Работа История образования Тюменского края (XIX – начало XX века)


















История образования Тюменского края (XIX – начало XX века).











Содержание

Введение.....3
Глава I. Организация обучения. Появление первых школ (XVIII – первая половина XIX века) ...4
1. Первые школы Тобольска4
2. Тобольская духовная семинария.7
3. Тобольская гимназия...13
Глава II. Развитие системы образования во второй половине XIX века..16
1. Женское образование..16
2. Церковно – приходские школы..25
3. Средние учебные заведения (гимназии, реальные училища).38
4. Профессиональное образование (сельскохозяйственные школы, железнодорожные школы, торговые училища, медицинские училища и т. д.).39
Заключение..43
Список использованной литературы.45










Введение
Исторически обусловленный, естественный и закономерный процесс восхождения сибиряков к высотам школьного образования включал различные виды их созидательной деятельности: семейное воспитание, духовное просвещение, домашнее ученичество и самообразование. За три минувших столетия из первых небольших ростков просвещения выросла, сложилась и окрепла эффективная и полифункциональная система общего и профессионального, начального, среднего и высшего образования Сибири, отвечавшая современным требованиям развития личности, общества и государства.Уникальный историко– педагогический опыт жизнедеятельности сибирской школы заслуживает всестороннего изучения, творческого осмысления, объективной интерпретации, целесообразного и разумного применения в условиях реформирования отечественной школы. Это говорит об актуальности дальнейшего изучения проблемы образования Тюменского края и Сибири вцелом.
Большой вклад в изучение истории образования Тюменского края внесли: Ю.П.Прибыльский, Г.К.Скачкова, А.Н.Копылов, Г.Т.Бонифатьева и др. Следует отметить следующие работы данных авторов: «Школа Тюменского края 18 – 20 веков» Ю.П.Прибыльского, ряд работ Г.К.Скачковой, посвященных женскому образованию и образованию вцелом, статья «Главное народное училище» Бонифатьевой, «Первые сибирские школы» А.Н.Копылова и т.д.
Цель данной работы состоит в том, чтобы проследить исторический путь развития образования нашего края.
Основные задачи работы:
Рассказать об организации обучения и появлении первых школ в XVIII – первой половине XIX века.
Проследить пути развития системы образования во второй половине XIX века.
Глава I. Организация обучения. Появление первых школ (XVIII – первая половина XIX века).
1.Первые школы Тобольска.
Рубеж XVII-XVIII вв. ознаменовался появлением школ в Сибири. В историографии просвещения утвердилось мнение, что первым учебным заведением в Сибири была духовная архиерейская школа, открытая митрополитом Филофеем (Лещинским) в Тобольске в конце 1702 – начале 1703г. Стала функционировать одна из первых в России провинциальных школ для подготовки низшего звена церковнослужителей. Но в Тобольске, как оказывается, еще до приезда Филофея тобольский воевода М. Я. Черкасский открыл светскую начальную общеобразовательную школу. Обучали в ней «тобольских дворян и детей боярских или других чинов» томские жители «роспопа» (лишенный за какой – то проступок священного сана) Григорий Дровнин и его брат Василий [2, с.3].
После приезда Филофея первое школьное здание перенесли на митрополичий двор, так как оно предназначалось для архиерейской школы, а для школы Дровниных М. Я. Черкасский распорядился выстроить новое здание и произвести дополнительный набор учащихся из детей тобольских служилых и «всяких чинов людей».
Первоначально в школе обучали «словенской грамоте» и латыни, а с 3 мая 1702 г. Ввели арифметику, затем геометрию, фортификацию и артиллерийское дело, пригласив для преподавания математических и военных предметов пленного шведа Антона Деловала. Учителю «латинской и словесной грамматики» Г. Дровнину платили в год жалования 60 руб., 60 четв. Ржаной муки, 20 четв. Овса и овсяной муки, его брату Василию («помощнику учителя») – 20 руб., 30 четв. Муки ржаной и 20 – овсяной. Кроме того, им на двоих выдавали в год 40 пудов сала. А. Деловал вместо жалования получал в год по 36,6 руб. «поденного корму» из расчета 0,1 руб. В день. Ученикам – «дворянским и казачьим детям», которых в августе1702г. Насчитывалось уже 120 чел., также выдавалось поденное «кормовое жалованье» по 3 деньги (полторы коп.). 2прим
Начальная светская школа, открытая М. Я. Черкасским в 1701 – 1702 гг., была не только первой в Сибири, но и одной из первых в России, а по составу учащихся, кругу изучаемых предметов и юридическим нормам содержания учеников она превосходила цифирные и гарнизонные училища.
Школа, как социальный институт, возникла в Сибири три века тому назад на материнской почве, возделанной талантом и трудом прежних поколений; ее рождению предшествовал длительный утробный период созревания необходимых объективных условий и субъективных предпосылок в обществе и государстве. Первоосновой обучения , воспитания и развития личности служила этнопедагогика аборигенов и сторожилов Сибири, насыщенная многовековым жизненным опытом предков. Коренные жители, заботясь о подрастающем поколении, вырабатывали и совершенствовали, целесообразные формы и методы обучения, воспитание детей, гарантирующие их активную жизнедеятельность. Дети, подражая родителям, перенимали от них знания окружающего мира, хозяйственный опыт, коллективистскую психологию, морально – этические, правовые нормы поведения, заимствовали такие нравственные качества, как уважение и почитание старших, трудолюбие, честность, справедливость, бескорыстие, смелость и находчивость.
Начала письменной грамоты у сибирских татар укоренились в Сибири еще до присоединения региона к Русскому государству. Носителями грамоты выступали проповедники ислама. Одним из самых достойных для человека занятий исламская традиция считала приобретение полезных знаний, изложенных в священном Коране. Проникновение мусульманской религии в среду сибирских татар и других тюрко – язычных народов региона, начатое в 1394 году, сопровождалось повсеместным распространением арабского и персидского языков, книжных знаний. По заключению И. Б. Гарифуллина, ислам в Сибири внедрялся не только как мусульманская религия; через него осуществлялась и просветительная деятельность, утверждались общие традиции и обычаи, вырабатывались нормы мусульманского права и нравственности. Первыми просветителями тюрко – язычных народов следует признать тех служителей культа – сеидов и няйхов, которые принесли на сибирскую землю ислам и письменность, основанную на арабской графике [6, с.5].
Русская колонизация в Сибири сопровождалось притоком в ее приделы выходцев из европейской России, энергичных, предприимчивых и любознательных людей, заинтересованных по роду своей деятельности в приобретении книжной грамоты. Среди первых русских поселенцев: служилых чинов, казаков, крестьян, промышленников, ремесленников, торговцев, священнослужителей нередко встречались грамотные люди, пользователи и читатели книг, рукописей и чертежей. Наибольший интерес сибиряков вызывали опубликованные в Москве сочинения религиозного содержания: Библия, Апостол, псалтыри, жития святых, часослов, охтой и другие.
Ведущая роль в религиозно – нравственном воспитании и просвещении крестьян принадлежала Сибирской епархии Русской Православной Церкви, учрежденной в 1620 г. С резиденцией в Тобольске. К исходу XVII века епархия объединила свыше 190 церквей и монастырей, в том числе православные храмы Тобольска, Тюмени, Тары, Березова, Сургута, Ялуторовска, Абалакский, Тобольский Знаменский, Иоанна – Введенский, Тюменский Преображенский, Кондинский монастыри, которые привлекали многочисленных прихожан и паломников. Талантливыми проповедями слова Божьего выступали первый архиепископ Сибирский и Тобольский Киприан – основоположник сибирского летописания, его последователи архиепископы Макарий, Нектарий, Герасим, Семеон, митрополиты Корнилий, Павел.
Блестящим примером того, какую пользу приносило самообразование служил одаренный уроженец Тобольска С. У. Ремезов. Природное дарование, исключительное трудолюбие, страсть к знаниям, упорство и настойчивость Ремезова позволили ему добиться поистине выдающихся результатов в жизни и творчестве. Он известен как автор первого русского географического атласа «Чертежной книги Сибири» (1699 – 1701 гг.). Плодом его литературной деятельности является знаменитая «История сибирская», проникнутая любовью к родному краю. Автор выступил как поборник разума, правды и просвещения. Бессмертным творением архитектора и строителя Ремезова является ансамбль Тобольского Кремля – белокаменного чуда Сибири.
На рубеже XVII – XVIII вв. в Сибири начался, вслед за центром, необходимый и своевременный переход от первичных стихийных, самодеятельных форм обучения к упорядоченной государственной системе школьного образования. Возникновение Сибирской школы связано с эпохой петровских преобразований в первой четверти XVIII века. Дальновидный реформатор Петр I, заботясь о подготовке просвещенных, инициативных людей, способных обновить Россию, энергично содействовал развитию общего и профессионального образования. Начало школьному делу Сибири положил, как и следовало ожидать, ее главный административный и духовный центр – Тобольск. Учредителями первых учебных заведений, открытых на заре XVIII века, стали тобольский воевода М.Я.Черкасский и митрополит Сибирский и Тобольский Филофей (Лещинский). Первоначальный опыт школьного строительства, получив дальнейшее распространение, способствовал постепенному и неуклонному развитию образовательного пространства вширь и вглубь Сибири [6, с.6].
