Рабочая программа внеурочной деятельности Волшебный клубок


Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации общекультурного направления «Волшебный клубок» разработана на основе:
Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;
Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области - региональных инновационных площадок по направлению « Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. №1570-р « Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 года»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).Разъяснения по отдельным вопросам применения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ФГОС ООО от 29.05.2015г. №80-11/4360.
Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.
Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Цель программы заключается в создании условий для развития у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.
В процессе реализации программы должны быть решены задачи:
Образовательные:
познакомить с историей и развитием художественного вязания;
обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
научить чётко выполнять основные приёмы вязания;
обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;
научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
Воспитательные:
привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
привить основы культуры труда.
Развивающие:
развить образное мышление;
развить внимание;
развить моторные навыки;
развить творческие способности;
развить фантазию;
выработать эстетический и художественный вкус.
2. Общая характеристика курса
Программа «Волшебный клубок» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания спицами. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, математики.
Средний возраст учащихся - 10-15 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.
3. Место курса в плане внеурочной деятельности
Курс предназначен для обучающихся 5 классов. Срок реализации 1 год (по 1 часа в неделю), всего 35 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Учащиеся должны знать: правила безопасности труда, личной гигиены при работе с ножницами; правила безопасности труда при работе с спицами, пряжей, утюгом; виды спиц, пряжи; основные инструменты для работы и приемы работы с ними.
5. Содержание курса
Тема №1 (1 час)
Вводное занятие
Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
Требования к знаниям: общие правила по охране труда.
Анкета “Расскажи о себе”.
Тема №2 (1 час)
Вязание спицами. История возникновения. Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. Инструменты и материалы.
Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы.
Требования к знаниям: исторические сведения о происхождении вязания. Виды спиц. Правила безопасной работы. Требования к умениям: подбор спиц и соответствующей пряжи.
Практическая работа. Подобрать спицы и пряжу для вязания носков.
Тема №3 (6 часов)
Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой.Закрытие петель. Плотные узоры.
Принципы образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания лицевой петли. Образование изнаночной петли. Закрепления последнего ряда.
Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Способы закрытия петель. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.
Практическая работа. Связать образцы лицевой вязки и изнаночной.
вывязывание плотных узоров
Тема №4 (6 часов)
Орнамент в вязании спицами.
Схемы орнаментов. Способы расчета петель. Особенности чередования нитей разных цветов.
Требования к знаниям: подбор схемы и цветовое решение. Требования к умениям: подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи. Выполнение вязального орнамента в два цвета.
Практическая работа. Выполнение образца орнамента.
Тема №5(5 часов)
Изготовление шарфика.
Выбор модели шарфика
Требования к знаниям: подбор ниток и спиц. Цветовые сочетания. Требования к умениям: формирование начального ряда. Выполнение рядов.
Практическая работа. Изготовление шарфика.
Тема №6(8 часов)
Ажурные узоры.
Накид. Способы вязания петель вместе лицевой, изнаночной. Закрепления последнего ряда.
Требования к знаниям: особенности вязания накидов и петель вместе. Требования к умениям: вязание ажурных узоров
Практическая работа. Связать образцы ажурных узоров.
Тема №7 (7часов)
Изготовление предмета быта или одежды по выбору.
Предметы одежды, быта и украшения.
Требования к знаниям: виды одежды. Предметы одежды, украшения и их значение в костюме. Художественное оформление предметов. Требования к умениям: подбор материалов и инструментов. Составление плана изготовления изделия.
Самостоятельная работа. Художественное оформление изделия.
Практическая работа: Изготовление изделия по выбору.
Тема №8(1 час)
Выставка изготовленных изделий.
Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.
Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения.
Практическая работа. Оформление выставки.

6.Тематическое планирование
№ занятия Тема Кол-во часов Основной вид учебной деятельности УУД Дата
1 ТБ. Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка 1 Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей техники вязания на спицах. Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять и формулировать цель деятельности на кружке спомощью учителя.
Познавательные УУД:
отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других. 2 Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. 1 Беседа о видах пряжи и спиц, о том, как выбрать хорошую пряжу. Регулятивные УУД:
определять и формулировать
цель деятельности на кружке спроговариватьпоследовательность действий на уроке;
Коммуникативные УУД:
уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой
деятельности при решении практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые
для организации сотрудничества с соседом попарте.
