Массовые репрессии 1937-1938 гг.


История Казахстана 9 класс
Неделя День Урок
Тема урока Массовые репрессии 1937-1938 гг.
Общая цель
учить выявлять последствия политики командно-административной системы в 20–30 годы ХХ века.
Ожидаемые результаты
анализировать роль и деятельность казахской интеллигенции;
формировать умения самостоятельно делать обобщения и выводы на основе материала учебника.
Тип урока
комбинированный
Задания «Пазлы», «Карточки», «Корзина идей», «Фишбоун», «Синквейн»
Необходимые материалы стикеры, раздаточные материалы:
Ход урока:
Этапы урока Действия учителя  Действия ученика
Вводная часть
Мотивация: Здравствуйте, ребята!
Я рада видеть вас снова! Желаю вам удачи на уроке.
Эмоциональный настрой
- Предлагаю разделиться на пары.
(пазлы по теме урока)
Как вы думаете, какова тема нашего урока? (2 мин) – учащиеся озвучивают тему.
Создание коллаборативной среды
Дети собирают пазлы, два рисунка и делятся на пары.
Учащиеся складывают рисунки и получают тему «Массовые репрессии 1937-1938 гг.»
2. Ход урока
- Проверка Д/З(учитель проверяет в течение урока)

ОДЗ: Установи соответствие (3 мин)
.Карточка № 1.    Исторические деятели.
1) Ахмет Байтурсынов.                 А) ученый – геолог.
2) Мустафа Шокай.                        В) лидер партии «Алаш».
3) Алихан Букейханов.                  С) редактор газеты «Казах».
4) Сакен Сейфулин.                       Д) «Туркестанская автономия»
5) Каныш Сатпаев                          Е) «Тернистый путь»
Карточка № 2.    Исторические деятели.
1) Ф.И. Голощекин.     А) Участник Всемирной выставки прикладного искусства в Париже в 1925 г.
2) В.Радус-Зенькович. В) Казахстанский художник.
3) А. Букейханов.         С) Первый секретарь Казрайкома с 1925 года по 1933 год.
4) А. Кастеев.                Д)   Председатель СНК КазАССР5) А. Кашаубаев.          Е) Лидер партии «Алаш».
Критерий на доске
Основная часть
Итак, возвращаемся к нашей теме. Попробуем сформулировать цель нашего урока?(Слайд)
«Банк идей» (2 мин)- (клеют стикеры с знаниями по теме на контур банки и озвучивают её)
По тексту учебника
Работа в парах (с текстом учебника) (2 мин)
Читаем по пунктам текст (в группе разделите материал)
1 группа. История политических репрессий в СССР
2 группа. Казахская национальная интеллигенция пострадавшая в годы репрессий
Рассмотрение материала по приёму «фишбон» (5 мин)
Голова – проблема, кости – верхние – трудности, кости – нижние – факты, хвост – вывод
Защита фишбоун (3 мин)
Каждая группа составляет по рассказам противоположных групп составляет по 2 вопроса. Разбор вопросов (4 мин)
оценка
Сообщение учителя
Массовые политические репрессии — одна из самых печальных страниц в истории Казахстана. Здесь находились самые крупные лагеря структуры ГУЛАГа –АЛЖИР, Степлаг, Карлаг. Республика превратилась в одну большую тюрьму. За годы репрессий в лагеря Казахстана было сослано более  5 миллионов человек.
В период  с 1921 по 1954 годы в Казахстане было осуждено 100000 человек, к 25000 из них  была применена высшая мера наказания – расстрел.
Прямым результатом становления тоталитарной власти стало раскручивание репрессивной машины. Как результат этого - усиление политических преследований участников партии Алаш, которые высказывались против политики центра. Далее следовали нарушения прав человека и республики.
В период с 1937 по 1938 года в Казахстане прошли массовые репрессии. Всех «неверных» под разными предлогами  удаляли из республики. Многие были сняты со своих постов.
  К концу 20-х годов  подозрительность и нагнетание стали всеобщими. В1928 г. были репрессированы  бывшие деятели Алаш – Мыржакып Дулатов, Магжан Жумабаев, Ахмет Байтурсынов. Положение в республике чрезвычайное: везде ищут врагов, на шахтах подстраиваются аварии, которые впоследствии объясняются этими поисками. Повсеместно фабрикуются уголовные дела, проводятся чистки в партийных организациях. В это же время были созданы лагеря – Сазлаг, Карлаг, Алжир и многие другие.
Была уничтожена  национально-либеральная интеллигенция, почти все видные деятели партии Алаш-Орда
Излюбленным объектом сталинских репрессий выступали  местные партийные деятели – так называемые национал - уклонисты. По сталинской системе  они подвергались моральному  и физическому уничтожению. 3 (мин)
Беседа по содержанию:
3 вопроса каждой гр (в банке) -3 мин
Вывод, оценка
Дополнительное опережающее задание. (10 мин) – Семёна по проекту (проект- презентация)- музыка
Учащиеся школы провели исследовательскую работу о жизни репрессированных людей в селе Летовочное.