2. Тобольская Духовная Семинария.
Тобольск с давних пор по праву считается духовным центром Сибири. Это почетное звание бывшая столица сибирского края – ныне скромный провинциальный городок – заслужила благодаря подвижнической деятельности архипастырей-миссионеров во славу Божию и на пользу Отечества. Именно они положили начало Тобольской семинарии – первой духовной школе в Сибири.
Предшественницей семинарии была тобольская архиерейская славяно-русская школа [1,с.48]. Ее основание связано с именем выдающегося просветителя Сибири митрополита Тобольского и Сибирского Филофея (Лещинского). Святитель Филофей, малоросс по происхождению, был крупнейшей фигурой русского Православия в Сибири. Образованнейший человек своего времени, он все силы прилагал для развития и распространения христианства и духовного просвещения народа Божия. Начало духовному образованию в нашем крае было положено царским указом от 9 января 1701 года. Царем Петром I повелевалось: «...Для утверждения и расширения словес Божиих в граде Тобольске приказному человеку Тобольского Софийского дома из дворян Андрею Городецкому на Софийском дворе, или где прилично, построить училище поповских, диаконских и церковниковых детей, робяток учить грамоте, а потом славянской грамматике и прочим на славянском языке книгам; и катихизис православной веры могли бы совершенно знать, и удостояся в чин священства, народ учить и многочисленных в Сибири иноземцев, неведущих Создателя Господа Бога, приводить в познание истинныя веры могли, и потому ко святому крещению искать расширения до самого государства Китайского...»
В школе обучали чтению, письму, пению по нотам, славяно-русской грамматике и катехизису. Преподавание латинского языка было введено много позже. Ученики архиерейской школы участвовали в разыгрывавшихся на Софийском дворе для жителей города театральных постановках по духовным пьесам митрополита Филофея и других церковных авторов. Эти представления были своеобразным прообразом будущего Тобольского профессионального театра.
Благое дело по развитию первоначальной школы продолжил святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский (1711-1715), проявлявший большую заботу о воспитанниках. История сохранила имена некоторых преподавателей и наставников первой духовной школы – Михаила Лукашевича, Тихона Карпова, Петра Кирьякова, Ивана Якимовича... Численность учащихся в разные годы была неодинаковой, порой достигая девяноста человек, что по тем временам было немало.
К 1742 году, ввиду многочисленных бытовых и материальных трудностей и отсутствия средств на содержание, Тобольская архиерейская школа была закрыта. Но уже в 1743 году она возрождается. Честь нового открытия школы и одновременно преобразования ее в семинарию принадлежит бывшему настоятелю Троице-Сергиевой Лавры, Сибирскому митрополиту Антонию II (Нарожницкому) (1742-1748), пребывавшему до конца своих дней на Тобольской кафедре и обретшему упокоение в крипте Софийско-Успенского собора. Своими неустанными заботами о духовном образовании юношества и строительством каменных храмов Сибири этот иерарх оставил по себе благодарную память. За короткое время владыка сумел возродить затухающий очаг сибирского просвещения и поставить его на твердую основу. Со дня своего прибытия в 1743 году он деятельно занялся делами устройства семинарии, потребовав, чтобы все дети церковнослужителей в возрасте от 8 до 18 лет были представлены во вновь открываемую Тобольскую семинарию. Преосвященный Антоний ревностно относился к нуждам создаваемого им детища: на Софийском дворе он выстроил для нее новое здание, позаботился о присылке учителей из Киева. При нем значительно обогатилась семинарская библиотека.
Первоначально в Тобольской семинарии были открыты только низшие классы – фары и инфимы, грамматики и синтаксиса, затем класс пиитики, а в 1748 году – класс риторики. Позднее открылись классы философский и богословский, и с 1764 года Тобольская Духовная семинария имела полный набор классов. При Екатерине II она была в числе восьми из двадцати шести российских семинарий, где преподавался полный восьмиклассный курс.
В семинарии были и экстраординарные классы. Это исторический, географический, греческий, класс высшего красноречия, математический, немецкий, французский, медицинский, татарский и рисовальный. Наличие последних было вызвано нехваткой иконописцев в крае и значительным количеством иноверцев.
Обучение в Тобольской семинарии, как и в других семинариях, велось на латинском языке. Семинария являлась центром всего духовного образования в епархии. В Тюмени, Туринске, Ишиме, Березове, Таре, селе Самарово открылись латинские и славяно-русские школы как подготовительные для поступления в семинарию. Семинария играла заметную роль и в развитии светского образования в Сибири [1, с.49]. Именно ее выпускники составили костяк преподавательских кадров большинства открываемых учебных заведений. Одним словом, выпускник семинарии нес не только знание церковных дисциплин, но и был просветителем сибирского населения в самом широком понятии. Вопросы распространения Православия и миссионерской деятельности за Уралом всегда стояли на первом месте. Продолжая дело митрополита Филофея, выпускники семинарии достигали самых отдаленных уголков страны. Слово Божие звучало в ненецких чумах на побережье Ледовитого океана, в горах Алтая и Саян, на просторах Восточной Сибири, достигая берегов Тихого океана и Аляски. Постепенно открывались новые епархии. После Тобольской епархии, открытой в 1620 году, были открыты Иркутско-Нерчинская, Томско-Енисейская, Камчатская, Якутская и другие епархии.
Основной задачей обучения в Духовной семинарии являлось не просто получение знаний, а формирование духовных качеств, необходимых для будущих приходских священников. Помимо священнослужительства учеников Духовной семинарии отправляли на государственную службу туда, где требовались грамотные и образованные люди. В стенах семинарии была сформирована значительная библиотека, содержащая редкие рукописи, произведения, посвященные истории и культуре России. 
Число воспитанников семинарии постоянно росло. Это объяснялось тем, что сюда съезжались дети священно- и церковнослужителей Тобольской, Томской, Енисейской и Оренбургской епархий. Если в 1765 году в семинарии обучалось 200 человек, то в 1791 году уже насчитывалось 285 семинаристов. В 1770 году, вследствие увеличения количества учащихся, семинарию перевели с архиерейского двора в Знаменский монастырь в подгорной части Тобольска. Это был второй после Софийского двора комплекс церковных построек в городе. Впоследствии, однако, тобольские Преосвященные неоднократно поднимали вопрос о строительстве дополнительных помещений в обители или даже в нагорной части города и переводе семинарии туда. Тем не менее, семинарию было решено оставить при монастыре, так как совместное существование учебного заведения и обители было во многом полезно как в материальном, так и в духовном плане.
О высоком уровне преподавания в Тобольской семинарии с похвалой отзывался генерал-губернатор Сибири граф М.М. Сперанский.
Немало сил обустройству Тобольской семинарии отдал Преосвященный Афанасий (Протопопов) (1832-1842)[1,с.52]. При нем улучшилось материальное положение семинарии. Его трудами была значительно пополнена библиотека, особое внимание уделялось организации учебного процесса и здоровью учащихся, для которых тогда же ввели новую единую форму – вместо прежних халатов были пошиты форменные сюртуки, а для зимы теплые шинели, что по тем временам считалось роскошью.
Во всю свою историю семинария играла заметную роль в просвещении многочисленных народов Севера. В XIX - начале XX века в Тобольске на национальные языки были переведены многие священные и богослужебные тексты, издавались пособия по изучению языков, составлялись словари. Весь девятнадцатый век Тобольская Духовная Семинария, несмотря на тесноту и трудности, продолжала благородное дело подготовки духовенства для сибирских епархий.
В XIX столетии преподавательский состав Тобольской семинарии был исключительно подготовленным. Среди замечательных преподавателей должны быть названы имена магистров богословия И.А.Орнатова, И.Ф.Ловягина, протоиерея Александра Архангельского, кандидатов богословия Г.А.Чумаевского, выпускника семинарии и впоследствии ее инспектора И.П.Ксенофонтова, автора ряда церковно-исторических исследований П.Е.Самуилова, преподавателя кафедры Церковной и Библейской истории Л.В.Знаменского, протоиерея Петра Головина, в течение 27 лет являвшегося ректором семинарии, А.Городкова, автора книги «Догматическое богословие по сочинению Филарета, митрополита Московского», преподавателей А.К.Недосекова, И.Я.Сырцова, В.И.Протопопова, Н.А.Бирюкова, подготовивших и опубликовавших книги по церковной истории. Многие из них за свой безупречный подвижнический труд были награждены государственными наградами. На протяжении своей длительной истории крупнейшее духовное учебное заведение Сибири славилось своими учениками. Большинство семинаристов были «нрава доброго, похвального». Из общей массы воспитанников выходили яркие, самобытные и просвещенные личности, прославившие себя не только на церковном поприще, но и на гражданской службе.
