Урок мировой художественной культуры Поклонимся великим тем годам… по теме: Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет.
МБОУ "Родниковская школа-гимназия"
Симферопольского района Республики Крым
Методическая разработка урока
мировой художественной культуры занятияв 11 классе"Поклонимся великим тем годам..."по теме:"Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет". Учитель: Чиглазова Татьяна Николаевна
2015 годСимферопольский район
Тема раздела: "Русская художественная культура XX века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам."
Тема урока: Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет.
Художественное название: "Поклонимся великим тем годам..."
Цель урока: посредством основных видов искусства обратить учащихся к историческим событиям прошлого и настоящего.
Задачи урока:
Образовательная: повторить понятия, произведения и фамилии авторов.
Развивающая: развивать творческие способности учащихся, навыки устной речи, выразительного чтения.
Воспитательная: воспитывать чувства глубокого уважения и благодарности к ратному подвигу участников Великой Отечественной войны 1941-1945гг., ветеранам войны, труженикам тыла чувство гордости за народ-победитель;
Форма проведения: урок памяти.
Тип урока: комбинированный медиаурок с применением интерактивных технологий.
Оснащение: телевизор, компьютер, полноэкранная слайдовая презентация, созданная в программе Microsoft Office Power Point, которая дополнена информацией, полученной с помощью образовательных и энциклопедических ресурсов Интернет. Презентация может использоваться как с проектором – демонстрация для большой аудитории, так и отдельными пользователями на ПК. Презентация состоит из 66 слайдов, они знакомят нас с образами искусства Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., репродукция плаката И.М.Тоидзе "Родина -мать зовет".
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебник мировой художественной культуры Рапацкой Л.А., 11 класс, 1 часть.
План урока.
Создание эмоционального тона урока.
Актуализация опорных знаний. Работа с понятиями.
Конкурс эпиграфов к уроку.
Интерактивный прием "Махровое полотенце".
Песня "Священная война". А.В.Александров,
В.И.Лебедев-Кумач.
Стихотворение-перекличка.
Плакат И.М.Тоидзе "Родина-мать зовёт".
Стихотворение Константина Симонова "Жди меня".
Медиа-продукт "Жди меня", созданный учениками класса.
Фильм Л.Лукова и Е.Габриловича "Два бойца".
Мини-рецензия на просмотренный эпизод фильма.
Интерактивный прием "Интервью с А.А.Ахматовой"
А.А.Ахматова. Стихотворение "Победа".
Песня "Легендарный Севастополь". В.Мурадели, П.Градов.
Медиапрезентация "По местам боевой славы Крыма". Скульптура.
Рефлексия. Интерактивный прием "Письмо по кругу".
Ход урока:
Ребята, сегодня мы будем работать в группах историков-искусствоведов, вы сели соответственно периоду ВОВ, искусство которого готовили дома.
Одиннадцатиклассники сидят по группам.
1 группа - начало войны 1941 год
2 группа - период с 1942 по 1944 год- боевые действия
3 группа - победоносное изгнание врага - 1944-1945 годы
Играет музыкальная композиция 7-я симфония Шостаковича тема "Нашествия".
Учитель:
Степан Щипачев 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА
Казалось, было холодно цветам,и от росы они слегка поблёкли.Зарю, что шла по травам и кустам,обшарили немецкие бинокли.Цветок, в росинках весь, к цветку приник,и пограничник протянул к ним руки.А немцы, кончив кофе пить, в тот мигвлезали в танки, закрывали люки.Такою все дышало тишиной,что вся земля еще спала, казалось.Кто знал, что между миром и войнойвсего каких-то пять минут осталось!
Ребята, сегодня у нас очень особенный урок, урок памяти, на котором посредством основных видов искусства мы обратимся к историческим событиям Великой Отечественной войны.
