Сценарий литературно-исторической композиции Битва под Москвой


Традиционные кадетские мероприятия
Современные кадетские классы следует рассматривать не как средство милитаризации сознания, не как способ ранней узкой профессионализации, а как институт социального воспитания, базирующийся на высоких духовно-нравственных ценностях, помогающий юношеству определиться со своей позицией в этом мире, сохранить самобытность и индивидуальность.
Система воспитательной работы классного руководителя в кадетских классах общеобразовательных школ имеет свою специфику:
- строится на принципах интеграции основных видов воспитательной деятельности, учебной и внеурочной работы, открытости, позитивной направленности, целостности, цeлecooбpазноcти;
- предусматривает разумное сочетание традиций кадетского воспитания прошлых лет: стремление сформировать высокообразованного человека-слугу Отечества; культивирование и развитие у учащихся социальных навыков - с современными подходами к воспитанию;
- значимым и обязательным компонентом системы кадетского воспитания является привлекательный своим пафосом героико-патриотический идеал и связанные с ним ритуалы, традиции, церемониалы.
Целью воспитательной работы классного руководителя в созданном  кадетском классе является формирование у учащихся высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, готовности к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Каждый кадетский класс нашей школы проводит раз в году общешкольное или городское мероприятие героико-патриотической тематики. Созданный в 2009-2010 уч.году 5-й кадетский класс (гендерный – только мальчики 11 лет) таким традиционным мероприятием избрал освещение битвы за Москву 1941-42 гг.
В 5 классе все воспитательные мероприятия были направлены на расширение у кадет общих знаний по истории России и культуре русского народа. Поэтому к годовщине битвы за Москву была составлена литературно-музыкальная композиция из стихов защитников Москвы и песен военного времени, исполняемых кадетами-пятиклассниками. Стихи ученики разыскивали сами, вместе с учителем располагали их в композицию в соответствии с хроникой битвы за Москву. Песни предлагались руководителем кадетского хора и разучивались на факультативных занятиях по хоровому искусству. Предварительно, до начала сбора материала, в классе был проведён тематический классный час «Грозовой 41-й», в ходе которого учащиеся в доступной форме были ознакомлены с фактами истории начала Великой Отечественной войны и её ходе до Московской битвы.
В 6 классе, с целью углубления знаний по истории битвы за Москву, сценарий был изменен и перестроен:
1. введены сведения:
- о возникновении Москвы, её значимости для русского народа;
- об истории защиты Москвы от многочисленных врагов;
- о некоторых персоналиях великой битвы за Москву в 1941-42 годах;
- о значении победы под Москвой в Великой Отечественной войне.
2. создана презентация слайдов о Москве и битве за Москву;
3. уменьшено количество песен и стихов.
Сбор фактического материала и создание презентации были поручены учащимся. Класс был поделён на группы, каждая из которых получила задание собрать материал в соответствии с формулировкой указанных выше пунктов. Основываясь на этом материале и используя сценарий прошлого года, группа кадет-редакторов вместе с учителем составила новый сценарий.
В следующем учебном году, когда эти кадеты перейдут в 7 класс, в сценарий будут включены общие сведения о героях битвы под Москвой. Следующие этапы: 8 класс - персонификация героев, отдельные рассказы о наиболее известных личностях; 9 класс – панорамное изображение битвы с использованием карт сражений, исторических сведений о ходе боёв, зачитывание документов того времени. Таким образом, кадеты, начав усвоение знаний о битве под Москвой с эмоционально-чувственного восприятия, к окончанию основной школы будут владеть и историческими знаниями по этой теме.

«Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нём отозвалось…»
А.С.ПушкинК 69-ой годовщине битвы под Москвой
Сценарий литературно-исторической композиции
Цели:
Обучающая: научить изысканию и сбору сведений заданной тематики в материалах библиотечного фонда и интернета; научить составлению композиций исторического или литературного характера.
Развивающая: способствовать углублению знаний об исторической роли Москвы, о решающих битвах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
Воспитывающая: способствовать воспитанию патриотизма, формированию позитивного отношения к историческому прошлому, символам своего народа, своей страны.
