Конспект урока по теме «Русские земли и княжества ХII – середине ХIII века»

Конспект урока по теме «Русские земли и княжества ХII – середине ХIII века»
Основная дидактическая цель: систематизировать исторический материал; оценивать основные события и явления истории Удельной Руси.
К концу урока учащиеся должны:
Знать: причины и последствия периода раздробленности, хронологические рамки периода раздробленности.
Уметь показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси, характеризовать особенности географического и социально-политического развития, достижения культуры отдельных княжеств и земель.
Понимать закономерность раздробленности как этапа развития феодального государства.

Оборудование: карта «Раздробленность Руси»

Ход урока.
Вступительное слово учителя: «Сегодня на уроке мы обобщим материал по теме «Раздробленность на Руси» Вспомните, такое состояние государства было характерно только для Руси? Каковы же причины этого явления?
Задание №1. Учащимся дается текст с историческими ошибками. (приложение №1)
На основе этого текста выделить причины феодальной раздробленности.
Учащиеся выделяют следующие причины раздробленности государства:
от хозяйственной деятельности дружинники стали получать больше дохода, чем от военных походов
натуральное хозяйство
порядок престолонаследия (по старшинству)
усобицы князей
стремление крупных городов освободиться от власти великого князя

учитель: С какими княжествами мы познакомились, покажите их на карте.
Сегодня, совершив путешествие в эти княжества мы покажем, что это было время расцвета русских земель.
Задание №2. «Географическое положение, природные условия и занятия жителей Владимиро-Суздальской и Новгородской земель» (приложение №2)
Заслушав рассказы детей, учитель объявляет, что дети готовы к путешествию и дальнейшему изучению и делит учащихся на группы.
1 группа: по документам характеризует положение князя в Новгороде и особенности управления Новгородской боярской республикой. (приложение №3)
2 группа: по отрывкам из летописей и литературных произведений определяет о деятельности каких князей Владимиро-Суздальской земли идет речь в этих отрывках, называет события истории, которые связаны с именами этих князей. (приложение №4)
3 группа: составляет экскурсию по историческим местам Новгорода и Владимира.
Использует Карту –схему и исторический источник. (приложение №5)
Результаты работы в группах демонстрируют учащиеся.
Подводим итог урока.
Рефлексия: тест. (приложение№6)






Приложения к уроку по теме «Русские земли и княжества ХII – середине ХIII века»

Приложение №1. Текст с историческими ошибками «Причины раздробленности на Руси». Исправьте не менее 4 ошибок.
После смерти Мстислава сына Владимира Мономаха, княжеские смерды получали земли в различных частях Руси и занимались там хозяйственными делами. При господстве рыночного хозяйства связи между отдельными частями страны были слабыми. Крупные города, разоряясь, стремились отделиться от власти великого князя и закрепить свою княжескую династию. Власть великого князя передавалась по наследству, что приводило к усобицам между князьями. Все это способствовало упадку русских земель и ослаблению Руси в военном отношении.

Приложение №2. Перед вами список слов:
Залесский край, Северо-Запад Руси, Северо-Восток Руси, Волхов, Ильмень, Ока, ополья, Волга, Земледелие, скотоводство, бортничество, пушнина, Ростов, Переяславль, ремесло, торговля, скудные земли, Владимир, Новгород, бояре.
1 вариант – выбирает слова, которые характеризуют географическое положение, природные условия и занятия жителей Владимиро-Суздальского княжества. Составить рассказ с опорой на эти слова.
2 вариант – слова, которые характеризуют географическое положение, природные условия и занятия жителей Новгородской земли. Составь рассказ с опорой на эти слова.

Приложение №3.
По документам охарактеризуйте положение князя в Новгороде и особенности управления Новгородом.
«Целуй князь, крест ко всему Новгороду на том, на чем целовали деды и отец твой Ярослав. Новгород тебе держать по старине, по тому, как пошло искони. Все волости новгородские не держать тебе, князь, своими мужами, а держать мужами новгородскими, а дар, тебе, князь, получать с тех волостей. Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не раздавать, грамот не давать»
«В 1136 г. Новгородцы задумали изгнать князя Всеволода, а приняли его сына Владимира. А вот в чем обвинили его: не бережет смердов,бежал с поля битвы впереди всех, а из-за этого много убитых»

Приложение №4.
Перед вами отрывки из летописей и литературных произведений. Определите о деятельности каких князей Владимиро-Суздальской земли в них говорится. Какие еще события вы знаете, связанные с именами этих князей?
Создал князь себе город каменный также недалеко от Владимира. Этот благоверный и христолюбивый князь, душу украсив всеми добрыми нравами, поставил церковь преславную Рождества Богородицы и украсил ее больше всех церквей. И привез он икону, которая стала самой почитаемой на Руси.
Князь в Суздале был, и отверз ему Бог разумные очи на церковное здание, и многие церкви поставил он в Суздальской земле, поставил каменную на Нерли святых Бориса и Глеба, и Святого Спаса в Суздале. И Юрьев-град заложил и в нем церковь каменную построил святого мученика Георгия.
Великий князь Владимирский ведь ты можешь Волгу разбрызгать веслами, Дон шеломами вычерпать.


Приложение №5.
Определите, что это за документ Как он характеризует культуру Новгорода?
«Поклон к Юрию и Максиму от всех сирот. Что ты дал нам за ключника? Он за нас не стоит, нас разоряет, и мы им ограблены. Мы из-за него стали лежебоками, так как он не разрешает нам отъезжать. Из-за него мы погибаем. Если он будет и дальше сидеть, нам сидеть нет сил. Дай нам смирного человека.»
Карта-схема города Новгорода и Владимира.

Приложение №6.
Тестовое задание.
Распределите:

экономические причины раздробленности
политические причины раздробленности

А) формирование княжеского и боярского землевладения
Б) стремление наместников превратить свою власть в наследственную
В) усобицы князей
Г) натуральное хозяйство
Д) порядок наследования киевского престола
Е) утрата возможностей обогащения за счет заморской торговли

Последствия феодальной раздробленности

А) расцвет русских земель Б) слабость страны в борьбе с внешним врагом
В) была принята новая религия

Распределите

Новгородская земля
Владимиро-Суздальская земля

А) республика Б) сильная княжеская власть В) посадник
Г) Залесский край Д) Ростов Е) берестяные грамоты

Выпишите, номера предложений, с которыми вы согласны

А) первое упоминание о Москве связано с Андреем Боголюбским
Б) Андрей Боголюбский перенес столицу княжества из Ростова во Владимир
В) И в Киеве, и во Владимире главные ворота назывались Золотыми
Г) Самый большой вес и силу в жизни Новгорода играли ремесленники, так как составляли большинство новгородского населения.
Д) Главная задача новгородского князя была защита города от внешних врагов.