Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на английском языке
Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на английском языке
Начало формы
Конец формы
Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения – овладение учащимися умением общаться на иностранном языке. Непосредственное взаимодействие учащихся на уроке иностранного языка подменяется проговариванием реплик, заполнением пропусков в диалогах, составлением диалога по аналогии с образцом и т.п., в то время как реальное взаимодействие предполагает умение учителя организовать общение учащихся в форме полилога, предполагающей использование как диалогической, так и монологической речи с элементами неподготовленного высказывания. В этой связи, активизация устно-речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка в школе является одной из наиболее актуальных проблем в современной методике преподавания иностранных языков. Данная проблема давно привлекает к себе внимание педагогов, психологов, методистов и учителей-практиков. Например, в педагогике разработана гуманистическая концепция образования , исследовано субъект – субъектное взаимодействие . В психологии изучается и глубоко анализируется интерактивный аспект общения . В методике в рамках личностно ориентированного подхода разрабатываются новые методы, технологии и приёмы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся ; рассматриваются стратегии и тактики межличностного взаимодействия .
Однако, несмотря на это, многие проблемы организации устно-речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка остаются неизученными; не используются многие резервы активизации интеракции учащихся.
Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, по средствам которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. В основе говорения лежат произносительные, лексические, грамматические навыки. Говорение есть выражение своих мыслей в целях решения задач процесса общения.
Процесс общения, главным образом, характеризуется спонтанностью и зависимостью от ситуации, в которой непосредственно и протекает. Таким образом, выделяют ситуативность как один из главных принципов обучения говорению.
Ситуативность как принцип в общих чертах означает, что все обучение говорению происходит на основе и при помощи ситуаций.
При обучении устной иноязычной речи создавать естественные ситуации общения нелегко. Возникающие сами по себе в учебной обстановке ситуации общения имеют, во-первых, узкую содержательную задачу, во-вторых, они с очень большой вероятностью реализуются на родном языке.
Для создания ситуаций общения могут использоваться рисунки, схематические опоры.
Учебные речевые ситуации как средство организации обучения – это задания, моделирующие жизненные обстоятельства.
Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, по средствам которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. В основе говорения лежат произносительные, лексические, грамматические навыки.
Говорение есть выражение своих мыслей в целях решения задач процесса общения.
Процесс общения, главным образом, характеризуется спонтанностью и зависимостью от ситуации, в которой непосредственно и протекает. Таким образом, выделяют ситуативность как один из главных принципов обучения говорению.
Ситуативность как принцип в общих чертах означает, что все обучение говорению происходит на основе и при помощи ситуаций.
При обучении устной иноязычной речи создавать естественные ситуации общения нелегко. Возникающие сами по себе в учебной обстановке ситуации общения имеют, во-первых, узкую содержательную задачу, во-вторых, они с очень большой вероятностью реализуются на родном языке.
Классификация речевых ситуаций (Е.И. Матецкая):
Первый тип ситуаций представляет собой деятельностный акт, содержание которого исчерпывается за счет речевых действий. Неречевые действия в такой ситуации либо исключены, либо происходят эпизодически и не являются значимыми.
Второй тип таких ситуаций – это деятельностный акт, содержание которого раскрывается в сочетании речевых и неречевых действий при доминирующей роли речевых.
Третий тип ситуаций – это деятельностный акт, в котором речевые и неречевые действия занимают равноценное место.
Четвертый тип ситуаций представляет собой деятельностный акт, в котором неречевые действия доминируют над речевыми.
Пятый тип таких ситуаций – это деятельностный акт, содержание которого исчерпывается в цели неречевых действий. Речевое действие в таких ситуациях не является значимым. Деятельностный акт мог быть совершен и при его исключении.
Наибольшие возможности в воплощении речевых ситуаций открываются в игровой деятельности детей. На младшей ступени обучения учащимся нравятся воображаемые ситуации с элементами ролевой игры. Именно на этом этапе речевые ситуации позволяют повысить их учебный эффект. Можно предлагать простые ситуации:
Ситуации можно моделировать различными способами: с помощью наглядности, словесного описания, инсценирования. Например, при изучении темы “MyFlat” дается описание дома Снежной королевы или других сказочных персонажей. Ученики делают зарисовки, затем рассказывают, что у них получилось.
Речевые ситуации рассматриваются как модель жизненных ситуаций, в которых учащиеся определенного возраста много и охотно говорят то, что требует от них соответствующая возрасту программа обучения иностранному языку.