Оборудование: медиаустановка со слайдами рисунков и фотографий Москвы от основания до начала Великой Отечественной войны и плакатов октября-декабря 1941 года.
Персоналии: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Преподобный Сергий Радонежский, монах Филофей, Минин, Пожарский, Наполеон, Гитлер, Г.К.Жуков, политрук Клочков,Участники: кадеты 6 класса, хор кадет 5-8 классов.
Присутствующие: ученики всех 5-8 классов школы.
Рефлексия: на уроке истории кадеты 5-6 класса писали мини-сочинение о наиболее запомнившихся фактах битвы за Москву, кадеты 7-8 классов работали с тестами по этой же теме.
Ход мероприятия.
На экране слайд: изображение Московского Кремля, на его фоне – название мероприятия «Москва! Как много в этом звуке…»
Звучит первый куплет песни «Москва майская» (запись 30-х гг ХХ в.)
Ведущий. Москва - древний город, ей уже больше восьми с половиной сотен лет, она была основана Юрием Долгоруким в двенадцатом столетии.
При чтении нижеследующего текста на экране меняются слайды с изображением видов Москвы от времени основания до начала Великой Отечественной войны(репродукции картин разных художников).
Ведущий. На Руси были и более древние, чем Москва, города: Владимир, Рязань, Ростов Великий, не говоря уже о Киеве. Но именно Москве было суждено стать столицей и сердцем нашей огромной страны.
Ведущий. Что значит сердце для всего живого? Это средоточие жизни, это вместилище духа.
Ведущий. В 1380 году именно из Москвы ведёт свои войска Дмитрий Донской, чтобы дать решающий бой Золотой Орде. Благословляет их на битву Преподобный Сергий Радонежский, возведённый в сан святого ещё при жизни.

Ведущий. В 15 веке, после падения могучей Византии, монах Филофей выдвинул теорию: «Москва – третий Рим», и с этого времени Москва навсегда становится центром и оплотом православной веры всего мира, духовным центром своего народа.
Ведущий. Вот поэтому во все времена враги старались захватить Москву, стереть её с лица Земли.
Ведущий. Вокруг Москвы собрались все русские князья, все земли. И к 17 веку возникает огромная страна, называемая иностранцами Московией.
ЧТЕЦ:
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов!
Здесь, как было, так и ныне -
Сердце всей Руси святой,
Здесь стоят ее святыни,
За кремлевскою стеной.
(из интернета)
Ведущий. Не раз Москва сгорала от рук жестоких и жадных захватчиков, но каждый раз, как феникс из пепла, поднималась в новой красе и с новой силой.
Чтец: Деревья в три обхвата, Дремучие леса.
Среди лесов когда-то Город поднялся.
Здесь шли тропинки узкие, Овраги и поля,
Но все дороги русские Сходились у Кремля.
Река светилась пламенем, Пожар здесь бушевал,
Но город белокаменный Из пламени вставал.
Стоял велик и чуден Московский древний град.
Он дорог русским людям, Он славою богат.
Здесь шли тропинки узкие, Овраги и поля,
Здесь все пути народные собрались у Кремля.
(М.Исаковский)
Ведущий. В 1612 году, в период великой смуты на русской земле, когда многие считают, что уже никогда не быть Московии, купец Минин и воевода Пожарский собирают народное ополчение, чтобы освободить древний город от интервентов. Освобождение Москвы стало началом возрождения пришедшего в упадок русского государства, стало символом единения народа.
Ведущий. Через 200 лет, в 1812 году, после упорных боёв, после героической битвы у Бородино «Москва, спалённая пожаром, французу отдана». Но древняя русская столица не склоняется перед Наполеоном, покорившим многие народы. Не только армия и партизаны - москвичи в захваченном городе поднялись на борьбу. Здесь впервые за свою жизнь Наполеон потерпел не только военное, но и моральное поражение.
Ведущий. 20-й век, год 1941-й. Фюрер нацистов Гитлер ненавидит Москву, как своего личного врага. По плану фашистского командования Москва должна быть взята к 7-му ноября 1941 года и затоплена на дне моря, которое образуется на её месте после взрыва водохранилищ.
