Методическая разработка Молодежного форума здоровья


Администрация городского округа Сокольский Нижегородской области
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Номинация:
"Организационно-методические условия и опыт проведения мероприятий".
Название:
«Районный форум: «Я выбираю жизнь!»
Автор: Морева Елена Владимировна,
методист
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….. 3 стр.
Пояснительная записка …………………………………………………….. 4 стр.
Подготовительный этап …………………………………………...……….. 6 стр.
Структура мероприятия ……………………………………………………. 7 стр.
Список литературы ………………………………………………………… 8 стр.
Приложения…………………………………………………………………. 9 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Богатство любого государства составляют не только природные ресурсы или материально - культурные ценности, но и в первую очередь, люди, его населяющие, и их продолжительность жизни и здоровье. Для увеличения продолжительности жизни необходимо уже с раннего возраста формировать представление у детей о здоровом образе жизни.
Здоровый образ жизни - это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепления здоровья. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом, хотя само понятие «здорового образа жизни» однозначно пока ещё не определено.
По оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 70 % именно от образа жизни, на 18 % — от генетической предрасположенности, и лишь на 12 % — от здравоохранения.
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка содержит в себе цикл мероприятий, связанных с формированием здорового образа жизни обучающихся.
Данная методическая разработка «Районного форума «Я выбираю жизнь!» может быть использована в рамках профилактики вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни среди несовершеннолетних.
Несомненным достоинством методической разработки являются разнообразие используемых методов и приемов, последовательная смена деятельности, повышение активности участников.
Конкурсы и игры по-прежнему занимают значительное место в работе с детьми. Это связано с возрастными особенностями школьников, игровой основой данных мероприятий, оригинальностью их проведения.
Данная форма работы всегда является выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, но и занятость обучающихся в различных формах коллективной и групповой работы при участии.Очень хочется, чтобы участники по-новому взглянули на себя, свой организм, который столь совершенен и уникален, чтобы еще больше ценили драгоценный дар жизни и вели здоровый образ жизни, осознали ценность своей жизни для себя и окружающих.
Методическая цель мероприятия - демонстрация нетрадиционных форм работы с подростками с целью воспитания здорового образа жизни и гормонично – развитой личности.
Задачи мероприятия:
- формировать ценностного отношения к себе и собственному здоровью.
- ознакомить с альтернативными способами и формами проведения свободного времени пагубным привычкам.
- приобщать детей и подростков к соблюдению здорового образа жизни.
- показать преимущество здорового образа жизни, пробудить гражданскую инициативу и ответственность в противостоянии зависимостям.
- развивать дружеские отношения среди воспитанников в процессе подготовки.
- способствовать развитию эффективного общения среди сверстников.
Участники: лидеры и активисты школ района.
Возраст участников: 13 – 17 лет
Количество участников: 50 человек.
Место проведения: Дом детского творчества.
Формы организации: тренинг и командная игра.
Кадровый ресурс:
Регистратор команд – 1 чел.
Тренеры – 2 чел.
Организаторы веревочного курса – 6 чел.
Жюри – 3 чел.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Согласование вопросов организации и подготовки мероприятия.
Разработка программы форума (Приложение 1).
Составление сметы расходов на проведение мероприятия.
Распределение обязанностей среди организаторов.
Методическая консультация и работа с тренерами по вопросам проведения тренингов.
Подготовка реквизита и площадок для проведения.
СТРУКТУРА МЕРОПРИЯТИЯ
Во время проведения регистрации ребятам открывается «Ларец пожеланий». Ребята вытягивают жетоны с пожеланием на день.
Цель – создать эмоционально – положительной настрой на день. Также с помощью данного приема проводится деление на площадки: желтый цвет жетонов – желтая; зеленый цвет – зеленая (Приложение 2).
Открытие форума. Ведущий произносит слова приветствия. Звучит Гимн РФ. Знакомство с Программой форума. Деление по площадкам.
Команды расходятся на площадки: «Жизненные ценности» и «Жизненные цели», где для ребят проводятся тренинги по данным темам (Приложение 3 и Приложение 4). Через час работы на площадке, по сигналу, команды меняются.
«Веревочный курс». Ребята делятся на команды в игровой форме, а затем получают маршрутные листы, по которым они проходят испытания. При прохождении одной станции, команды идут на другую свободную станцию (осуществляют поисковую деятельность), что добавляет больше двигательной активности участникам (Приложение 5).
