Разработка урока по химии10 класс Химические свойства металлов.Электрохимический ряд напряжений металлов
Дата Предмет Химия Класс 10
Тема урока: Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов
ТЦУ:1.Изучить химические свойства металлов в зависимости от их активности.. 2.Развивать логическое мышление, память ,речь учащихся.
3.Воспитывать усидчивость и ответственность в учебе.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядный.
Оборудование: периодическая система хим.элементов, электрохимический ряд напряжений металлов.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос
Металлы .Неметаллы. Положение их в ПСХЭ. Особенности строения атомов и их окислительно- восстановительные свойства
Блеф-игра: «Верите ли Вы, что…».
Металлы занимают верхний левый угол в ПСХЭ.В кристаллах атомы металла связаны металлической связью.
Валентные электроны металлов крепко связаны с ядром.У металлов, стоящих в главных подгруппах (А), на внешнем уровне обычно 2 электрона.В группе сверху вниз происходит увеличение восстановительных свойств металлов.
Чтобы оценить реакционную способность металла в растворах кислот и солей, достаточно посмотреть в электрохимический ряд напряжения металлов.Чтобы оценить реакционную способность металла в растворах кислот и солей, достаточно посмотреть в периодическую таблицу Д.И. Менделеева
Вопрос классу? Что обозначает запись? Ме0 – ne —> Me+n
Ответ: Ме0 – является восстановителем, значит вступает во взаимодействие с окислителями. В качестве окислителей могут выступать:
Простые вещества (+О2, Сl2, S…)
Сложные вещества (Н2О, кислоты, растворы солей…)
3.Подготовка к восприятию новой темы.
Вопрос классу? От каких факторов зависят восстановительные свойства металлов?
Ответ: От положения в периодической таблице Д.И.Менделеева или от положения в электрохимическом ряду напряжения металлов.
понятия: химическая активность и электрохимическая активность.
Пред началом объяснения ребятам предлагается сравнить активность атомов К и Li по положению в периодической таблице Д.И. Менделеева и активность простых веществ, образованными данными элементами по положению в электрохимическом ряду напряжения металлов.
Возникает противоречие: В соответствии с положением щелочных металлов в ПСХЭ и согласно закономерностям изменения свойств элементов в подгруппе активность калия больше, чем лития. По положению в ряду напряжения наиболее активным является литий.
4.Новая тема .
Отличие химической от электрохимической активности объясняется тем, что электрохимический ряд напряжений отражает способность металла переходить в гидратированный ион, где мерой активности металла является энергия, которая складывается из трех слагаемых (энергии атомизации, энергии ионизации и энергии гидратации).
вывод: Чем меньше радиус иона, тем большее электрическое поле вокруг него создается, тем больше энергии выделяется при гидратации, следовательно более сильные восстановительные свойства у этого металла в реакциях.
Историческая справка: выступление ученика о создании Бекетовым вытеснительного ряда металлов.
Действие электрохимического ряда напряжения металлов ограничивается только реакциями металлов с растворами электролитов (кислот, солей).
Памятка:
Уменьшаются восстановительные свойства металлов при реакциях в водных растворах в стандартных условиях (250°С, 1 атм.);
Металл, стоящий левее, вытесняет металл, стоящий правее из их солей в растворе;
Металлы, стоящие до водорода, вытесняют его из кислот в растворе (искл.: HNO3);
Ме (до Al) + Н2О —> щелочь + Н2Другие Ме (до Н2) + Н2О —> оксид + Н2 (жесткие условия)Ме (после Н2) + Н2О —> не реагируют
Лабораторный опыт «Взаимодействие металлов с растворами солей»
Осуществите переход:
CuSO4 —> FeSO4
CuSO4 —> ZnSO4
Демонстрация опыта взаимодействия меди и раствора нитрата ртути (II).
Химические свойства
5.Закрепление стр136 № 3, 5
6Задание на дом : пар5.4 №8
7.Подведение итогов урока (Рефлексия. Выставление оценок.)