Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружка «Волшебный клубок»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
кружка «Волшебный клубок»
Срок реализации программы: 2года
Количество часов по программе: 144 ч., в неделю – 4ч.
Класс: 3 -4
Возраст обучающихся: 9-11 лет
Учитель: Шиманкова Л.В
2014-2015 год
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
художественно-эстетической направленности
кружка «Волшебный клубок»
Автор программы: Шиманкова Лариса Вячеславовна, учитель начальных классов 1категории ГБОУ СОШ п.г.т.ОсинкиПланирование составлена на основе программы общеобразовательных учебных заведений по художественному вязанию. - М.: Просвещение, 1994г.
Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 9 - 11 лет.
Пояснительная записка.
Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание крючком относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства и применяется для оформления одежды и интерьера комнаты, позволяет создать особые и неповторимые изделия.
В наши дни это искусство активно развивается, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами. Ручное вязание выгодно отличается из других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что исходный материал - пряжу - можно использовать несколько раз и без особых потерь.
Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели. Возможности крючка позволяют сделать различные декоративные вещи, например, кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения. Действительно, в настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Вязание крючком позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий.
Актуальностью программы является - приобщение детей к полезному виду рукоделия, которое обусловлено ее практической значимостью. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (Дню рождения, 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд (сумочка для телефона, кулон),игрушки.
Приобщение школьников к ручному труду, в частности к вязанию крючком, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.
Новизна программы
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга.
Вязание развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;
учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям;
стимулирует развитие памяти
развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;
расширяет коммуникативные способности детей;
формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
В процессе реализации программы у учащихся формируются ЗУН в области декоративно-прикладного искусства, происходит обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда, развиваются творческие способности. Школьники учатся работать не только самостоятельно, но и коллективно.
Таким образом, целью программы является: приобщение учащихся к декоративно-прикладному творчеству посредством освоения техники вязания крючком.
Задачи программы:
1.Обучающие -приобретение умения вязать крючком, обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда, формирование основных приемов и навыков вязания с элементами творчества, обучение чтению схем.
2. Развивающие – развитие таких качеств, как самостоятельность, усидчивость, аккуратность. Развитие творческих способностей. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного.
3.Воспитывающая – формирование у обучающихся культуры общения и поведения в социуме.
Методическое обеспечение программы.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, выставки, праздники
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
В основу программы положены следующие принципы:
1. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов, создание атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
3. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности
4. Принцип соответствия возрастным и индивидуальным особенностям.
5. Адекватность требований и нагрузок.
6. Постепенность.
7. Индивидуализация темпа работы.
По окончании 2 лет обучения дети могут самостоятельно изготовить любое понравившееся изделие, используя условные обозначения. Могут сами оформить изделие, проявляя свой эстетический вкус, творческое воображение, фантазию. Способны самостоятельно разрабатывать изделия. Могут давать консультации учащимся, которые только начали осваивать технику вязания крючком.
. На всех этапах занятий происходит совместное обсуждение при выборе изделий, цветовой гаммы, последовательности выполнения работы. Осуществляется систематический показ наиболее удачных работ. Используемый дидактический материал - схемы узоров, связанные образцы узоров, готовые изделия.
В течение года организуется промежуточная выставка - смотр работ, а в конце каждого года обучения проводится выставка творческих работ.
Санитарные нормы:
Обучение технике вязания крючком должно осуществляться в хорошо освещенном кабинете с удобной мебелью. Тепловой режим должен соответствовать нормам СанПиНа.
Оборудование,
Для занятий учащимся понадобятся:
-вязальные крючки,
-нитки,
- пакет для хранения ниток, изготавливаемого изделия,
-ножницы,
-линейка,
-цветная бумага и картон (для оформления изделий),
-тетрадка, в которую обучающиеся будут вносить необходимую информацию (условные обозначения, схемы узоров).
Учебно-методический комплекс
I. Учебные и методические пособия:
Научная, специальная, методическая литература (См. список литературы).
