Конспект урока по литературному чтению в 4 классе Тема: Е.А. Баратынский Весна, весна! Как воздух чист!..
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф.Пономарева Белгородского района Белгородской области»
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
Тема: Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»
Составитель: Соколова Жанна Юрьевна
с. Красный Октябрь
Составитель: Соколова Жанна Юрьевна
Тема: Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»
Тип урока: объяснение нового материала Цель: : познакомить учащихся с поэзией Е. А. Баратынского; показать красоту природы в стихах Е. А. Баратынского.
Задачи: 1. Работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова. 2. Развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира. 3. Воспитывать наблюдательность, любовь к родной природе. Оборудование: - Портрет Е.А. Баратынского. - Аудиозапись «Весна» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского - Сигнальные карточки; ПК, проектор, презентация к уроку. - Учебник: Климанова Л.Ф. «Литературное чтение », часть1. М. Просвещение, 2014 г.
Используемые приёмы, методы, технологии обучения: технология деятельностного метода, ИКТ Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: словесная, наглядная, фронтальная, групповая, работа в паре, индивидуальная. Прогнозируемые результаты: познавательные: оформлять свои мысли в устной форме, выразительно читать: целыми словами, соблюдая интонации и ритмический рисунок стиха; понимать смысл произведений, выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; сравнивать произведения по содержанию и настроению, развивать поэтический вкус, образное мышление, творческое воображение; выделять главное. регулятивные: определять и формулировать виды деятельности на уроке, формирование эстетических чувств и представлений; адекватно реагировать на оценку товарищей и учителя; самооценка правильности выполнения задания; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. личностные: развивать умения высказывать своё отношение к прочитанному, выражать настроение, чувства, вызванные произведением; способность к самооценке учебных действий; положительная мотивация к урокам литературного чтения, коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других, учиться взаимодействовать в группе; договориться и прийти к общему мнению; использовать речь для регуляции своего действия.
Ход урока
Этапы урока, время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Орг. момент (2 мин)
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. (7 мин)
Речевая разминка
3. Открытие новых знаний( 25 мин)
Работа с выставкой книг
4.Физкультминутка. (3 мин)
- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят: “Улыбка – это поцелуй души”. Я рада, что у вас хорошее настроение, надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем.
А сейчас давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. Вы должны были нарисовать рисунки к стихотворениям А. А. Фета, зачитывая отрывки из стихотворений, соответствующие рисункам
- Сегодня урок я хочу начать с загадки. А вы, обсудив с соседом по парте, попробуйте определить тему урока.
- Прочитайте громко.
-Прочитайте тихо.
- Прочитайте быстро.
Загадка
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года.
(Весна)
-Озвучьте тему урока
-Нравится ли вам весна? Почему?
- Что вам весной особенно нравится?
– Вспомните, как наступает весна. Какие изменения происходят в природе?
- А какое сейчас время года?
- Давай те сравним эти времена года?
- Странички поэтической тетради продолжает стихотворение о весне. А фамилию поэта, который написал это стихотворение, вы узнаете расставив правильно буквы.
-Какие задачи поставим перед собой?
– Знакома ли вам фамилия этого поэта, его стихи?
1. Рассказ об авторе.
Русский поэт. Евгений Абрамович Баратынский родился в 1800году в Тамбовской губернии в богатой дворянской семье.
С детства Баратынский любил поэзию и писал стихи.
В 1808 году Евгения Баратынского, старшего среди детей, отвезли в Петербург и отдали в частный немецкий пансион, где он выучился немецкому языку. Из немецкого пансиона Баратынский перешёл в Пажеский корпус - элитное военное училище.
Судьба распорядилась так, что поэт часто находился вдали от родного дома. Он служил в далекой Финляндии, которая была тогда частью России, долгое время жил в Москве и Петербурге, но вновь и вновь обращался в стихах к родной природе.
В 1843 г.Баратынский вместе со своей семьёй уехал жить за границу. В течение года он жил и в Германии, и во Франции, а потом – в Италии. В Неаполе 11 июля 1844 г. Баратынский скоропостижно скончался, 44 лет от роду. (Работа с выставкой книг)
2.Чтение стихотворения учителем
- Прослушайте это стихотворение и скажите, какие картины возникли в вашем воображении при слушании?
(учитель под мелодию П.Л.Чайковского «Времена года» читает наизусть стихотворение.)
( Вопросы после прочтения)
- О чем стихотворение?
- Какие картины можно представить?
- Какие чувства испытывает автор?
-Каким настроением наполнено стихотворение?
– Какой вам представилась весна?
3. Словарно-лексическая работа.
- Теперь прочитайте стихотворение самостоятельно(стр. 143).Отметьте непонятные слова.
Лазурь – синева, синий цвет
Торжествующий – одержащий победу
Древа обнажены – голые деревья
Ветхий- старый
Душист – ароматен, с приятным запахом
Взвился – быстро взлетел, поднялся
Незримый – невидимый
Заздравный – приветственный
Гимн – хвалебная песнь
Ясен – чист, прозрачен
Хребет – гребень волны
4. Работа по содержанию.(5 мин.)
-Прочитайте стихотворение цепочкой.
-Какие чувства переполняют поэта? Почему?
- Какими приемами автор выражает свой восторг?
- Назовите тему стихотворения?
-Что является основной мыслью произведения?
