспоминания тружеников легли в основу альбома « Труженики тыла поселка Зайкова», который хранится в школьной библиотеке.
Участвовали в интеллектуальной игре для младших школьников Экоколобок « Храним времен живую нить» .( Приложение № 3)
Учащимися снят фильм «Учитель, ветеран, труженик», где собраны видео воспоминания. ( Приложения №4). На мой взгляд воспитание детей толерантных, любящих свое Отечество, не возможно без живых очевидцев страшных событий. На их примерах дети видят, что не было в трудные для нашей страны годы: ни национальностей, ни раздоров, так как все были едины. Собирая воспоминания у ветеранов, они видят, что это люди разных национальностей, говорящих на разных языках, страшно переживают, за то, что происходит сейчас.
Работа педагога это будет моей маленькой капелькой в формировании чувства патриотизма, гордости за свое Отечество, любви к родине и уважению своей истории. Работа будет продолжаться и дальше.
Основная часть
Характеристика внеклассного мероприятия.
Цель внеклассного мероприятия:– формирование толерантного отношения к своему народу через изучение истории Великой Отечественной войны 41-45 годов.
Задачи внеклассного мероприятия:
а) образовательная задача: умение слушать поэтические произведения, а так же обогащать знания учащихся о героическом прошлом своего народа и страны; показать, какой вклад внесли дети в победу над врагом, вызвать у школьников чувство гордости за свой народ;
б) развивающая задача: развитие творческих способностей учащихся через разучивание стихотворений и песен о войне;
в) воспитательная задача: воспитывать интерес к прошлому и настоящему «малой родины», а так же уважительному отношению к окружающим людям.
Данное мероприятие проводится в течение одного урока, т.е. 45 минут.
Внеклассное мероприятие:
«ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИЕИМ ТЕМ ГОДАМ!»
Подготовительный этап:
Классные часы о важных военных событиях 41-45 годов.
Чтение художественной литературы для младшего школьного возраста. « Сын полка», « Звезда» и другие.
Участие детей в районном конкурсе «Юные знатоки Урала», Состязание, которое проводилось в виде выполнения творческих заданий.
Разучивание стихов на военную тему.
Участники мероприятия:
Ведущий – педагог.
Дети.
Гости, которые приглашены на встречу.
Оборудование:
Мультимедийный проектор.
Ход мероприятия
Ведущий
Добрый день уважаемые гости, добрый день, ребята.
В этом году вся наша страна готовиться к славному празднику.
65 лет Великой Победе. Мы родились и выросли с вами в мирное время. Для нас война далекое прошлое. А это славная история нашей страны, нашего народа. Великой исторической дате посвящаем мы сегодня наше внеклассное мероприятие. ( Дети читают стихи)
Пускай назад история листает Страницы легендарные свои. И память, через годы пролетая, Ведет опять в походы и бои.
Ведущий
Да, прошло много лет со дня Победы. Наша страна давно залечила раны. Уже не одно поколение родилось и выросло в мирное время. Страшный след в жизни нашего народа оставила война. Любая война - это боль, слезы, потери и смерть. Вторая мировая война – самая кровопролитная в мире. Из нашего поселка в годы войны ушло на фронт более 1000 людей, и почти половина не перешагнула свой родной порог после победы в 45 году. Только вдумайтесь в эти данные. А за этими цифрами человеческая жизнь, чья та любовь и надежда. И все это война сломала, искалечила, уничтожила. 22 июня началась Великая Отечественная война. После трудовой недели люди мирно спали, а в небе уже летели фашистские самолеты. Только днем (по воспоминанию людей) в нашей местности было объявлено о начале войны.