Кривенцова Бронислава Ивановна (репрессированная в 1936 г.)
Родилась в 03.01.1923 г. на Украине Каменец-Подольской области, Плужанском районе, село Плужанское. Её родители были простыми людьми: мама – Демьяновская (Гурская) Юзефа Иосифовна работала в школе помощником повара, после рождения детей была домохозяйкой. Папа- Демьяновский Иван Иванович на лошади возил доктора на вызовы. В семье было 6 детей. Всё было хорошо, жили неплохо, но настал 1936 год. Началась депортация людей в Среднюю Азию, Казахстан и Сибирь. В этот год Брониславу Ивановну вместе с сёстрами, братом и мамой погрузили в вагоны и отправили в Казахстан. За что? Что сделали эти люди плохого? Их выслали в Кокчетавскую область, Келлеровский район по национальным мотивам, так как польская национальность стояла на спецучёте до 1956 г. Прибыли в село Волынск. Вокруг голая степь, лишь ковыль с человеческий рост колыхался на ветру. Было очень страшно, тяжело, горечь и осадок на душе. Вначале поселились в палатках, пока не начали строить землянки. Их делали из самана, крышу накрывали соломой. Настал грозный 1941 год. Сколько горя и несчастья принесла война людям! Мужчин, юношей стали призывать на войну. Дома оставались женщины, старики и дети. Многих из них отправляли в трудармию. Вот так и попала Бронислава Ивановна в Тагил. Там она вместе с другими сеяла, сажала, убирала зерно, фрукты, овощи и отправляла их на фронт. Здесь же она познакомилась со своим первым мужем.
После долгожданной победы в 1945 году она приехала обратно в Волынск. Здесь родился ее сын Владимир. Потом переехала в соседнее село Летовочное. Когда умерла её сестра, Бронислава стала воспитывать её сына, вышла замуж. Она счастливая мама: вырастила вместе с любимым мужем четверых сыновей и дочь!
Работала она в РМЗ, строителем, санитаркой в больнице. Сейчас у неё 17 внуков, 16 правнуков, 2 праправнука. В свободное время любит
вязать теплые вещи для своих детей, внуков и правнуков.
За многолетний и добросовестный труд Бронислава Ивановна была награждена медалями. «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 годы».
Памятными медалями от президента в 2004, 2010 годах.
Кувшинников Виктор Егорович.
Родился 18 марта 1941 г. в селе Летовочное. Мама Анна Прохоровна родом из Оренбурга, а папа Егор Григорьевич - из Куйбышева. В процессе раскулачивания их семей мама, её брат Николай и родители были отправлены в Казахстан. И отец со своим братом также был депортирован в Казахстан, а остальные члены семьи были оставлены в Куйбышеве по неизвестным причинам. Приехали в село Летовочное.
Здесь родители Виктора - Анна и Егор познакомились, полюбили друг друга и создали семью. Егор Григорьевич работал трактористом, затем бригадиром. Он принимал активное участие в освоении целины. Анна Прохоровна вначале работала прицепщицей, трактористкой, а когда родились дети, занималась их воспитанием. Родиной Виктора стало село Летовочное, где и он обосновался со своей семьей. В настоящее время у Виктора Егоровича крепкая и дружная семья: четыре дочери и сын, 7 внуков. Сейчас он на заслуженном отдыхе, занимается разведением кроликов и коз. В этом ему охотно помогает его внук Семен, мой младший брат. Виктор Егорович – мой дедушка. Анна Прохоровна. Он часто рассказывает историю своей семьи, про грозные годы репрессии. Мы соприкасаемся с историей не только нашей семьи, но и с историей нашего народа.
Целеполагание
Озвучивают, что написали на стикерах и приклеивают на контур банки
Учебный материал делят на членов группы, в течение 5 минут изучают
Группой распределяют задания и выполняют
Защита
Отвечают на вопросы
Итог
Сегодня мы с вами смогли коснуться истории, которая круто изменила многие судьбы. Очень много вопросов останется у нас с вами. Зачем? Почему? Для чего страдали люди? Наверно, никто уже не ответит нам. Несмотря на все трудности, некоторые из них смогли выжить, создать семью, воспитать детей. Жизнь продолжается.
Рефлексия
«Синквейн» (3 мин)
. Мы живем в другом мире, где нет насилия, неравенства. Все национальности живут в мире и согласии. Пусть так будет всегда!
Оценка учащихся за урок
Д\з пар, доп. материал лагеря, созданные в годы репрессий в Казахстане