Последний выпуск в семинарии состоялся весной 1919 года. О начале занятий в следующем учебном году «Тобольские епархиальные ведомости» сообщили: «Правление Тобольской Духовной семинарии объявляет воспитанникам, что время открытия учебных занятий будет объявлено особо. И.о. ректора семинарии Чернавский». Каникулы затянулись на 70 лет...
Таким образом, Тобольская духовная семинария играла значительную роль в культурной и просветительской жизни всей Сибири даже после появления в ней светских учебных заведений. После установления в Тобольске советской власти Духовная семинария была закрыта, и возрождена лишь в 1989 году. Поначалу она не имела собственного помещения. По решению епископа Димитрия, при поддержке общественности города, семинарии было передано здание бывшей Духовной консистории, расположенное на Софийском дворе Тобольского кремля.
3. Тобольская гимназия.
Тобольская мужская гимназия имеет богатую историю. Еще до открытия самой гимназии в Тобольске существовало главное народное училище. Первоначально народное училище располагалась за Абрамовским мостом, на Пиляцкой улице, в доме купца Мануйлова, затем в 1797 г. разместилось сначала в доме чиновника Рязанова, затем в доме, где до 1796 г. проживала семья Алябьевых. В 1810 г. училище было преобразовано в гимназию. В Тобольской мужской гимназии в разные годы учились Г.С. Батеньков, П.П. Ершов и Д.И. Менделеев и т. д.[1,с.78]. Во второй половине XIX в. остро встал вопрос о постройке нового здания гимназии. Дело в том, что старое здание сильно обветшало. С увеличением количества гимназистов выяснилось, что помещения не могут вместить всех воспитанников. Из-за тесноты (иногда в классе сидело по 40 человек) гимназисты часто жаловались на головные боли, головокружение, усталость. В 1885 г. с открытием Западно-Сибирского учебного округа, дело постройке гимназии вступило в новую фазу. Был создан специальный комитет под председательством губернатора В.А. Тройницкого. Проект здания было получено подготовить архитектору Нарановичу. Составлена смета расходов в 131314 руб. 5 Ѕ коп. Строительная комиссия сократила расходы на строительство до 88435 руб. 33 коп. Первоначально планировалось построить новое здание рядом со старым, соединив их теплым коридором. Средств для покупки места не было. Однако в скором времени окружной суд присудил гимназии капитал учителя П.Т. Матросова (15136 руб. 52 Ѕ коп.). Место для новой гимназии было приобретено у подножия Троицкого мыса за 9 тысяч рублей. Потребовалось укрепление грунта сваями, приобретение каменных плит для коридоров. Новое здание было освящено 14 сентября 1893 г. На церемонии присутствовали многие горожане. Был отслужен торжественный молебен, после которого состоялся концерт военной музыки. Как отмечали обозреватели газеты «Тобольские губернские ведомости» здание отличали «обилие воздуха, света, чистота, удобства, иногда переходящие в комфортабельность, грандиозность постройки, изящество меблировки – все это поражает непривычных тоболяков, сжившихся с тем, чтобы дети их проводили свои детские и юношеские годы в тесных и недостаточных по свету и воздуху учебных помещениях» 30 июня 1899 г. из Тюмени на пароходе «Фортуна» в Тобольск прибыл уроженец Сибирской столицы Д.И. Менделеев. Великий русский химик вернулся на родину спустя полвека после отъезда. Менделеев остановился в доме купцов Корниловых, с которыми его семья поддерживала добрые отношения. Дмитрий Иванович посетил Кремль, Софийско-Успенский собор, побывал на кладбище, где нашли свой приют его отец Иван Павлович и сестра Апполиналия Ивановна. Среди ряда губернских учреждений Менделеев посетил и новую мужскую гимназию. В 1921 г. в здании Тобольской мужской гимназии расположился Тобольский педагогический техникум, основателем которого является А. В. Расторгуев. Здесь же трудились, совмещая учебную работу с научным и художественным творчеством, В. М. Новицкий и П. П. Чукомин, отличный методист А. В. Шананин. Коллектив техникума под началом его руководителя разработал и внедрил ценные новшества, вполне приемлемые для современной школы: создал единый учебно-педагогический комплекс, включавший учебно-лабораторный корпус, производственные мастерские и опытные участки, базовую школу, художественную студию; осуществил переход к лабораторно-кабинетной системе обучения, оборудовал и оснастил учебные кабинеты математики, физики, биологии, истории и географии, русского языка и литературы, педагогики и психологии, химическую лабораторию; составил и апробировал учебные курсы по истории и географии края, основам сельского и промыслового хозяйства, кустарных промыслов; открыл подготовительное отделение для учащихся хантов, манси, ненцев и коми; наладил систему ученического самоуправления и самообслуживания. В 1924 году техникуму за достигнутые успехи в обучении и воспитании учительской смены присвоено имя Владимира
Ильича Ленина. В 1939 г. было приняло решение о восстановлении в Тобольске учительского института.
В 1954 г. учительский институт преобразован в педагогический. В настоящий момент в здании мужской гимназии располагаются два факультета Тобольской государственной социально-педагогической академии (в нее преобразован Тобольской педагогический институт) – исторический и биолого-химический факультеты).
Можно сделать вывод, что в целом образовательный процесс протекал медленно и крайне противоречиво. Государственная школа сохраняла ярко выраженный сословный характер, будучи открытой и доступной для привилегированных, имущих слоев общества. Существовал громадный разрыв уровней и качества образования городского и сельского населения. Хотя в городах Тобольской губернии проживала не более пяти процентов общей численности населения, в них были сосредоточены учебные заведения повышенного типа, малодоступные для сельских жителей.


Глава II. Развитие системы образования во второй половине XIX века.
1. Женское образование.
Во второй половине XIX в. в Тобольской губернии, как и в России в целом, появляются первые женские учебные заведения. К 60-м годам практически все уездные города губернии имели женские второразрядные училища [7,c.24]. Как правило, они располагались при женских монастырских обителях. С 1853 года, благодаря стараниям епархиальных архиереев и им подвластного духовенства, открывались особые епархиальные училища для девиц.
Город Тобольск – древнейший духовный центр сибирского края. В начале ХVIII века здесь, по личному указу царя Петра I, было открыто первое учебное заведение в Сибири. Со временем появились и другие, однако сначала они были исключительно мужскими. В Тобольске первая женская духовная школа была основана архиепископом Варлаамом II (Успенским), занимавшим Сибирскую кафедру с 1862 по 1872 годы.
Поводом к открытию женского духовного училища послужило прошение студента Тобольской семинарии управляющему Сибирской кафедрой с просьбой дозволить ему вступить в брачный союз «с девицею светского звания». На прошение преосвященный наложил резолюцию следующего содержания: «Чтобы впредь не было отпирательств учеников семинарии от вступления в брак с девицами духовного звания, попечительство, в непродолжительном времени, представит свои соображения на открытие училища для девиц духовного звания» . Кроме того, тобольскому архипастырю «нередко почти со слезами горести» приходилось выслушивать «отзывы матерей духовных семейств, что и они сами, а тем более их дети, особенно дочери, - эти жалкие будущие супруги и матери служителей алтаря Господня, не умеют ни читать, ни писать, а потому и не знают не только всех необходимых правил святой религии нашей, но и самых обыкновенных, так необходимых для всякого человека, молитвословий христианских».
Все это послужило причиной к началу поисков подходящего помещения для женской школы. Оно было найдено на территории мужского Иоанно-Введенского монастыря.
28 декабря 1863 года тобольский архипастырь представил на рассмотрение Святейшего Синода предложение об открытии при Иоанно-Введенском мужском монастыре, с преобразованием его в женский, училища для девиц духовного звания. Цель этого мероприятия виделась в том, чтобы «дать приют и пропитание беспомощным сиротам-девицам местного духовенства, не имеющим ни крова, ни пропитания, и вместе с тем, дать им приличное воспитание и образование, соответствующее их будущему назначению – быть достойными супругами священнослужителей, благопопечительными матерями семейств и сведущими и опытными хозяйками».
Святейший Синод, рассмотрев обращение, указом от 17 февраля 1866 года разрешил открыть в Тобольске училище для девиц духовного сословия на 30 человек. 21 ноября того же года, в праздник Введения во храм Пресвятой Девы Марии, были введены и первые ученицы в новоустроенное училище.
Однако, перед открытием этой школы были осуществлены некоторые преобразования, а именно: в 1864 году братия мужского Иоанно-Введенского монастыря была переведена в другое место, а в их обители стала действовать женская иноческая община. Кроме того, Преосвященный Варлаам сделал распоряжение, чтобы для училища было выделено и отремонтировано одно из монастырских зданий. Для наблюдения за работами был составлен специальный комитет. Самым деятельным ее членом стала настоятельница монастыря монахиня Дорофея. Она же потом исполняла и должность попечительницы училища. За заботу и внимание к женской школе настоятельница неоднократно была поощряема священноначалием различными наградами. В марте 1873 года ее возвели в сан игуменьи.