В тот день народ собирался на колхозный праздник – массовку. Массовка – это традиционный праздник, который проводили в колхозах после посевных работ. На нашу встречу была приглашена Аверкиева Е. Е., к сожалению, она на смогла прийти. Предлагаем вашему вниманию видеозапись о том, как жили в годы войны. ( Приложение №4)
В первые же годы войны из нашего поселка ушли на фронт защищать нашу Родину наши земляки, оставив родной дом. Именно им, кто беспощадно бил врага. Не давал в обиду слабых, кто гнал врага с нашей земли, мы посвящаем песню.
Исполняется песня «Товарищ песня» (Приложение №5)
Ведущий
1418 дней длилась Великая Отечественная война. Тяжелые четыре года, сколько горя и боли. Но все это время все верили, что победа обязательно будет за нами. Потому что любили свою Отчизну, На территории нашего поселка в данный момент проживает только 10 ветеранов участников войны. Все они уже старые больные люди. К сожалению, не все они смогли прийти к нам на встречу. О своем военном пути нам расскажет Иванова А. И.
( Иванова А. И. участвовала в боях под Москвой 41 года.)
После рассказа дети задают вопросы.
- Самый страшный эпизод в годы войны?
- За что получили первую награду?
Солдатам, отстоявшим мир и свободу, посвящается песня.
Исполняется песня. «Москва моя».( Приложение № 6).
Сражались солдаты, защищая Родину, а дома их ждали родные: жена, дети, мать. Согласитесь, что без поддержки близких и родных трудно было выиграть войну. Сегодня на нашей встрече присутствуют те, кому в том далеком сороковом было столько же лет как вам сейчас, может, кто- то был и постарше. Они смогли выстоять наравне с взрослыми. Не просто выстоять, выжить, но и вынести все невзгоды и тяжести, выпавшие на долю их поколения.
Сегодня именно им мы должны сказать слова благодарности за мирное и счастливое детство.
Дети
1.Все помнится, ничто не позабыто,
Все помнится, никто не позабыт.
И днем, и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.
2.Рядом вы, милые, добрые, нежные,
Бабушки, дедушки. Дети войны.
Нас, окружая заботой безбрежною,
Всею душой в эту жизнь влюблены.
3.Спасибо Вам, времен военных детям,
Что сил хватило все невзгоды победить,
Вы научили нас: важней всего на свете
Учиться, верить, жить, мечтать, любить.
Ведущий 125 тружеников тыла, которые трудились, заменив своих мужей, братьев, отцов. Вам те, кто приближали победу здесь в далеком тылу, посвящается стихотворение
Ученик
Вы родились от будущих вдов –
дети грозных тридцатых годов.
Хлебнули мы с детства вот как горя, слез и работы:
в три - холод,
в семь - голод,
а в восемь - сироты!
Детство ваше контужено громким маминым кашлем,
детство ваше простужено в очередях...
И в каждом война, как мина,
осталась - в легких, в морщинах ранних!
Вам - сразу юность,
а старость - калекам, контуженым, раненым.
И не забыли пока вы очередей за пайками,
ни матери слез покорных,
ни первых тех похоронных.
Ведущий
Дети и война - нет боли противоположных вещей. Хочется подчеркнуть степень несоответствия между войной и детством, отстранить детским восприятием происходящего. Воспоминания Ананьевой Тамары Константиновны. Тамара Константиновна активный участник художественной самодеятельности. Для нее девочки и для всех ветеранов из танцевального ансамбля «Галатея» исполняют танец «Барыня».
Ученик
Вы были серыми, как соль.
А соль - на золото ценилась.
В людских глазах застыла боль.
Земля дрожала и дымилась.
Просили, плача: "Мама, хлеба!"
А мама плакала в ответ.
И смерть обрушивалась с неба,
Раскалывая белый свет.
Да, мало было хлеба, света,
Игрушек, праздников, конфет.
Вы рано выучили это Безжалостное слово - "Нет!".
Так жили мы, не зная сами,
Чем обделила нас война.
И материнскими глазами
В глаза смотрела нам страна.