Во время подведения итогов жюри, для участников проводится флешмоб: «Мы здоровое поколение!»
Список литературы
1. Амосов Н.М. Эксперимент по преодолению старости – М.: АСТ, 2003.
2. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию Образование. - 2002
3. Сгибнева Е. П., Т. Б. Солдатова Классные часы в 10 - 11 – х классах. Ростов – на – Дону. Феникс, 2008г.
4.Формирование здорового образа жизни российских подростков: для классных руководителей 5-9 классов: учебно-методическое пособие под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. - М.: Владос, 2003.
Интернет – ресурсы
http://www.protivnarkotikov.ru/methods.htmlПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
ПРОГРАММА ФОРУМА «Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ!»
9.30 – 9.50 – регистрация участников (организационный этап).
09.50 – 10.00 – открытие форума.
10.00 – 12.00 – игровые тренинги «Жизненые ценности»; «Жизненные цели».
12.00 – 12.20 – обед.
12.30 – 13.00 – «Веревочный курс».
13.10 – подведение итогов, награждение, закрытие форума.
Приложение 2
«Ларец пожеланий»
Удач сегодня много я тебе желаю,
И день пускай идет, как ты мечтаешь!
Желаю я везения тебе во всем,
И пусть любая неприятность будет нипочем!

8455379233293308690453
77724029121108451855104130Будет день твой, без сомненья,
Ярче звезд, вкусней варенья,
Выше самых звонких нот
И пушистей, чем енот.
Я дня тебе удачного желаю,
Пусть сложится он лучше, чем ты ждешь!
Ты проведи его с улыбкой бодрой,
Ведь, что посеешь, то потом пожнешь.
1000760668655День этот будет везучий.
Удача развеет все тучи.
Старайся быть лучшим во всём.
Увидишь, всё будет путём.


Приложение 3
Тренинговое занятие по формированию
жизненных ценностей
Время проведения: 1 час
Задачи тренинга:
1. Познакомить участников с понятием «ценность» и выявить специфику жизненных ценностей;
2. Сформировать отношение участников тренинга к ценностям как очень важной составляющей личности, которая определяет наше отношение к жизни вообще;
3. Прояснить позитивное и негативное влияние эмоций на формирование жизненных ценностей
Материалы: Шаблоны ромашек, ножницы, фломастеры, карандаши, заготовки «Смайликов».
Содержание занятия
№ Наименование Время Материалы
1. Вводная часть 5 минут 2. Разминка «Поменяйся местами» 5 минут 3. Упражнение «Ромашка» 20 минут Шаблоны ромашек, ножницы, карандаши, фломастеры
4. Упражнение «Клиника по пересадке органов» 12 минут 6. Рефлексия и вывод 16 минут Заготовки «Смайлики», карандаши, фломастеры.
1. Приветствие.
Здравствуйте ребята, я рада вас всех сегодня видеть. Перед началом нашей с вами работы, я хотела бы сказать, что наши эмоции очень разнообразны в своих проявлениях. Мы можем тихо радоваться, а можем кричать от счастья. Мы можем слегка загрустить, а можем рыдать от боли. Нужно научиться понимать свои эмоции, осознавать их. И это будет первый шаг к тому, чтобы научиться помогать самому себе. Первую вы можете уже изобразить.
Итак, мы начинаем. Так как мы с вами не знакомы, то давайте это сделаем, но необычным способом.
Здравствуйте, меня зовут ….., я сегодня утром ….
2. Разминка «Поменяйся местами». Ведущий выходит в круг и дает команду: Поменяйтесь местами те, кто… Выбор категории по желанию ведущего, но тренер сознательно подводит к разговору к теме по ЗОЖ. Задавая первый вопрос, например: «Поменяйтесь местами те, кто чистит зубы по утрам…». Тот участник, кому места не остается, становится ведущим.
3. Упражнение «Ромашка»
Сейчас каждому из вас предстоит сделать ромашку. Но это будет не простая ромашка. В центре этой ромашки, прямо на сердцевине напишите «Я».
Хорошо, пойдем дальше. Основное задание – сделать надписи на лепестках. На каждом из лепестков вы должны 6 раз ответить на такие вот вопросы.
«Без чего я не был бы я?»,
«Что мне особенно дорого, ценно и важно в жизни?»
«Без чего я себя не представляю?».
