Педагогические цели: способствовать развитию умения распознавать слова, которые нужно проверять перед написанием, подбирать проверочные, сравнивать парные по звонкости -глухости согласные звуки в проверочном и проверяемых словах. Задачи: — актуализиров

Предмет русский язык 18.01.17г
Тема «Парные звонкие и глухие согласные. Проверяемые и проверочные слова».,
Тип урока: урок открытия нового знания
Педагогические цели: способствовать развитию умения распознавать слова, которые нужно проверять перед написанием, подбирать проверочные, сравнивать парные по звонкости -глухости согласные звуки в проверочном и проверяемых словах. 
Задачи:
- актуализировать знания о парных согласных
- организовать деятельность по выбору  способа определения парного согласного на конце слова
Планируемые результаты:
(предметные) Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметные:
Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; логические – анализируют текст, определяют его смысл, используют доказательство.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.
Личностные: принимают и осваивают личностную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.
Основное содержание темы, понятия и термины:
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным и его обозначение буквой на письме
Оборудование: Базовый учебник УМК «Школа России» Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2014

 Ход урока
 1.     Мотивирование к учебной деятельности
Цель: мотивировать к учебной деятельности
Прозвенел для нас звонок  -
Начинается урок.
К нам без опоздания 
Приходи, старание. 
Помоги нам потрудиться:
Мы пришли сюда  учиться.
-   На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке русского языка)
Прежде чем нам перейти к новой теме, я прошу вас объяснить пословицу.
(Без труда не выловишь и рыбку из пруда).
Почему на уроке вспомнили эту пословицу?
Объясните эту пословицу (Всякое дело требует усилий).
Какую еще пословицу знаете с таким смыслом?
- Работа веселит сердце человека.
-Терпенье и труд все перетрут.
- Работай до поту - поешь в охоту.:
- Как это относится к вам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение, старание и усилия. Тогда все получится).
- Какое значение у слова « старание»? (Работа с толковым словарем в парах)
-  Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний. Я желаю вам, чтобы у вас на уроке все получилось.
Ребята,чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:
Я хороший,
Я всё знаю,
Я всё умею,
Я буду стараться,
У меня всё получится.
Вы будете самостоятельно оценивать все задания при помощи сигнальных карточек.
2.     Актуализация комплекса  знаний и способов деятельности.
Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности  по шагам и организовать фиксирование индивидуальных затруднений.
Минутка чистописания. Город красоты.
1.Пальчиковая разминка
2.Характеристика буквы Д.
3.Запись слов по образцу: Друг, дружина, дружище
4. Подчеркнуть основу, выделить корень и окончание.
5. Дать понятие о чередовании г/ж в корнях слов (друг-дружба)
6. Взаимопроверка. ( карточки)
Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.
Орфографическая зарядка.
 - Итак, в путь.
 - Остановка в городе Слов.
 - Жители этого города предлагают провести орфографическую минутку.
Указка, страна, берёза, флаг, пальто, озеро.
-Разделите слова на группы. (1-слова с проверяемой безударной гласной, 2 – с парной согласной, 3 - слова с непроверяемой безударной гласной).(карточки)
Постановка проблемы урока
- Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)
- Все ли написали правильно эти слова?
-Как вы считаете, почему мы допустили ошибки или сомневались в написании этих букв? (написания слов с парной согласной в корне, на конце слова).
Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.
-Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Правописание слов с парной согласной в корне, на конце слова).
-Какие цели поставите перед собой? (научиться узнавать слова с парной согласной в корне, на конце слова; правильно писать слова с парной согласной в корне, на конце слова; подбирать проверочные слова).
- В течение урока мы ответим на вопросы:
Что
Где                                надо проверять?
Как
Чем  
3.     Усвоение новых знаний и способов действий
Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить место и причину затруднения
- Словарная работа - Отгадайте загадки, запишите слова и проанализируйте причину затруднения:
На солнце греется пузатый
Крепыш в рубашке полосатой. (арбуз)
  Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице (морковь)
 
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь)
 Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
 Кто это мастер на стёкла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?(мороз) (карточки)

 Построение проекта выхода из  затруднения.(на доске)
Цель: построить проект выхода из затруднений.
- работа в парах
ГРИБ                   ГОЛУБКА
ЗУБ                     ЗАКЛАДКА
 ГЛАЗ                  РЕДКИЙ
- Что общего в первом столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов первого столбика? - Как назовём эту эта орфограмму? (парная согласная в конце слова).
-Что общего во втором столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)
-Что общего у  слов первого и второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)
- Давайте подумаем, как проверить парную согласную в корне, на конце слова?
 (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
 Вывод: - Ответим на вопросы:
- Что надо проверять? (парную согласную в корне, на конце слова)
-Где надо проверять? (в корне, на конце слова)
-Как надо проверять? (Надо проверять однокоренные проверочные слова)
- Чем надо проверять? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.) (карточки)

Физминутка.
- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Здоровья.
Зарядка для глаз:
 4.     Реализация построенного проекта.
Цель: реализовать проект.
- Продолжаем наше путешествие. Я хочу рассказать вам сказку.
Спор согласных.
 - В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.
 - В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.
 - Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, - говорили глухие.
 Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки.
 - Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД  нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, - усмехались глухие согласные.
 Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила.
 И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО.
 - Как вы думаете, что сказал король – всемогущее ПРАВИЛО?
Правило-вывод.
Чтобы правильно написать парную согласную в середине слова, надо подобрать проверочное слово, для этого нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный звук (н).
-Вспомним алгоритм проверки парной согласной.
Алгоритм
Прочитать слово
Выделить корень
Определить парную согласную
Подобрать проверочное слово
- Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.
-Давайте проверим наши знания с эталоном в учебнике.
Упражнение 35
5. Первичное закрепление
УПРАЖНЕНИЕ 36
6.Разноуровневая творческая работа Составь стихотворение». Из трех двустиший каждая группа выбирает то, с которым выполняет предложенные задания.
1. Это наш свирепый ,
Очень страшен лёвин гнев.
2. Вот колючий умный ,
На клубочек он похож.
3. Вот невидимый наш ,
Под землёю роет ход.
Слова для справок: ле., носоро., кро.,ё.
7. Рефлексия учебной деятельности.
Итог урока.
- Наше путешествие подошло к концу. Вы хорошо потрудились на уроке.
- С чем вы сегодня познакомились?
- Вернёмся к целям нашего урока?
     - Что надо делать, если сомневаешься в написании парной согласной?
Парные согласные – самые опасные!
В корне ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй!
- Почему мы достигли поставленных целей?
- А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни?
Закончите предложения:
Самым интересным для меня было , потому что
Самым скучным для меня было , потому что
Теперь бы я ещё хотел узнать о , потому что
11.Домашнее задание. 
Учебник стр.24, Упр.38
15