Познавательные УУД: подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 3 Принципы образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания лицевой петли. Образование изнаночной петли. 1 Знакомство с понятиями «набор петель», «лицевая петля», «изнаночная петля», «чулочное вязание», «платочное вязание», «кромочные петли» Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД: подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 4 Особенности вязания лицевых и изнаночных петель. 1 Учиться вязать различные узоры из лицевых и изнаночных петель. Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 5 Закрепления последнего ряда. 1 Вывязывание лицевых и изнаночных петель, учиться закреплять петли Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 6 Связать образцы лицевой вязки и изнаночной 1 Вязание образцов из лицевых и изнаночных петель Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 7 Схема узора. Обозначение петель. 1 Вязание различных узоров из лицевых и изнаночных петель Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 8 Узор «Резинка» 1х1
1 Вязание различных узоров из лицевых и изнаночных петель Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 9 Узор «Резинка» 2х2
1 Вязание различных узоров из лицевых и изнаночных петель Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 10 Узор «Шахматка»
1 Вязание различных узоров из лицевых и изнаночных петель Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 11 Узор «Столбики»
1 Вязание различных узоров из лицевых и изнаночных петель Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 12 Узор «Путанка»
1 Вязание различных узоров из лицевых и изнаночных петель Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 13 Выполнение образцов узоров. 1 Вязание различных узоров из лицевых и изнаночных петель Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 14 Выполнение образцов узоров. 1 Вязание различных узоров из лицевых и изнаночных петель Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 15 Выбор модели шарфика
подбор ниток и спиц. Цветовые сочетания. Изготовление шарфика. 1 Подбор ниток и спиц, расчет количества петель. Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 16 Изготовление шарфика. 1 Вязание изделия Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 17 Изготовление шарфика. 1 Вязание изделия Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 18 Изготовление шарфика. 1 Вязание изделия Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 19 Изготовление шарфика. 1 Вязание изделия Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 20 Накиды и способы их выполнения. 1 Вязание различных видов накидовРегулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 21 Снятые, или вытянутые, петли. Их разновидности. 1 Вязание снятых и вытянутых петель Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 22 Способы вязания петель вместе лицевой и изнаночной. 1 Вязание петель вместе Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 23 Повторение:
Закрепления последнего ряда. 1 Завершение последнего ряда Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 24 Узор «Мережка»
1 Комбинирование петель Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 25 Английское вязание. Узор «Английская резинка 1×1» 1 Комбинирование петель и накидовРегулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 26 Вязание образцов ажурных узоров 1 Вязание образцов Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 27 Вязание образцов ажурных узоров 1 Вязание образцов Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделия; слушать и понимать речь других; уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 28 Предметы одежды, быта и украшения.
Требования к знаниям: виды одежды. подбор материалов и инструментов. 1 Подбор материалов и инструментов Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 29 Составление плана изготовления изделия. 1 Составление плана Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 30 Изготовление изделия по выбору. 1 Вязание изделия Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 31 Изготовление изделия по выбору. 1 Вязание изделия Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 32 Изготовление изделия по выбору. 1 Вязание изделия Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 33 Изготовление изделия по выбору. 1 Вязание изделия Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 34 Художественное оформление изделия. 1 Завершение работы над изделием Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 35 Выставка изготовленных изделий. 1 Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий
на уроке; учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль
результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком,схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия вдействии.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных дляизготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
Познавательные УУД:
уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом техническихдекоративно- художественных условий: определение конструкции, подбор
соответствующих материалов и инструментов;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. 7. Перечень учебно-методического обеспечения
Методическое обеспечение.
Разработки по занятиям.
Демонстрационный и дидактический материал в виде карточек, схем, таблиц, образцов узоров, элементов изделий одежды, игрушек и сувениров.
Литература по вязанию и другим видам рукоделия.
Материально-техническое обозначение.
Пряжа и инструменты для организации учебного процесса и изготовления учебного методического материала и оформления комнаты для занятий:
Спицы с закрытыми концами разных размеров.
Спицы разных размеров короткие
Ножницы
Сантиметр лента
Швейные булавки с головками
Школьная доска.
Столы для работы, шкафы и другая рабочая мебель.
Литература
А.А. Власова, Л.Ю. Карельская, Л.В. Ефременко Рукоделие в школе. Практическое пособие. – СПб.: ТОО “Диамант”, ТОО “Фирма ЛЮКСИ”, 1996 – 560 с.
Для тех, кто вяжет. Сборник. ( Под ред. Л.Ю. Кереевой) – СПб, СКФ “Человек”, 1992 – 376 с.
Н. И. Кудряшова О цвете в одежде // Школа и производство. – 2002. - №3. – С.41.
Рукоделие / Сост. И.А. Сокол. – Харьков: Фолио, 1998. – 480 с.
Вяжем сами №7, издат. г.Москва 2008 год.
Вязание №3, издат. г.Минск 2008 год.
Вязание № 10, издат. г.Москва 2007 год.
Вязание №45, издат. г.Москва 2007 год.
Планируемые результаты изучения курса
В результате освоения программы «Волшебный клубок» воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определѐнные умения.
В результате обучения дети должны знать:
виды декоративно-прикладного творчества;
историю ремесел и рукоделий; народные художественные промыслы России и родного края;
названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
правила организации рабочего места;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
должны уметь:
правильно организовать свое рабочее место;
пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации; сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.