После нее смотрительницею училища была назначена жена священника Капитолина Лапина. Её помощницей стала послушница Стефанида Миронова. Преподаванием занимались местный священник и диакон.
Первоначально воспитанницы изучали Новый Завет, библейскую историю, катехизис. Также обучались грамоте и пению. Имело место и занятие рукоделием. Известно, что в монастыре «рукоделья женские доведены были до возможного совершенства и им обучали девиц училища В достопамятное посещение г. Тобольска Его Императорским Высочеством, Великим Князем Владимиром Александровичем, настоятельница Дорофея удостоилась поднести Его Высочеству икону Иоанна Предтечи, шитую золотом, работы сестер обители, – от учениц духовного училища – туфли, шитыя золотом по голубому бархату».
В 1868 г. для всех епархиальных женских училищ был издан специальный Устав. Его «учебные программы были несколько обширнее, нежели программы духовных училищ, и рассчитаны на шесть лет» . Однако учебное заведение при Иоанно-Введенском монастыре не было готово к такому реформированию. С одной стороны, не хватало учителей (училище находилось в 10 верстах от Тобольской семинарии, которая могла бы предоставить достаточное количество преподавателей); во-вторых, в самом монастыре не хватало помещений. Эти и другие обстоятельства послужили тому, чтобы перевести училище в город.
6 декабря 1878 года, благодаря стараниям преосвященного Ефрема и других попечителей, с торгов в нагорной части города удалось купить трехэтажный дом купца Пелишева с несколькими каменными флигелями. С 1880-1881 учебного года занятия проходили уже в этом здании. В феврале 1881 года на общеепархиальном съезде духовенства было принято решение: « существующее в г. Тобольске женское духовное училище преобразовать, на основании Высочайше утвержденного Устава епархиальных женских училищ 20 сентября 1868 г., в трех-классное епархиальное женское училище с двухгодичным курсом в каждом классе»
Однако такая трехклассная форма обучения имела свои недостатки. Так, курс обучения в каждом классе был двухгодичным. Вследствие этого прием осуществлялся через год. Если же кто-то проявлял неуспеваемость, то его оставляли на второй год. Естественно, преподавателям, часовая нагрузка которых увеличивалась, это создавало неудобства. Ввиду такого обстоятельства 13 декабря 1886 г., постановлением совета училища, утвержденным преосвященным Авраамием (Летницким) 15 декабря, Тобольское женское училище из трехклассного было преобразовано в шестиклассное (с одним годом обучения в каждом классе). Несколько позже преобразование официально было дозволено и указом Св. Синода.
Переехав в новое просторное здание, женская духовная школа теперь нуждалась и в собственном храме. Образовательный процесс в подобном учебном заведении без богослужения просто немыслим. Закладка храма была осуществлена 15 мая 1883 г., а через год, 4 декабря, по благословению епископа Тобольского и Сибирского Василия, совершено и его освящение . Престольным праздником училищной церкви был день Введения во храм Пресвятой Девы Марии (21 ноября). В 1918 году инспектор классов, священник М. М. Степанов, в проповеди, посвященной этому событию, так размышлял о памятном для училища празднике и его воспитанницах: «Како Дева восходит от земли на небо?..» Так вопрошали ангелы, умиляясь видением Пречистой Отроковицы, введенной Первосвященником во Святая Святых В отличие от училищ светских наше училище должно питать не столько научною и познавательною духовною пищею, сколько благоговейными переживаниями любви к Богу и постоянным обращением отроческих чувств к молитве, которая открывает нашим питомцам путь от земли на небо».
Новый храм по вместимости был достаточно просторным (в него свободно могло войти тройное число учениц, состоящих в то время в училище). Он имел изящный иконостас, красивую внутреннюю отделку, обладал достаточным освещением."Тобольские Епархиальные Ведомости" так отзывались об этой радости воспитанниц духовной школы: «Питомцы Тобольского женского Епархиального училища могут только радоваться и хвалиться, что обладают таким прекрасным храмом, - чем не обладают воспитанники и воспитанницы других местных учебных заведений” Построен он был на средства епархии и на пожертвования попечительницы училища М. И. Плехановой.
Молитва, которой воспитанницы научаются в храме, является неотъемлемой частью образовательного процесса любой духовной школы. Конечно же, и данное учебное заведение не обходилось без нее. В отчёте о состоянии Епархиального женского училища за 1888-1889 учебный год сообщается следующее: «Воспитанницы ежедневно слушают утренния, вечерния молитвы и нравоучительныя места из Священного Писания Ветхого и Нового Завета; пред началом и по окончании уроков, собравшись в училищный зал, поют положенные молитвы пред учением и после учения и молитву за Царя –"Спаси, Господи, люди Твоя". Во все воскресные и праздничные дни воспитанницы ходят к богослужениям в свою домовую училищную церковь, где сами поют и читают» . В Рождественский и Великий посты они говеют, исповедуются и причащаются.
Известно, что при женском училище существовал приют для девочек-сирот духовенства. Открыт он был в 1895 году. Принимались в него “беднейшия сироты в возрасте от 7 до 9 летВ 1900/1901 учебном году в приют приняты 21 девочка, в том числе на полное епархиальное содержание 9 и полуепархиальное 1” .
Священноначалие постоянно следило и заботилось о всех нуждах училища. Здесь была своя библиотека, свой “физический кабинет“. Было достаточное количество учебных руководств и пособий, имелась своя больница и общежитие, в котором проживала большая часть воспитанниц. Летом, в каникулярное время, когда почти все ученицы разъезжаются по домам, оставшиеся в школе проводили это время на даче, снимавшейся при Иоанно-Введенском женском монастыре. С целью улучшения материального положения учениц женской школы 16 ноября 1908 года было открыто “Общество вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского Епархиального женского училища”. Оно принимало добровольные пожертвования, оплачивало некоторым воспитанницам право обучения. Часть учениц получало бесплатно одежду и обувь. Некоторые по окончании курса получали денежное пособие.
В училище воспитанницы в течение всего обучения знакомились с такими дисциплинами, как Закон Божий, русский и славянский языки, словесность, арифметика, геометрия, физика, география, гражданская история, история русской литературы, пение, рукоделие. Позже были введены дидактика и педагогика. С этих пор училище перестало ограничиваться только лишь утилитарными сословными интересами, так как выпускницы этой школы стали приобщаться также к профессионально-общественной деятельности.
До революции большинством преподавателей в начальных школах Тобольской губернии были женщины [8,с.43]. И, конечно, многие из них являлись выпускницами Епархиального женского училища г. Тобольска. Среди последних была А. И. Ксенофонтова, впоследствии заслуженный учитель школы России, срок педагогической деятельности которой составил более 60 лет.
Имеются сведения, что со временем в училище был введен 7 класс. Он предназначался для более серьезной подготовки воспитанниц к будущей профессиональной деятельности учителя. А для практического ознакомления учениц с основами педагогики была открыта образцовая школа. Так, благодаря активному росту и развитию этого первого женского духовного училища в Тобольской епархии, появляется новое учебное заведение с подобной спецификой.
Образцовая женская церковно-приходская школа была открыта в 1893 году. Известно, что в 1900-1901 учебном году ее заведующим был инспектор классов священник Г. Преображенский, законоучителем являлся священник К. Киановский. В это время в школе обучалось 59 девочек , в том числе были и те сиротки, которые входили в состав приюта при училище.
Помимо вышеуказанных двух женских духовных школ, имелись и другие. В Тобольске действовала женская Воскресная школа. История ее открытия такова: “27 октября 1893 года гласный городской думы А. С. Суханов внес в думу следующее заявление: “ ... В Тобольске нет до настоящего времени воскресной школы для взрослых... Почему бы Тобольской городской думе не взять на себя инициативу открытия в Тобольске воскресной школы для взрослых, хотя в виде опыта?”
В воскресенье 30 января 1894 г. в помещении Благовещенского приходского училища, отведенном для Воскресной школы, был отслужен молебен, - и школа объявлена открытою . Первые уроки начались 6 февраля. Первоначально вся школа состояла из 29 учащихся, одного законоучителя и четырех учителей. В следующем учебном году число обучающихся достигло уже 85 человек .
Сначала школа была смешанной. Как уже отмечалось, она “...помещалась первоначально в здании Благовещенского приходского училища, но когда стало слишком тесно и неудобно заниматься в двух классах приходского училища, мужское отделение порешили оставить в приходском училище, а женское... перевести в здание Уездного училища. Мужское отделение, за недостатком учащихся, просуществовало недолго” .
Женское отделение Воскресной школы в Уездном училище помещалось до 1900 года. К 1900-1901 учебному году оно была переведено в городское женское приходское училище. Однако новый 1901-1902 учебный год для Воскресной школы начался в стенах Благовещенского приходского училища, где она и оставалась продолжительное время, так как помещение здесь было более просторное и удобное.
Известно, что с 1894 по 1900 годы заведующим школой был священник В. Н. Скосырев, а затем его сменил протоиерей Е. А. Фениксов [9,c.147]. В этом учебном заведении всегда не хватало учителей. Недостатка в преподавательском составе не стало только с 1911 года, когда педагогической деятельностью в этой школе занялись 10 воспитанников V и VI курсов Духовной семинарии.
