Конспект урока Экономическое развитие СССР в 1953- 1964 гг. 11 класс

Тема: Экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг.
Цель: формирование знаний об экономическом развитии СССР в годы правления Н. Хрущева.
Задачи: Показать главные направления реформ эпохи Хрущева, определить положительные и отрицательные стороны хрущевских преобразований, сформулировать главные экономические проблемы СССР периода 1953-1964 гг.; формировать навыки поисково – исследовательской работы с учебником при создании блока-схемы «Реформы Хрущева»; воспитывать чувства оптимизма, чувства гордости за историю своей страны.
 
Оборудование: Учебник История России 1945-2007. 11 класс. Под редакцией
А.А. Данилова, А.И. Уткина, А.В. Филиппова. Параграф № 6.
Комплект карт 11 класс. № 2, Экономическое развитие СССР
в 1953-1991 гг.; ватман, маркеры.
 
Ход урока 

1. Орг. момент.
2.Фронтальный опрос по вопросам домашнего задания.
1. Перечислите основных претендентов на власть после смерти Сталина.
2. Охарактеризуйте методы борьбы основных конкурентов.
3. Сделайте вывод о причинах победы Н.С. Хрущева.
Предположите историю развития СССР, в случае победы другого
политического лидера.
4. С чем связана попытка ряда высших партийных руководителей снять Н.С.
Хрущева с занимаемой должности в 1957 г.?
 Вывод:
Т.О. в ходе борьбы за власть, победу одержал Никита Сергеевич Хрущев. Но положение в СССР было осложнено социально-экономическими проблемами, которые требовали немедленного решения и перемен. Как писал Ф.М. Бурлацкий « первые речи Н.С. Хрущева, Г.М. Маленкова и других руководителей уже несли собой какие-то элементы новизны. Стали говорить о народе, его нуждах, о том, что целью социализма не может быть индустриальный рост, о продовольствии, о жилищной проблеме, о прощении, тех, кто оказался в плену. Словом, повеяло ветерком перемен».
 
3. Одной из таких перемен стали экономические реформы Хрущева, которые мы рассмотрим в теме: Экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг.
(Запись темы занятия учащимися в тетради).
  
Задача урока:
Почему же не смотря на тот факт, что правительство Хрущева уделяло серьезное значение развитию народного хозяйства, возникли крупные экономические проблемы и в сельском хозяйстве и в промышленности?
А какие можно было бы предложить альтернативы выхода из создавшегося положения?

Многие историки считают, что со смертью Сталина закончился «период штурма» в развитии советского общества. А как же «штурм целины», «Догнать и перегнать..», «штурм космического пространства», создание совнархозов?
Т.О. определяется 3 основных «штурмовых» направления. Какие?
(Ребята называют сельское хозяйство, промышленность и систему управления)
Сегодня на уроке мы создадим схему, которая поможет нам систематизировать основные направления экономических реформ и показать их значимость.
 
Учитель объясняет систему работы по схеме.
Работа проходит поэтапно: по схеме – чтение – анализ – обобщение – запись (фиксирование информации).
При объяснении работы с текстом, учитель обращает внимание ребят на тот факт, что при поиске мероприятий реформ, им необходимо фиксировать в тексте и результаты этих мероприятий.
 
1. Первый этап работы:
Чтение материала параграфа по стр. 81-83, пункты «Сельскохозяйственная
реформа. Освоение целины», «Кукурузная эпопея», «Дефицит сельскохозяйственной продукции». Вопросы №2,3,4 с. 94.
Задание: определите главные направления реформы в с/х и главные
мероприятия реформы (см. Приложение № 1, схема).
 
2. Второй этап работы:
Самостоятельное чтение учащимися материала стр. 83-87, пункты
«Догнать и перегнать. Развитие космической техники».
Задание: определить векторы развития промышленности и основные достижения.( карты учебника стр. 88-89, комплекта карт № 2, № ,5,6,7 стр.94)
(См. приложение схема «промышленность»).
 
