Конспект СССР в 1953 — 1964 гг


Итоговый урок по истории: «СССР в 1953-1964 гг»
Цель урока: 1.проверить знания фактического материала по теме: «СССР в 1953-1964 гг.».
2.продолжить вырабатывать навыки работы с документами;
3.учить умению анализировать и сопоставлять.
План урока.
I.Организационный момент;
II. Основная часть:
1. фронтальный опрос;
2. работа с текстом;
III. Заключение. Подведение итогов по данному периоду.
IV. Д/З.
Ход урока.
I.Подготовка учеников и учителя к уроку.
2. Фронтальный опрос по теме: «СССР в 1953-1964 гг».
Вопросы к классу /устно/:
а).Назовите участников борьбы за власть и как она происходила?
б).Почему соперники (Н.С.Хрущев и Г.М.Маленков). объединились в борьбе против Л.П.Берия?
в).Какое влияние на общественное сознание оказало развенчание «культа личности» И.В.Сталина?
г).Что такое движение диссидентов? Почему оно возникло в советском обществе?
д).Почему отношения СССР со странами «социалистического лагеря» носили в период хрущевской «оттепели» двойственный характер? Какая тенденция в них преобладала?
е).Назовите инициативы советского руководства , направленные на улучшение отношений с Западом. Какой отклик они вызывали?
ж). Определите факторы, влиявшие на сохранение международной напряженности.
3. Работа с текстом.
Ученикам раздаются тексты документов, их задача ознакомиться с текстом, проанализировать и ответить на вопросы / данное задание можно выполнять в группах, можно индивидуально/
I вариант ( группа 1).
Отрывок из записи Комиссии по разработке единого порядка пенсионного обеспечения колхозников:
« В настоящее время, в соответствии с Уставами сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей, колхозы сами определяют порядок и размеры пенсионного обеспечения престарелых и инвалидов колхозников зависимости от уровня экономики колхозов и ряда других условий. При этом примерно половина колхозов не предоставляют никакого обеспечения членом сельскохозяйственной артели по старости и инвалидности. На 1 января 1959 года в сельскохозяйственных артелях насчитывалось 12,1 млн. человек престарелых и нетрудоспособных колхозников. 2,6 млн. человек обеспечиваются и, 1,3 млн. человек получают небольшие пенсии или единовременные пособия от колхозов, а 8,2 млн. человек пенсиями не обеспечены.
Теперь, когда колхозы экономически окрепли и у них созданы необходимые условия для дальнейшего развития общественного производства, имеется возможность улучшить социальное обеспечения колхозников и приступить к установлению пенсий престарелым и нетрудоспособным членам всех сельскохозяйственных артелей. Необходимость пенсионного обеспечения особенно вызывается тем, что наиболее активная часть колхозников, являвшихся организаторами и учредителями колхозов, достигла престарелого возраста, а также и тем, что с передачей колхозам техники на работу в них перешло большое количество механизаторов в специалистов, которые, работая в машинно-тракторных станциях, имели право на государственное пенсионное
обеспечение».
ответь на следующие вопросы:
С1. Какой экономический план действовал в период подготовки данного документа?
Какая проблема в нем поднимается?
С2. Как, судя по документу, обстояло дело в колхозах? Какие меры были намечены?
С3. Чем принципиально отличалась социальная политика Н.С.Хрущева от предшедствующего времени? Какие конкретные меры предпринимались?
II вариант (группа 2).
«… XIсъезд профсоюзов (1954 г.) вскрыл серьезные проблемы в управлении промышленностью и в положении рабочих. На первом плане стояли усиление надзора за сверхурочными рабочими и контроль за материальным поощрением. Вскоре были возрождены производственные совещания. В комиссиях, созданных для улучшения
работ предприятий и учреждений, были объединены представители администрации и специалисты. С апреля 1956 года начался пересмотр трудового законодательства с целью его гуманизации. С 1 июля 1957 г. союзные промышленные министерства заменили совнархозами, которые должны были установить прямые связи между собой. Это реформа принесла мало положительных экономических результатов. «Административная лихорадка» шла по нарастающей, а темпы экономического развития страны снижались. Однако ощущаться это стало только в начале 1960-х годов. В 1955-1959 гг. был принят ряд мер по улучшению жизни населения, главным образом городского. Регулярно повышалась зарплата. Прекратили выпуск обязательных облигаций госзаймов. Принят закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих , увеличена продолжительность отпуска по беременности, сокращена рабочая неделя. Отменены все виды платы за обучение. Шло массовое строительство жилья.
начало 60-х годов вскрыло серьезные проблемы в экономике, которая была в значительной мере деструктивна необдуманными реформами и штурмовщиной. Правительство попыталось разрешить эти проблемы за счет трудящихся (почти на треть снижены тарифные расценки на производстве и почти на столько же возросли цены на продовольствие). Это привело к нарастанию социальной напряженности: произошли стихийные выступления рабочих, самое крупное в июне 1962 года в Новочеркасске, а в конечном счете к отставке со всех постов в октябре 1964 года самого Хрущева» .
Ответь на вопросы:
В чем заслуга Н.С.Хрущева в деле улучшения социального положения трудящихся?
Почему не была завершена работа по гуманизации трудового законодательства?
Какие еще социальные реформы данного периода ты знаешь?
Ученики анализируют данные тексты и отвечают на вопросы потом 1-2 ученика от каждого
варианта озвучивают результаты своей работы. / выполняют работу – 15 минут/
III. Подведение итогов.
В заключение хотелось бы подвести итоги, а для этого ответьте на некоторые вопросы:
Чем вызвано отстранение от власти Н.С.Хрущева от власти?
Какие точки зрения существуют об этом периоде?
Что положительного и что отрицательного было сделано в этот период?
Каковы главные итоги периоде «оттепели»?
Ответив на данные вопросы учащиеся делают выводы о противоречивости данного периода,
учитывая тоталитарную систему в СССР, которая мешала проведению реформ.
Учитель выставляет оценки, комментирует их.
IV. Повторить термины, даты, подготовиться к тесту по теме «СССР в 1953-1964 гг»