В общем, пишите все, что угодно, все, что для вас действительно значимо и без чего вы себя не представляете. Также вы можете украсить свою ромашку, но только после того, как подпишете все лепестки. Все ли понятно? Какие есть вопросы? (3-5 мин) МУЗЫКА
Давайте теперь сядем в круг. Посмотрите, пожалуйста, все на свои ромашки. Какие они у вас получились красивые и непохожие друг на друга! Сейчас нам всем предстоит сделать вот что:
Вы должны будете аккуратно оторвать от своей ромашки лепесток со словами: «Я самодостаточная личность, поэтому смогу потерять и/или обойтись без…, и вы произносите то, что написано на одном из лепестков. Затем отрываете его. Например, «Я самодостаточная личность, поэтому смогу обойтись без Интернета».
Отрывая лепесток, вы должны представлять себе, как вы на самом деле теряете то, что написано на лепестке. Отнеситесь к этому упражнению серьезно, с полной ответственностью и отдачей. Лепесток, который вы оторвали, мы бросаем в центр нашего круга.
- Каково вам было раз за разом, отрывая от ромашки лепестки, расставаться с тем, что для вас ценно?
- Что вы сейчас чувствуете?
- Как вам без всего того, что вам дорого?
- Как вы думаете, что за лепесточки были на ваших ромашках?
- Что же вам так не хотелось от себя отрывать?
( услышать слово ценность, если не скажут назвать это)
Мы с вами при помощи этого упражнения не только узнали, что для нас ценно, но и как бы проранжировали наши ценности. Проранжировали – значит, расположили в порядке значимости: от менее ценного – к более ценному. То, в какой последовательности мы отрывали лепестки, говорит о том, что для нас менее значимо, а что – более. Те лепестки, которые дольше всего продержались, для нас важнее всего (точнее, важнее всего то, что на них написано). Посмотрите на центр нашего круга, здесь - наши ценности.
- Давайте выпишем те ценности, которые уже были вами написаны на лепестках ромашки. (записываю на доске)
- Какие еще ценности есть у людей, но вы их не назвали?
Вообще ценность – это очень широкое понятие. Ценностью можно назвать и какой-то дорогой предмет, и какие-либо взаимоотношения. На нашем сегодняшнем занятии мы с вами рассмотрим именно жизненные ценности, т.е. те, которые дороги не только нам конкретно, но и многим людям, всему обществу. Однако многие общественные ценности становятся индивидуальными, нашими личными ценностями, т.к. мы в этом обществе живем.
Давайте сейчас сделаем одно упражнение, после которого продолжим разговор о наших ценностях и о том, как они соотносятся с нормами общества.
4. Упражнение «Клиника по пересадке органов»
Я вас сейчас попрошу разделиться на две группы и присесть в отдалении друг от друга.
Представьте себе, что все вы являетесь хирургами медицинской клиники. У вас в больничном отделении лежат четыре пациента:
1 старый профессор, разрабатывающий вакцину против рака. Его работа уже близка к завершению;
2 шестнадцатилетняя беременная девушка-сирота;
3 мать двух детей, муж которой недавно погиб в автомобильной катастрофе;
4 известный актёр.
Всем им необходима пересадка почки. Без этой операции они погибнут. Но сейчас в клинику была доставлена только одна почка, и неизвестно, когда появится возможность получить следующую. Вам нужно за 2мин. решить – кому из пациентов операция необходима в первую очередь, иначе почка испортиться и к пересадке будет не годна. Тогда ее не получит никто.
Важные правила:
1. Нельзя принимать решение голосованием;
2. С групповым решением должен согласиться каждый из участников;
3. Нельзя оставаться в стороне от обсуждения;
4. Каждый должен в ходе дискуссии высказать своё мнение. () --Почему вы отдали предпочтение именно этому пациенту?
- Какая разделяемая вами ценность стоит за этим выбором?
-Какие ценности стояли за отвергнутыми вами вариантами?
- Как вам кажется, кому бы врачи отдали почку в нашем обществе?
- Вы заметили такой факт, что большинство наших ценностей являются социально одобряемыми. Почему, как вам кажется?.А не потому ли, что они образовались из общественных ценностей? Может, общество на самом деле не такое плохое, как вам кажется?
Да, я вижу, что попотеть нам пришлось сильно, пребывая в роли хирургов и принимая судьбоносные решения. ОЦЕНКА
Эмоции отражают наше отношение к миру, к возникшей ситуации, к нашей роли в ней и другим людям. Они помогут нам в формировании жизненных ценностей.
- А какие эмоции вы испытали, о каких ценностях говорили?
