Конспект литературно-исторической композиции Отечества достойные сыны
Литературно-историческая композиция
«Отечества достойные сыны»
Подготовил и провел
учитель истории
МБОУ Наро – фоминской сош №6
с углубленным изучением отдельных предметов
Новогренко С.В.
Цель: формировать у школьников чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков.
Задачи:
1.Формировать в учащихся умения и навыки работы с дополнительными источниками.
2.Развивать у учащихся через творческий подход интерес к изучению исторического прошлого своего государства.
3.Воспитывать уважение к историческому прошлому и подвигам предков своего Отечества
Оборудование: газеты, рисунки на тему смутного времени; фрагменты из музыкальных произведений Глинки «Жизнь за царя», Мусоргского «Борис Годунов».
Сценарий мероприятия.
Вступительное слово учителя.
На Красной площади, у Покровского собора, что на рву (называемого также по одному из пределов Василием Блаженным), стоит памятник, лаконичная надпись на нем гласит : «Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия в лето 1818 г.»
Тогда, в начале XIX в., наше Отечество переживало патриотический подъем после победы над иноземными завоевателями, на сей раз французскими Скульптор И.П. Мартос воплотил в бронзе идею Карамзина. В центре Красной площади, против Кремля, был поставлен памятник его освободителям.
Минин и Пожарский, в нашем сознании эти два имени всегда стоят рядом, благодаря совершенному ими подвигу.
Кто же эти герои? В какой эпохе они жили? Сегодня нам предстоит это узнать.
Чтец №1.
Широка ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?
У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей стола,
Меча недругу?
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?
Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?
Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.
( И.С.Никитин)
Чтец №2.
В1604г. На территорию Московского государства вторгся с войском претендент на царский трон, именовавший себя царевичем Дмитрием, чудесно спасшимся от убийц. В историю он вошел как Лжедмитрий I (1605-6) и его преемники, которых было немало, соответственно как Лжедмитрий II, III
Сценки из произведения А.С.Пушкина «Борис Годунов».
Палаты Патриарха. Действующие лица: Патриарх, игумен Чудова монастыря.
Патриарх.
И он убежал отец игумен?
Игумен.
Убежал, святый владыко. Вот уж тому третий день.
Патриарх.
Пострел, окаянный! Да какого он роду?
Игумен.
Из роду Отрепьевых, Галицких боярских детей. Смолоду постригся неведомо где жил в Суздале, в Ефимьевском монастыре, ушел оттуда, шатался по разным обителям, наконец пришел к моей чудской братии, а я, видя, что он еще млад и неразумен, отдал его под начало отцу Пимену, старцу кроткому и смиренному; и был он весьма грамотен: читал наши летописи, сочинял каноны святым; но, знать, грамота далась ему не от господа бога
Патриарх.
Уж эти мне грамотеи! Что еще выдумал! Буду царем на Москве! Ах, он, сосуд диавольский! Однако ничего царю и докладовать об этом; что тревожить отца-государя? Довольно будет объявить о побеге дьяку Смирнову али дьяку Ефимьеву; эдак ересь! Буду царем на Москве!..
Поймать, поймать врагоугодника, да и сослать в Соловецкий монастырь на вечное покаяние. Ведь это ересь, отец игумен.
Проходит время. В Москве в доме у Шуйских состоялся разговор между Шуйским и воеводой Пушкиным.
Пушкин.
Чудеса, да и только. Племянник мой, Гаврила Пушкин, мне из Кракова гонца сегодня прислал.
Шуйский.
Ну.
Пушкин.
Странную племянник пишет новость. Сын Грозного постой.(Идет к дверям и осматривает.) Державный отрок. По манию Бориса убиенный
Шуйский.
Да это уж не ново!
Пушкин.
Димитрий жив.
Шуйский.
Вот-на! Какая весть! Царевич жив! Ну, подлинно чудесно. И только-то?
Пушкин. Послушай до конца.
Кто б ни был он, спасенный ли царевич.
Иль смелый плут, бесстыдный самозванец,
Но только там Димитрий появился.
Шуйский.