Ведущий
Дети рано становились взрослыми, оставаясь без родителей, мальчики за старшего в семье, чувствуя всю ответственность за мать, сестер и младших братьев. Рассказ Рогова М. Л. О работе на заводе в годы войны.
Михаил Кузьмич теперь на пенсии, сочиняет стихи. Стихи собственного сочинения о войне читает Аня Старцева (участница районного мероприятия « Литературная гостиная»). Приложение № №7)
Ученик
"Так что же, мать?
Так, значит, мать,
Я в доме голова?
Ты начинай белье стирать,
А я - колоть дрова!
Ты говоришь:
Дровец чуток
Осталось.
Так и быть,
Продай слона,
Продай свисток!
Без них ведь можно жить!
Продай матроску, говорю!
Теперь не до тряпья.
Ты только, мама,
Не горюй!
Не брошу я тебя!"
Ведущий
Не было хлеба, еды. Надолго были забыты самые обычные вещи, необходимые в быту, но зато какова была им цена.
И еще около 200 жителей, которым дано название в последние годы «дети войны» Шорикова М. А. рассказывает, сто ей пришлось пережить.
Теперь Маргарита Александровна на заслуженном отдыхе, очень любит заниматься рукоделием- вышивкой. Девочки подарили полотенце, вышитое русским узором.
Ученик
В цветной бумажке розовое мыло,
Ты пахнешь чем-то очень дорогим,
Ты пахнешь чем-то несказанно милым,
Но чем же? Память, память, помоги!
Чуть уловимый запах земляники,
Едва заметный - ржи и васильков.
И аромат лесных тропинок диких,
И душный мед некошеных лугов,
И - вместе всё... Когда такое было?
Но память вновь меня не подвела:
Ты пахнешь детством, розовое мыло!
Как позабыть об этом я могла?
...Была война. Дымы больших пожаров
Не залетали в нашу глухомань,
Но как-то в сельсовет пришел подарок
С короткой странной надписью: "Для бань".
Я материнских глаз не позабыла,
Они светились, радовались так,
Как будто дали ей не кубик мыла,
А самородок золота с кулак.
Намытое, давно скрипело тело,
Уж мать в предбанник выносила таз,
Но открывать я долго не хотела
Захлопнутых от мыльной пены глаз.
Тогда впервые за четыре года
Мне снова пахло теплым молоком,
И белым хлебом, и тягучим медом,
И васильками, и - живым отцом.
Ведущий
Прошлое предстоит перед нами изломанным кричащим безутешным эхом.
Эхом, от которого нельзя заслониться или убежать.
Ведущий
Не было муки. Она была более легендою, чем былью,
с лебедою смешанною пылью, черная - и всё-таки бела.
Чем еще ей было нас кормить,
матери, спасавшей нас от смерти?
Это было творчеством, поверьте,
тесто из муки такой творить!
Дня не знала.
Ночи не спала.
А уж сколько свёклы перетерла...
Всё переборола.
Не дала, чтобы смерть схватила нас за горло.
Ведущий. Дорогие ветераны примите наши сувениры в подарок,
пусть они согревают ваши души.
Ведущий
Прошлое не проходит,
И к непогоде в вас она болит.
Болит не заживая Отечественная война.
Война вторая мировая война.
Конечно, нынешнему юному поколению трудно сейчас всерьез понять, почувствовать эту боль. Понять, что это такое война. Но нам нужно почувствовать эту боль. Понять, чтобы сохранить и сберечь, что у нас есть.
Дети
1Сколько лет прошло со дня Победы,Сколько мирных и счастливых лет.Благодарны вам за то, отцы и деды,Что сказали вы фашистам: "Нет!"
2Благодарны вам за то, что отстоялиВы, Отчизну дорогой ценой,Чтоб улыбки у детей сияли,Вы на смерть шли, жертвуя собой.
3. Будем жить, встречать рассветы,Верить и любить.Только не забыть бы это,Лишь бы не забыть.
