Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через ознакомления с явлениями неживой природы
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через ознакомления с явлениями неживой природы.
Н. Островский когда-то сказал: «Жизнь дается человеку один раз и прожить ее надо так». Мы хорошо помним эти известные слова. Но, чтобы прожить жизнь так или иначе, сначала необходимо ее сохранить на любом из ее этапов. Всем нам, родителям, воспитателям, всем взрослым необходимо защищать наших детей, а еще важнее – научить их защищаться самостоятельно в этом беспокойном мире. Многие мамы, папы, бабушки, дедушки пытаются решить проблему безопасности детей разными способами: ограждая, запрещая, пряча, утаивая и т.п. Опыт показывает, что важнее научить ребенка осознанно действовать в той или иной ситуации.
Поэтому в последнее время все чаще стали говорить о формировании уже в дошкольном возрасте основ безопасности жизнедеятельности. Но педагогическая практика, в частности, мы, воспитатели, испытываем огромное затруднение из-за недостаточности методического и наглядного материала по данной проблеме.
Исходя из актуальности излагаемой проблемы, были поставлены задачи:
– разработать план по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности при ознакомлении с явлениями в неживой природе.
– научить своих ребятишек беречь не только окружающую среду, но и оберегать свой организм от некоторых явлений в неживой природе (горячего, яркого солнца, коварных сосулек; холодного, кислого дождя; гололеда и пр.)
– сформировать у них адекватное поведение в различных опасных для организма ситуациях, связанных с явлениями в неживой природе.
– познакомить родителей с намеченными задачами и расширить их представления о явлениях в неживой природе.
Для претворения в педагогическую практику намеченных задач использовались следующие педагогические средства:
– наблюдения; занятия; различные игры (подвижные, словесные, дидактические игры с наглядным материалом, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры); чтение произведений детских писателей и поэтов о различных явлениях неживой природы; чтение стихов А.С. Пушкина; устное народное творчество (народные приметы, загадки о явлениях в неживой природе); работа с родителями.
В самом начале работы была проведена диагностика с целью выявления у детей знаний о правилах поведения в природе, чтобы не навредить своему организму.
Следующим этапом работы стало составление перспективного плана по ознакомлению детей с различными явлениями в неживой природе и обучению в связи с этим основам безопасности жизнедеятельности.
Из педагогических средств на первое место выходят наблюдения за явлениями в неживой природе, т.к. только наблюдая их в натуре можно увидеть, услышать, пощупать, почувствовать происходящее.
Наблюдения за явлениями в неживой природе организуются во время прогулки то в I, то во II половине дня, стараясь показать детям то или иное явление многократно и именно в тот момент, когда оно наиболее ярко выражено.
В процессе наблюдения детей приучаем более внимательно наблюдать явления, устанавливать простейшие связи между ними, формируем у детей конкретные представления о том, или ином явлении, воспитываем интерес, способность любоваться всеми явлениями неживой природы; соотносить свое внутреннее состояние с состоянием погоды в данный момент; во время наблюдений необходимо включить работу как можно большее количество анализаторов (слуховые, зрительные, тактильные и др.), поэтому с каждым новым наблюдением за одним и тем же явлением дети пополняют свои знания об этом явлении. Например наблюдение за дождем проводилось очень много раз и каждый раз дети узнавали что-то новое от дожде: то он теплый, то слепой, то косой, то холодный, то моросящий, и каждый раз выясняли какое настроение вызывает тот или иной дождь, совместными усилиями вырабатывали правила поведения во время дождя, чтобы не нанести вред своему организму. По итогам многочисленных наблюдений за дождем было проведено комплексное занятие «Грустная осень», и главное, появился вывод о том, почему нельзя ходить под дождем босиком без зонта и без головного убора. На основе этого вывода сделали алгоритм безопасного поведения под дождем.
