Разработка воспитательского часа на тему Депортация народов СССР в годы ВОВ
Воспитательский час, посвященный депортации народов СССР в годы ВОВ: депортация крымских татар
Цели мероприятия:
развивающая – продолжить формирование умений анализировать исторические источники;
образовательная – сформировать представление о понятии “депортация”, о причинах депортаций, жизни депортированного населения.
воспитательная – воспитывать межнациональную толерантность, готовность конструктивно оценивать историю Великой Отечественной войны.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
В годы правления И.В. Сталина репрессии коснулись полностью или частично более 60 народов и этнических групп. Их общая численность составляла более 3,5 млн.чел.
Понятие депортации
Начнем с того, что выясним, что репрессии в отношении народов принято называть понятием “депортация”
В переводе с латинского слово “депортация” имеет два значения:
1) изгнание, высылка из страны;
2) насильственное переселение отдельных лиц, групп, народов”.
При И.В.Сталине, депортации, как часть политических репрессий, проводились по классовому, сословному, национальному, конфессиональному и другим признакам. Применительно к народам депортация – это своеобразная форма геноцида
Все депортации в период Советской власти условно можно разделить на 4 этапа:
– Депортации в период Гражданской войны и НЭПа 1918–1929 гг.
– Большой террор 1930-е годы
– Накануне и во время Великой Отечественной войны 1939–1945 гг.
– Послевоенные депортации 1946–1953 гг.
Ведущий 1:
“Без вины виноватые” Нас, безвинно обиженных, много,
Но не видит никто наших слез.
И куда поведет нас дорога
Под железную песню колес?
Промелькнут за окошком перроны...
От конвоя любовь сберегу.
В арестантском промерзшем вагоне
Провезу через морок-тайгу,
Пронесу я ее через годы,
Через зоны больших лагерей.
Не видать мне тебя, как свободы.
Если вспомнишь меня – пожалей.
Ведущий 2:
Депортации времен ВОВ. С какой целью они происходили? Каковы были причины такого... геноцида?
Репрессии - результат внутренней политики, преследовавшей цель укрепления мощи страны путем переселения "неблагонадежных народов" из "опасных" зон в более тихие, отдаленные местности, где им сложно было бы совершить акт "предательства Родины". Но так ли это? Огромное количество вопросов не имеющих должного ответа.
Ведущий 1:
В 1942—1944 гг. были проведены массовые депортации калмыков, ингушей,чеченцев, карачаевцев, балкарцев, крымских татар, ногайцев, турок-месхетинцев, понтийских греков, болгар, крымских цыган, курдов — в основном по обвинению в коллаборационизме, распространённому на весь народ. Были ликвидированы (если они существовали) автономии этих народов. Всего в годы Великой Отечественной войны подверглись переселению народы и группы населения 61 национальности.
Ведущий 2:
Первыми были выселены немцы. 28 августа 1941 г. указом Президиума Верховного Совета СССР была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья. 367 000 немцев было депортировано на восток (на сборы отводилось два дня): в республику Коми, на Урал, в Казахстан, Сибирь и на Алтай.
Ведущий 1: Были депортированы также представители народов, страны которых входили в гитлеровскую коалицию (венгры, болгары, многие финны). На основании решения Военного совета Ленинградского фронта от 20 марта 1942 г. из прифронтовой зоны в марте-апреле 1942 года было депортировано около 40 тысяч немцев и финнов.
Ведущий 2:
12 октября 1943 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР, а 14 октября постановление СНК СССР о выселении карачаевцев из Карачаевской автономной области в Казахскую и Киргизскую ССР.
2 ноября состоялась депортация карачаевцев, по итогам которой в Казахстан и Киргизию были депортированы 69 267 карачаевцев[9].