II. Материалы педагога:
Дидактические материалы:
Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами
Схемы создания изделий изделий(размноженные на ксероксе).
Образцы изделий.
Альбом лучших работ детей.
Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
Ожидаемые результаты:
К концу 1 года обучения дети ЗНАЮТ: технику безопасности при вязании с крючком; основные приемы вязания крючком; условные обозначения; основы цветоведения.
УМЕЮТ: свободно пользоваться схемами по вязанию; гармонично сочетать цвета при выполнении поделок; различать нитки из натуральных и химических волокон, шерстяных и хлопчатобумажных.
ПРИОБРЕТАЮТ НАВЫКИ выполнения основных приемов по вязанию; умения выполнять поделки на основе своих полученных знаний; используя творчество и фантазию, красиво оформить поделку.
К концу 2-го года обучения дети ЗНАЮТ: способы вязания мелких деталей; разные способы вязания салфеток; технологию выполнения цветов и цветочных композиций; порядок и расчет петель в вязании изделий.
УМЕЮТ: сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к выполнению работ; вязать по схемам и пользоваться журналами по вязанию; создавать своими руками красивые и полезные вещи. ПРИОБРЕТАЮТ НАВЫКИ умения изготавливать подарочные изделия; умения вязать изделия для себя, умения коллективно работать и создавать коллективные работы; заниматься самовоспитанием и стремиться к достижению нравственного совершенства.
Учебный план.
Продолжительность занятия Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год
2 часа 2 раза 4 часа 144
2 часа 2 раза 4 часа 144
Задачи 1 года обучения:
Формирование основных приёмов и способов вязания крючком.
Развитие внимания, памяти, аккуратности.
Воспитание любви к прекрасному.
Задачи 2 года обучения:
Совершенствование приёмов и навыков вязания с элементами творчества.
Совершенствование техники чтения схем и применения их при изготовлении изделий.
Развитие творческой личности ребёнка.
Закрепление основных приёмов вязания крючком.
Совершенствование умения читать более сложные схемы.
Развитие умения работать коллективно.
1 год обучения
№ п/пНаименование разделов и тем Общее количество учебных часов В том числе
Теоретических практических
1. Вводное занятие. 2 1 1
2. История появление вязания. 2 1 1
3. Основные приёмы вязания. 54 2 54
3.1. Воздушные петли 12 12
Изделие «Птичка » 6 6
Изделие «Композиция из цветных колечек» 6 6
3.2. Поустолбик. 16 16
Изделие «Пион» 8 8
Вязание цветов 2 2
Изделие «Панно с ромашками» 6 6
3.3. Столбик без накида. 8 8
Изделие «Лягушка» 8 8
3.4. Столбик с накидом в один приём. 10 10
Изделие «Черепашка»» 10 10
3.5. Столбик с накидом в два приёма. 8 8
Изделие «Мишка» 2 2
Настенное панно с розами 6 6
4. Вывязывание полотен различной формы. 52 52
4.1. Круглое полотно. 36 36
Изделие «Яблоко» 6 4
Изделие «Солнышко» 6 4
Изделие «Божья коровка» 6 4
Прихватка двухцветная 6 4
Прихватка «Цветок» (из 6 кругов) 6 6
Коврик 6 6
4.2. Квадратное полотно. (квадрат от центра) 16 16
Изделие «Домик» 8 8
Настенное панно с кармашками 8 8
5. Условные обозначения при вязании крючком. 12 1 11
Вязание узоров в виде схем. 12 1 11
6. Вязание салфеток по схемам 12 2 10
7. Организация выставки 4
8. Экскурсия на природу 6
Итого часов: 144 7 137
2 год обучения
№ п/пНаименование разделов и тем Общее количество учебных часов В том числе
Теоретических практических
1. Вводное занятие. 2 1 1
2. Основные приёмы вязания. 38 3 35
2.1. Столбики с 2,3 накидами4 1 3
2.2. Пышный столбик 4 1 3
2.3. Длинные петли 12 1 11
2.4 Вязание мышки 6
2.5. Изделие «Грибок» 6
2.6. Изделие «Бабочка» 6
3. Вязание от угла. 26 1 25
3.1. Сумочка для телефона «Сова» 10 1
3.2. Елочка 16
4. Особенности вязания крючком. 50 3 47
4.1. Прибавление числа петель. 2 1 1
4.2. Убавление числа петель. 24 1 23
Изделие «Груша» 4
Изделие «Хрюшка» 4
Прихватка «Сердечко» 8
Платье для куклы 8
4.3. Сохранение длины ряда. 24 1 23
Изделие «Шарф» 12
Изделие «Сумочка» 12
5. Вязание объёмных игрушек. 18
6. Организация выставки 4
7. Экскурсия на природу 6
Итого часов: 144 8 136
Содержание программы.