4Эта память – верьте, люди, -Всей земле нужна.Если мы войну забудемВновь придет война.
Ведущий. Нашу встречу я предлагаю закончить песней «Прощание Славянки». ( Приложение № 8).
Заключение.
Человеку дана память. Память – это такой психологический процесс, который помогает человеку не просто существовать, но и жить.
Кто –то когда-то сказал, что память о войне это не заучивание стихов, военных дат сражений и так далее. С этим могу не согласиться.
Я видела и слышала, как дети читали торжественно стихи, как слушали внимательно рассказы пожилых людей.
За прошедший учебный год на заседании творческого объединения « Знатоки родного края» было проведено несколько встреч с людьми, которые знают войну не понаслышке. В Зайковском Доме Ветеранов ребята выступили с концертом, подарили на память сувениры. О трудном военном детстве в блокадном Ленинграде Наумова Людмила Ефимовна не любит вспоминать, начинает болеть голова. О том, как ее вывозили под бомбежками по «дороге жизни», рассказала ребятам социальный работник Пономарева Г. И. На встрече с участниками художественной самодеятельности «Прялянка» ребята узнали историю из жизни Шориковой М. А.. Полугодовалую Маргариту Афанасьевну привезли из детского сада, она уже умирала от голода, отпаивали ее патокой и « поставили на ноги». В Ретневской библиотеке бабушки рассказали о трудностях военного времени в колхозе. В то время многим было по 13-14 лет, а они пахали на тракторах. Вспоминают: «Пашем в поле, а на опушке леса волки стоят и воют. Страшно, ужас, а куда деваться. Не убежишь, норму надо сделать». Помнят, как в деревню пришла весть о Победе. На классном часе «Дети и война» Князев В. Ф. рассказал, как учились ребята в военное время. В Зайковской библиотеке Мурзина С. П. рассказала ребятам, как они собирали весной мерзлую картошку, ведь это для них было настоящее лакомство.
На основе выученных стихов была создана литературно – музыкальная композиция: « Помним! Гордимся! Наследуем!» с которой ребята выступали на концерте Дома культуры поселка, на торжественной церемонии награждения ветеранов и так д. Фрагмент выступления есть в приложении. А так же была создана версия стихи о войне. Видеофильм был признан лучшим в муниципальном конкурсе видеофильмов «Поклонимся великим тем годам!» (Приложение №11).Участвуя в этих мероприятиях, дети получили знания наполненные личным отношением, сопереживанием, прожитые душой. Был перекинут мостик между старшим поколением и юным, знания и чувства были связаны, а так же история Родины и история своей малой родины.
С этого и начинается воспитание толерантного отношения в основу, которого как раз и положено восприятие "малой родины" как Дома, от порога которого начинается Дорога в большой мир.
Список литературы
Разработка авторская.
Список литературы для детей6В. Цыбин «Мы родились от будущих вдов».
Л. Щасная « Мы были серыми, как соль».
О. Фоксина « В цветной бумажке розовое мыло».
4. Общественно-литературный и историко-краеведческий бюллетень
МАУК "Библиотека семейного чтения им. А.С. Пушкина.
Список литературы для учителя:
Гурьева Ирина Викторовна «Роль толерантности в гражданско-патриотическом воспитании молодежи»
В. Цыбин «Мы родились от будущих вдов».
Общественно-литературный и историко-краеведческий бюллетень
МАУК "Библиотека семейного чтения им. А.С. Пушкина.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
В начале мая на территории пансионата «Белая Горка» проходил 1-ый слет Добровольцев Ирбитского района.
Из 4 населенных пунктов нашего района съехались ребята и взрослые, которые своими добрыми делами помогали окружающим в течение года. 42 добровольца приехали на слет, чтобы познакомиться и пообщаться со своими единомышленниками, поделиться опытом работы и просто отдохнуть. Из Зайковской СОШ №1 были премированы путевками на этот слет ученики 4 «А» класса за активное участие в акции Добровольцев.