Слайд 2-3.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ:
Давайте вспомним с вами определения понятий, которые прозвучат сегодня на уроке. У вас на столах розовые листы, на них перепутанные определения понятий, соберите понятия в правильном порядке и дайте определение:
Слайд 4-7.
1 группа: ИСКУССТВО, ЖИВОПИСЬ.
2 группа: ЛИТЕРАТУРА, СКУЛЬПТУРА.
3 группа: МУЗЫКА, КИНОИСКУССТВО.
Учитель: Я долго не могла определиться с эпиграфом к нашему уроку, поэтому прошу вашей помощи, какой из представленных эпиграфов теснее всего перекликается с темой и целью урока-памяти.
Конкурс эпиграфов
Люди!
Покуда сердца стучатся,
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните! (Р. Рождественский)
«Ни одна армия в мире не имела такой силы, как
наше искусство»
Маршал Советского Союза В. И. Чуйков
О войне, какой бы трудной она ни была, надо писать правду и всю правду, какой бы она ни была горькой.
Василь Быков
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В.Лебедев-Кумач
Учитель: В моей памяти ВОВ будет жить вечно, ведь мой дед - разведчик партизанского отряда, накануне я нашла его фронтовой альбом, и когда перечитывала его в очередной раз, поняла, ведь молодые мальчишки и девчонки в нем - ваши ровесники.
Слайд 8-11.
Коля: Совсем недавно был выпускной вечер. Но как же давно это было. Идёт война. Троих наших ребят уже нет в живых, а войне ещё не видно конца. Как подумаю, что нет Вани, Толи, Лидочки и уже никогда и ничего не будет, становится страшно.
Учитель. Именно страхом было объято искусство первого периода ВОВ, народ был в панике, не хотелось верить в то, что началась война, так стремительно и так бесповоротно
Как вы думаете какими словами-ассоциациями можно охарактеризовать первый период войны?
МАХРОВОЕ ПОЛОТЕНЦЕ
Страх, неизвестность, расставание, паника, слезы
Учитель: Да именно это понимал композитор Александр Васильевич Александров, который написал музыку на стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача в 1941 году. И родилась песня "Священная война".
Играет музыка. Ученики слушают песню.
Песня "Священная война".
Слайд 12.
Галя Постол
Стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача, начинавшиеся этими строками, призывным набатом прогремели на всю страну и отозвались в сердцах миллионов советских людей гневом и ненавистью к фашизму, решимостью и готовностью защитить с оружием в руках любимую Отчизну.
24 июня 1941 года они впервые прозвучали на радио.
Музыку к ним написал Александр Васильевич Александров. Именно этой песне и суждено было стать по праву «музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны», песней-символом сурового и незабываемого военного времени.
Стих-перекличка.
Вставай, страна огромная,Вставай на смертный бойС фашистской силой тёмною,С проклятою ордой!
Пусть ярость благороднаяВскипает, как волна, -Идёт война народная,Священная война!
Дадим отпор душителямВсех пламенных идей,Насильникам, грабителям,Мучителям людей.
Не смеют крылья чёрныеНад Родиной летать,Поля её просторныеНе смеет враг топтать!
Пусть ярость благороднаяВскипает, как волна, -Идёт война народная,Священная война!
Учитель. Священная, великая война!!! Первыми откликнулись на военные события художники-плакатисты. Среди первых плакатов времени ВОВ особенно сильное впечатление произвел плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт!».
Слайд 13.
Лиля Несват
«Родина-мать зовёт!» знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны.Работу над ним художник начал в момент сообщения Совинформбюро 22 июня 1941г. А в середине июля- плакат был известен уже всей стране... Автор плаката «Родина-мать зовет» – Ираклий Моисеевич Тоидзе. Позировала для образа Родины-матери жена художника, Тамара Теодоровна.
Вера БудановаИз воспоминаний сына художника:" Вбежав к отцу в мастерскую, мама с шумом распахнула дверь, крикнула в отчаянии: «Война!» Видимо, выражение лица у нее было такое, что отец воскликнул: «Стой так и не двигайся!» Мама позировала до утра.