- О чем было тяжело говорить? ОЦЕНКА
- Словом можно ранить человека, обидеть его, обрадовать. И я хочу, чтобы вы научились пропускать слова через призму жизненных ценностей.
А закончить я хотела бы притчей.
Притча: Одному султану приснился страшный сон. Ему приснилось, что у него один за другим выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил султану: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, ты одного за другим потеряешь всех своих родных». Толкование разгневало султана. Он повелел бросить прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: « Я счастлив сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты переживешь их всех» Султан был счастлив и богато наградил толкователя снов. Придворные удивлялись этому: «Ведь ты не прибавил ничего к тому, что сказал твой бедный предшественник, как же случилось так, что он наказан, а ты награжден?»
Толкователь снов отвечал:» Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и том, как сказать» ОЦЕНКА.
Рефлексия «Эмоции». Все мы испытываем эмоции. Кто-то грусть, а кто – радость. Сейчас используя ресурсы социальных сетей, вы часто пользуетесь смайликами для выражения своих чувств. В заключение нашего занятия я предлагаю вам изобразить смайлик с вашим внутренним состоянием.
Приложение 4
Тренинговое занятие по формированию позитивных жизненных целей
Время проведения: 1 час
Материалы: мячик, бумага и ручка для каждого участника.
Содержание занятия
№ Наименование Время Материалы
1. Игра - разминка "Странный город" 5 минут 2. Упражнение: «Кто я?» 18 минут Бумага, ручка
3. Упражнение "Мой портрет в лучах солнца" 15 минут Бумага, ручка
4. Введение в тему 3 минуты 5. Упражнение "Счастливое будущее" 8 минут Мячик
6. Упражнение «Вверх по радуге» 5 минут 6. "Аплодисменты по кругу".
6 минут Формирование психологической устойчивости личности к неблагоприятным факторам среды своего рода «ресурсной базы» для конструктивной социализации - одна из основных задач школы. Позитивный подход к профилактике девиантного поведения, когда в центре внимания оказывается не сама проблема и её негативные последствия, а защищающий от возникновения этой проблемы личностный потенциал учащегося, на сегодняшний день демонстрирует наиболее высокую эффективность, так как в этом случае работа направлена на создание условий для изменения ценностного отношения учащихся к своей жизни, формирования ответственности, поддержку/восстановление личностного и социального статуса учащегося, а также стимулирование продуктивных моделей поведения. Сегодня мы поговорим о формировании позитивного образа будущего.
Ход занятия
Игра - разминка "Странный город"
Цель: способствовать самоанализу подростков, развивать самораскрытие, самопознание, прояснение «Я-концепции», умение анализировать и определять психологические характеристики - - свои и окружающих людей. Инструкция: Все мы - жители странного города, в котором люди все время гуляют по главной улице города и все время здороваются друг с другом; когда городские часы бьют 1 час, они здороваются тыльной стороной ладони, когда 2 правой рукой дотрагиваются до левого уха встречного, 3-здороваются спинами, 4- коленями. Итак, давайте гулять и здороваться.
2.Упражнение "Кто я?"
Ход упражнения: У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?»
Инструкция " I этап. Разделите лист бумаги на три графы по вертикали: в 1 -и графе вы ответите на вопрос: "Кто я?" Для этого быстро написать 10 слов-эпитетов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, знакомые (любой значимый другой).
II этап. Положите свои подписанные листочки на стол, мы их перемешаем, а затем каждый, не глядя, возьмет листочек со стола и напишет о том человеке, чей листочек ему попался в 3-й графе. Затем листочки снова складываются на стол, и каждый забирает свой. Вопросы для обсуждения:
повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;
о чем это может говорить (например, об открытости человека в общении):
насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);
-отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативныхэпитетов);
совпадают или не совпадают «Я-концепция» и представления других обэтом человеке;
из чего складываются представления других о человеке (здесь возможнообсуждение вопроса ответственности человека за презентацию себя другимлюдям) и т. д.
3.Упражнение "Мой портрет в лучах солнца"
Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить
в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные
особенности.
Инструкция: "Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое
имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои
достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было
как можно больше лучей"
Это будет ответ на вопрос: "Почему я заслуживаю уважения?"
4.Ведущий. Тема сегодняшнего занятия "Формирование позитивных жизненных целей". Поэтому сейчас попытаемся ответить на следующиевопросы:
Зачем необходимо моделирование собственного будущего?
