Урок по истории для 9 класса Духовная жизнь ССР в 30-е годы
«Духовная жизнь СССР в 30-е годы».
9 класс
Цель урока – понять и прочувствовать особенности тоталитарного режима в СССР; развивать ученические навыки и умения.
Задачи урока – развивать навыки самостоятельной работы с учебником, поиска нужной информации, выступления с сообщениями, конспектирования сообщений, анализировать информацию, делать выводы.
1.Опрос Д/З + актуализация темы
По &22-25.
Вступительное слово учителя: Мы с вами уже несколько уроков обсуждаем жизнь советского общества в 30-е годы XX века и выяснили, что в этот период в СССР утверждается тоталитаризм, т.е. контроль государства над всеми сферами жизни общества.
Какие сферы жизни общества вам известны? ___________________________
Какие главные процессы в этот период происходили в экономике страны?________________(индустриализация, коллективизация)
Какие еще понятия, даты, аббревиатуры относятся к этой теме?_____________ Слайд 2
Термины и понятия Даты Персоналии Аббревиатуры
Культ личности 5 декабря 1936 И.В.сталинГУЛАГ
Коллективизация Декабрь1929 С.М.КировМТС
Индустриализация 1928-1932 А.И.БухаринРАПП
Раскулачивание 1933-1937 Л.Д.ТроцкийРСФСР
Год Великого перелома 21.01.1924 В.И.ЛенинСНК
Чем характеризовалась политическая сторона жизни общества?______________________(сращивание партийного и государственного аппарата, установление культа личности И.В.Сталина, репрессии, контроль партии…)
Какие даты, термины, персоналии, аббревиатуры относятся к политической сфере?____________
Сегодня речь пойдет о духовной сфере жизни советского общества. Мы увидим, как годы так называемой «культурной революции» действительно происходит скачок в развитии новой советской культуры, но, с другой стороны, усиливается контроль и диктат партии над людьми искусства и рядовыми гражданами.
Урок пройдет в форме семинарского занятия, на котором вы поделитесь своими сведениями по вопросам п.26,которые вы подготовили дома.
Сегодня на уроке вы в своих записях будете отмечать позитивные явления знаком «+», а негативные – знаком «-».это поможет вам в конце урока сделать вывод о состоянии духовной жизни СССР в 30-е годы. Слайд 3
2. Новый материал:
Учитель: Итак, 30-е годы прошлого века вошли в историю нашей страны как период «культурной революции».
Первый вопрос семинара: В чем заключается суть понятия «культурная революция»?
________________________________________________(с.191-192) Слайд 4
В чем вы видите достижения культурной революции в СССР?
____________________________________________________(с.192) Слайд 5
Т.о. мы можем записать вывод: важнейшей чертой «культурной революции» стало активное приобщение советских людей к искусству.
А каковы были недостатки «культурной революции»?
_____________________________________________________ Слайд 6
Теперь поговорим об этом подробнее:
2. Какие изменения происходили в сфере образования?
_____________________________________________________(с.192) Слайд 7
3. Каковы достижения науки в этот период?
____________________________________________________ Слайд 8
( все науки носили политический характер, генетика признавалась буржуазной наукой, пристальное внимание уделялось истории (она рассматривалась как летопись классовй борьбы угнетенных с эксплуататорами), в 1938г.выходит «Краткий курс истории ВКП(б)»,в котором определялась единственная концепция истории страны
Ученик: сообщение о «Кратком курсе истории ВКП(б)»_____________________Слайд 9
С др. стороны признавались работы ученых физиков, химиков, биологов, геологов, географов…
Ученик:сообщение об одном из ученых_____________________________________
Учитель: Как мы видим, наука развивалась под строгим контролем государства, причем только в тех направлениях, которые были нужны государству. (записать этот вывод)
Даже люди свободных профессий подчинялись партийной цензуре. Советское искусство было обязано следовать одному художественному направлению- социалистическом у реализму.
4. В чем суть принципа социалистического реализма?
_____________________________________________________ Слайд 10
Каково было воздействие этого принципа на развитие советского искусства?
