Мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления через чтение и письмо в работе учителя-словесника


Никшина Е.В.,
учитель русского языка
и литературы
МКОУ СОШ №24
Мастер-класс
Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы (слайд 1)
План работы: 1. Актуальность использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
2. Сущность технологии РКМЧП.
3. Примеры использования ТРКМЧП на уроках русского языка и литературы.
Актуальность темы
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам и по языку, прежде всего. Причина этого, на мой взгляд, в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры.Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка.
В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у школьников навыки деятельности в конкретных ситуациях. В практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). (Слайд 2).Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся). Применение технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности школьников.
Критическое мышление как образовательная технология
Технология развития критического мышления через чтение и письмо была разработана американскими учеными и преподавателями. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер, - являются членами консорциума «За демократическое образование». В России она появилась в 1997 году. Американские ученые модифицировали идеи (слайд 3) свободного воспитания и творческого саморазвития личности Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, Дж. Дьюи, деятельностного подхода к обучению Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, принципы личностно-ориентированного образования Э.Фромма, К. Роджерса, Э.Н. Гусинского, В. В. Серикова, Е.В. Бондаревской, а также идеи эвристического обучения А.В. Хуторского и довели их до уровня технологии, которая является общепедагогической, надпредметной. (слайд 4).Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (К. Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, И.В. Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя.
В своей статье «Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма» И.О. Загашев пишет: « Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей». В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Цели и задачи данной технологии: (слайд 5)
1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. (слайд 6)
3) Развитие аналитического, критического мышления: - выделять причинно-следственные связи; - рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; - отвергать ненужную или неверную информацию; - понимать, как различные части информации связаны между собой; - выделять ошибки в рассуждениях; - делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; - избегать категоричности в утверждениях; - быть честным в своих рассуждениях; - определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; - выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение; - уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; - подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; - отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом. 4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Главная роль в организации учебного процесса отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Роль учителя – в основном координирующая. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
Рассмотрим фазы технологии критического мышления. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной (познание, изучение, осознание) деятельности личности. В данной технологии выделяют три основных этапа (слайд 7): Первый этап работы называется стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению». На этой стадии у ребёнка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового. Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации). Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А школьники со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы. Задачи стадии реализации смысла: - помочь активно воспринимать изучаемый материал, - помочь соотнести старые знания с новыми. Третья стадия - стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. Задачи стадии рефлексии: - помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал, - помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. «По своей сути рефлексия представляет собой обращённость познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, своё психологическое состояние. Именно во время рефлексии мы можем сомневаться, делать выводы, осознавать новое».
Приемы ТРКМЧП разнообразны и многочисленны (слайд 8): верные и неверные утверждения («верите ли вы»), ключевые слова, кластеры, ИНСЕРТ, эффективная лекция, дерево предсказаний, дневники и бортовые журналы, толстые и тонкие вопросы, чтение с остановками, работа в группах, дискуссии, стратегия «Fishbone», стратегия «РАФТ», пирамида приоритетов, стратегия IDEAL, синквейн и др.
Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы.
(слайд 9)При использовании данной технологии в обучении русскому языку и литературе успешно применяю следующие методы и приемы.
Кла́стер (слайд 10) (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди - графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Правила очень простые (слайд 11). Рисуем модель солнечной системы: солнце, планеты и их спутники. В центре солнце - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с солнцем, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.
Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления: по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди.
Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в "предварительных кластерах", заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями.
Например, на уроке систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Причастие как часть речи» (слайд 11) в 7 классе у нас с ребятами получился такой кластер.