Не может быть.
Пушкин
Его сам Пушкин видел.
Как приезжал впервой он во дворец
И сквозь ряды литовских панов прямо
Шел в тайную палату короля.
Шуйский.
Кто ж он такой? Откуда он?
Пушкин.
Известно то, что он слугою был
У Вишневецкого, что на одре болезни
Открылся он духовному отцу,
Что гордый пан, его проведав тайну,
Ходил за ним, поднял его с одра
И с ним уехал к Сигизмунду.
Шуйский.
Что ж говорят об этом удальце?
Пушкин.
Да слышно, он умен, приветлив, ловок,
По нраву всем. Московских беглецов
Обворожил. Латинские попы
С ним заодно. Король его ласкает
И, говорит, помогу обещал.
Шуйский.
Все это, брат, такая кутерьма,
Что голова кругом пойдет невольно.
Сомненья нет, что это самозванец,
Но, признаюсь, опасность не мала.
Весть важная! И если до народа
Она дойдет, то быть грозе великой.
(М.Мусорский «Расходилась, разгулялась» хор из оперы Борис Годунов).
Чтец №2.
В 1605 г. Борис Годунов умер, трон достался самозванцу. Но и тот продержался у власти недолго. Через год грянуло восстание, которое возглавил могущественный клан царедворцев Шуйских.
Поляков, поддерживающих Лжедмитрия, избивали на улицах и во дворах Москвы, сам он и его преемник воевода Петр Федорович Басманов также были убиты. Труп самозванца несколько дней валялся не погребенным у Кремлевской стены. Затем его вывезли за город и там похоронили, но вскоре откопали и сожгли. Царем стал Василий Шуйский (1606-10). При нем поляки открыто вторглись в Россию, а Москва стала полем битвы между царскими войсками и отрядами нового претендента – неведомо откуда взявшегося Лжедмитрия II. В 1610 году боярское правительство выдало Василия Шуйского польскому королю и пустило королевских наемников в Москву в Кремль
В 1611 году на улицах Москвы разгорелась новая битва
Звон колоколов.
Чтец №3
.
Смута дерзкая бродит по русской земле –
Иноземное войско поляков в Кремле,
Разоренье в Москве, под Смоленском погром,
Хочет польский король стать российским царем.
Чтец №4
Как- то в Нижнем на Волге в тот памятный год
В день погожий сентябрьский собрался народ,
Чтобы всем обсудить, как столице помочь,
Вражью польскую силу, сплотясь, превозмочь
( Э. Шдемов)
Чтец №5.
И к толпе горожан, верность Руси храня,
Обратился их староста – Минин Кузьма:
«Друзья и братья! Русь святая гибнет!..
Поможем, братья, родине святой!
Что ж Разве в нас сердца окаменели?
Не все ль мы дети матери одной?..
А если воинам мы захотим помочь,
И крепку рать создать против поляков,
Казны и животов не продадим,
А будет мало, жен, детей заложим
Что мешкать даром, время нас не ждет».
Сообщение учащегося о Кузьме Минине.
Мы очень не многое знаем о Кузьме Минине до того, как он начал собирать казну на народное ополчение. Он появился на свет на Волге, в городе Балахне, неподалеку от Нижнего Новгорода. Отец Кузьмы Минина – владелец соляного промысла, дал сыну свое отчество, которое для незнатных людей служило заменой фамилии.
Свое дело Мина передал старшим сыновьям, а младший Кузьма, не получил наследства, должен был сам искать пропитание. Он переехал в Нижний Новгород, купил себе двор и стал торговать мясом. Мало-помалу дело пошло на лад и Кузьма женился на посадской жительнице Татьяне Семеновне, потом появились дети, из которых выжил только один – Нефед. Общительность, честность, деловая хватка снискали Минину высокую репутацию среди купцов, которые избрали его посадским старостой. Это почти все, что известно о Кузьме Минине до участия во втором ополчении.
Чтец №3.
Поволжье Минин призывал,
Он ополченье собирал.