Вводное занятие.
Из истории вязания. Из истории ниток. Какие бывают нити. О пряже и волокнах. Виды крючков. Соответствие толщины ниток и крючка. Как оборудовать рабочее место. Как правильно смотать клубок. Цветовое решение. Техника безопасности при вязании крючком. Подготовка ниток к вязанию. Как распустить изделие. Обработка и выравнивание старых и бывших в употреблении ниток.
Основные приёмы вязания.
Положение рук и крючка. При вязании крючок держат в правой руке, как карандаш. Головка крючка при любом движении повернута к себе. Конец нити от клубка перекинут через указательный палец левой руки ( у самого ногтя ) на себя и прижат большим пальцем. С другой стороны нить пропущена под средний палец, затем поверх безымянного и под мизинец. Большим пальцем придерживай свободный конец, а остальными слегка прижимай пропущенную между пальцами нить, чтобы она имела некоторое натяжение (оно должно быть равномерным на протяжении всего вязания). Во время вязания третьим пальцем правой руки придерживай петли на крючке. Нить, идущая от клубка, называется рабочей.
Косичка из воздушных петель – введи крючок под рабочую нить, лежащую на указательном пальце левой руки (от себя), слева направо и поверни его вместе с нитью так, чтобы на нём образовалась петля, а под ним – перехлёст нити. Немного растяни петлю и прижми перехлёст большим пальцем левой руки к указательному, чтобы удержать петлю и не дать ей затянуться. Снова введи крючок под рабочую нить (от себя) и, захватив её, протяни в образованную петлю. Протянув крючок с нитью через первую петлю, отпусти большой палец с перехлеста – петля затянется, а на крючке появится новая петля. Так повторяй до тех пор, пока не свяжешь цепочку из воздушных петель задуманной длины.
Полустолбик – связав косичку из 10 – 15 воздушных петель, введи крючок в третью петлю от крючка, захвати рабочую нить и протяни её сразу через петлю косички и петлю на крючке. Так провяжи все петли до конца косички. Закончив первый ряд, прежде чем повернуть вязание, сделай ещё одну воздушную петлю. Это так называемая петля для высоты ряда. Она как бы поднимает вязание на следующий ряд. Такую петлю надо обязательно провязывать в конце каждого ряда. Повернув вязание, провяжи полустолбики в каждую петлю нижнего ряда. Их должно получиться столько же, сколько их было в первом ряду.
Столбики без накида – свяжи косичку их 12 воздушных петель. Введи крючок в третью петлю косички, вытяни через неё рабочую нить. На крючке образуются две петли. Придерживая их средним пальцем, вновь подхвати рабочую нить и протяни ее через обе петли на крючке. Так провяжи ряд до конца. Провяжи вязание. (Не забудь о петле для высоты ряда.) в зависимости от того, куда ты будешь вводить крючок при провязывании следующего ряда, у тебя будут получаться различные вязки. Если надо связать полотно, имеющее гладкую поверхность, вводи крючок под обе дужки петли косички предыдущего ряда. Если будешь захватывать крючком только заднюю дужку косички, вводя его в ее середину, получится выпуклый рельеф, вязка станет похожей на резинку, связанную спицами.