Другим приемом, используемым как в фазе вызова, так и на этапах осмысления и рефлексии, является прием чтение с остановками (слайд 12). Общий алгоритм работы по данной стратегии таков:
1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. Например, перед чтением рассказа Чехова «Хамелеон» обсуждаем заглавие произведения:
- Кто знает значение слова «хамелеон»? Имеет ли это слово другие значения? Какого человека мы называем «хамелеоном»?
Затем прошу по опорным словам (хамелеон, переносное значение, сатира, сарказм) попробовать сделать прогноз о содержании рассказа и его проблематике.
2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.Любое художественное произведение рассматривается на уроке в контексте всего творчества писателя или одного из этапов его творческого пути. Задача читателя, как минимум, выявить связь отдельных элементов анализируемого текста (темы, образы, способы выражения авторской позиции) с художественным целым. Прием технологии с условным названием "Чтение с остановками" используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению.
Например, на уроке литературы в 7 классе по теме «А.П. Чехов. «Хамелеон». Смысл названия. Живая картина нравов» при чтении рассказа делаем 2-3 остановки. Во время этих остановок задаю вопросы и прибегаю здесь к таким приемам, как ромашка Блума, дерево предсказаний и др.
Прием дерево предсказаний помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – это тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Фрагмент урока.
После слов Очумелова «Не рассуждать!» - первая остановка. Использую на этом этапе прием дерево предсказаний (слайд 13). В нашем случае ствол – поведение Очумелова. Ветви – возможные и вероятные варианты его поведения. Аргументы – цитаты из текста.
- Ребята, как, по-вашему, поведет себя дальше Очумелов? Каковы возможные варианты его поведения?
(Варианты, прозвучавшие на уроке: 1. Испугается генерала, накажет Хрюкина.
2. Не пощадит щенка.
3. Пожалеет щенка.) - Почему вы так думаете, что натолкнуло вас на эту мысль? Приведите в доказательство цитаты из текста.
(Вариант 1. Аргументы: «Генерала Жигалова? Гм!.. сними-ка, Елдырин, с меня пальто…», «…расковырял палец гвоздиком… знаю вас, чертей»
Вариант 2. Аргументы: «Как оштрафую его, мерзавца…», «А собаку истребить надо».
Вариант 3. «Нешто она достанет до пальца?», «Она маленькая».)
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») (слайд 14)
Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Итак, шесть лепестков – шесть типов вопросов (слайд 15).
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д. «Кто герои рассказа?». «О каких событиях повествуется в рассказе?». «Кого из героев рассказа можно назвать «хамелеоном»?».
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. «То есть ты говоришь, что «хамелеоном» можно назвать Очумелова?». «Правильно ли я поняла, что не только Очумелова вы считаете «хамелеоном»?».
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности. «Почему рассказ называется «Хамелеон»?». «Почему рассказ можно назвать сатирическим?»
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Как бы решилась участь собачки, если бы Очумелов точно знал, что она не генеральская и не генералова брата?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Хамелеонство – это хорошо или плохо? Чем сатира отличается от юмора?». «Чем отличается экспозиция рассказа Чехова «Хамелеон» от экспозиции очерка Тургенева «Бежин луг»?».
Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Сталкивались ли вы в жизни с хамелеонством?». «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Если я использую «Ромашку вопросов» в 5-7 классах, то оставляю визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующих «лепестках».

Те учителя, которые пользуются руководствами по составлению вопросов, относящихся к различным уровням Таксономии Блума, безусловно лучше справляются с задачей по формированию мыслительных навыков высокого уровня у своих учащихся, чем те учителя, которые этого не делают.
Стратегия «Fishbone» (слайд 16).  Слово дословно переводится как «рыбная кость».
Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Каору Ишикава(Исикава) как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.
В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название) (слайд 17). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально.
Модель постановки и решения проблемы позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем).   Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм, лекция) проблемного содержания и схема Fishbone (рыбная кость) для систематизации этого материала.На верхней "косточке" записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.