А такое явление как гроза нередко вызывает у ребенка страх, поэтому перед непосредственным наблюдением этого явления объяснили детям суть этого явления природы на занятии. Дети сначала послушали рассказ о грозе с использованием картины Маковского «Дети, бегущие от грозы», и произведений «Гроза» Т.Д. Нуждиной и «Что в это время делало электричество?». Из рассказа дети узнали, что это за явление, что представляет собой молния, гром, чем опасно это явление для человека и как правильно вести себя во время грозы дома или в парке. И только после рассказа провели наблюдение за грозой из окон группы и закрепили правила своего поведения во время грозы. На основе знаний детей полученных из рассказа, полученных из рассказа воспитателем о грозе, личного наблюдения за этим явлением было проведено итоговое занятие по ОБЖ и развитию речи на тему «Научим Машу правильно ввести себя во время грозы себя в парке».
А различные виды игр (подвижные, словесные, дидактические и т.п.) применяются на этапе закрепления полученных знании детьми на занятиях (как его часть, во время наблюдений, в совместной работе воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей.) Например, с помощью дидактических игр, которые были придуманы совместно с детьми «Опасности, таящиеся в сосульке», «Чем опасны солнечные лучи», «Расставь знаки опасности» выяснилось, с кем из детей необходимо работать по той или иной теме.
Чтобы интерес к полученным знаниям по данной теме у детей не пропадал, а наоборот вырастал, чтобы восприятие любого явления было более эмоционально, чтобы знания о явлениях были глубже необходимо использовать произведения детских писателей и поэтов о различных явлениях в природе. Особенно широко, практически при ознакомлении со всеми явлениями неживой природы использовалась книга Т.Д. Нуждиной «Чудо-всюду». Большую помощь оказали произведения А.С.Пушкина, были сделаны подборки стихов и отрывков из различных его произведений и читали их постоянно, при наблюдении того или иного явления неживой природы.
Также была произведена подборка народных примет и загадок о различных явлениях в неживой природе, которые широко использовались в работе с детьми и на занятиях, и при непосредственном наблюдении за явлениями с целью более эмоционального восприятия данного явления, выделения наиболее характерных его особенностей.
Обучая детей правилам безопасного поведения при ознакомлении с явлениям неживой природы, не обошлось, конечно, без помощи родителей. В первую очередь познакомили родителей с задачами по данной проблеме, затем провели анкетирование с целю выяснения их мнения о необходимости проведения запланированной работы по обучению детей правилам безопасного поведения при знакомстве с явлениями неживой природы. Анализ анкет показал, что 90% родителей признают эту работу необходимой и своевременной, учитывая еще и то что, экологическая обстановка в последние годы ухудшилась, затем в индивидуальных беседах с родителями выяснили по какой теме им нужна консультация.
После проведенной работы наблюдая за детьми в игре, проведя диагностические исследования детей, беседуя с родителями, был сделан вывод о том, что наша работа дала положительные результаты. Дети твердо усвоили правила безопасного поведения во время грозы дома и в парке, во время дождя, знают, как уберечь свой организм от палящих солнечных лучей, как вести себя, чтобы не было обморожения, усвоили правила передвижения по тонкому льду, знают, чем опасен снег и сосулька, и пр.
Кроме того значительно обогатились сюжеты детских игр. Например, в сюжетно-ролевой игре «Доктор» появились сюжеты, когда привозят на скорой помощи больных с солнечными ожогами и обморожениями, а врач назидательно советует, как необходимо себя вести, чтобы этого не случилось.
А еще был сделан вывод о том, что в дальнейшем необходимо научить детей оказывать первую помощь при солнечном ожоге, тепловом ударе, ударе молнии и т.п. на тот случай, если когда-нибудь эти знания могут детям пригодится в жизни.
С детьми мы всегда работаем по принципу: давать как можно больше информации, включая при этом работу наибольшего количества анализаторов, а уж мозг каждого малыша выберет из обилия этой информации то, что ему по силам.
Список литературы:
Аванесова В.Н. и др. Дошкольник. – М.: Педагогика, 1979 год.
Нуждина Т.Д. «Чудо-всюду» Энциклопедия для малышей. – Ярославль.: Академия развития.
Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. – М.: Просвещение, 1992 год.
Сизенко – Казанец З.Д. Природа и дети. – М.: Просвещение,1996 год.
Соломахина Г.И Формирования основ экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста. – Волгоград.: Перемена, 1994 год.
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М.: Просвещение,1992 год.
15