Ведущий 1:
27 декабря 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, а 28 декабря постановление СНК за подписью В. М. Молотова о ликвидации Калмыцкой АССР и о выселении калмыков в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области. Число депортированных составило…
Ведущий 2:
После ликвидации Чечено-Ингушской АССР с 23 февраля по 9 марта 1944 года была произведена насильственная депортация чеченцев и ингушей с мест их постоянного проживания в отдалённые районы Казахстана и Киргизии. По официальным советским данным было насильственно выселено более 496 тысяч человек — представителей вайнахской народности, в том числе в Казахскую ССР — 411 тысяч человек (85 тысяч семей) и в Киргизскую ССР — 85,5 тысячи человек (20 тысяч семей).
Ведущий 1:
24 февраля 1944 года Берия предложил Сталину выселить балкарцев, а 26 февраля он издал приказ по НКВД «О мероприятиях по выселению из КБ АССР балкарского населения».5 марта вышло Постановление ГКО о выселении из КБ АССР, а 8-9 марта началась операция. 11 марта Берия доложил Сталину, что «балкарцев выселено 37 103 человека».Ведущий 2:
Страшная череда репрессий коснулась и крымских татар. Именно сегодня исполнилось 68 лет со дня трагическому событию в истории крымско-татарского народа.
Ведущий 1:
Я видел Крым без покрывала.
Он был как высохший родник.
Хоть солнце горы нагревало,Но горем веяло от них.
Росли цветы на камне твердом
И над водой клубился пар,
Как в девятьсот сорок четвертом
Из Крыма выслали татар…
Сады упали на колени,
Земля забыла имена.
Была в неслыханной измене
Вся нация обвинена.
Ведущий 2:
Спецоперация готовилась войсками НКВД заранее и тщательно, в условиях строжайшей секретности. К 11 мая 1944 года были уточнены списки и адреса проживания всех крымских татар.
Выселение из домов происходило с 18 по 20 мая. Ночью каждая крымско-татарская семья была разбужена страшным стуком в дверь. Явившиеся с оружием в каждый крымско-татарский дом офицер и двое солдат, ничего не объясняя, давали перепуганным и ничего не понимающим хозяевам 15 минут на сборы.
Ведущий 1:
В такой ситуации кто-то, пытаясь выяснить, что же произошло, наспех успел только схватить детей, некоторые успели прихватить немного еды или самое ценное из дома. По истечении 15 минут солдаты просто выбрасывали людей из их домов. Выгоняемые из собственных домов люди, еще не успев отдалиться, нередко могли наблюдать, как в оставляемые ими дома врывались красноармейцы и мародеры, принимаясь за грабеж и погромы.
Ведущий 2
Выгнав из домов, всех крымских татар доставляли на железнодорожные станции. Собрав, погрузили в "теплушки" - вагоны для перевозки скота, которые были не приспособлены для перевозки людей и переполнены. Пережившие этот кошмар рассказывают, что в каждом вагоне из Крыма вывезли 150 -170 человек. Эшелоны шли в Среднюю Азию 10 - 14 дней. "Повезло" тем, кто за отведенные на сборы 15 минут успел взять из дома не что-то иное, а продукты.
Ведущий 1:
Чудовищной была расправа с жителями села Арбат. Так как вагоны заполненные были уже в пути на восток. Оставшихся погрузили на большую старую баржу и направили вглубь моря. Там всех этих людей потопили. После этого Кабулов доложит: «Крым полностью очищен от крымских татар».
Ведущий 2:
ДЕПОРТАЦИЯ
Зелимхан Мусаев
Позор и горечь целого народа –
Ни лошадей привычных, ни телег!
Идут под конвоем пешим ходом
Тревожный шёпот: «Нас везут куда?!»
К востоку рельсы тянутся полоской,
Для поездов они – как поводырь.
А в гуще вереницы арестантов
Мы видим женщин, стариков, детей.
Отныне нет им никаких гарантий
От голода, болезней и смертей.
Власть предала их, наказала строго
(В политике не редкость грубый кнут).
Десятки тысяч сгинут по дороге,
Другие позже от тоски умрут.
И мужество, и честь родной земли…
Вам суждено свой дом покинуть разом
И с жуткой болью выживать вдали.
