Конспект урока Казахстан в системе ГУЛАГа


Учитель истории ГУ отдела образования Затобольская средняя школа № 1
Костанайская область, Костанайский район
Селезнёва С.В.

Предмет: история Казахстана (11 класс)
Тема урока: Казахстан в системе ГУЛАГаЦель: способствовать формированию информационной компетенции через работу с историческими документами, различной литературой и периодикой;
Задачи:
- расширить знания учащихся по истории политических репрессий;
- через создание коллаборативной среды развивать умение создавать творческие работы (постер);
- способствовать воспитанию у учащихся чувства неприятия тоталитарной системы и культа личности и чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому своей Родины;
Тип урока: закрепление
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы и технологии обучения: объяснение; практика; исследование и решение проблемных заданий; использование ИКТ; использование технологии критического мышления; проектная технология; самостоятельная работа с источниками исторической информации;
Приемы деятельности учителя: мозговой штурм; обобщающая беседа; работа с таблицами, документами;
Оборудование: интерактивная доска, ЦОРы, тесты, кроссворды, постеры, презентация, ватманы, фломастерыХод урока:I Организационный момент II Актуализация знаний
Современные ученые, исследуя противоречивую эпоху сталинизма, определяют ее как этап развития общества, в ходе которого необоснованным политическим репрессиям подверглись многие общественные и государственные деятели, представители различных социальных слоев населения. Сталинский режим превратил Казахстан в гигантскую резервацию, куда были сосланы сотни тысяч советских людей. Казахстан стал ассоциироваться со зловещим словом «ГУЛАГ», когда сталинская деспотия превратила древнюю Казахскую Степь в концентрационные лагеря.
Тема нашего урока: «Казахстан в системе ГУЛАГа». Вспоминать о гнетущих горьких годах тяжело, но необходимо. Общество не может предать забвению своих граждан, безвинно пострадавших от кровавого террора. Нет оправдания преступлениям тоталитарного режима против своего народа. Незаживающей раной в памяти людей останется эта эпоха, унесшая в процессе миллионы ни в чем не повинных людей. Сейчас очень часто приходится слышать: «Вот если бы сейчас жил Сталин, какой бы был порядок!» Сразу возникает вопрос – а какой ценой был достигнут этот порядок?» А был ли действительно «порядок»?
III «Мозговой штурм» - работа над понятийным аппаратом (Приложение 1)
Учащиеся называют ассоциации, связанные с понятием ГУЛАГ и сравнивают их с их значением
ГУЛАГ - советская система исполнения наказаний после 1930 года.
Репрессии - ущемление в правах; карательная мера, наказание, применяемые государственными органами
Культ личности - возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития
Террор - политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами (преследование, убийство и т.д.).
Тоталитаризм - политическая система, которая стремится ради тех или иных целей к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности.
«Малый Октябрь» - политика, проводимая в Казахстане Ф. ГолощёкинымДепортация - принудительная высылка лица в другое государство или другую местность
НКВД – государственный орган, занимающийся содержанием и охраной исправительно-трудовых лагерей.
IV Изучение нового материала
План:
ГУЛАГ – историческая справка
КАРЛАГ
АЛЖИР
Репрессии на нашей земле
Мемориал «Память»
Работа над раскрытием новой темы:
Вступительное слово учителя
- Сегодня вы являетесь участниками научно-теоретической конференции по теме "Казахстан в системе ГУЛАГа". На предыдущем уроке вы сформировали творческие группы и подготовили материал для сегодняшней конференции. Вам предстоит презентовать вашу работу своим одноклассникам.
Историческая справка ГУЛАГ (Презентация учащихся, опережающее задание) Самооценка в соответствии с рубрикатором оценивания презентации. (Приложение 11)
Защита постеров в соответствии с критериями. Взаимооценивание. (Приложение 12)
4.Минута молчания
Всем, кто клеймен был статьёю полсотни восьмою,
Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,
Кто по суду, без суда, совещаньем особым
Был обречен на тюремную робу до гроба,
Кто был судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями,
Им наши слезы и скорбь, наша вечная память!