Познавательная презентация о центре соцзащиты Ирбитского района и Тропа Здоровья по лесу к памятнику природы Белая Горка сразу же способствовали сплочению детей. За короткий срок под руководством Русоковой М. ребята изготовили из простого подручного материала забавных игрушек- сувениров. А Коллективное Творческое Дело закончилось концертом. На дискотеке под зажигательную музыку играли, танцевали, конечно же, знакомились еще ближе друг с другом. Такой короткий день закончился песнями и играми у костра. Пекли на палочках хлеб, слушали, как поют птицы, наблюдали за искрами, которые гасли в ночном небе и загадывали желания. Каждому хотелось вернуться сюда еще раз через год.
Очень хочется надеяться, что слет Добровольцев будет еще одной доброй традицией в нашем Ирбитском районе.
А я, от имени всех руководителей, хочу добавить, что когда – нибудь настанет такое время, что- то доброе и светлое, которое мы сеем в души детей все- таки взойдет. И миром будет править любовь и доброта.
Участники слета «Добровольцев»
Коллективно – творческое дело.
Приложение №5
Товарищ Песня Память
Музыка: И. Шамо Слова: Р. Рождественский
Остался дом за дымкою степною
Hе скоро я вернусь к нему обратно.
Ты только будь , пожалуйста, со мнoю,
Товарищ Правда! Товарищ Правда
Ты только будь ,пожалуйста, со мною,
Товарищ Правда!
Я все смогу, я клятвы не нарушу.
Своим дыханьем землю обогрею.
Ты только прикажи- и я не струшу,
Товарищ Время, товарищ Время!
Ты только прикажи- и я не струшу,
Товарищ Время, товарищ Время!
Я снова поднимаюсь по тревоге,
И снова бой, такой, что пулям тесно.
Ты только не взорвись на полдороге,
Товарищ Сердце, товарищ Сердце!
Ты только не взорвись на полдороге,
Товарищ Сердце, товарищ Сердце!
В большом дыму и полночи и полдни,
А я хочу от дыма их избавить.
Ты только все,пожалуйста,запомни
Товарищ Память,товарищ Память!
Ты только все,пожалуйста,запомни
Товарищ Память,товарищ Память!
Приложение №6
Москва Моя
Музыка Исаак Дунаевский. Слова Марка Лисянского
Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но Москвою привык я гордиться
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой,
Я люблю твою Красную площадь
И кремлёвских курантов бой.
В городах и далёких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в веках будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Приложение № 7
Война Старцева Анна читает стихи
Сколько мужчин ушло на войну.
Чтоб защищать свою страну.
Триста, иль двести
А может быть больше.
Пушки бьют. Гранаты летят.
Люди от страха бегут и кричат.
Страшное горе пришло на страну.
Биться солдаты шли на войну….
Приложение № 8
Песня Прощание Славянки
1 Этот марш не смолкал на перронах,
Когда враг заслонял горизонт.
С ним отцов наших в дымных вагонах
Поезда увозили на фронт.
2 Он Москву отстоял в сорок первом,
В сорок пятом — шагал на Берлин,
Он с солдатом прошёл до Победы
По дорогам нелёгких годин.
Припев:
И если в поход
Страна позовёт
За край наш родной
Мы все пойдём в священный бой!
И если в поход
Страна позовёт
За край наш родной
Мы все пойдём в священный бой!
В священный бой!!!
3 Шумят в полях хлеба.
Шагает Отчизна моя
К высотам счастья,
Сквозь все ненастья —
Дорогой мира и труда.
К высотам счастья,
Сквозь все ненастья
Приложение № 9
Фотографии с мероприятия.
-5017371296
-3810165100
120015285115
878178-251236
Приложение № 10. Выступление детей в Ретневской библиотете.
Приложение №11 встреча с ветеранами в школе.