Учебный год в школе, как правило, начинался в первый воскресный день сентября и заканчивался в начале мая. Занятия проходили с 12 до 15 часов 10 минут. Прием учениц происходил в течение всего учебного года.
С основания школы до 1903-1904 учебного года они делились на три группы: грамотных, полуграмотных, неграмотных. Затем стали подразделять на взрослых и детей. При этом и те, и другие стали делиться по познаниям на три группы (старшую, среднюю, младшую), а некоторые из этих основных групп делились еще на две или даже несколько подгрупп.
Сначала занятия в школе не выходили из рамок обычной программы одноклассной церковно-приходской школы. С 1901-1902 года открылись дополнительные классы по некоторым предметам, преподаваемым в двухклассной школе.
В г. Тобольске была и другая Воскресная женская школа для взрослых при Епархиальном училище. Заведующим её был инспектор классов Епархиального училища, священник Г. Преображенский. У этой школы было большое количество учителей - 13, и небольшое число учащихся - 1917 (данные относятся к 1902-1903 учебному году).
В городе были и церковно-приходские женские школы, например, Крестовоздвиженская. Открылась она в 1887 году. 10 ноября 1902 года она переименована в двухклассную. Есть сведения, что в 1902-1903 учебном году заведующим и законоучителем школы был священник В. Серебренников. Преподавали в ней бывшие воспитанницы Тобольского Епархиального женского училища Е. Катаева, А. Маляревская. Е. Седакова. Всего в школе обучалось 87 девочек.
Кроме этой церковно-приходской женской школы, в г. Тобольске действовала и другая - Апостоло-Андреевская. Открылась она в 1888 году. Ее заведующим и законоучителем был священник А. Катаев, а учащихся было 43 человека (данные за 1902-1903 учебный год).
Как уже выше было упомянуто, Епархиальное женское училище было основано в Иоанно-Введенском женском монастыре [1,с.93]. Но после перевода этого учебного заведения в Тобольск (1880) обитель не осталась безучастной к делу воспитания и образования девиц. Известно, что еще при настоятельнице монастыря монахине Миропии продолжали обучать отроковиц: «Девочек - детей или самых бедных родителей, или сирот - проживает на полном содержании монастыря до 30 человек; их обучают грамоте и рукоделиям; самые меньшие из них уже обучены читать псалтирь и часослов, что иногда выполняют даже при богослужении», - эти сведения относятся к 1889 году. Но, по всей видимости, это лишь начатки новой школы. Открылась же она, как сообщает нам “Тобольский Епархиальный адрес-календарь”, в 1897 году. Заведующим и законоучителем в 1902-1903 учебном году был священник Е. Елисеев. Ему помогала учительница. Всего учащихся было 13 мальчиков и 19 девочек , - то есть школа была смешанная.
Из приведенных сведений мы видим, что в одном только городе Тобольске до 1917 года было по крайней мере 6 женских духовных учебных заведений и еще одна смешанная школа при Иоанно-Введенском женском монастыре. Кроме того, известно, что к 1915 году число воспитанниц женского Епархиального училища превышало количество учащихся юношей в семинарии: в первом было 328 учениц, а во второй - 318 . Таким образом, Православная Церковь, давая духовное образование мужчинам как будущим пастырям, отнюдь не лишала такой возможности и женщин. Эта традиция сегодня восстановлена. Например, в том же Тобольске действуют женская Православная гимназия, Иконописное и Регентское отделения семинарии, где девушки готовятся стать регентами церковных хоров. Кроме того, многие девочки обучаются в трёх воскресных школах города.
Из всего этого видно, что Православная Церковь не только не пренебрегает, но и весьма заботится о женском духовном образовании. Тем самым она явно свидетельствует, что пред Богом мы все равны.
2.Церковно-приходские школы.
Школ грамоты в Тобольской епархии в отчетном 1888-1889 учебном году было 140. Из них в Тобольском округе было 25, в Курганском 29, в Ишимском 7, в Ялуторовском 17, в Туринском 9, в Тюменском 20, в Тюкалинском 18, в Тарском 10, в Березовском 2, в Сургутском 2 и Петропавловском (в одном из 4 приходов Ишимского округа, находящихся в ведении Петропавловского Уездного Отделения) 1. Учебный год в церковно – приходской школе начинался с 15 сентября и оканчивался 15 мая [1,с.102]. Эти школы, как и церковно-приходские, были посещаемы оо наблюдателями во время годичной и полугодичной ревизии церквей по благочинию; при чем оо наблюдатели испытывали учеников этих школ в знании закона Божия, русского и славянского чтения, в счислении, пении и чистописании, давали учителям советы и указания, как вести дело обучения в этих школах, чтобы они могли соответствовать своему назначению, а также ходатайствовали о пособии книжном и денежном на заведение классных и письменных принадлежностей и на вознаграждение учителей. Но непосредственное заведывание школами грамоты лежало на обязанности приходских священников, которые посещали их как нарочито для беседы с учениками по закону Божию, так и при требоисправлениях в деревнях, где таковые школы имеются, заботились о приискании более или менее удобных помещений для них, об определении в них учителей с ведома и согласия оо. наблюдателей, о снабжении их учебными книгами, о достаточном вознаграждении учителей в них, следили за ходом обучения и руководили учителей в правильной постановке и улучшении учебного дела в них. Обучением в школах грамотности занимались в отчетном году псаломщики, уволенные из духовных училищ и низших классов семинарии и лица, которые обучались только в церковно-приходских школах и сельских училищах и даже получили домашнее образование, каковы, например, крестьяне грамотеи, отставные солдаты и др. Только в 3 или 4 школах грамоты были учители правоспособные, получившие педагогическую подготовку. За свой труд обучения учители школ грамоты получали вознаграждение или от родителей обучавшихся детей, от 25 - 50 коп. в месяц, или от 2 - 4 руб. в год с ученика, пользуясь иногда столом и квартирою от заведующего школою священника и родителей учащихся, с прибавлением этому небольшого пособия из суммы Епархиально-училищного Совета, - или только от Епархиально-училищного Совета, от 25 руб. в год.
     Обучение алфавиту велось в школах грамоты по подвижным буквам, упражнение в чтении по Синодальным букварям, Часослову, Псалтири и другим разосланным от Совета пособиям, рекомендованным программою церковно-приходских школ, равным образом и прочие предметы изучались по руководствам и пособиям, какие указаны в тех же программах, и какие перечислены в 4 отделе сего отчета, частный Синоидальный букварь, азбука Столпянского, св. история прот. Смирнова, Часослов, Псалтирь, Прописи - Тихомирова.
     Помещением для школ грамоты в отчетном учебном году служили церковные сторожки, дома священно-церковно-служителей, наемные квартиры, квартиры учителей, дома родителей учащихся (подвижные школы), а также и особые здания - собственные. Большую часть из школьных помещений нельзя считать удовлетворительными, по их тесноте, отсутствию достаточного света и др. причинам.
     Общее число учащихся в школах грамоты в отчетном году было 1598; в том числе мальчиков 1495 и девочек 308. Из этого числа обучалось в школах грамоты Тобольского округа мальчиков 241, девочек 103; Курганского округа мальчиков 237, девочек 52; Ялуторовского округа мальчиков 156, девочек 11; Туринского мальчиков 77, девочек 21; Тюменского мальчиков 210, девочек 34; Тюкалинского мальчиков 221, девочек 34; Тарского мальчиков 114, девочек 19; Березовского мальчиков 44, девочек 2; Сургутского мальчиков 3, девочек 7 и Петропавловского мальчиков 9, девочек 3. Успехи учеников в школах грамотности, как видно из отчетных сведений Уездных Отделений, можно признать достаточными. При посещении богослужений в праздничные и воскресные дни, ученики школ грамотности большинства округов читают и поют на клиросе. В школах Ялуторовского округа пение преподается успешно только в 5 школах, а в остальных школах этого округа, равным образом Петропавловского уезда, пение совсем не преподается. О пении в школах других округов Уездные отделения сведений не доставили. Выдержавших экзамен на льготы 4 разряда по отбыванию воинской повинности в школах грамотности Тобольской епархии не было.
     Тобольское Отделение Епархиально-училищного Совета, рассуждая о развитии дела народного образования в Тобольском округе, пришло к следующим положениям: 1) необходимо увеличить число школ грамоты. Это потому что почти, во всех приходах Тобольского округа есть деревни, которые отстоят от села на 15, 20 и даже 40 верст. Некоторые же, хотя находятся недалеко от сел, где есть школы, но, стоя за реками, не имеют удобного и беспрепятственного сообщения с ними. При этом, конечно, каждый отец побоится отпускать своего сына или дочь одних через реку, а самому ему провожать их не всегда есть время, хотя бы это делать привелось не каждый раз. Само собой разумеется, что дети по отдаленности и неудобности сообщения не могут посещать школ и остаются без обучения. Нужно заметить, что на первый раз школы должны быть пока заведены в многолюдных деревнях, хотя желательно бы иметь во всех отдаленных деревнях, не имеющих удобного сообщения со школою. 2) Необходимо нужно, чтобы учителями и учительницами определяемы были лица правоспособные, по возможности. Хотя в некоторых школах Тобольского округа состоят учителя священники, но они, при всем своем желании вести дело обучения успешно, не всегда могут сего достигать, так как часто отрываются в в классное время от дела для исправления треб, равно и псаломщики. К тому же последние, в большинстве случаев, и неподготовлены к делу учительства. Желательно, чтобы при определении на должность учителя отдавалось предпочтение девицам, которые сердечнее и энергичнее ведут дело обучения, более дорожат должностию учительницы, чем учители, думающие, что они, кроме должности учителя, могут приобрести средства к жизни другими путями.