Каким образом модель будущего влияет на актуальное состояниечеловека (здесь и сейчас?)
Что вы вкладываете в понятие «человек без будущего"?
5.Упражнение "Счастливое будущее"Участники сидят в кругу
Инструкция: "Сейчас мы поиграем. Я буду кидать мячик, тот, у кого он окажется, называет те слова, которые ассоциируются с фразой "счастливое будущее", после этого он кидает мяч следующему игроку и так по кругу, игра продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у каждого".
6.Упражнение "Вверх по Радуге"
Инструкция: "Встаньте, пожалуйста, закройте глаза, сделайте глубокий вздох и представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Повторите эти действие три раза.
А теперь откройте глаза и повторите эти действия с открытымиглазами"
7. Завершающее упражнение "Аплодисменты по кругу»
Приложение 5.
Игра по станциям «Веревочный курс».
Количество команд – 6.
Количество участников в команде – не ограничено.
Количество станций – 6.
Время прохождения – 30 минут.
Место проведения – открытая местность.
Установка: Участники делятся на команды с разным количеством участников. Каждая команда получает маршрутный лист, задача команды как можно меньше затратить времени на прохождение испытаний. Команда переходит на следущую станцию, после прохождения предыдущей.
Описание станций (пункт назначения).
«Веселая карусель».
Оборудование: гимнастические палки по количеству участников.
Ход: Ребята встают в круг. Держат ладонью перед собой гимнастическую палку. Участникам необходимо пройти по кругу передавая палку своей ладонью, не уронив ее. Команду дает один из участников команды.
Подсчет результатов: Записывается время прохождения дистанции с момента команды ведущего к началу испытания. За каждую упавшую палку начисляются штрафные пять секунд.
2.«Тропа дружбы».
Оборудование: резинки бельевые, шнуры, колокольчики.
Ход: Ребята встают в шеренгу, каждая нога связывается с ногой соседа шнуром. Перед ними натянутые на разных уровнях резинки, на которых подвязанны колокольчики. Задача команды пройти все резинки не задев колокольчики. При звоне колокольчиков, вся команда начинает испытание с начальной точки.
Подсчет результатов: Записывается время прохождения дистанции с момента команды ведущего к началу испытания до конца прохождения дистанции.
3.«Упаковщики».
Оборудование: 1 банка с подвязанными веревками разной длины и 1 банка большего размера, чем первая, вода.
Ход: Ребята берут за концы веревок банку с водой. Их задача донести эту банку и поставить ее в другую, которая стоит на лестнице. Важно не пролить воду из банки.
Подсчет результатов: Записывается время прохождения дистанции с момента команды ведущего к началу испытания. Если вода проливается частично, то команде насчитываются штрафные 5 секунд, если полностью – 10 секунд.
4.«Волчья нора».
Оборудование: 2 обруча разных размеров.
Ход: Ребята берутся за руки и встают в круг. Их задача пролесть сквозь обручи не расцепляю рук.
Подсчет результатов: Записывается время прохождения дистанции с момента команды ведущего к началу испытания и до команды «Закончили».
5.«Велосипед дружбы».
Оборудование: велосипед с привязанными к основным деталям веревками, кегли.
Ход: Ребята берут за концы веревок велосепед. Их задача прокатить велосипед по дистанции, огибая кегли. Если кегли сбивают, либо велосипед падает, то команда начинает выполнение задания с начала.
Подсчет результатов: Записывается время прохождения дистанции с момента команды ведущего к началу испытания и до команды «Закончили».
6.«Курьеры».
Оборудование: желоба, тенисный мяч, ведро.
Ход: Ребята берут желоба, их задача доставить мяч с начала дистанции в ведро. Дается три опытки, при этом ведро ставится на разные дистанции.
Подсчет результатов: Записывается время прохождения дистанции с момента команды ведущего к началу испытания и до команды «Закончили».
Маршрутный лист
для прохрождения «Веревочного курса»
форума «Я выбираю жизнь!»
Команда «_______________________»
Маршрутный лист
№ п/п Название пункта назначения Пункт назначения Достижения
1. Веселая карусель
2. Тропа дружбы
3. Упаковщики
4. Волчья нора
5. Велосипед дружбы
6. Курьеры
ИТОГО: 213360728980
25571453297555-730250141605
-789305-1179830
Приложение 7.
Фотоотчет о проведении районного форума
«Я выбираю жизнь!».
3190240233045-55562512700
-10414001818005182753069215
425451731010