V Физминутка в духе того времени
Физминутку проводят учащиеся 10 класса, под музыку И.Дунаевского на слова Д.Актиля «Здравствуй, страна Советов…»
Физминутка сопровождается видеорядом (Приложение 13)
VIЗакрепление: работа в парах
Кроссворд «Репрессии» (Приложение 2)
Соотнести фото с текстом (Приложение 3)
Вставить пропущенные слова и даты (Приложение 4)
Работа с картой (Приложение 5)
Восстанови последовательность событий (Приложение 6)
Соотнести имя и деятельность (Приложение 7)
Соотнести дату и событие (Приложение 8)
Определите вид деятельности репрессированных в 30-е годы (Приложение 9)
VI Проверка знаний: выборка вопросов из сборников ЕНТ по данной теме
Интерактивные тесты (Приложение 10)
VII Итоги урока: суммативное оценивание (Приложение 14)
VIII Рефлексия:
IX Домашнее задание: подобрать дополнительный материал по теме «Репрессии среди казахской интеллигенции»
Приложение 1Собери пазлы (при правильном ответе получается фотография Сталина)
ГУЛАГ - советская система исполнения наказаний после 1930 года.
Репрессии - ущемление в правах; карательная мера, наказание, применяемые государственными органами
Культ личности - возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития
Террор - политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами (преследование, убийство и т.д.).
Тоталитаризм - политическая система, которая стремится ради тех или иных целей к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности.
«Малый Октябрь» - политика, проводимая в Казахстане Ф.ГолощёкинымДепортация - принудительная высылка лица в другое государство или другую местность
НКВД – государственный орган, занимающийся содержанием и охраной исправительно-трудовых лагерей.
Приложение 2 Кроссворд: «Репрессии»
Проявление политического насилия государственных органов
-953770-41275  1                   36258526035
 2                    3              4           -2017395-31750  5                    
 6                     361950-78740
 7                  8              9         1.Вид специального поселения для ссыльных 2.Казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф., один из лидеров партии «Алаш», расстрелян в 1937 г. 3.Один из руководителей Казахского филиала АН СССР 4.Один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в 1930—1959 годах на территории Казахстана 5.Основатель казахской исторической школы 6.Казахский общественный и государственный деятель, просветитель, ученый-лингвист, литературовед, тюрколог, переводчик, расстрелян как враг народа 7.Друг и соратник К.Циолковского, один из основателей космического естествознания 8.Советский государственный и партийный деятель (армянин по национальности) 9.Лагерь для жён изменников родины
Ответы:1.Обсервация 2.Бокейханов 3.Тулепов 4.КАРЛАГ 5.Асфендиаров 6.Байтурсынов 7.Чижевский 8.мирзоян 9.АЛЖИР
Приложение 3 Соотнести фото с именем.
1 2 3 4 8953556515005 73660113030006
1 Жусипбек Аймауытов2 Ахмет Байтурсынов3 Сакен Сейфуллин 4 Магжан Жумабаев 5Мыржакып Дулатов6Мухаметжан ТынышпаевОтветы: 1- 4, 2-5, 3-6, 4-1, 5-2, 6-3
Приложение 4 Вставить пропущенные слова и даты:
Волна репрессий в первую очередь обрушилась на (интеллигенцию) В (1937-1938) годах террор принял массовый характер. В Карлаге долгие годы находился друг и соратник К. Циолковского, учёный (Чижевский). Через гулаговские жернова прошла (101 тысяча казахстанцев) из них (27 тысяч) было расстреляно.
Приложение 5 Работа с картой: Соотнести с регионом объект индустриализации
1 Угольные шахты 1 Чимкент
2 Медеплавильный завод 2 Алтай
3 Полиметаллы 3 Сибирь-Средняя Азия
4 Свинцовый завод 4 Актюбинск
5 Турксиб5 Балхаш
6 Комбинат цветных металлов 6 Караганда
1-6, 2-5, 3- 2, 4- 1, 5-3, 6-4
Приложение 6 Восстановите последовательность событий:
1 Депортация корейцев с Дальнего Востока в Казахстан 1 1931
2 Провозглашение Конституции КазСССР2 1932
3 В осакаровском районе возникло 25 посёлков-обсерваций 3 5 декабря 1936
4 Выборы в Верховный Совет КазССР4 Март 1937
5 Принята Конституция СССР 5 Июнь 1938
6 С Кубани прибыли эшелоны с репрессированными 6 Ноябрь 1938
1-6, 2-4, 3-1, 4-5, 5-3, 6-2
Приложение № 7 Соотнести имя и деятельность
1 Санджар Асфендиаров1 С 1933 1-й секретарь Казахстанского крайкома партии. В 1937 1-й секретарь ЦК КП(б) Казахстана
2 Василий Пустовойт2 Один из основателей космического естествознания, основоположник космической биологии и гелиобиологии
3 Н. Тимофеев-Ресовский 3 Биолог, генетик. Основные направления исследований: радиационная генетика, популяционная генетика, проблемы микроэволюции.