3. Третий этап работы:
Продолжение работы учащихся по определению третьего направления
реформ идет по стр. 87-90, «Создание совнархозов», «Окончательная победа социализма» ребята самостоятельно работают с учебником, концентрируя, обобщая материал, и определяют основные мероприятия можно внести в составляемую схему.
Записывают информацию в тетрадь.
 
4. Заключительный этап работы:
- Сформулируйте главные экономические проблемы СССР периода 1953-1964 гг.(поиск нового типа стимулирования индустриального и с/х развития: бедственное положение на селе, проблема управления предприятиями, продовольственные проблемы и т.д.)
- Перечислите основные мероприятия экономических реформ Хрущева.
- Каковы были последствия экон-й реформы)? (повышение заготовительных и закупочных цен, рост доходов крестьян, уменьшились налоги на приусадебное хозяйство, высокие темпы с/х производства, но реформа свернута: эрозия почв, удар по личным подсобным хоз-м, запрет на содержание скота в личном хоз-ве, дефицит продуктов питания, повышение цен на мясо-молочные продукты, введены карточки на многие виды продовольствия, массовые закупки зерна за границей; быстрое развитие некоторых отраслей промышленности, освоение нефте и газоместорождений, развитие авиации, полет человека в космос, но: путь развития экстенсивный, управление по-прежнему командно – административное; введение совнархозов нарушило общегос-ое экон-ое единство, ликвидация министерств лишило гос-во способности быстро концентрировать средства для развития науки и техники, проводить единую технологическую политику.)
 
После поисково-обобщающей работы с учебником и работы в тетрадях строится следующая СХЕМА (Приложение № 1).
 
Итог занятия:
Т.О. Несмотря на отдельные попытки реформ , советская экономика в целом развивалась по привычной мобилизационной схеме – значительные успехи достигались в отдельных сферах, куда направлялись основные средства, при постоянном отставании остальных областей народного хозяйства.
 
Домашнее задание:
Параграф № 6, Творческие задание на выбор № 2 или
№3 стр.95 «Работаем с источниками, выполняем задания».
 
 





Приложение № 1

Схема
Реформы в 1953-1964 гг.
с/х
промышленность
управление

1954 г.- освоение целины в Поволжье, Южной Сибири, Казахстане;
- 1958 г. – реорганизации МТС в РТС. Парк МТС должны были выкупить колхозы;
- 1959 г.- кукурузная эпопея;
- 1958 г. – укрупнение колхозов;
- 1958-1964 гг.- сокращены размеры приусадебных участков, запрет на содержание скота в личном хоз-ве.
1959 г. – догнать и перегнать США по пром-му и с/х производству;
к. 50-х гг. – развитие машиностроения, нефтехимии, электроэнергетики и т.д.;
- освоение новых источников энергии – нефти и газа;
- развитие авиации;
- 4 окт. 1957 г.- первый искусственный спутник Земли;
- 12 апр. 1961 г. –первый полет человека в космос;
1957 г. – создание совнархозов (Советы народного хозяйства);
- 1963 г. – Высший совет народного хоз-ва;
- 1959-1965 гг.- семилетка.
1961 г. – программа КПСС: достижение высоких показателей в экономике. Новый период в развитии СССР – период развернутого строительства коммунизма;
- разделение руководящих партийных органов.

Итоги:
- рост производства зерна, повышение заготовительных и закупочных цен, выросли доходы крестьян, уменьшились налоги на приусадебное хоз-во.
- эрозия почв;
- обострение продовольственной проблемы: повышение цен на мясо-молочные продукты, введены карточки на многие виды продовольствия, массовые закупки зерна за границей;
Итоги:
- использование атома в мирных целях,
- создание ракетно – космической техники
- экстенсивный путь развития;
- командно – административные методы управления;
Итоги:
- введение совнархозов нарушило общегос-ое экон-ое единство, ликвидация министерств лишило гос-во способности быстро концентрировать средства для развития науки и техники, проводить единую технологическую политику.