Униженной Отчизны скорбный голос
Вам будет слышен все те долгие года,
Хотя без вас взойдёт на нивах колос
И будет Солнцем этот край согрет.
Уйдёт эпоха (время скоротечно),
И зло с тех пор не раз потерпит крах,
А кости братьев и сестёр навечно
Останутся в степях.
Вернётесь вы в родимые просторы,
И всё придётся начинать «с нуля».
Ну а пока безмолвны ваши горы,
Трагичны и безжизненны поля.
Пространства, припорошенные снегом,
Под лёгким льдом в ручьях бежит вода…
И нет иных гражданских привилегий,
А только унижений череда.
В ручную кладь вмещается немного;
Людей страшит неведомый маршрут.
У станции – железная дорога,
Отсюда эшелоны вдаль уйдут.
С утра селенья превратились в глушь…
В пункт назначенья вместе, без престижа,
Отправятся народ.
Взывают вопли к палачам: «Не троньте!
Вы чьей-то клеветой ослеплены.
Ведь наши сыновья сейчас на фронте
Победу добывают для страны.
Мы стали жертвой чьих-то злобных козней.
За что нам в душу делают плевок?»
Толпу, как скот какой-то, гонят в неизвестность –
Солдатам важно уложиться в срок.
К спокойной жизни больше нет возврата:
Раз выпал жребий – сожжены мосты...
Послышалась стрельба из автоматов
В пределах бедного селенья АрабатРасстреляны и сброшенные в море.
И этот офицер НКВД
Навряд ли век свой проживёт счастливо –
Убийце нет прощения нигде!
Преступников настигнет Божья кара –
Они циничны, злобны лишь сейчас.
Проклятье им за эти все кошмары
И за страдания безвинных масс!
Жестокостей бесчеловечных степень
Майским днём отметилась в Крыму –
Тела и судьбы превратились в пепел
И в память врезались на долгие века…
Зато в живых оставшимся татарам,
Которых миновал тогда расстрел,
Навязан статус – «спецпереселенцы» –
Бесправный унизительный удел!
Итак, всех погрузили в эшелоны,
И взоры помрачнели от тоски…
Не прячась, громко, заглушая стоны,
Внезапно зарыдали старики.
В их душах накопились дым и копоть;
Не раз сражались вскачь и на ходу.
Имея в жизни мужественный опыт,
Почуяли великую беду.
Парней жалеют старцы и старухи:
По юности ударит злая власть!
Найдут ли молодые силу духа?
Сумеют ли перебороть напасть?
Утешить как-то пожилых желая,
Поняв, быть может, их души надрыв,
В мгновенье молодёжь разудалая
Сообразила песенный мотив.
Простой напев, и нет в нём слабой дрожи,
И тягот не чураются сердца…
Хотя безвестность каждого тревожит,
Он выстоять настроен до конца.
«Куда бы ни попал ты, – пелось в песне,
Куда бы ни ушёл от этих мест,
Почувствуй, раб Аллаха, повсеместно
Божественный и милосердный взор!
Мы нашей верой вскормленные люди!
Пускай в наш край сейчас пришла беда,
Нам нужно знать, что с нами Бог повсюду –
Господь нас не покинет никогда!»
И тут же перестали старцы охать,
Узнав ответ на свой немой вопрос…
И только снизу доносился грохот
Холодных и безжалостных колёс.
Ведущий 1:
Уже в дороге начали умирать, прежде всего старики и маленькие дети. И не только они... У многих не было еды. Во время стоянок из вагонов никого не выпускали. Составы, в которых перевозились голодные, изможденные, больные люди - в основном старики, женщины и дети, охранялись вооруженными солдатами. Люди гибли от голода, болезней, нечеловеческих условий. Умерших не давали хоронить, а выбрасывали из вагонов.Ведущий 2
По прибытии в Среднюю Азию люди были выброшены на голое место, согнаны в бараки, не приспособленные для жизни даже в условиях местного теплого климата. Продукты выдавались в крайне недостаточном количестве. Имеется колоссальное множество документальных свидетельств того, как выдержавшие долгий путь люди умирали теперь уже целыми семьями от голода и болезней.