Столбик с накидом в один приём – свяжи косичку из 12 воздушных петель. Сделай накид – накинь на крючок рабочую нить. Придерживая средним пальцем петлю и накид, введи крючок в четвертую петлю косички и вытяни через неё рабочую нить. Опять подхвати крючком рабочую нить и протяни ее сразу через все три петли, находящиеся на крючке, образуя одну новую до конца ряда. Для высоты подъёма сделай две воздушные петли, так как ряд столбиков с накидом выше ряда столбиков без накида.
Столбик с накидом в два приёма – этот столбик в первой части выполняется как предыдущий. Однако получившиеся на крючке три петли провязывают в два приёма: сначала рабочую нить протягивают в вытянутую петлю и накид (на крючке остаётся две петли), затем ещё раз подхватывают рабочую нить и протягивают её через оставшиеся две петли.
Столбики с 2, 3 накидами – вяжется как столбик с накидом в два приема, только на крючке получается четыре (пять) петель: сначала рабочую нить протягивают в вытянутую петлю и первый накид (на крючке остаются три (четыре) петли), затем ешё раз подхватывают рабочую нить и протягивают через второй накид (остается две (три) петли). Затем рабочую нить протягивают через оставшиеся две петли.
Пышный столбик – при его выполнении используются те же приёмы, что при вязании столбика с накидом. Сначала делают накид, вытягивают рабочую нить из петли предыдущего ряда, но не провязывают ее, а снова делают накид и вновь вытягивают рабочую нить той же петли предыдущего ряда. Так можно сделать 2 – 4 раза, после чего затянуть все петли на крючке сразу одной петлей.
Длинные петли – для начала вяжется косичка из 10 – 15 воздушных петель, провязывается на ней 2 – 3 ряда столбиков без накида. Повернув полотно для вязания четвёртого ряда, перед провязыванием второй петли цепочки перехвати полотно правой рукой, а большой палец левой руки подведи под рабочую нить и немного оттяни ее на себя. Перехвати полотно левой рукой так, чтобы конец петли, находящейся на большом пальце, был подведён к крючку, и провяжи столбик без накида, после чего освободи большой палец из петли. На полотне окажется закреплённая длинная петля. Опять подхвати полотно правой рукой, большим пальцем левой рукой оттяни рабочую нить, образовав из неё петлю, и закрепи её провязыванием следующего столбика без накида. Вяжется так до конца ряда. Перевернув полотно, провязывается следующий ряд столбиками без накида. Это закрепляющий ряд. Далее опять вяжется ряд длинными петлями, а следующий – закрепляющий.
Вывязывание полотен различной формы.
Круглое полотно. Свяжи цепочку из трёх воздушных петель и замкни ее в кольцо, соединив петлей первую и третью петли. Сделай ещё одну воздушную петлю и, вводя крючок в середину кольца, провяжи 5 столбиков без накида, шестым соедини первый и последний столбики. Второй ряд – 10 столбиков без накида (вводить крючок по 2 раза в одну и ту же петлю). Третий ряд – 20 столбиков. Четвёртый ряд – столбики без накида с провязыванием по 2 столбика в каждую петлю . Получается 30 столбиков. 5 ряд – 40 столбиков и т.д.
Квадратное полотно. Квадрат от центра – свяжи три воздушные петли, соедини их в круг. Затем свяжи 2 ряда по 2 столбика без накида в каждую петлю нижележащего ряда. В следующем ряду раздели получившееся число петель на четыре части (по три петли), пометь угловые петли и вяжи в каждую их них по 3 столбика без накида. При вязании последующих рядов провязывай по 3 столбика без накида в каждую среднюю петлю из трёх провязанных из одной петли предыдущего ряда.
Квадратное полотно. Квадрат от угла – вяжется косичка из трёх воздушных петель, замыкается в круг, делается петля для подъёма ряда и провязывается 1 столбик без накида, 3 столбика без накида во вторую петлю косички и 1 столбик без накида. Работа поворачивается , вяжется воздушная петля на подъём ряда, затем 2 столбика без накида в следующие 2 петли нижележащего ряда, 3 столбика без накида в петлю, которая ложится по диагонали квадрата, и ещё 2 столбика без накида в следующие 2 петли нижележащего ряда. Работа поворачивается. Последующие ряды провязываются таким же способом.
