Конспект занятия по развитию речи «Сказка в гости к нам пришла» (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи «Сказка в гости к нам пришла»(старшая группа)
Программное содержание.
Цель: тренировать аналитическое мышление.Задачи.Образовательные.-Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку.— Активизировать словарный запас детей.— Способствовать развитию интереса детей к окружающему миру.Развивающие.— Развивать связную речь дошкольников.— Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач.— Развивать умение находить оригинальные решения.Воспитательные.— Воспитывать интерес к художественной литературе.-Воспитывать желание сопереживать сказочному персонажу.Интеграция областей:— речевое развитие;— познавательное развитие.Материалы к занятию.Демонстрационный:— большой игрушечный домик с окнами и дверями;— кукла;— кусок ткани, которой накрыт домик;— сундучок;— игрушка –заяц;— одеяльце;— буквы (т,е,р,е,м,о,к);— домик –теремок;Раздаточный:— предметные картинки на каждого ребенка.Предварительная работа с детьми:— чтение русских народных сказок.
Ход занятия:На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.Воспитатель: дети посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Давайте поиграем в игру «Данетка». Для того, чтобы отгадать что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет. Подсказка – это неживой предмет.Игра «Данетка»Дети: это книга?Воспитатель: нет.Дети: это игрушка?Воспитатель: да.Дети: может кукла?Воспитатель: нет.Варианты ответов детей…Дети: это домик?Воспитатель: даВоспитатель снимает ткань.Воспитатель: в одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса крепким сном и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда.Воспитатель: ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу.Ответы детей: «победить злую колдунью», «решить задания».Воспитатель: чтобы открылись двери и окна и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?Дети: да.Воспитатель: смотрите, все задания у меня спрятаны в волшебном сундучке. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:Кто пугливей всех зверей?Уши у кого — длинней?В огороде ест морковку,и капустную листву,удирать умеет ловко,Если встретит вдруг лису…Сильно глазками косит,всех боится и дрожит…Дети: заяц.Воспитатель: правильно.Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку зайца.Воспитатель: здесь мокрый и грустный заяц. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в замке.Воспитатель: ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?Дети: он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.Обсуждение с детьми противоречий в погодеВоспитатель: ребята, как по-вашему, дождь — хороший или плохой?Воспитатель: что хорошего в дожде?Ответы детей: (все растет, свежий воздух после дождя…)Воспитатель: а что плохого в дожде?Дети: можно заболеть.Воспитатель: значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это хорошо тогда, когда …, и дождь для нас это плохо, когда …Воспитатель: а солнце какое, хорошее или плохое?Воспитатель: смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?Ответы детей: (оно ласковое, теплое, от него светло…)Воспитатель: а что плохого может быть в солнце?Дети: когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут.Воспитатель: выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.Воспитатель: как мы можем помочь зайцу?Дети: высушить, согреть одеяло, положить на солнышко.Воспитатель: давайте ее укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока она греется, он попросил, чтобы вы помогли ему. Оказывается он совершенно забыл из какой сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц?Дети: «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д.Пока дети вспоминают сказки, воспитатель незаметно открывает одно окошко.Воспитатель: ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «Заюшкина избушка», и к сожалению ему пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним.Воспитатель: мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, где он являлся главным героем и, посмотрите, что случилось, верхнее окошко у замка открылось.Воспитатель: а следующее задание такое. Игра «Теремок». Давайте с вами перейдем на коврик, там стоит домик-теремок. Я вам раздам карточки, каждому по одной. Один ребенок будет ведущий –хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него— Тук, тук, кто в теремочке живет?— Я, Гитара. А ты кто?— А я — удочка. Пусти меня в теремок?— Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитары и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна — веревочка. После этого гость помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры.Воспитатель: вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.Дети: хорошее.Воспитатель: ребята, а где может жить улыбка (Пример: на лице, на кофте, в душе и т.д.)Воспитатель: посмотрите, еще одно окошко открылось.Воспитатель: что у нас еще осталось в сундучке.А здесь сказка «Красная шапочка». Но по-моему что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если здесь есть ошибки.— Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:— Не Желтая, а Красная— Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и:— Да нет же, не папа, а мама.— Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:— К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:— И пошла Красная шапочка к бабушке отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.— Не площадь, а лес.— И встретила она медведя.— Не медведя, а волка.И т.д.Воспитатель: еще одно окошко открылось. Почти все окна открылись. Следующее задание в сундучке .Физминутка «Волшебные растения»Воспитатель: встаньте на ноги и представьте, что мы оказались в волшебном лесу, возле волшебного замка с нашей заколдованной принцессой и вы превратились в растения. Подумайте, кто каким растением хотел бы стать? Кто-то дубом, кто-то травинкой, может кто-то хочет быть цветочком. А теперь представьте себе что подул теплый ветерок, как ваше растение будет реагировать (варианты: сильный ветер, дождь, снег и т.д).
Здесь написано, что надо пересказать свою любимую сказку.1. Название сказки?2. Кто написал?3. Имя главного героя?4. Какой характер?5. Во что любит одеваться?6. « Что бы ты сделал, если бы твой герой пришел к тебе в гости?»Вызывается 2-3 ребенка по – выбору. Они рассказывают о своей любимой сказке.Воспитатель: вот и открылись все двери и окна замка, но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать.
У Алёнушки- сестрицыУнесли братишку птицы.Высоко они летят,Далеко они глядят. ( Гуси –лебеди)
Появилась девочка в чашечке цветка,И была та девочка не больше ноготка.Кто читал такую книжку,Знает девочку-малышку. ( Дюймовочка)
У отца был мальчик странный,Необычный, деревянный,Он имел предлинный нос.Что за сказка? — Вот вопрос. ( Буратино)
Она красива и мила,А имя ей от слова «зола». ( Золушка)
Нет ни речки, ни пруда —Где воды напиться.Очень вкусная водаВ ямке от копытца. ( Сестрица Аленушка и братец Иванушка)Воспитатель: ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней.Принцесса «благодарит» детей.