4 Александр Чижевский 4 Руководитель историко-археографической комиссии Казахского филиала АН СССР (1933), заместитель Наркома просвещения Казахской АССР
5 Левон Мирзоян5 Заведующий отделом селекции и семеноводства и лабораторией селекции подсолнечника Всесоюзного научно-исследовательского института масличных культур
1-4, 2- 5, 3- 3, 4- 2,5-1,
Приложение № 8 Соотнести дату и событие:
1 1943 1 Публикация статьи в газете «Правда» «За марксистско-ленинское освещение вопросов истории Казахстана»
2 1946 2 Постановление ЦК по обвинению Бекмаханова3 1950 3 Освобождение Бекмаханова Верховным Судом КазССР4 1951 4 Вышла книга Е.Бекмаханова «История Казахской ССР»
5 1954 5 Постановление ЦК КП(б) «О грубых политических ошибках в работе Института языка и литературы АН КазССР»
1-4, 2-5, 3-1,4- 2, 5-3
Приложение № 9 Определите вид деятельности репрессированных в 30-е годы:
Ответы:
Видные деятели партийной организации КазССР«Враги народа», устанавливающие советскую власть в Казахстане Представители казахской литературы Участники движения «Алаш»
У. ДжандосовД. СадвакасовС. Сейфуллин А.БайтурсыновТ. ЖургеневТ.РыскуловБ. МайлинА.ЕрмековН. НурмаковА. АсылбековМ. Жумабаев А. БукейхановПриложение 10 Тесты
1.Основатель казахской лингвистики и языкознания, дважды репрессированный ученый
А) А. Байтурсынов* В) Ж. Аймауытов С) М. Дулатов Д) К. Жубанов Е) Б. Майлин2. В Москве был «раскрыт заговор строителей «красной столицы»:
А) Оренбурга В) Петропавловска С) Алма-Аты Д) Семипалатинска Е) Кзыл-Орды*
3. Пик массовых репрессий пришёлся на эти годы:
А) 1933-1934 В) 1937-1938* С) 1939-1940 Д) 1935-1936 Е) 1940-1941
4. Примерное количество казахстанцев,прошедших через гулаговские жернова:
А) 55 тысяч В) 101 тысяча* С) 87 тысяч Д) 115 тысяч Е) 91 тысяча
5. Основатель казахской исторической школы, профессор, репрессированный в 30-е гг.:
А) С.Асфендиаров* В) М.Тулепов С) К.Жубанов Д) М.Дулатов Е) С.Кожанов6. Начало новой волне репрессий положили постановления ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» в:
А) 1944 г. В) 1945 г. С) 1946 г.* Д) 1947 г. Е) 1948 г.
7.Постановлением ЦК КП (б) 1947 г. «О грубых политических ошибках…» запрещалось изучение:
А) истории партии В) биографии Сталина С) истории казахского народа до октября 1917 г.*
Д) истории гражданской войны Е) истории коммунистического движения
8. Политическая акция, аналогичная «Делу врачей» в Москве и «Ленинградскому делу»:
А) «Дело Асфендиарова» В) «Дело Маргулана» С) «Дело Жубанова»
Д) «Дело Бекмаханова»* Е) «Дело Муканова»
9. В качестве объекта критики Е.Бекмаханова были выбраны материалы:
А) о Б.Ашекееве В) о А.Джангильдине С) о К.Касымове* Д) о С.Датове Е) о И.Тайманове10. В 1954 году ученый-историк Е.Бекмаханов был оправдан при содействии:
А) Руководства ЦК КП КазахстанаВ) Академии Наук Казахской ССР С) Лично И.СталинаД) Зарубежной общественности Е) Крупных ученых из Москвы и Ленинграда*
11. Реабилитация жертв политических репрессий проводилась после: А) X съезда КПСС
В)XIV съезда КПСС С) XV съезда КПСС Д) XX съезда КПСС* Е) XIX съезда
12. В период массовых репрессий были расстреляны представители казахской литературы:
А) А.Ермеков, Х.Досмухамедов, А.Бокейханов В) М.Тынышпаев, С.Баграков, П.БуддасиС) С.Сейфуллин, Б.Майлин, М.Жумабаев* Д) М.Ауезов, М.Сералин, А.ДиваевЕ) С.Асфендияров, Т.Жургенов, К.Жубанов13. После ХХ съезда КПСС было восстановлено имя незаконно осужденного писателя и общественного деятеля:
А) С.Сейфуллина* В) А.Маргулана С) А.Байтурсынова Д) А.Бокейханова Е) К.Сатпаева14. На какой срок был осуждён Е.Бекмаханов?
