Разработка внеклассного мероприятия по духовно—нравственному воспитанию Я вижу, я слышу, я чувствую
Духовно – нравственное воспитание
Занятие – исследование творчества С.А. Есенина «Я вижу, я слышу, я чувствую"
Класс: 4 (10 лет)
Цель: научить видеть, слышать и чувствовать красоту, напевность,
задушевность поэзии С.А. Есенина.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей о творчестве
С.А. Есенина; сформировать представление о красоте Есенинского стиха; учить составлять синквейн,
Развивающие: развивать речь, внимание к поэтическому слову, обдумывающее восприятие стихов С.А. Есенина через звук и цвет; развивать у детей воображение; формировать умения анализировать звучащую речь; формировать опыт работы с книгой; развивать речь, мышление, воображение;
Воспитывающие: учить видеть красоту окружающей природы, прививать любовь к ней; воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах, группах.
Здоровьесберегающие:а) воспитывать бережное отношение к своему здоровью (контроль за осанкой для профилактики сколиоза);б) проведение физкультминутки – зарядка для глаз.
Планируемые результаты
Личностные: проявление творческого отношения к своей работе;проявление эмоционально-ценностного отношения к поставленной проблеме; воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты.
МетапредметныеПознавательные:
Умение: умение воспринимать и анализировать художественный текст; перерабатывать полученную информацию; давать оценку своим действиям; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение: умение принимать и сохранять поставленную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать.
Коммуникативные
Умение: умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Предметные
Умение: выразительно читать стихи; работать с книгой, из общего выделять главное.
Межпредметные связи
Окружающий мир, литературное чтение, музыка, технология, изобразительное искусство.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Оборудование:
- сборник стихов С.А. Есенина;
- компьютер;
- мультимедийный проектор, интерактивная доска;
- Набор для художника ( краски, палитра)
Ресурсы:
- мультимедийные презентации :
План мероприятия:
I.Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний.
- Попробуйте услышать в стихотворении фамилию русского поэта
В этом имени – слово «есень».
Осень, ясень, осиновый свет,
Что – то есть в нём
От русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь – рассвет.
Что – то есть в нём
И от весенней
Грусти, юности
И чистоты…
- Услышали ли вы эту фамилию?
Только скажут –
«Сергей Есенин»,
всей России встают черты…
Слайд 1.
2. Определение темы творческой мастерской
- Сегодня у нас немного необычное занятие – творческая мастерская.
Скажите, творчеству какого известного вам русского поэта она будет посвящена?
– творчеству Сергея Александровича Есенина.
Поэт прожил на земле до обидного мало – всего три десятилетия. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, почувствовать мир, созданный поэтом. Для этого нам надо исследовать его творчество.
3. Беседа по теме.
Слайд 2.
«Есенин – нежное имя,
Соловьиный звон.
Кудрями золотыми
Звенел весёлый клён.
Из солнечного ливня
Весеннее лицо
Овеял ветер нивныйЦветочною пыльцой».
Вглядитесь внимательно в портрет Есенина. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? О чём писать стихи?
Д. В своих произведениях поэт воспевал красоту родного края.
Слайд 3-5
Родина для Сергея Есенина – это село Константиново под Рязанью.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
Родина… С детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается? Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово «Родина»?
Слайд 6.
Слова: «Родина», «мама», «семья», «дом», «природа», «любовь», «забота», «Отечество», «Россия»
- Чувство Родины основное в моём творчестве, - писал Сергей Есенин.
Какой же видел и какой любил свою Родину Сергей Есенин?
В своих рисунках вы запечатлели образы, увиденные вами, созданные поэтом. Всмотритесь внимательно в них, вспомните стихи Есенина.
Слайд 7-8 .
- Найдите строки, созвучные рисункам. (Дети читают отрывки из стихотворений.)
4. Работа в группах.
а) определение цветовой гаммы стихов Есенина.
Слайд 9
Ученики делятся на группы по 5 человек. Каждая группа получает ромашку.
- Если вы внимательно читали стихи Сергея Есенина, то, наверное, заметили, что стихи наполнены удивительными красками. Вчитаемся ещё раз в стихотворения, определим их цветовую гамму.