Через пять дней плакат уже вышел из типографии. Только первый тираж зашкалил за миллион.
Учитель. Именно в таком эмоциональном порыве руководство страны начинает судорожно хвататься за все соломинки: даже за "безыдейную" лирику, чтобы люди воспряли духом. Стихотворение Константина Симонова "Жди меня" было написано на гребне той духовной волны, что поднялась в сердцах 22 июня 1941 года.
Слайд 14.
Потапова Вероника.
Пока армия пыталась хоть как-то задержать немцев, мальчишки, парни и мужчины шли в военкоматы. Прощались с любимыми. Не всегда говорили "Жди меня". Это и без того было в глазах, в воздухе.
Шли 171-е сутки войны. 4-й день нашего контрнаступления под Москвой.
9 декабря 1941-го. Из утренней сводки Совинформбюро: "Наши войска вели бои с противником на всех фронтах". Симонов в Москве, читает свое стихотворение на радио.
Учитель: Вашему вниманию медиа-продукт, созданный в соавторстве Данияровым Мустафой и Ивановым Николаем.
Слайд 15.
Учитель: Неизвестность наверняка прибавляла новые морщины и седины в волосах тех женщин, которые ждут своих любимых. Но именно вера в то, что они когда-нибудь вернутся, давала им силы выжить в кровавой мясорубке, именуемой войной.
Слайд 16.
Ученик читает из альбома.
Мустафа (читает письмо): Здравствуй, жена моя и сынок, которого я ещё не видел! Сообщаю вам, что я на фронте, на передовой. Бои идут очень сильные, много моих товарищей погибло, но я ещё жив. Надеюсь, что скоро мы фрицев разобьём, и я смогу вас обнять. Я понимаю, что вам тоже не сладко. Держись, я вернусь и мы станем жить лучше прежнего. Верь мне. Твой Володя.
Учитель: Именно верой в Победу наделяло людей искусство, созданное на втором этапе войны.
Как вы думаете, какими словами-ассоциациями можно охарактеризовать это искусство.
Героизм, самоотверженность, борьба, испытания, смерть, боль, мужество
Учитель. Мужество, героизм, целеустремленность, вот что вело к Победе наших бойцов.А настоящая дружба была на вес золота.
Слайд 17.
Коля ИвановПростой и бесхитростный рассказ о фронтовой дружбе солдат Аркадия Дзюбина и Саши Свинцова, сражавшихся с фашистами под Ленинградом.
Марк Бернес и Борис Андреев - исполнители главных ролей. Совершенно разных по характеру бойцов связывала крепкая солдатская дружба.
Сережа Черновский
Картина "Два бойца" вышла на экраны 6 октября 1943 года. Автор сценария: Евгений Габрилович. Режиссер: Леонид Луков.
Фильм "Два бойца" был снят в 1943 году на Ташкентской киностудии, куда были эвакуированы основные силы советского киноискусства.
Слайд 18. Просмотр видео-отрывка.
Учитель: Предлагаю вам написать мини-рецензию просмотренного отрывка фильма по алгоритму.
Мини-рецензия на просмотренный эпизод фильма
Слайд 19.
Слайд 20-24.
Сергей. Только здесь на фронте я понял, какая ослепительная вещь - жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимаешь. Сколько видел и пережил - сожженные немцами сёла, женщины у которых убиты дети. В феврале был контужен, провалялся в госпитале месяц... Я очень люблю жизнь. Но если бы мне пришлось умереть, я бы умер как надо. Я научился лютой ненависти. Я верю в историю, верю в наши силы. Я знаю, что мы победим.
Севара. Женщины на войне. Страшно это. На страшной войне XX века женщине тоже пришлось стать солдатом. Она лечила, вытаскивала раненых, перевязывала, соединяла телефонные провода. А ещё она бомбила, взрывала мосты, летала на бомбардировщиках, убивала врагов. Тех, кто непрошенным гостем пришел на её землю. А в перерывах между боями они писали письма домой.
