урок истории Культура русских земель в XII-XIIIв.

Тема «Культура русских земель XII-XIII в.»
Цели:
Обучающие:
- обеспечить усвоение учащимися особенностей культуры русских княжеств данного периода;
- познакомить с выдающимися памятниками архитектуры, иконописи, литературными произведениями.
Развивающие:
- формирование внимания, памяти, навыки адекватной самооценки.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство гордости к создателям культурных ценностей за их трудолюбие, мастерство, творчество.

План урока.
Особенности культуры XII-XIIIв.
Литература
Зодчество
Живопись
Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Ход урока.
Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами!
Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Хорошего вам настроения и успехов!
На уроке наши глаза внимательно Смотрят и все (видят). Уши внимательно слушают И всё (слышат). Голова хорошо (думает).
Улыбнулись друг другу, Пожелали мысленно удачи.

Основные понятия:
Аскетизм – крайняя степень воздержания, отречения от жизненных благ.
Канон – правило
Уникальный – исключительный, единственный в своем роде.


Звучит музыка Бородина из оперы «Князь Игорь»
Идет слайдовая презентация – (2мин)

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Что увидели вы на слайдах?

Какие события отражены? Определите, какой век?

Как вы думаете, о чем у нас пойдет речь на уроке?

-Верно, о культуре 12-13 веков.

Что мы изучаем в рамках культуры?


То есть всё то, что создано умом, талантом, руками народа.

В процессе урока мы должны выявить особенности культуры XII-XIIIв. , определить , что повлияло на русскую культуру XII-XIIIв.

Я раздам вам таблицы, в которых вы ответите на вопросы до изучения материала урока, во второй колонке- в конце урока.

Для изучения культурных ценностей мы создадим 3 группы.

Гр.Литературоведов ответят на вопросы заданий и сделают выводы.

Гр. Знатоки зодчества дадут характеристику памятникам архитектуры.

Гр. Искусствоведы познакомят нас с иконами XII века.

В каждой группе на столе оценочный лист.








Учитель: с XII века начинается новый период в истории русского летописания
Литераторы, вам слово!
----

Литераторы рассказали нам много интересного и познакомили. С какими литературными жанрами мы познакомились?

Вывод: Русь в середине XII века раскололась на 15 самостоятельных княжеств, поэтому все авторы призывали к единству.

Знатоки зодчества, вам слово!

- В чем проявлялись отличия при строительстве в княжествах?

-Вывод: все строительство на Руси велось русскими мастерами.
В период раздробленности культура переживала подъём.




Учитель : Икон XII века сохранилось мало, но среди них имеются подлинные шедевры.

Вывод:

Учитель:
Взлет русской культуры был прерван нашествием Батыя на Русь. В развалинах лежали церкви и монастыри. Погибли иконы, прервалось летописание, разрушены города. Лучшие мастера уведены в рабство.


- вернемся к утверждениям и ответим на поставленные вопросы. Изменилось ли ваше мнение?

Закрепление (тест –на слайдах)
Д/з п-ф 16

Заполните оценочные листы.

Взаимооценка.
Какая из групп, на ваш взгляд, была самой активной?
Какая - самой быстрой?
Рассказ какой группы вам понравился больше всего?
Какая самая дружная?
Оценка работы групп. (закладочки)

Рефлексия
- Оцените свою деятельность на «лестнице знаний» (первая ступень - плохо понимаю новый материал, вторая ступень – понимаю, но нужно еще поработать, третья – все понимаю, все получается).
















Памятники архитектуры, живопись, литературные произведения.








Дети работают в таблицах.


Ребята работают самостоятельно.














Ф И З М И Н У Т К А
Движения по тексту.
Лебеди летят. Крыльями машут, Прогнулись над водой, Качают головой, Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся

Выступает гр. Литературоведов.




- летописание
- поучение
«слово» и «моление»





Выступление гр. Знатоки зодчества

- в новгородской земле храмы утратили свою монументальность, строили небольшими и одноглавыми.
Во Владимиро-Суздальской земле – отличались пышностью.


Искусствоведы, вам слово!
Выступление искусствоведов.