И чтобы из Москвы изгнать поляков рать,
Решили надо деньги собирать,
Чтобы в оружии нужды не знать и в провианте,
Нанять дворян, и пушкарей, и прочих ратных.
Речитатив: «Готовьтесь граждане, ужасну слышать весть».(Из оперы С. Дегтярева «Минин и Пожарский.)
Чтец №4.
Нет дела ратного без воеводы храброго.
Пожарского Димитрия избрали,
Чтоб войско вел и правил земскими делами.
Сообщение учащегося о Дмитрии Михайловиче Пожарском.
Дмитрий Михайлович Пожарский принадлежал к знатному, но обедневшему роду Стародубских князей. Дробление родовых земель между многочисленными сыновьями к XVI веку усугубилось опричниной Ивана Грозного. Пять князей Пожарских отправились тогда в казанскую ссылку. Среди них был и Федор Пожарский- дед Дмитрия Михайловича. И хотя впоследствии деда реабилитировали, вотчины его были разорены, а по службе он не поднялся дальше скромного чина дворянского головы.
Юный князь потерял отца, когда ему было 9 лет. Как старший сын он унаследовал все отцовские имения. В 15 лет Пожарский был вызван на дворянский смотр и начал государеву службу, став стряпчим. Военная служба Пожарского началась во время войны с Лжедмитрием. Пожарский оставался верен Борису Годунову до последнего. Он не покинул лагерь законного государя Федора Борисовича (сына Б.Годунова), даже когда торжество самозванца было очевидно.
Во время борьбы с «Тушинским вором» (Лжедмитрий II), осенью 1608г. Пожарский с небольшим отрядом ратных людей был послан в Коломну, которую дважды пытались захватить «литовские люди». Он наголову разбил врагов и захватил казну с обозом.
Наконец, Шуйский заметил молодого энергичного воеводу и отправил его на защиту
московских, рязанских земель от набегов крымских татар в крепость Зарайск. Он неоднократно выполнял опасные поручения.
С приходом к власти семибоярщины, Пожарский принял активное участие в национально-освободительной борьбе. Центром восстания против семибоярщины и поляков стала Рязань, а его лидером стал Ляпунов.
Князь Дмитрий Михайлович вызволил Ляпунова из окружения и торжественно вступил в Рязань во главе рати. Местный архиепископ благословил Ляпунова и
Пожарского на борьбу с иноземными захватчиками. Так родилось первое земское ополчение; Пожарский стоял у его колыбели.
19 марта с утра он был на Сретенке, в своих хоромах, и, когда зазвенели колокола, бросился со своими людьми в Стрелецкую слободу. Собрав стрельцов и посадских людей, он дал бой наемникам, показавшимся на Сретенке возле Введенской церкви. Затем он послал людей на Пушкарский двор. Пушкари пришли на подмогу и привезли с собой несколько легких пушек. С их помощью наемников обратили в бегство, они отступили в Китай-город. Отбиты они были и в других частях города. Не сумевшие победить в открытом бою, поляки стали поджигать город. Разгоревшийся пожар помог полякам сломить сопротивление москвичей. На следующий день поджоги продолжались. Поляки получили подкрепление. Пожарский закрепился на Сретенке и весь день отражал атаки врагов. Но силы были неравные. В бою Пожарский был ранен в голову. Едва живого, его вынесли с поля боя и переправили в Троице-Сергиев монастырь, а оттуда в родовое поместье. Там он лечился от ран.
Первое ополчение не могло овладеть Москвой вследствие внутренних раздоров и гибели его главного предводителя – Ляпунова.
Первенство борьбы с иноземными захватчиками возлагается на второе ополчение.
Чтец №6.
И вот пришел Пожарский - князь,
За ним текла людей река;
И, с Мининым соединяясь,
Сплотились русские войска.
К весне войска готовы были,
И воеводу торопили.
И эту рать в туманной мгле
По нераспаханной земле,
Где лишь подснежники цвели,
Они к столице повели.
(Н.Кончаловская)
Сообщение учащегося о сражении II Ополчения за Москву.