"Мамочка, здравствуй" Как ты там, моя родная? Скоро буду дома. Мамочка! Как там моё любимое платье? Сохрани его до моего возвращения. Целую тебя, твоя Тома".
Слайд 25.
Учитель: Анна Андреевна Ахматова, хрупкая женщина, в годы войны была эвакуирована из Ленинграда, и прожила до Победы в Ташкенте. Но ее стихотворения наделяли бойцов мужеством.
АННА АХМАТОВА- Алиева Урхие. Добрый день, хоть я и не переживала голодную блокаду родного Ленинграда, но мне очень близка была тема войны.
Ученик. Скажите, а чем для Вас была война?
АННА АХМАТОВА. Война - это общенародное горе – это и личное горе поэта.
Ученица. Анна Андреевна, ведь у Вас была тяжелая и трагическая жизнь, но несмотря на это в ваших стихотворениях никогда не звучало отчаяние и растерянность, почему?
АННА АХМАТОВА. Я скажу вам одно, жизнь нужно прожить мужественно, я очень рада быть душой со всеми своими читателями, этим и живу.
Ученик: Где вы встретили войну? Как это произошло?АННА АХМАТОВА. Конечно же в Ленинграде, помню как с противогазом через плечо, несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны, шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи.
Ученик. Какими основными качествами была пропитана Ваша лирика?
АННА АХМАТОВА : В моих произведениях времен ВОВ твердость и мужество, спокойствие и уверенность в том, что мы обязательно победим.
Учитель: Анна Андреевна, почитайте пожалуйста свои стихи о победе
И в День Победы, нежный и туманный,Когда заря, как зарево, красна,Вдовою у могилы безымяннойХлопочет запоздалая весна.Она с колен подняться не спешит,Дохнет на почку, и траву погладит,И бабочку с плеча на землю ссадит,И первый одуванчик распушит.1945
Учитель: Какие же они счастливые на этой фотографии, ребята, так ведь это ж в день Победы, все верно.
Слайд 26.
Артур. Тихо Как же тихо стало на земле! Оказывается, еще поют птицы и распускаются деревья, и я дома, и я жив!
Ребята, какими словами-ассоциациями мы с вами можем охарактеризовать третий победный этап войны.
Воодушевление, радость, стремление, Победа, стойкость, благородство, вера, счастье.
Сегодня мы с вами обязательно должны отдать дань Памяти Крымской земле, которая полита кровью сотен тысяч людей, на груди которой две звезды героя: Керчь и Севастополь.
Слайд 27.
Играет музыка "Легендарный Севастополь"
Ислямова Эльмаз.
В 1954 моряки-черноморцы обратились к композитору Вано Ильичу Мурадели с просьбой написать для города песню, посвященную 100-летию героической обороны города и 10-летию победы в ВОВ.
Поэт Петр Градов написал слова.
Город-герой принял песню, она стала по праву его музыкальной эмблемой, а с 1994 года его гимном.
Презентация о памятниках ахитектуры ВОВ Крыма.
Слайд 28-64
Учитель. Память может быть кратковременной, а может быть вечной, если впечатление об увиденном и услышанном вы пропустили через сердце. Поэтому дома оживите эти эмоции и ...
Домашнее задание
Помните!
Через века,
Через года,-
Помните!
О тех, кто уже не придет
никогда,-
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны.
Памяти павших
будьте
достойны!
Вечно достойны!
Прием “Письмо по кругу”
Давайте с вами достойно будем беречь память. На листе напишите посланию вашим сверстникам и младшему поколению о Великой Отечественной войне, ведь если вы забудете о ней, то кто же расскажет об этом вашим детям... Свое послание начинайте со слова: "Помните..."
Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115