     Следует дать учителям приличное вознаграждение за труд, потому что при хорошем жалованье больше и лучше найдется кандидатов на должность учителя и на последнюю они будут смотреть, по поступлении, как на постоянную, а никак на переходную, временную или занимаемую. 4) Отделение полагало бы, чтобы первоначальное образование приносило действительную пользу и еще более развивалось, завести библиотеки в приходах или при школах, или при церквах, из которых ученики, вышедшие из школ, могли брать книги для чтения. Между прочим в 5) Отделение излагает мнение г. чиновника по крестьянским делам Ценина относительно развития дела народного образования в округе. Г. Ценин находит, что дело народного образования разовьется тогда с большим успехом, когда будет обращено внимание на образование женского пола в деревнях. Это потому, говорит, он, что женщина никогда не забудет грамоты, а когда сделается матерью, то научит и своих детей грамоте. Известно, что мать ближе стоит к детям, чем отец: ею дается первоначальное религиозное воспитание своему ребенку; она же научит его читать и писать. А этим самым облегчит труд учителя школы, который будет иметь дело уже с подготовленным мальчиком и девочкою. Соглашаясь с подобным мнением, Отделение полагало бы, чтобы приходское сельское духовенство разъясняло прихожанам при всяком удобном случае пользу грамотности, обращало внимание и на образование девочек, будущих матерей семейств. Этого тем более возможно сельским причтам достичь, что девочки являются не настолько необходимыми помощниками отцам при их полевых работах, как мальчики, свободнее последних и, следовательно, духовенство может расположить отцев отдавать своих дочерей в училища и они не будут отрывать их от занятий, как более свободных. Некоторым членам Отделения от духовенства, как бывшим сельским священникам, приходилось видеть из самой жизни, что где в семействе мать грамотна, там и дети грамотны и, если не сама мать учит, то посылает в училище своих детей.
     Курганское Отделение Совета мерою к распространению и развитию образования в народе признает следующее. Так как со всех крестьян сбираются деньги на содержание сельских училищ Министерства Государственных Имуществ, между тем в училищах сих, существующих большею частию в тех лишь селениях, где есть волостные правления, дети из других селений - за дальностию расстояния или за неудобством сообщения - не обучаются, то посему крестьяне, соглашаясь на устройство церковно-приходской школы, всегда почти поставляют условием - освободить их от взноса денег на школы других ведомств. Просьбы самих крестьян в этом смысле местными начальствами неудовлетворяется. В отрицательном смысле решен вопрос сей и Казенною Палатою, по представлению Епархиально-училищного Совета. Между тем Отделение со своей стороны полагало бы справедливым - если не совсем освободить крестьян, дети коих не обучаются в училищах, от взноса денег на училища, существующие при волостных правлениях, то возвращать сельским обществам остающиеся от расходов на сей предмет деньги, которые, как Отделению известно из неофициальных источников, сдаются в окружное казначейство, возвращать с обязательством расходовать сии деньги исключительно на школы.
     Что касается улучшения самой постановки обучения, то Отделение признавало бы со своей стороны полезным в начале и конце каждого учебного года приглашать всех учителей и учительниц церковно-приходских школ в город - для практического ознакомления в местной школе с делом преподавания, обмена педагогических соображений и совместной обработки дидактических вопросов, что имело бы значение уже в видах солидарности и единства в достижении учебно - воспитательных целей в церковно-приходских школах округа.
     Для развития дела народного образования ( и ослабления раскола ) в Тюменском округе, - пишет в свою очередь Тюменское Уездное Отделение Совета, - необходимо открыть церковно-приходские школы в некоторых приходах раскольнических и единоверческих, в коих, по заявлению благочинных, сосредотачивается до 5472 душ раскольников. При этом было бы желательно, чтобы школы по величине, удобности помещения в них и обстановке вполне соответствовали своему назначению и были бы снабжены в достаточном количестве как учебными книгами и пособиями, так и книгами религиозно - нравственного содержания для внеклассного чтения и всеми принадлежностями для письма и чтобы учителя были вполне подготовленные в научном и педагогическом отношениях и благонадежные, могущие примером и словом расположить население к пользе учебного дела, а в юные сердца детей внедрить любовь к православной вере, царю и отечеству. Понятно, что для открытия и содержания школ при таких условиях потребуется значительная затрата денег, но за то польза от них будет несомненна, так как они дадут возможность уменьшить число не обучающихся детей, достигающее ныне до 8440 и послужат со временем к уничтожению разных расколоучений. Открытие же школ в таких малых объемах для помещения учеников и при такой ничтожной затрате на содержание их денежных сумм, как это существует ныне, не может принести существенной пользы, так как, во первых, невозможно увеличить в школах число учеников, а во вторых, иметь хороших и правоспособных учителей.
     На необходимость иметь в церковно-приходских школах умелых учителей и соответственную школьную обстановку указывает и Туринское Отделение, которое пишет, что дело церковно-приходских школ и их образовательное значение может найти себе в Туринском уезде благоприятную почву, потому что здесь население исключительно православное, без всякой примеси иноверцев и сектантов, которыми изобилуют другие уезды Тобольской епархии. Здесь православный народ, искренно преданный святой православной церкви, всегда будет любить и относиться с доверием к церковным школам, если только эти школы будут оправдывать свое назначение. А чтобы школы оправдывали свое назначение, для этого необходимо: во первых, иметь хорошо подготовленных в церковном духе учителей, которые могли бы, в виду крестьян, поставить и вести дело обучения и воспитания детей так, как того требует задача церковных школ; во вторых, необходимо устройство нарочитых школьных помещений с надлежащими приспособлениями. При этих условиях можно надеяться, что устранится и общее в деле развития школ препятствие - недостаток денежных средств, потому что тогда крестьяне не откажут в помощи. Вообще, - заключает Туринское Отделение, - указанные условия крайне необходимы для того, чтобы поставить церковную школу на надлежащую высоту, распространить ее образовательное влияние и через то приобрести доверие и любовь к ней со стороны простого народа. Когда народ полюбит церковную школу доверчиво относится к ней, тогда легко будет распространять церковную грамотность среди его, через открытие наибольшего числа, по крайней мере, школ грамотности в более населенных деревнях.
     Тюкалинское Уездное Отделение, для надлежащего успеха церковных школ и развития образования в народе, указывает на необходимость контроля над школами. Оно выражается так: " к числу неблагоприятных обстоятельств для учебного дела в отчетном году должно отнести недостаточную организацию над училищами. Главные наблюдатели школ оо. благочинные, деятельность которых все же незаменима, имеют возможность обозревать школы с большею внимательностью только во время зимней годичной ревизии церквей их благочиния, а ревизия полугодичная практикуется обыкновенно в июле и совпадает с каникулами в школах, почему последние от внимания наблюдателей тогда ускользают. Да и в зимнюю ревизию, при громадных расстояниях благочиннических районов Тюменского округа, невозможно требовать от оо. наблюдателей должного внимания ко всем школам, часто расположенным не по пути обычных благочиннических трактов, а вдали от последних, между тем как на плечах у них лежит спешная годовая церковная отчетность, отчего многие школы грамотности остаются неосмотренными. Хотя в помощь наблюдателям и назначены были особые священники, под названием помощников наблюдателей, но последние, не имея в своем распоряжении бланковых билетов на бесплатное взимание обывательских подвод, не в состоянии проявить свою деятельность в той мере, какая от них требуется. Правда, последними распоряжениями Епархиального Совета указан был способ на исходатайствование подобных бланковых билетов, но такой способ, всегда соединенный с излишней перепиской, слишком усложняет задачу благовременного обревизования школ. Достаточно указать на частые перемены в составе самых благочинных - наблюдателей и их помощников по школам, то болезнию одних, или перемещением в другие отдаленные приходы, то за смертию других. Очевидно, при таких условиях бланковый билет, выданный на имя известного лица и на известный срок времени, не принесет пользы для дела, нетерпящего отлагательства. Вследствии этого является неотложная необходимость в ходатайстве, где следует, о выдаче в распоряжение Уездного Отделения нескольких экземпляров бланковых билетов лицам, имеющим обозревать церковные школы и экзаменаторам на бесплатное взимание обывательских подвод, без упоминания лица, а с прописанием должности и данного поручения, подобно тому, как таковые бланковые билеты выдаются в распоряжение окружных полицейских управлений; или же, в крайнем случае, испросить распоряжения г. Начальника губернии о безпрепятственной выдаче бесплатных бланковых билетов ревизующим церковные школы и экзаменаторам из окружных полицейских управлений, по сношению с оными Уездного Отделения Училищного Совета, с указанием, примерно, известного срочного времени соответственно нуждам обревизования школ: для первого периода - в октябре и ноябре, а для второго - в марте и мае. Что же касается до случайностей в переменах по разным причинам оо. наблюдателей и помощников их, то необходимо уполномочить Отделение временным правом давать поручения на ревизию церковных школ тем или другим священникам, сведующим в учебно - воспитательном деле, впредь до назначения таковых властию Епархиального Преосвященного. Как вопрос о бланковых билетах, так и последний - особенно нуждаются в благоприятном разрешении".