______________________________________________________________
(в сознании людей размывались границы между желанным будущим и жестоким настоящим, настроениями людей можно было управлять, порождая трудовой энтузиазм и гнев к врагам народа, всенародную любовь к вождю и готовность к подвигам)
Давайте теперь выясним воздействие этого принципа на развитие музыкального искусства
5. Какие процессы происходили в области музыкального искусства?
____________________________________________________________ Слайд 11
(созданы коллективы впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии, творили Прокофьев, Хачатурян, Кабалевский, Дунаевский и пр.
Пресечены любые новаторские поиски в оперной, симфонической, камерной музыке: критиковали Шостаковича за оперу «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Светлый ручей».)Как вы поняли
Чем именно можно объяснить взлет песенного жанра?
_______________________________________________________Слайд 12
(самая демократическая ветвь музыкального творчества; огромное влияние на современников: мажорная, бодрая музыка, простые стихи, прославляющие Родину, Сталина, труд.)
Обучающиеся слушают одну из песен, текст которых –на партах: Н.Богословского и Б.Ласкина «Стахановское племя», Н.Остроградского и Ф. Шкулева «Мы-кузнецы!»
Однако, пафос этих песен не соответствовал реалиям жизни…
Вопросы к текстам песен:
Какие стороны жизни народа воспевались в песнях того времени?
______________________________________________________________
Какие человеческие качества прославлялись?
______________________________________________________________
Отражают ли эти песни реальную жизнь страны?
_______________________________________________________________
Учитель: В. И. Ленин еще в 20-е годы сказал «Из всех искусств важнейшим для нас является кино». Почему он так сказал?
6. Какова была социальная функция кинематографа в 30-е годы?
___________________________________________________________Слайд13
(самый массовый вид искусства; события 20-30-хгг.отражались в сознании людей не только через собственный опыт, но и через любимые кинокартины; зритель, не умевший читать, не способный глубоко анализировать события, воспринимал окружающую жизнь как «великую иллюзию», творимую на экране…
Фрагмент из к/ф «Трактористы»___________________________
Перечислите достижения советского кинематографа в те годы…
____________________________________________________________
(значительное количество лучших советских фильмов посвящено было историко-революционной тематике; заложены основы детского и юношеского кинематографа;
Особой популярностью пользовались комедии…
Фрагмент из к/ф «Волга-Волга»___________________________________
7. Определите, какие общие процессы происходили в 30-е годы в области просвещения, науки и культуры
_____________________________________________________________Слайд 14
(активное приобщение людей к культуре и искусству за счет увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, за счет распространения художественной самодеятельностиФото самодеятеятельного коллектива из Кондопоги в 30-е годы
Вопросы к фото:
Узнаете ли кого-нибудь на фотографии?
_____________________________________
Кто из вас занимается в каком-нибудь самодеятельном коллективе?
_____________________________________________________________
Ваши родители посещают какой-либо кружок по интересам или коллектив художественной самодеятельности?
__________________________________________________________________
Какое впечатление оставляет это фото для вас?
__________________________________________________________________
Какие выводы можно сделать, глядя на фото?
__________________________________________________________________
Учитель: Образование , наука и культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление.
Чем это было обусловлено?
_____________________________________________________________________
(желанием партийных органов контролировать жизнь и деятельность каждого члена общества)
3. Вывод по уроку:
А теперь взгляните на свои записи еще раз, на «+» и «-» и сделайте вывод о том,
Какой была духовная жизнь советского общества в 30-е годы в условиях тоталитаризма?
______________________________________________________________________
(если остается время можно составить синквейн или кроссворд в 5 слов, если времени не достаточно-это может стать домашним заданием)
4. Рефлексия:
Форма семинарского занятия выбрана не случайно: в 9 классе обучающиеся должны быть знакомы с формами обучения в старшей школе, самостоятельный поиск информации по заданной теме и самостоятельная работа с учебником способствует лучшему запоминанию и более глубокому проникновению в суть темы, а также повышают интерес к обучению, что и показали отзывы обучающихся в ходе рефлексии.