-Автор пытается с неповторимой нежностью и трепетностью передать всё красоту, всю необыкновенность этого момента – это и является основной мыслью произведения. Здесь всё живое, всё дышит и поёт. Каждая травинка и листик здесь оживают, радуются приходу весны: « Летают облака!», «Шумят ручьи! Блестят ручьи!». Понять настроения и чувства поэта довольно просто, стоит лишь вчитаться.
5.Работа над изобразительно-выразительными средствами.
- Какими художественными средствами пользуется автор в своём стихотворении?
Приветствие учащихся (повернулись друг к другу, улыбнулись)
Самоконтроль готовности. Настрой на работу.
(Учащиеся вывешивают на доске рисунки. )
Дети читают загадку со слайда 1 (Предположения учащихся)
Дети озвучивают тему урока
(На доске буквы в разброс, учащиеся расставляя буквы по порядку называют фамилию автора.)
Слайд № 2. (портрет Е.А. Баратынского)
.
Жужжащее чтение детей, дети читают, отмечают непонятные слова.
Слайд 3
Чтение стихотворение цепочкой
-Чувство торжества, обновления, чистоты, новизны, т.к. природа просыпается и все меняется.
- Много восклицательных предложений, много красочных эпитетов.
- Автор пытается передать всю красоту природы.
-Эпитеты, олицетворения.
Личностные: эмпатия как понимание чувств других людей, положительное отношение к учебной деятельности Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к друзьям, выражать свои эмоции; создание доброжелательной атмосферы, ситуации успеха. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу
Регулятивные: выполнять учебные действия в громкоречевой форме. Коммуникативные: взаимодействие с соседом по парте, в группе; учитывать мнение партнёра и прийти к общему решению
Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текста загадки; уметь актуализировать свой жизненный опыт
Познавательные: строить высказывание в речевой форме; осуществлять анализ объекта с выделением существенных признаков
Регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение; допускать возможность существования у людей различных точек зрения Личностные: чувство прекрасного и эстетического; ориентация на учебную деятельность
Познавательные: строить высказывание в речевой форме; осуществлять анализ объекта с выделением существенных признаков Регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение; допускать возможность существования у людей различных точек зрения Личностные: чувство прекрасного и эстетического; ориентация на учебную деятельность
Работа в парах.
Работа в группе.
(4 группы)
5.Итог урока.(3 мин)
6. Рефлексия.
(3 мин)
7. Домашняя работа
(2 мин)
- Давайте вспомним, что такое эпитет?
-Что такое олицетворение?
Работа по вариантам.
Проверка выполненной работы.
6. Подготовка к выразительному чтению.
- Мы переходим к самому интересному к актёрской работе над стихотворением.
-Вы подумали с какой интонацией будете читать?
-При подготовке пользуйся памяткой, посмотрите на слайд
Памятка.
а) Правильно ставь ударения.
б) Соблюдай паузы.
в) Выбери силу голоса .
г) Определи темп (быстро, медленно)
д) Читай эмоционально.
е) Покажи интонацией свое отношение к произведению
( Работа в парах над выразительностью чтения)
- Оцените чтение стихотворения своих товарищей?
- Если вам понравилось чтение поднимите красную карточку. Если вашему товарищу нужно поработать над выразительностью чтения, поднимите желтую.
8.Работа по картине.
- Посмотрите на слайд. Это картина А. Куинджи «Ранняя весна». Какой видит весну автор картины.
- Есть ли общее в стихотворении и на картине?
- Можем ли мы сказать, что художник испытывал такие же чувства, что и автор стихотворения, когда писал картину?
- Какие цвета использует художник?
7. Творческое задание.
- Сейчас вы поработаете в группах, и напишите небольшое сочинение о весне .
Послушайте пьесу «Март», которую написал П.И. Чайковский. Надеюсь, это поможет вам в вашей работе.
- А теперь давайте послушаем ваши сочинения.
1. Почувствовали ли вы, ребята, сегодня весну? 2. Что вам помогло её почувствовать?
3. Какие краски, звуки весны вы услышали и увидели? 4. Способствовала ли этому сегодняшняя погода?
Оцените свою работу. Давайте украсим нашу веточку листочками.
Если вам понравилось как вы работали на уроке вы оцениваете свою работу на «отлично», прикрепите зеленый листок,
если «хорошо» красный, если «не достаточно хорошо» желтый.
Стр. 143 выразительно читать стихотворение
Слайд4.
Работа по карточкам
1в- выписывает эпитеты.
2в- выписывает олицетворения.
-Это стихотворение красивое, спокойное и читать его нужно спокойно, но передать свою радость и восхищение. Слайд5. Работа в парах над выразительностью чтения.
Слайд 6. Работа по картине.
-А. Куинджи показал весну, теплый день, много света, воздуха. Картина созвучна стихотворению
Чтение написанных сочинений.
Оценка сочинений детьми.
Высказывания учащихся
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию
Личностныеные: эмоциональная отзывчивость-чувство прекрасного
Познавательные: умение слушать и строить речевое высказывание
Регулятивные:
оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию
Личностныеные: эмоциональная отзывчивость-чувство прекрасного
Познавательные: умение слушать и строить речевое высказывание
Регулятивные:
оценивать правильность
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Климанова Л.Ф. «Литературное чтение », часть1. М. Просвещение, 2014 г.
2. Баратынский Е. А. Полное собрание стихотворений / Сост., подгот. текста и примеч. В. М. Сергеева. Л.: Сов писатель, 1989. 464 с.
3. Ожегов, С.И.; Шведова, Н.Ю.: Толковый словарь русского языка
2006 г.; М.: ИТИ Технологии
4.Энциклопедия "Русская литература", Москва. "Аванта +", 2001