Ведущий 1:
Режим спецпоселений, в условиях которого каждый спецпоселенец должен был ежемесячно отмечаться у коменданта и не мог без его разрешения отдаляться на расстояние более 7 км, действовал в отношении крымских татар вплоть до 1957 года.
Ведущий 2:
Ни с чем нельзя сравнить страданья,
Который понес народ,
Он брошен был на вымиранье,
Лишенный права и свобод.
Ведущий 1:
Лишь в первый год в местах чужбины
От жутких сталинских идей
Погибло больше половины
Старейшин, женщин и детей.
А тех кто с фронта возвращался,
Чтоб лишний шум не поднимал,
Кто не погиб, а жив остался-
Режим их просто расстрелял.
Ведущий 2 :
Ко всем перечисленным ужасам депортации, о подробностях которой пожилые крымские татары стараются не вспоминать и не могут спокойно рассказывать даже сейчас, следует добавить, что описанные события происходили, когда почти все мужское население было мобилизовано и сражалось с фашистами на фронтах. И все названные невыносимые лишения и страдания 1944 года легли на плечи женщин, стариков, детей.
Видео воспоминания.
Ведущий 1:
Многих служивших в действующих частях Красной Армии крымских татар в это время отправили в трудовые армии (иная разновидность репрессий), где хоть и не было прямой опасности для жизни, но условия были куда более тяжелые и унизительные. Демобилизовавшись после победы в 1945 году, крымские татары-фронтовики и трудармейцы потом еще в некоторых случаях годами искали свои семьи и своих уцелевших родных в Средней Азии, а иногда и за ее пределами. Не всегда успешно...
Ведущий 2:
В результате переселения и ближайших его последствий в течение первых полутора лет (с 18 мая 1944 г. по конец 1945 г.) погибло 46,2% крымских татар. Во второй половине 1940-х гг. численность крымских татар по-прежнему убывала. Таковой оказалась для крымских татар цена сталинского произвола и бесчеловечности советского тоталитаризма.
Ведущий 1:
Как долго, Родина я ехала к тебе:
Через слепое детство на чужбине,
И через юность, равнодушие к судьбе.
Неверующую прописным святыням.
Я в путь к тебе отправилась давно,
Еще в тот день, в сорок четвертом, в мае,
Когда судьба прикладом стукнула в окно
И прогнала мой род с родного края.
Пускай я родилась десятки лет спустя -
В моей крови стучит воспоминанье.
И душит горло боль, рассудок мой мутя.
Я там, я среди них, начавших путь в изгнанье.
Мне мать велела в узел завязать
Свою одежду, медный таз с кувшином,
А мне важнее было куклу взять –
Хоть нос отбит у ней, но глаз ведь синий.
В Алушту к мужу в госпиталь вчера
Я уходила в легкой крепдешине, А утром, всех согнав с больничного двора,
Нас погрузили в крытые машины.
В тот день пошла в соседний городок
Узнать о брате, храбром партизане,
А сына – шел ему четвертый лишь годок –
Везут в Сибирь, меня – к Узбекистану.
Потом теряла я на станциях детей
И умирала на руках соседей,
Длину пути считала сотнями смертей,
В огне тифозном Родиною бредя.
Потом за проволокой колючею жила
Под Бекабадом, Ферганой, в Ангрене,
И с кизяком сырым в печурке жгла
Я боль свою за мнимую измену.
Потом в чужой земле я хоронила мать.
Куском платка
Прикрыв ей тела малость,
Ведь белый саван негде было взять
Что мать на смерть хранила – там осталось.
Потом месила глину на слезах,
Дом строила с десятилетним сыном,
Его растила в нем с надеждою в глазах:
Вернуться должен он домой с чужбины.
Сто судеб у меня, сто жизней, сто смертей.
Я их несу давно в открытом сердце.
Я еду, Родина, ста тысячью путей
К тебе...
Когда ж мы будем вместе?