Стратегия «Fishbone» (слайд 18) эффективна при подготовке к ЕГЭ, т.к. тексты для написания части С носят проблемный характер.
Так, например, на уроке подготовки к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе у ребят получился такой «скелет» по тексту С.Л. Львова (ЕГЭ 2014, под редакцией И.П. Цыбулько, вариант-1).
Прием «фишбоун» (слайд 19) применяю и на уроках русского языка при подготовке к ГИА. Диаграмма Ишикавы представляет собой не что иное, как рассуждение. Голова рыбы – это тезис, хвост – вывод, кости – аргументы с примерами.
Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему. ГИА-2014 (под редакцией Г.Т. Егораевой) вариант-5. (Слайд 20) В голову диаграммы мы вносим тезис – высказывание Н.С. Валгиной: «Грамматическая структура каждого предложения зависит от цели сообщения». (Слайд 21) Подбираем два аргумента. Например, структура побудительных и повествовательных предложений. (Слайд 22) Находим иллюстрации в тексте: предложение 7 (побудительное) и предложение 47 (повествовательное). (Слайд 23) Делаем вывод: таким образом, права была Валгина Н.С., утверждая, что «грамматическая структура каждого предложения зависит от цели сообщения».
Урок развития речи в 9 классе.
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Цели: Совершенствовать связную письменную речь учащихся; развивать критическое мышление учащихся; совершенствовать навык построения текста-рассуждения, умение аргументированно излагать свою точку зрения.
Оборудование: Наглядное пособие (диаграмма Ишикавы).
Используемая технология: ТРКМЧП, прием ФИШБОУН.
Ход урока.
Организация внимания учащихся.
Подготовка к написанию сочинения.
(Слайд 24) Работа с тезисом.
- Прочитайте высказывание профессора, доктора филологических наук Валгиной Н.С. Как вы его понимаете? Внесите тезис в диаграмму.
- От чего, по мнению профессора, зависит грамматическая структура предложения?
- Какие предложения по цели высказывания вы знаете?
- Что такое структура предложения?
(Слайд 25) Работа с аргументами.
- Давайте попробуем подобрать аргументы и привести примеры из текста.
- Вспомните особенности построения повествовательных предложений. Где обычно в повествовательных предложениях находится наиболее важное для понимания смысла слово?
- В чем особенность построения вопросительных предложений? Обязательно ли для выражения вопроса вопросительное слово?
- Есть ли в тексте вопросительные предложения? Назовите их номера. Как они построены? Есть ли в них вопросительные слова?
- (Слайд 26) Какие предложения называются побудительными? При помощи какой грамматической формы можно выразить побуждение?
- Как образуется повелительное наклонение? При помощи каких формообразующих частиц? Есть ли эти частицы в тексте? В каких предложениях? Какими являются эти предложения по цели высказывания?
- Приведите еще примеры из текста предложений побудительных. Какое побуждение они содержат: просьбу, приказ, совет? Как они произносятся, с какой интонацией? Почему в предложении №7 стоит восклицательный знак?
- (Слайд 27) Правильно ли я вас поняла, что наиболее важное в сообщении слово ставится в конце повествовательного предложения? Приведите несколько примеров из текста, ярко иллюстрирующих это утверждение.
- Внесите в диаграмму свои аргументы и примеры.
(Слайд 28) Работа с выводом.
- С каким структурным элементом текста-рассуждения перекликается вывод?
- Прочитайте еще раз высказывание филолога. Передайте его содержание своими словами.
- Согласны ли вы с утверждением Н.С. Валгиной?
- При помощи каких вводных слов можно подвести итог нашему рассуждению? Как на письме выделяются вводные слова?
- Внесите в диаграмму вывод.
Написание сочинения.
Чтение черновиков.
(Слайд 29) Пример сочинения
Доктор филологических наук Валгина Н.С. утверждала: «Грамматическая структура каждого предложения зависит от цели сообщения».
Слова профессора я понимаю следующим образом: у разных по цели высказывания предложений свои особенности и в построении, и в интонации, и в употреблении частей речи и их грамматических форм.
Предложение №7 по цели высказывания является побудительным, так как содержит побуждение, выраженное повелительным наклонением глагола «слезай». Это побуждение является категорическим приказом матери – в конце предложения стоит восклицательный знак, употреблена усилительная частица «же».
Предложение №47 по цели высказывания является повествовательным. Наиболее важные для понимания смысла слова «настоящий мужчина» вынесены автором в конец предложения. Он гордится тем, что мальчик проявил себя человеком настойчивым, целеустремленным, «настоящим мужчиной».
Таким образом, права была Н.С. Валгина, утверждавшая, что «грамматическая структура каждого предложения зависит от цели высказывания».
Домашнее задание
Составить ФИШБОУН по заданию С2 варианта 6 ГИА 2014 (под редакцией Г.Т.Егораевой).