На экране высвечиваются слайды
с фотографиями подготовки москвичей и армейцев к битве.
Чтец:
Подошла война к Подмосковью.
Ночь в накале зарев долга.
Будто русской жертвенной кровью
До земли намокли снега.
По дорогам гремят тачанки,
Эскадроны проходят вскачь,
Подготовились к бою танки
Возле стен подмосковных дач.
(А. Сурков)
Ведущий: Прохладное морозное утро 16 октября 1941 года. Темная стая «хейнкелей» с угрожающим ревом летели с запада на Москву. Немцы поставили цель – камня на камне не оставить на месте нашей столицы.
Ведущий: Сотни тысяч москвичей круглосуточно работали на строительстве оборонительных рубежей, опоясывающих столицу. Фронтовики знали, что на защиту столицы встала вся страна. Это воодушевляло армию.
Чтец:
Держась, как за личное счастье,
За каждую пядь земли,
Мы под Москвой встали насмерть,
В грунт промёрзлый вросли!
Земля от взрывов дрожала,
Горела берёстой броня.
Солнце – в дыму пожара –
Чадило, как головня…
Не только на этом взгорье,
Где наш окопался взвод, -
На Балтике и ЧерноморьеМоскву защищал народ.
( П. Желунов)
Ведущий: «Озверелый враг рвется к сердцу нашей родины – Москве. Мы должны преградить ему путь - защитить родную столицу. И наш долг - сражаться так, чтобы враг не прошел… Сейчас нет времени принимать у вас выпускные экзамены. Их вы будете держать на фронте, в боях с врагом. И я уверен, что каждый из вас этот экзамен выдержит с честью!...» - такими словами напутствовал кремлёвских курсантов начальник училища Младенцев.
7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся традиционный военный парад. Бойцы прямо с парада шли на фронт.
Чтецы:
Здесь каждый дом стоит, как дот,
И тянутся во мгле
Зенитки с крыши в небосвод,
Как шпили на Кремле.
На окнах белые кресты
Мелькают второпях, -
Такой же крест поставишь ты,
Москва, на всех врагах.
И каждый взрыв или пожар
В любом твоём дому
Я ощущаю как удар
По сердцу моему.
И чертят небо над Москвой
Прожектора лучи.
И от застав шагают в бой
Родные москвичи…
(М.Кольчуцкий)
Хор кадет исполняет песню «Марш защитников Москвы».
Ведущий: С 13 октября 1941 года разгорелись ожесточенные бои на всех главных оперативных направлениях, ведущих к Москве. Это были первые грозные дни. Было решено срочно эвакуировать из столицы в Куйбышев часть центральных учреждений. С каждым днем усиливались бомбёжки Москвы.
С 20 октября 1941 года в городе было введено осадное положение.
Ведущий: Гитлеровское командование сосредоточило против войск Западного фронта 51 дивизию, в том числе 31 пехотную, 13 танковых и 7 моторизованных частей.
Большая опасность угрожала небу Москвы. Здесь немцы собрали особые авиагруппы: «Летающие акулы», «Мертвые головы».
За штурвалами немецких самолетов находились самые опытные летчики. Они считали себя непобедимыми и всесильными. Им обещали после налетов на Москву новые награды и чины.
Ведущий: Москва! На картах мира нет для нас подобного, наполненного таким содержанием слова.
Москва – громадная летопись, в которой уместилась вся история русского народа.
Здесь были встречены и развеяны во прах многие бедствия, которыми история испытывала наше государство.
Слайд с плакатом 1941 года «Москва за нами!»
Ведущий: В тылу врага на подступах к Москве не давали опомниться врагам партизаны.
За короткое время они уничтожили 17 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, много вражеской техники.
Чтецы : Безграничное русское поле,
Ходит ветер, позёмкой пыля,
Это русское наше раздолье,
Это вольная наша земля.