Войско поляков возглавил гетман Ходкевич. К утру 22 августа 1612 года войско гетмана Ходкевича перешло Москву-реку у Новодевичьего монастыря и нанесло удар по русскому ополчению. Разгорелось ожесточенное сражение, исход которого определился 24 августа. Ходкевич несколько раз перебрасывал от Донского монастыря подкрепления, и к полудню
полякам удалось оттеснить часть русских отрядов за Москву-реку. Но, получив подкрепление, последние без промедления перешли в контратаку. Ожесточенные бои в первой половине дня 24 августа завершились поражением войск Ходкевича.
Однако в Кремле и Китай-городе оставались поляки. Еще два месяца продолжалось бессмысленное сопротивление интервентов, отвергнувших предложение Пожарского о сдаче, сделанное 15 сентября. Насколько спесивые польские военачальники не понимали сути сложившейся ситуации, видно из дерзкого ответа Пожарскому с ответом распустить народную рать по домам: « Пусть мужик вернется к сохе, поп – к церкви, купец – на торг».
Одновременно с осадой Кремля Дмитрий Пожарский принял меры для защиты тыла русского войска, так как стало известно, что Сигизмунд III собирает крупные силы для нового похода на Москву. Осажденные перестали получать продовольствие, в стане врага начался голод.
22 октября 1612 года, когда начались переговоры о сдаче Китай- города, на штурм его устремились казаки, не желавшие никаких уступок полякам. Много шляхтичей было перебито, остатки спрятались в Кремле.
На рассвете 25 октября Ходкевич с остатками своего войска «с великим срамом» бежали через Воробьевы горы к Можайску и далее через Вязьму в пределы Речи Посполитой. Вскоре ополчение торжественно вступило в опустошенный и оскверненный интервентами Кремль.
Победа над врагом была достигнута прежде всего моральной стойкостью народного ополчения, которая стала следствием справедливых целей вооруженной борьбы.
Возле Покровского собора на Красной площади стоит бронзовый памятник Минину и Пожарскому. Время может сокрушить Бронзу, но священные имена их не могут исчезнуть, пока жива Россия, ибо подвиг Минина и Пожарского послужил в те годы спасению Отечества.
Чтец №7.
Эти ратники в борьбе
Землю отстояли!
Ведь спасли они тогда
Русскую землицу –
Села, пашни, города
И, саму столицу!
Чтец №8.
Как нам закончить эту быль
О подвиге народном?
Кому мы славу пропоем?
Кого прославим словом?
Руси достойных сыновей –
Отчизны честь и силу
Забыть нельзя нам этих дней
И подвигов великих.
Героями такими
Пока жива еще Россия!
( Звучит хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»).
Заключительное слово учителя.
В государственной Думе России утвержден праздник 4 ноября как день народного единства. Нам известно, что именно в этот день всероссийское земское ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского в 1612 году освободило Москву от польских оккупантов.
День 4 ноября – праздник Казанской иконы Божией Матери, установленный Русской Православной Церковью в память о чудесной победе русского ополчения. Считается, что благодаря заступничеству Пречистой Девы Марии – покровительницы земли русской враг был повержен. Таким образом, этот день стал своего рода днем независимости России, народным праздником единства и сплоченности против общего врага – польских интервентов.
Этот день праздновали в течение почти трех столетий, о нем забыли в годы советской власти, но сегодня мы вновь возвращаемся к героическому прошлому нашей Родины.
С нынешнего года празднование этого дня будет происходить в церковно-государственном масштабе.
День 4 ноября, утвержденный в качестве праздника Народного единства, должен стать укрепляющим звеном в деле объединения и сплочения русского народа на благо Российского государства.
Используемая литература
1) Крестьянские войны России 17-18 веков; Проблемы, поиски, решения. М., 1974; Зимин А.А. В канун грозных потрясений. М., 1986
2) Скрынников Р.Г. Россия в начале 17 в. «Смута». М., 1988. С. 44
3) Ключевский В.О. Русская история. М., 1993. Кн. 2. С. 176
4) Сборник стихов «Отечество » ,Смоленск, 1987. Кн.2. Стр. 97-99.
15