     Все остальные Уездные Отделения указывают почти одни и те же меры к поднятию и развитию народного образования, которые могут быть сведены к следующим главным: а) иметь учителей правоспособных, б) должный контроль за церковными школами со стороны обучения и в) видеть школы обеспеченными со стороны учебно - воспитательной обстановки. - Что касается учителей, то лучшими должны быть признаны воспитанницы Епархиального женского училища, в котором, как и в семинарии, состоит особый учитель дидактики и существует образцовая школа для практических занятий учениц. За неимением достаточного числа кандидаток из них на учительские должности в церковных школах, поступают на эти должности уволенные из семинарии воспитанники, которые обязательно держат проверочное испытание при комиссии из членов Семинарского правления и только тогда допускаются к замещению учительской должности. Между прочим Председатель Совета входил в сношение с г. Начальником губернии относительно правоспособных кандидаток на учительские должности в церковных школах из лиц, кончивших курс в светских учебных заведениях с правом домашних или сельских народных учительниц. Его Превосходительству угодно было сделать распоряжение, чтобы до 30 лиц кандидаток на учительские должности в народных министерских школах, если желают, обращались в Епархиально-училищный совет и распоряжение это дало прибыток правоспособных учащих сил в церковно-приходских школах, не смотря на малый учительский оклад ( 100 руб.), сравнительно с таковым же в школах министерских, где им, при готовой квартире, платится по 200 руб. в год. При этом Совет, определяя на учительские должности лиц со светским образованием, поставляет долгом предварительно знакомить их с программою церковно-приходских школ, и когда можно, привлекать их к даче примерных уроков в Образцовой при семинарии школе. Г. Начальник губернии, вместе с директором училищ, по мысли Его Преосвященства, намерены ввести в народные школы Тобольской губернии программы церковно-приходских школ, так как в их школах подробных учебных программ по предметам нет. На это, конечно, потребно будет соизволение высшего учебного начальства, но мера эта сама по себе была бы благодетельна как вообще для учебного дела в народных школах, так, в частности, для самих учителей в смысле их умелости вести дело, будут ли они учителями министерских школ или церковно-приходских. К этой же цели - умелого ведения занятий в школе учителями, выработки одинаковых приемов в обучении, направлено старание Совета формировать учительские педагогические съезды, опыт которым сделан в отчетном году в г. Ялуторовске. В 1890 году такой съезд предназначается в г. Тюмени, в половине июня месяца.
     Что касается контроля за церковными школами со стороны обучения, то отчетный год в этом отношении был далеко лучше прежнего. Для учителей и учительниц выработана Советом особая инструкция, отпечатанная в Тобольской Епархиальной Ведомости. Этой инструкцией определяются их обязанности в отношении учеников, наблюдателей школ, общества и т.д. В наблюдении за школами принимали участие не только наблюдатели и их помощники, но даже, в некоторых уездах, штатные смотрители и чиновники по крестьянским делам, при обозрении ими учреждений своего района. Помощники наблюдателей, как видно из отзывов Уездных Отделений, не могли много проявлять своей деятельности по наблюдению за школами, за неимением подорожных бланок или земских подвод. Возникшая по этому поводу переписка, привела к нежелательному результату, именно, начальником губернии было отказано в выдаче бесплатных бланок на прогоны помощникам наблюдателей, в виду выдачи ассигнований Училищному Совету из земских сборов суммы в количестве 10000 р. в год, при чем замечено, что сверх этой суммы расход на земские подводы было бы новым налогом, к чему г. Начальник губернии не уполномочен в своих действиях Высшим Правительством. Вследствии этого отказа, Совет нашелся вынужденным предложить Уездным Отделениям требовать от наблюдателей сведений, какие школы не могут быть ими самими осматриваемы, в каком они находятся расстоянии, какая потребна сумма на поездки в оные помощников наблюдателей. Путем ассигнования особой суммы на разъезды им Совет надеется усилить руководство учебным делом в школах, равно того же достигнуть через приглашение членов Уездных Отделений - смотрителей и чиновников по крестьянским делам - посещать церковные школы во время обозрения ими округов по обязанностям своей службы. Желательно бы, конечно, иметь при этом особых двух-трех лиц на Тобольскую епархию, в роде окружных инспекторов Министерства Народного Просвещения, специальною задачею которых было бы обозрение церковных школ в учебное время, руководство в деле преподавания учителей школ, удостоверение на месте в существенных нуждах их; эти же лица могли бы, при объезде своих округов принимать участие в заседаниях Уездных Отделений, руководить занятиями их, направляя деятельность Уездных Отделений к усилению народного просвещения и к удовлетворению испытываемых церковно-приходскими школами нужд, - словом, они могли бы объединять деятельность учреждений и лиц в выполнении ими обязанностей по народному образованию, служа органом непосредственного наблюдения за сим образованием от лица Епархиально-училищного Совета. Такое желание, конечно, осуществимо при имении в распоряжении Совета больших денежных средств, чем какими он теперь располагает.
     Относительно обеспечения школ со стороны обстановки, отвечающей учебно-воспитательным целям, Совет больше всего озабочен устройством школьных помещений, в которых могло бы обучаться не менее 40 человек и мог бы иметь квартиру учитель. В отчетном году разослано более 7000 руб. на устройство таких домиков; с продолжением отпуска денег из земского сбора, оный надеется израсходовать на тот же предмет соответственную отпуску сумму и тем приумножить число более или менее отвечающих школьной диэтетике училищных помещений. Из тех же сумм земского сбора, если последует отпуск их, Совет надеется пополнить наличный при нем склад учебных пособий всеми руководствами, указанными программою церковно-приходских школ, в количестве экземпляров, удовлетворяющем запросам со стороны руководителей школ. Несомненно, что эта сторона церковных школ одна из существенных и требует значительных расходов для удовлетворения книжных нужд школ. Как бы не были малоценны учебники (а некоторые из них и очень дороги), при многочисленности школ и возрастающем многолюдстве учеников их, средств на приобретение книг требуется много, тем более, что ученики, видимо, мало умеют обращаться с ними, и высылаемые им книги скоро разбивают, и по тому постоянно требуется подновление школьной библиотеки. Почему, немалозначительным средством к сбережению книг в школах на большие сроки пользования, Совет признает меру: " все получаемые Советом книги, до рассылки в школы, отдавать переплетать ученикам семинарии, употребляя из тарелочного и кружечного сбора на покупку материала для переплета книг потребную сумму, с незначительным вознаграждением за переплетный труд самих учеников, которые таким образом будут совершенствоваться в этом мастерстве и, ставши священно-церковно-служителями, сами будут иметь потом возможность переплетать книги для своих школ, или обучать этому тех учеников школы".
     Вопрос о книжных складах при церквах для религиозно-нравственного чтения народом и учениками народных школ во внеклассные часы, за последнее время, Епархиальным Начальством разрешен в том смысле, чтобы каждая приходская церковь, по мере своих средств, отчисляла часть их на выписку книг для чтения дешевого издания. Из таковых складов при церквах может быть, без особого обременения, уделена часть книжек для школьных библиотек, через что в значительной степени устранится жалоба на отсутствие книг для внеклассного чтения учениками школ, встречаемые в отчетах Уездных Отделений Совета, который не имеет пока в своем распоряжении особых сумм, специально предназначенных к организации библиотек народных сельских училищ. Вообще, дело церковно-приходских школ в Тобольской епархии нашло себе благоприятную почву; школы год от году умножаются и учебное дело в дух ценности не только прививается, но и укрепляется.
3.Средние учебные заведения (гимназии, реальные училища).
Начало духовному образованию в Тюмени положила церковнолатинская школа, открытая в 1761 году при Троицком монастыре. В 1789 году в Тюмени было учреждено малое народное училище первое светское учебное заведение в городе, первоначально содержавшееся на частные пожертвования. В 1817 году училище было преобразовано в уездное. В 1859 году в городе открылась первая женская школа, вскоре получившая статус училища, преобразованного затем в гимназию. 1879 году в Тюмени было открыто Александровское Реальное училище одно из первых в Сибири средних учебных заведений. С 1879 по 1906 год его директором являлся выдающийся исследователь Сибири [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Уровень обучения и престиж этого учебного заведения были настолько высоки, что выпускники училища имели возможность поступать без экзаменов в Петербургский технологический институт. Американский публицист Д. Кеннан, посетивший училище в 1886 году, писал: «Училище находится в самом большом и красивом во всем городе здании. Училище состоит из двух отделений: одного чисто научного, другого технического. В последнем находится паровая машина, станки и все необходимые орудия; в чисто научном отделении физический кабинет, богато снабженный всеми нужными приборами, даже телефонами системы Белля, Эдисона и Дальбера и фонографом. Химическая лаборатория обставлена с таким совершенством, какого я нигде не видел. В училище имеется зал для художественного и технического рисования, прекрасная библиотека и отличный музей».
