Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию Я-курянин 1 класс
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №59» г. Курска
ПРИНЯТА
на заседании педсовета
протокол № __ от __________
УТВЕРЖДЕНА
приказом от ____________ № ___
Директор школы_________ И.А.Антоненко
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Я - курянин»
( духовно-нравственное направление )
в 1А классе
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель: Демидова Е.А
Курск 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы М.И.Гладилиной , в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. №373), положениями ООП НОО МБОУ «СОШ№59» на 2015-2016 учебный год.
Логика изложения и содержания программы полностью соответствует требованиям ФГОС, поэтому в программу не внесено изменений. При этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Цель работы по духовно-нравственному воспитанию:
формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью «Гражданина - патриота России».
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании; вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Общая характеристика курса
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать и раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.
Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа".
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание программы внеурочной деятельности "Я - курянин» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4классов. Образовательная программа обучения начальной школы ориентирована на единство учебной и внеурочной деятельности, учитывает особенности контингента учащихся. Данная программа внеурочной деятельности взаимосвязана и основана на единых принципах, целях и задачах, школы – создание условий для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса.
Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, вариативная же часть должна обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Связь содержания программы с учебными предметами
Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).
Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической.
Учебная - информация, связанная с содержанием учебного материала.
Научная - информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий.
Познавательная - информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире.
Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной.
Коммуникативная - информация, необходимая школьникам для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так и вне школы.
Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, ИЗО, музыкой, технологией).
Учебная деятельность
Внеурочная деятельность
Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).
Русский язык– раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.
Окружающий мир(«связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.).
Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).
– экскурсии,
– беседы;
– ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников,
– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;
– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора ;
Окружающий мир,
– «современная Россия – люди и
государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».
Литературное чтение– сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.
Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.
– классный час “Дедушкины ордена и медали”. Творческая работа «Расскажи о своем герое»;
– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;
– экскурсии и путешествия
– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться.
Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.
Окружающий мир– знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.
Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов
Получение трудового опыта в процессе учебной работы .
Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.
Презентация своих учебных и творческих достижений
- изготовление подарков,;
- клуб интересных встреч;
- мини- проекты
Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.
Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.
– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п
– экскурсии в краеведческий музей, парк;
-экскурсии по улицам города;
- заочные путешествия;
- беседы о природе родного края
Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.
Литературное чтение – приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.
Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.
- конкурсы рисунков;
- фотовыставки
Место курса в учебном плане
Программа и материал курса рассчитан на 17 часа в год, 0,5 часа в неделю
Особенности реализации программы: формы, методы, место проведения занятий.
Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна более двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).
Занимающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Для реализации программы предлагаются следующие методы:
Наглядный метод просмотр фильмов, слайдов, презентаций; экскурсии в школьный музей ; наблюдения; экскурсий по селу, целевые прогулки; Словесный метод чтение стихотворений; беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; ответы на вопросы педагога, детей; сообщение дополнительного материала; загадывание загадок; рассматривание наглядного материала; рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; Практический метод проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; проведение экскурсии различной направленности; организация вечеров с родителями, для родителей;
Результаты изучения учебного материала
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации ;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
умение применять освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях.
Содержание тем курса
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю, как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне. Использование краеведения помогает обучающимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у обучающихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического
Тема 1: Введение (1ч)
Краеведение. Что изучает краеведение. Мой край на карте Родины. Малая родина.
Тема 2: « Род и родословная» (2 ч)
Моя семья. Традиции семьи. Профессии моих родителей. Кем работают мои родители?
Творческий конкурс «Старая фотография рассказала»
Практическая работа «Моё родословное древо».
Тема 3: «Дом, в котором я живу» (1 ч)
Проект «Дом моей мечты» (творческая работа) изготовление с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала, рисование дома
Тема 4: «Моя улица» (1ч)
Урок-экскурсия по улицам города Курска, где проживают обучающиеся. Знакомство с названием улиц, расположением домов. Памятник В.Клыкову.
Тема 5: «Наша школа» (1 ч)
Экскурсия по школе «Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы».
Поисковая работа: «История моей школы», «Знаменитые выпускники», «Ученические династии» - творческие задания в группах.
Тема 6: « Почему мой город так называется?» (2 ч)
Занятие-открытие «Начало начал города Курска». Творческая работа «Загадочный мир названий». Происхождение и объяснение наиболее значимых названий . Легенды и предания.