Оживим ромашки любимыми есенинскими красками. Пусть каждый лепесток будет раскрашен в любимый Есениным цвет. (Под музыку дети в группах раскрашивают лепестки ромашек.)
- Поговорите с ромашкой. Докажите строчками из стихотворений наличие того или иного цвета.
Белый цвет…
«Белая берёза под моим окном…»
Голубой цвет..«Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь…»
Синий цвет..«Стелется синею рясою
С поля ночной холодок…»
Зелёный цвет…
«Шелестят зелёные серёжки..»Красный, малиновый…
«В пруду лебедем красным
Плавает тихий закат…»
Жёлтый, золотой…
«Задремали звёзды золотые…»
Серебристый цвет..«И горят серебряные росы…».
- Вот видите, ребята, как разнообразна цветовая гамма стихов Есенина.
(Собираются ромашки и вывешиваются на зелёное поле.)
Слайд 9.
б) Мы в роли поэтов
- А теперь попробуем хоть на некоторое время стать поэтами, ведь это так интересно.
Группы получают четверостишия, где пропущены прилагательные, обозначающие цвет. Дети вставляют и обосновывают вслух свой выбор.
Слайд 10.
(Синее) небо, цветная радуга,
Тянется дым у (малиновых) сёл,
Свадьба ворон облегла частокол.
Снова я вижу знакомый обрыв
С (красною) глиной и сучьями ив,
Грезит над озером (рыжий) овёс,
Пахнет ромашкой и мёдом от ос.
Закружилась листва (золотая)
В (розоватой) воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
(Синий) май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черёмуха в (белой) накидке.
(Синий) туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный (Жёлтый) свет.
Сердцу приятно с тихой болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет.
Гаснут (красные) крылья заката,
Тихо дремлют в тумане плетни.
Не тоскуй, моя (белая) хата,
Что опять мы остались одни.
Слайд 11
в) звуковая гамма стихов Есенина
- Не только удивительными красками, но и необыкновенными звуками наполнены есенинские строки. Какими же звуками наполнена поэзия Есенина? Докажите стихотворными строчками.
Слайд 12.
Звон ручья, шелест листьев, шепот трав, звуки песни, звуки тишины.
Дети зачитывают четверостишия, где есть эти словосочетания.
- А я слышу в поэзии Есенина особый звон. И может быть, этот звон всколыхнул душу современного поэта и композитора, создавших замечательную песню «Малиновый звон». Вслушайтесь в слова и музыку и постарайтесь найти строки, созвучные поэзии Есенина.
(Звучит песня А. Морозова «Малиновый звон».)
г) букет из любимых цветов Есенина
- Стихи Сергея Есенина наполнены особым ароматом. Букет из каких цветов вы бы составили, чтобы его передать? Докажите строчками из стихотворений.
Слайд 13.
Черёмуха…
«Черёмуха душистая
С весною расцвела…»
Ромашка…
«Пахнет ромашкой и мёдом от ос…»
Ландыши…
«Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил…»
Яблоня…
«Словно яблоневый цвет, седина
У отца пролилась в бороде…»
Колокольчик…
«Ах, колокольчик! Твой ли пыл
Мне в душу песней позвонил…»
Василёк…
«И рассказал, что васильки
Очей любимых далеки».
- Вот какой замечательный, красивый букет у нас получился. Я, думаю, он бы очень понравился поэту. Ведь сегодня мы старались не просто вспомнить строки из стихотворений Сергея Есенина, но и заглянуть в мир его поэзии, понять и почувствовать его.
5. Творческая работа.
-А сейчас мне хотелось бы услышать ваше отношение к поэзии Есенина.
- Давайте попробуем составить синквейн к слову « поэт» .Поэт
Талантливый, наблюдательный.
Вдохновляет, волнует, завораживает.
Один из ярчайших проявлений русского гения.
Есенин.
6. Итог занятия.
- Какие чувства, мысли пробудило в вас наше занятие?
- Чем вы можете поделиться с друзьями?
В заключение нашей встречи мне хочется поблагодарить вас за работу. И я думаю, что вы не раз ещё в течение своей жизни откроете томик со стихами Сергея Есенина.