В начале 90-х годов XIX века на территории судостроительного завода купца И. Игнатова, расположенного в поселке Мыс, было открыто народное училище. Основная цель этого учебного заведения заключалась в подготовке квалифицированных сотрудников для завода. Благодаря стараниям Игнатова здание народной школы было электрифицировано. В нем разместилась бесплатная библиотека, преподавателям и учащимся предоставлялись благоустроенные коттеджи и общежития.
Заметным событием в истории городского просвещения стало открытие в честь столетия со дня рождения А.С. Пушкина школы и библиотеки, построенных на средства, пожертвованные купцом А. Текутьевым. В 1914 году торговым домом «Колокольникова наследники» было построено здание для коммерческого училища. Это один из самых выдающихся памятников городской архитектуры (в настоящее время в нем располагается Архитектурно-строительная академия).  Конец XIX начало ХХ веков продемонстрировали значительные масштабы развития народного образования в городе Тюмени. Помимо повышения государственных ассигнований на развитие просвещения в крае, этому процессу во многом способствовали усилия передовых представителей городского купечества, вносивших значительные пожертвования на нужды образовательных учреждений, а иногда и выступавших инициаторами их открытия.
4. Профессиональное образование (сельскохозяйственные школы, железнодорожные школы, торговые училища, медицинские училища и т. д.).
Совершенствовалась система и профессионального образования.
Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов сельского и промыслового хозяйства, промышленности, транспорта, социальной сферы осуществлялась с учетом местной специфики. В конце XIX- начале XX вв. были открыты Тобольская ветеринарно-фельдшерская, Соколовская низшая сельскохозяйственная и другие школы, сельскохозяйственные и ремесленные отделения общеобразовательных школ.
В 1878 году начала действовать открытая в Тобольске повивальная школа – первое медицинское учебное заведение Сибири и второе среднее медицинское образование в России [4,с.38]. В школу принимали девушек не моложе 18 и не старше 30 лет. В первый класс поступали те, кто имел первоначальную грамоту, неграмотных принимали в подготовительный класс. Преимущество при приеме имели представительницы крестьянского сословия, выходцы из других сословий поступали в школу при наличии мест. Половина будущих «повивальных бабок» обучалась в школе на казенные средства, другие учились на свои или средства сельских обществ. Общая плата за обучение и содержание иногородних учениц составляла 100 рублей в год.
Программа обучения в повивальной школе предусматривала как общее, так и специальное образование, а также практику в губернской больнице. Кроме того, ученицы оказывали помощь при родах бедному населению Тобольска.
В 1895 г. школа была реорганизована в повивально- фельдшерскую с целью подготовки не только акушерок, но и фельдшериц. В школу стали принимать женщин всех сословий, имевших образование не меньше 4-х классов женской гимназии или прогимназии. Школа давала хорошую профессиональную подготовку благодаря высокой квалификации преподавателей [1,с.360].
В 1906 г. школа подверглась новому преобразованию – из повивально-фельдшерской была преобразована в акушерско - фельдшерскую, вновь повысился статус учебного заведения, это было уже среднее специальное учебное заведение. В школу стали принимать девушек с общим образованием, а также тех, кто имел свидетельство на звание учительницы. Курс общеобразовательных предметов включал геометрию, черчение, биологию, физику и др.
После революции в октябре 1917 г. фельдшерско-акушерская школа сохранила свой статус. В 1930 г. была преобразована в медицинский техникум, готовивший кадры среднего медицинского персонала для нужд больниц региона [1,с.362].
В 1954 г. школа была реорганизована в медицинское училище. В 1969 г. медицинскому училищу было присвоено имя В. Солдатова [1,с.364].
Училище успешно прошло государственную аккредитацию и приказом Министерства образования Российской Федерации № 10 от 08.01.2003 г. получило статус колледжа.
Провозглашенная в начале XIX века реформа общеобразовательной школы предопределила организационные и правовые основы ее развития в последующие шесть десятилетий и обеспечила постепенный переход от немногих разобщенных учебных заведений к единой государственной системе светского образования.
Тобольская губерния раньше других в Сибири приступила к реформированию школы, сохранив ведущую роль в региональной системе образования. В 1850 г. в Тобольске насчитывалось десять светских и духовных учебных заведений – больше, чем в ином сибирском городе. В Ялуторовске и Тобольске зародилось женское образование Западной Сибири. Совершенствовались формы и методы обучения и воспитания учащихся средних учебных заведений, призванных готовить служащих администрации и служителей культа. Среди мусульманского населения получили широкое распространение различные формы конфессионального образования и самообразования.
Таким образом, образовательный процесс, преодолевая многочисленные препоны, медленно, но верно развивался вширь и вглубь сибирского региона. Семена просвещения, заложенные тоболяками, пробиваясь сквозь толщу времени, пустили устойчивые всходы.



Заключение.
На основе изученной литературы, можно выделить следующие этапы исторического пути, пройденного школой тюменского края:
первый(1701 – 1919 гг.) – возникновение, формирование и становление двуединой государственной сословной системы светского и церковного начального и среднего образования.
второй(1920 – 1984 гг.)- создание и развитие классовой системы начального, среднего и высшего образования адекватной существующему авторитарному политическому режиму КПСС.
третий период начался с 1985года – этап перестройки и демократизации советского общества и всех его социальных институтов, включая школы.
Прямое и опосредованное воздействие на сферу школьного образования оказывали региональные естественно – географические, социально – экономические, демографические, этнокультурные факторы общественного развития: обширность, отдаленность и необжитость значительной части территории; экстремальные природно – климатические условия тайги и тундры; глубокое своеобразие материальной и духовной культуры автономных народов; иррациональные методы колонизации и хозяйственного освоения естественных ресурсов; неравномерность социально – экономического развития южных и северных районов; неоправданно высокая встречная миграция пришлого населения; относительная неразвитость социальной инфраструктуры. Отмеченные детерминанты предопределили основную направленность, интенсивность и результативность образовательных процессов, придав им следующие характерные специфические черты.
1. При всем своеобразии конкретно – исторических условий Тюменская школа формировалась как неотъемлемая составная часть общероссийской школы, она заимствовала лучшие, прогрессивные элементы отечественной педагогики и сама способствовала обогащению интеллектуального потенциала страны.
2. Широкое распространение и длительное преобладание этнопедагогики в среде коренного населения края.
3. Родоначальником сибирской школы являлся Тобольск; дав жизнь первым учебным заведениям Сибири, город оставался на протяжении XVIII века ее главным образовательным центром.
4. Определенная последовательность и преемственность в становлении светского, церковного и профессионального образования, начальной, средней и высшей школы.
5. Существенные различия уровней грамотности и образованности коренного и пришлого, сельского и городского населения края.
Всесторонний учет и разумное использование богатейшего историко – педагогического наследия являются неприменным условием дальнейшего развития регионального образовательного комплекса, устремленного в грядущее тысячелетие.













Список использованной литературы.
В творческом поиске. Образовательные учреждения Тобольска./ Под. ред. Слинкина С.В.
Копылов А.Н. Первые сибирские школы.// Три века сибирской школы: материалы Всероссийской научно – практической конференции. – Тобольск, 2001. – с.3 – 4.
Образование и культура тюменского края в XVIII – XX вв: материалы VII Тбменской областной научно – практической конференции. – Тобольск, 1998. – 182 с.
Очерки истории Тюменской области./ Под. ред. Кружинова В.М. – Тюмень, 1994. – с.241 – 251.
Прибыльский Ю.П. Школа тюменского края 18-20 вв. – Тобольск, 1998. – 112 с.
Прибыльский Ю.П. Истоки сибирской школы.// Три века сибирской школы: материалы Всероссийской научно – практической конференции. – Тобольск, 2001. – с.5 – 6.
Скачкова Г.К. Опыт и традиции женского образования в нашем крае.// Педагогика и школа. – Тобольск, 1994 – с.24 – 27.
Скачкова Г.К. Учителя Тюменской области – выпускницы дореволюционных женских учебных заведений.// Педагогика и школа. – Тобольск, 1994 – с.43 – 46.
Федорова М.И. Из опыта просвещения в Тобольской губернии на рубеже XIX – XX вв.// Культурное наследие Азиатской России: материалы I Сибиро – Уральского исторического конгресса. – Тобольск, 1997. – с.147 – 148.













Ќђ Заголовок 1Љђ Заголовок 315