Синквейн (слайд 30) (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
История возникновения
В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси ( HYPERLINK "http://en.wikipedia.org/wiki/Adelaide_Crapsey" \o "en:Adelaide Crapsey" Adelaide Crapsey), опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.
Правила составления
Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка — 31). Авторы, развивавшие форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций:
Обратный синквейн (Reverse cinquain) — с обратной последовательностью стихов (2—8—6—4—2);
Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) — форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны;
Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) — девятистрочная форма со слоговой структурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2;
Корона синквейнов (Crown cinquain) — 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;
Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) — аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.
Для нас особый интерес представляет дидактический синквейн (слайд 31).
Дидактический синквейн. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово- HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D1%8E%D0%BC%D0%B5" \o "Резюме" резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Синквейн с точки зрения педагогики
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.
Формирование аналитических способностей
Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
Вариативность (слайд 32)
Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:
составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
коррекция и совершенствование готового синквейна;
анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.
Например, на уроке литературы в 7 классе (слайд 33) по теме «Нравственный смысл поступков в повести Л.Н. Толстого «Детство» предлагаю ребятам составить краткий рассказ о няне Наталье Савишне по готовому синквейну:
Наталья Савишна.
Бескорыстная, верная.
Преданна, отказалась, жалеет.
«Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование».
«Чудесное создание».
На уроке литературы в 8 классе (слайд 34) предлагаю ребятам два неполных синквейна, восстанавливая недостающие строки, ученики самостоятельно могут сформулировать тему урока.
Фрагмент урока. Литература 8 класс.
Тема урока: «Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин».
Цели: проследить путь духовного становления Гринева; развивать критическое мышление учащихся: развивать навыки сопоставительного анализа образов героев; развивать навыки анализа текста, умение давать оценку поступкам героев, умение прислушиваться к чужому мнению.
- Ребята, прочитайте данные синквейны. Давайте восстановим их последние строки.
Гринев
Добрый, благородный.
Любит, защищает, не нарушает.
Проявил мужество и верность присяге.

Швабрин
Своекорыстный, жестокий.
Лжет, подличает, предает.
Играет роль антагониста Гринева.

Какие бы понятия ни подобрали ребята в конечных строчках, они будут в своем значении противоположными. (На уроке прозвучали следующие варианты: благородство-коварство, смелость-трусость, герой-предатель, патриот-предатель, герой-трус, герой-антигерой и др.)
- На каком приеме построены данные синквейны?
- Как вы думаете, о чем и о ком пойдет речь на уроке? С каких позиций мы будем рассматривать два этих образа?
- Совершенно верно, сегодня на уроке мы с вами проследим путь духовного становления Петра Андреевича Гринева и постараемся сделать сравнительный анализ образов Гринева и Швабрина.
Процесс написания синквейна очень нравится ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка.
(Слайд 35) Синквейны учеников 8 класса по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:
Гринев
Смелый, преданный.
Жалеет, защищает, любит.
Он бережет честь смолоду.
Герой.
Гринев.
Смелый, верный.
Отстаивает, не нарушает, любит.
Основные качества: доброта, благородство.
Преданность.
Швабрин.
Жестокий, корыстный.
Издевается, подличает, предает.
Вызывает чувство презрения, негодования.
Предатель.
(Слайд 36) Синквейны учеников 11 класа. по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»:
Данко.
Смелый, преданный.
Ведет, освещает, жертвует.
Подвиг во имя своего народа.Самоотверженность
Ларра.
Высокомерный, жестокий.
Любит (только себя), убивает, наказан.
Ларра – значит отверженный, выкинутый вон.
Гордыня.
Изергиль.
Старая, свободная.
Любит, но разлюбив, забывает.
« …живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, —
тоже почти тень».
Заключение (слайд 37)
В настоящее время, когда приоритетным направлением выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже большой вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришла к выводу, что ее приёмы позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками. Надеюсь, мои знания, мой опыт поможет моим коллегам расширить свои педагогические возможности.
Список литературы
1. http://shance.perm.ru/files/priemy_PKM.
2. Дулама Мария Элиза. Кластеры как форма организации мышления. //lib. 1september/ru htm 3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003. 4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», «Альянс – Дельта». СПб. 2003г. 5. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // lib. 1september/ru. 2004/17/15. htm-35к. 6. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004 г. 7. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб, Издательство «Питер», 2000 г.8. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Издательство «Каро» СПб.2006 г. 9. Муштавинская И.В. ТРКМ: научно – методическое осмысление.// Методист. 2002, №2 10. Муштавинская И.В. Школа с видом на город.// Преподавание истории в школе.2003, №4 11. Низовская И. Критическое мышление это…Газета «Библиотека в школе» №16, 2003г. //lib. 1september/ru htm 12. Клустер Д Статья «Что такое критическое мышление?» газета «Русский язык» №29, 2002 г //www pedagogical.freenet.kz/technology/krit1/htm13. Статья "Умение задавать вопросы" http://evolkov.net/questions/Zagashev.I.Question.skill.html