А) 10 лет В) 15 лет С) 5 лет Д) 20 лет Е) 25 лет*
Приложение 11
Рубрикатор для оценивания презентации
Баллы: 0 - позиция отсутствует 1 – слабо2 – хорошо3 – отлично
ТРЕБОВАНИЯ Б
СТРУКТУРА -количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 8 слайдов) -наличие титульного слайда -оформлены ссылки на все использованные источники ТЕКСТ НА СЛАЙДАХ -текст на слайде представляет собой опорный конспект (ключевые слова, маркированный или нумерованный список), без полных предложений -наиболее важная информация выделяется с помощью цвета, размера, эффектов анимации и т.д. НАГЛЯДНОСТЬ -иллюстрации помогают наиболее полно раскрыть тему, не отвлекают от содержания -иллюстрации хорошего качества, с четким изображением -используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) ДИЗАЙН И НАСТРОЙКА -оформление слайдов соответствует теме, не препятствует восприятию содержания -для всех слайдов презентации используется один и тот же шаблон оформления -текст легко читается -презентация не перегружена эффектами СОДЕРЖАНИЕ -презентация отражает основные этапы исследования (проблема, цель, гипотеза, ход работы, выводы, ресурсы) -содержит ценную, полную, понятную информацию по теме проекта -ошибки и опечатки отсутствуют ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ -выступающий свободно владеет содержанием, ясно излагает идеи -выступающий свободно и корректно отвечает на вопросы и замечания аудитории -электронная презентация служит иллюстрацией к выступлению, но не заменяет его -выступающий обращается к аудитории, поддерживает контакт с ней -при необходимости выступающий может легко перейти к любому слайду своей презентации -в выступлении отражен вклад каждого участника в работу группы (по возможности) Общее количество баллов Оценка Границы выставления отметок
51– 63 б – оценка «5»36 – 50 б – оценка «4»
21 – 35 б – оценка «3»менее 20 б – оценка «2»
Приложение 13
Рубрикатор оценивания постера
Критерии Дескрипторы
3 б. 2 б. 1 б. Баллы
Соответствие теме и содержатель-ностьТема полностью раскрыта по всем направлениям Тема раскрыта недостаточно, допущены неточности Тема не раскрыта, отражены лишь детали Эстетич-
ностьРабота выполнена аккуратно, лист использован рационально, наполнена наглядностью Работа выполнена с помарками, на постере есть свободные, незаполненные места, наглядности мало Работа выполнена неаккуратно, надписи выполнены мелким неразборчивым шрифтом, наглядности практически нет Научность Имеются ссылки на использование дополнительной литературы, сайты Интернета и др. Дополнительная литература использована не в полной мере, ссылок недостаточно Дополнительная литература и ссылки практически отсутствуют Ораторское искусство Выступающий свободно владеет содержанием, ясно излагает идеи, выступающий свободно, не допускает в своей речи ошибок, корректно отвечает на вопросы и замечания аудитории, поддерживает контакт с ней. Выступление отличается высокой эмоциональностью Выступающий читает текст, затрудняется отвечать на вопросы аудитории, допускает отклонение от темы, нарушает логическую последовательность в выступлении. Выступление недостаточно эмоционально. Выступающий нарушает последовательность изложения, делает длительные паузы во время выступления, неправильно произносит отдельные определения, выступление не отличается эмоциональностью Приложение 14
Оценочный лист
Деятельность ученика на уроке 1 Отвечал на вопросы учителя и аудитории (по1 баллу за ответ) 2 Анализировал и делал выводы 3 Нашёл дополнительную информацию 4 Представлял постер 5 Выполнял задание, работая в паре 6 Решал тест (1 вопрос – 1 балл) 36-30 баллов – «5» 30- 20 баллов – «4» 20-10 баллов – «3»