Треугольник. Свяжи косичку из трёх воздушных петель, замкни их в кольцо. Провяжи одну воздушную петлю на подъём ряда и поверни вязание. Провяжи 1 столбик без накида в первую петлю косички, 3 столбика без накида во вторую петлю и 1 столбик без накида в третью петлю косички. Вместо 3 начальных петель теперь получилось 5 столиков без накида. Работу поверни, свяжи одну петлю на подъём ряда, один столбик без накида над столбиком предыдущего ряда, над средним столбиком из трёх провязанных из одной петли в нижележащем ряду свяжи вновь 3 столбика без накида, затем 1 столбик и т.д. до конца ряда. Второй ряд состоит уже из 7 столбиков без накида. Такие же прибавки делаются в каждом ряду. В начале вязания каждого нового ряда после провязывания воздушной петли и в конце ряда провязывай по 2 столбика без накида в петлю нижележащего ряда, иначе углы полотна будут загибаться вверх.
Шестиугольник. Полотно в форме шестиугольника вяжется по схеме.
Цветы, которые никогда не завянут. Эти цветы украсят ваш дом, оживят самые темные уголки, в которых не выжили бы даже неприхотливые комнатные растения. Вязаные цветы: розы, кувшинки, анютины глазки, маргаритки, пионы, бархатцы.
Отделочные элементы.
Крючком можно вязать пуговицы – они могут быть круглыми, прямоугольными, объёмными (в форме бочонка), в виде цветочка с лепестками.
Особенности вязания крючком.
Прибавление числа петель. Прибавление петель вывязыванием из одной петли предыдущего ряда двух или несколько новых петель. Прибавление надо делать через одинаковое число петель и рядов, что обеспечит равномерность изменения формы полотна.
Убавление числа петель – делают двумя способами. 1 способ – равномерно внутри всего ряда или в его конце не провязывают одну из петель предыдущего ряда. 2 способ – рабочую нить протягивают сначала под одной петлей предыдущего ряда, затем под следующей и образовавшиеся две петли провязывают вместе. .Сохранение длины ряда. Надо соблюдать следующие правила. 1. При прямом расположении столбиков, провязав петли на подъём ряда (например, для вязания столбиков без накида – 1 петлю, с накидом – 2 петли и т.д.), выполни первый столбик, вводя крючок во второй столбик предыдущего ряда, так первый закроется цепочкой. Заканчивая ряд, введи крючок в последнюю петлю цепочки, которую связана для подъёма предыдущего ряда. 2. При шахматном расположении столбиков после набора петель для подъёма ряда выполни первый столбик, вводя крючок во второй столбик. Закрывая ряд, предпоследний столбик выполни между последним столбиком и цепочкой предыдущего ряда, а последний – в петлю подъёма. Если первый столбик выполнен перед вторым предыдущего ряда, то предпоследний выполняется перед последним
Список используемых источников:
Карельская И.Ю. Вязаная игрушка.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 1988. - С. 69 – 72.
Ракова С.А. вязание крючком. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 160 с.
Тарасенко С.Ф. Вязаная игрушка.
Тимаер А. Нарядные прихватки. – М.: Мой мир, 2005. – 80 с.
Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком. – М.: Просвещение, 1991. – 95 с.
Журналы «Валя - Валентина»
Журналы «Рукоделие для всех»
http://moikompas.ru/compas/crochet Вязание крючком для начинающих
http://vse-sama.ru/vjazanie-krjuchkom/blog.html Вязание спицами и крючком
http://kru4ok.ru/
http://kru4ok.ru/category/vyazanye-igrushki/ Вязание игрушек
http://sheru.ru/video-o-vyazanii/video-uroki-vyazaniya-kryuchkom-tsvetov Цветы крючком