Поле снежное, снежные хлопья
Среди грохота стен огневых,
В одиноком промёрзшем окопе
Двадцать восемь гвардейцев родных!
Гранаты гром. И вновь пожар,
И грохот танков ослеплённых.
И танки на дыбы встают
И с храпом кружатся на месте –
Они от смерти не уйдут,
Они закляты клятвой мести.
Смотри, родная сторона,
Как бьются братьев двадцать восемь!
Смерть удивлённо их уносит:
Таких не видела она.
(Н.Тихонов)
Слайд с изображением Г.К.Жукова.
Ведущий: Во главе Западного фронта, обороняющего Москву, поставлен талантливый полководец Георгий Константинович Жуков.
«Защитим родную Москву!» - это был призыв ко всей стране: и к армии, и к народу.
Немцы в 60 км от Москвы и остановить их нужно именно сейчас.
Ведущий: 16 ноября 1941 года колонны врага двигались по Волоколамскому шоссе. Они рассчитывали, не останавливая заведенных моторов, ворваться в Москву. Но восьмая гвардейская Краснознаменная дивизия генерала Панфилова преградила им дорогу.
Слайд с фотографией подмосковного поля боя.
Ведущий: Танки! 20 бронированных чудовищ движутся к рубежу, который обороняли 28 гвардейцев во главе с политруком Клочковым. Силы были неравные, и тогда прозвучали легендарные слова Клочкова: «Велика Россия, да отступать некуда. Позади Москва!»
Ведущий: И солдаты приняли бой. Один за другим загорелись танки врага. Но пули, осколки снарядов и мин не щадили и наших героев. Все меньше и меньше оставалось их в живых. Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага.
Слайд с изображением памятника героям-панфиловцам.
Хор кадет 5 класса исполняет песню
«Дорогая моя столица, золотая моя Москва».
Чтецы: В начале московской зимы
Счастливое катится эхо.
Не враг наступает, а мы,
Всё шире пространство успеха.
На карте возникла стрела.
Она, изогнувшись на фланге,
В движенье полки привела,
Нацелила «Илы» и танки.
И южное наше крыло,
Левей оружейницы Тулы,
Взметнулось, удар нанесло,
Противника вспять повернуло.
В снега потрясённых равнин
Разбег наступления вклинен.
С Ельцом перекликнулся Клин,
И наши вступают в Калинин.
Атаки почти непрерывны –
Гвардейцы Верховье берут.
Идут на Ефремов и Ливны.
Метельная даль декабря,
Раскат оружейного гула.
Во мгле полыхнула заря,
Москва облегчённо вздохнула.
(Я.Хелемский)
Слайды с фотографиями разбитой фашистской техники,
пленных, освобожденных сёл и городов.
Ведущий: Контрнаступление под Москвой явилось началом общего наступления советских войск, которое продолжалось до апреля 1942 года. Гитлеровцы были вынуждены перейти к обороне.
Битва под Москвой – первое крупнейшее поражение фашистской Германии.
Ведущий: 5-6 декабря 1941 года советские войска перешли в контрнаступление. В осуществлении его приняли участие войска трех фронтов: Западного (командующий Жуков), Калининского (командующий Конев), Юго-Западного (командующий Тимошенко). (Слайды с их фотографиями).
Ведущий: В ходе контрнаступления фашистские войска были отброшены от Москвы на 100-250 км. 11 тысяч населенных пунктов были освобождены.
Так бесславно закончился «молниеносный» поход фашистов.
Не увидели гитлеровцы Москвы! Был сорван их главный план «Тайфун».
Чтец: В дыму пожаров тонет даль седая.
Широк великой битвы разворот.
Колонны танков, с флангов наседая,
Неудержимо движутся вперёд.
Сапёры ищут под хрустящим снегом
Чужих сапёр коварные следы.
Из белой рощи конница набегом
Врубается в орущие ряды.
И пехотинцы в грохоте орудий
Идут, не наклоняя головы.
Запомни их, товарищ! Эти люди
Фашистов отогнали от Москвы.
(А. Сурков)
В заключение хор кадет исполняет песню О.Газманова «Москва! Звенят колокола!»