Разработка урока по теме Депортация народов


УРОК История Казахстана
КЛАСС 9 "Б"
ТЕМА Депортация народов СССР в Казахстан
ДАТА: 9.01.16
ЗАДАЧИ:
Образовательная: Сформировать представление о понятии “депортация”. Давать характеристику причин многонациональности Казахстана, политики межнациональных отношений в 1930 - 1950 - е гг. Рассмотреть сущность переселенческой политики Советского государства. Доказать историческую закономерность современного национального положения Казахстана.
Развивающая: Развитие умения анализировать, делать выводы, умения аргументировано и логично выражать свои мысли; развитие коммуникативной и мыслительной деятельности учащихся.
Воспитательная: Воспитание личностного отношения к истории своей Родины, желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории Казахстана, формирование гражданской позиции старшеклассников. Воспитание патриотизма, чувства сострадания к тяжелой судьбе депортированных народов, национализма.

ЭТАП УРОКА (время.....) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕСУРСЫ
ВЫЗОВ
Актуализация знаний
Устный опрос
Письменный опрос
1."Рассказ предположение по ключевым словам урока"
Репрессии
Выселение
Целые народы
Родина
2.Идеи, предположения по картинкам "Депортация"
22383751339850133985
Учащиеся высказываются и выходят на тему и цели урока.
Учебник "История Казахстана 9 класс"
Сигнальные карточки
Нормы оценивания
Маршрутные листы
ОСМЫСЛЕНИЕ
1.Вступительное слово учителя
Депортация народов — одна из форм политических репрессий в СССР. Основными особенностями депортаций как репрессий были их внесудебный характер, контингентностьи перемещение больших масс людей в географически отдалённую, непривычную для них и часто рискованную среду обитания.
В СССР тотальной депортации были подвергнуты десять народов: корейцы, немцы,финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь — немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары — лишились при этом и своих национальных автономий (хотя Крым никогда и не назывался Крымско-Татарской республикой).
В соответствии с Законом «О реабилитации репрессированных народов», принятым 26 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР, репрессированными признавались народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида.
Тяжелое положение народов, подвергшихся депортации. Очень тяжелым было положение людей, выселенных из родных мест. Резко возросла смертность ввиду голода и болезней, а также нехватки воды. Как сообщалось в сводке Управления внутренних дел СССР, в 1944 году из 144 704 депортированных людей, в том числе в Казахстан, 101 036 человек умерли. За депортированными народами на новых землях вели строжайший контроль. Без специального разрешения никто не мог никуда выехать. Даже за общением между соседями велся строгий контроль.
2.Памятка
Депортация Насильственное выселение народов из родных мест
Геноцид Действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую группу
Реабилитация Возвращение доброго имени
3.Самостоятельное задания(работа в группе)
Маршрутный лист
Задание №1: Перечислите какие народы были депортированы в Казахстан?(см. таблица №1)
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Вывод:
Задание №2: Двойной дневник
Факт Описание
Задание №3:
Прочитать текст "Депортация поляков, немцев, чеченцев и ингушей" и выделить ПМИ(плюс, минус и интересно)?
Для активизации деятельности учащихся на уроке учитель использует:
Сигнальные карточки
Маршрутные листы
Таблица оценивания
Задание №1 Задание №2 Задание №3
1-5 б 1-10 б. 1-5 б
За 20-19 баллов -«5» 18-15 баллов -«4» 14-8 баллов -«3» 7-1 баллов -«2"
РЕФЛЕКСИЯ
1.Открытый тест
Депортация -это_______________
Период депортации_____________________
Депортированные народы_____________________________
Геноцид означает______________________________
При ком проводилась депортация_____________________
Условия жизни депортированных народов в Казахстане______________________
Первыми бали депортированы_______________________
Самая многочисленная депортированная нация_______________________________________
2. Рефлексия настроения и эмоционального состояния: Смайлики грустные и веселые
Д.з 1)Выучить таблицу, подготовить творческую работу на тему "Депортация народов СССР в Казахстан" МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
КЛАСС: 9"Б"
ПРЕДМЕТ: ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
ТЕМА:Депортация народов СССР в Казахстан
Памятка
Депортация Насильственное выселение народов из родных мест
Геноцид Действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую группу
Реабилитация Возвращение доброго имени
Задание №1: Перечислите какие народы были депортированы в Казахстан?(см. таблица №1)
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Вывод:
Задание №2: Двойной дневник
Факт Описание
Задание №3:
Прочитать текст "Депортация поляков, немцев, чеченцев и ингушей" и выделить ПМИ(плюс, минус и интересно)?
Таблица оценивания
Задание №1 Задание №2 Задание №3
1-5 б 1-10 б. 1-5 б
За 20-19 баллов -«5» 18-15 баллов -«4» 14-8 баллов -«3» 7-1 баллов -«2»