Экскурсия по историческому центру городу. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
Знакомство с историческими, архитектурными объектами города, памятниками.
Тема 7: «Мир живой природы нашего края» (3 ч)
Экскурсия в краеведческий музей отдел «Природа».
Виртуальное путешествие в растительный и животный мир родного края.
Видовой состав растительного и животного мира нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
Памятники природы города. Виртуальная экскурсия в Центрально- Чернозёмный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В.Алёхина «Стрелецкая степь».
Зелёные друзья на улицах города. Роль зелёных насаждений в нашем городе. Парки, лесопарки, леса нашего края.
Практическая работа «Растения нашего города» (составление атласа-определителя).
Птицы рядом с нами. Распознавание птиц, наблюдение за их повадками. Курский соловей.
Экскурсия в Музей курского соловья.
Тема 8: « Народный календарь» (1ч)
Изучение быта и культуры наших предков, связанных со сменой сезонов. Знакомство с месяцесловом (народным календарем), старинными названиями месяцев, работами, которые проводились в разные дни каждого месяца. Составляем перечень примет погоды, знакомятся с обрядами и обычаями. Изучаем календарные праздники, игры Курской губернии.
Практическая работа «Народные игры Курской губернии»
Тема 9: «Что дает наш край стране» (1 ч)
Экскурсия в краеведческий музей в отдел промышленности и сельского хозяйства.
Встреча с интересными людьми- ветеранами труда.
Тема 10: «Наш край в годы Великой Отечественной войны» (2 ч)
Знакомство с событиями Великой Отечественной войны. Оккупация, освобождение города. Великое танковое сражение.
Проект «Помни о войне». Собираем воспоминания близких людей о войне, старые фотографии.
Экскурсия «Курск – город воинской славы»
Тема 11: «Наш край богат талантами» (2 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Экскурсия (обзорная) в литературный музей.
Экскурсия в картинную галерею им. Дейнеки
Тематическое планирование
№ п/п
Название раздела
Количество часов
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Всего
Теория
Практика
1
Введение
1
1
-
Понимать особенности курса, выражать своё отношение к тому, для чего нужно изучать краеведение. Работать с картинной картой России, Курской области; рассказывать о «малой родине. Рассматривать иллюстрации, сравнивать, извлекать из них нужную информацию; работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям); обсуждать. Оценивать результаты своей работы
2
Род и родословная
2
2
1 конкурс
1 практическая работа
Понимать задачу занятия и стремиться её выполнить.
Наблюдать за жизнью своей семьи, рассказывать о своих наблюдениях, работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; работать со взрослыми: находить информацию, проводить наблюдения
В ходе подготовки к конкурсу с помощью взрослых учатся: находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории ; составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
3
Дом, в котором я живу
1
1
1 проект
Понимать задачу занятия и стремиться её выполнить.
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения на уроке.
Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).
4
Моя улица
1
1
1 экскурсия
Изучать достопримечательности родного города, находить информацию о них. Соблюдать правила поведения на экскурсии.
5
Наша школа
1
1
1 экскурсия
Изучать историю своей школы, находить информацию по заданной теме. Соблюдать правила поведения на экскурсии.
Работать со взрослыми: находить информацию, проводить наблюдения. В ходе поисковой работы с помощью взрослых учатся: находить материал по заданной теме; интервьюировать членов своей семьи об истории школы ; составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
6
Почему мой город так называется?
2
2
1 экскурсия
1 исследование
Изучать историю своего города, находить информацию. Соблюдать правила поведения на экскурсии. Уметь слушать экскурсовода, задавать вопросы по теме.
Работать со взрослыми: находить информацию, проводить наблюдения. В ходе исследовательской работы с помощью взрослых учатся: находить материал по заданной теме; интервьюировать членов своей семьи об истории школы; составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
7
Мир живой природы родного края
3
1
2
1 экскурсия
1 практическая работы
Рассматривать иллюстрации атласов-определителей и других научно-популярных книг, извлекать из них информацию о растениях и животных родного края, сравнивать; работать в паре: узнавать растения, птиц и животных на рисунке, определять растения, птиц и животных с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку.
Соблюдать правила поведения на экскурсии. Уметь слушать экскурсовода, задавать вопросы по теме.
Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Учиться поэтическому видению мира, развивая фантазию и творческое воображение. Участвовать в создании праздничного сценария и украшении класса, применяя приобретенные навыки работы с художественными материалами.
8
Народный календарь
1
1
1
1 практическая работа
Изучать быт и культуру наших предков, связанных со сменой сезонов. Познакомиться с месяцесловом (народным календарем), старинными названиями месяцев, работами, которые проводились в разные дни каждого месяца. Составлять перечень примет погоды, знакомиться с обрядами и обычаями. Изучать календарные праздники, игры Курской губернии.
Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Учиться поэтическому видению мира, развивая фантазию и творческое воображение. Участвовать в создании праздничного сценария и украшении класса, применяя приобретенные навыки работы с художественными материалами.
9
Что дает наш край стране?
1
1
1
1 экскурсия
Изучать природные богатства родного края, находить информацию с помощью взрослых.
Соблюдать правила поведения на экскурсии. Уметь слушать экскурсовода, задавать вопросы по теме.
10
Наш край в годы Великой Отечественной войны
2
2
1 экскурсия
1 проект
Соблюдать правила поведения на экскурсии. Уметь слушать экскурсовода, задавать вопросы по теме.
В ходе подготовки проекта с помощью взрослых учатся: находить материал по заданной теме; интервьюировать членов своей семьи об истории школы; составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
11
Наш край богат талантами
2
2
2 экскурсии
Интересоваться своими знаменитыми земляками и гордиться ими, находить информацию с помощью взрослых.
Соблюдать правила поведения на экскурсии. Уметь слушать экскурсовода, задавать вопросы по теме.
Итого:
17
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Список литературы
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская //
История и современность Курского края./Под ред. Б.Н.Королёва. Курск.1998г
Кондаков А.М. “Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования.” – Педагогика.- 2008. - № 9 с. 9(статья).
Курск. Фотоальбом./Сост. Гуданова В.А.-М.:1992г.
Курская область. Экономико-географический очерк. Центрально-Чернозёмное изд.: Воронеж.1965г.
Левченко В.В., Грива В.А. Встреча с Курском. Курск:2004г.
Липкинг Ю.А. и др. Курская область. Учебное пособие. Центрально-Чернозёмное изд.: Воронеж.1975г.
Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; - 436с.
Интернет ресурсы
http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - календарь народных примет о погоде
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -литература по геральдике
Примерное календарно-тематическое планирование
Дата
№ урока
№ урока в разделе
Тема урока
Приложение
Введение (1ч)
1
1
Введение.
Род и родословная (2 ч)
2
1
Род и родословная.
Практическая работа «Моё родословное древо».
3
2
Род и родословная. Проект «Кем работают мои родители?»
Дом, в котором я живу (1 ч)
4
1
Дом, в котором я живу.
Проект «Дом моей мечты»
Моя улица (1ч)
5
1
Экскурсия «Моя улица».
Наша школа (1 ч)
6
Экскурсия «Наша школа».
Почему мой город так называется? (2 ч)
7
1
Почему мой город так называется? Занятие -открытие «Начало начал города Курска». Экскурсия по историческому центру городу
8
2
Почему мой город так называется?
Творческая работа «Загадочный мир названий».
Мир живой природы нашего края (3 ч)
9
1
Экскурсия «Мир живой природы нашего края»
10
2
Памятники природы города. Виртуальная экскурсия в ЦЧЗ «Стрелецкая степь»
11
3
Зелёные друзья на улицах города.
Практическая работа «Растения нашего города». Составление атласа растений.
Народный календарь (1ч)
12
Народный календарь. Практическая работа «Народные игры Курской губернии»
Что дает наш край стране (1 ч)
13
1
Экскурсия «Что дает наш край стране»
Наш край в годы Великой Отечественной войны (2 ч)
14
1
Наш край в годы Великой Отечественной войны Экскурсия в курский областной краеведческий музей
15
2
Проект «Помни о войне». Собираем воспомина-ния близких людей о войне, старые фотографии.
Наш край богат талантами (2 ч)
16
1
Наш край богат талантами. Литературное, художественное, музыкальное творчество. Земляки, прославившие родной край. Экскурсия (обзорная) в литературный музей.
17
2
Экскурсия в картинную галерею им. Дейнеки
Подведение итогов года.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515
©ђЗаголовок 115