Рабочая программа кружка Волшебный клубок 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красногвардейская школа №1»
Красногвардейского района Республики Крым
СОГЛАСОВАНОУТВЕРЖДАЮ
Заместитель директораДиректор __________ /А.А. Мехоношина/
__________/Т.А.Рогозянская/Приказ № 280 от 31.08.2015 г.
от 25. 08. 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Волшебный клубок» для 5 класса
(внеурочная деятельность)
Составитель:
педагог-библиотекарь
Дергачёва Н.А.
2015 г.
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка……………………………………………………...……………………………………………………………….3
Общая характеристика курса ………………………………………………………………………………………………………..…… 5
Описание места курса ……………………………………………………………………………………………………………..……… 5
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности ……………………………….…..…… 6
Содержание программы………………………………………………………………………………………………….……………..……6
Тематический план ………………………………….. …………………………………………………………………….………….…….7
Календарно-тематическое планирование …………………………………………………………………………………….……………8
Оценка результатов образовательной деятельности ….............................................................................................................................12
Описание материально-технического обеспечения реализации программы ………………………………………………...……….…13
Приложение ………………………………………………………………………………………………………………………………... 14
Пояснительная записка
В 2015/2016 учебном году в средней школе общеобразовательных организаций Республики Крым реализуется федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Преподавание в начальной школе определяется следующими нормативными документами с учетом данных методических рекомендаций:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования /Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 17785).
О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» /Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1643 (зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2015 г., № 35916). Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 19993).
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях (письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 № 01-14/1256).
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 (разъяснение о внеурочной деятельности).
Учебного плана МБОУ «Красногвардейская школа № 1» на 2015-2016 учебный год.
Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.
Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие творческих способностей и технического творчества учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. С учетом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки школьников к творческому труду, развитию творческих способностей и нравственно-эстетического воспитания детей. Данной задаче формирования личности ребенка может отвечать организация кружка «Волшебный клубок» (вязание на спицах).
Данная программа является модифицированной.
Группы имеют постоянный состав. Возраст учащихся с 9 лет. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания спицами. Группы могут формироваться по возрастному признаку.
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения. Первый год предполагает 68 ч. (занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу).
Программа первого года обучения направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания спицами
Цель программы – развитие творческих способностей и нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении технике вязания спицами.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Образовательные:
Познакомить с историей, развитием техники вязания спицами, современными тенденциями в моде вязаных вещей;
Обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами;
Научить четко выполнять основные приемы вязания;
Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;
Обучить особенностям вязания различных моделей;
Обучить основным условным обозначениям;
Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
2. Воспитательные:
Привить интерес к данному виду творчества;
Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
Воспитать творческого отношения к труду, эстетического восприятия мира, художественного вкуса;
Привить основы культуры труда.
3. Развивающие:
Развивать творческие способности;
Развивать произвольность психических процессов;
Развивать образное мышление;
Развивать воображение и фантазию;
Развивать моторные навыки.
В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.
К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.
Работа в кружке должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали узор и фасон изделия. Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей.
Используются следующие методы обучения:
- словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);
- метод показа, или наглядный метод;
- метод расчлененного разучивания элемента вязания.
Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся.
Общая характеристика курса
Занятия направлены на всестороннее культурологическое развитие обучающихся путем приобщения их к культурным ценностям, овладение кружковцами технологией вязания изделий для себя, на куклу, развитие чувства семейственности и коллективизма, формирование художественно – эстетических вкусов в декоративно – прикладном искусстве.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Описание места курса в учебном плане
Программа «Волшебный клубок» рассчитана на 1 год– курс обучения детей (68 ч.). Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
К концу обучения обучающиеся должны
Знать Уметь
Правила поведения, правила техники безопасности
Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе
Различные способы набора петель Изготавливать помпоны, кисти и шнуры
Особенности вязания цветных полотен Вышивать узор на трикотажном полотне с помощью различных швов
Способы соединения цветных полотен по вертикальной и наклонной линиям Владеть техникой цветного вязания с протяжками
Виды украшений вязаных изделий Соединять цветные полотна по вертикальной и наклонной линиям
Особенности вышивки на трикотаже Особенности снятия мерок и расчета для вязания шапочки, носок, перчаток и варежек Вязать шапочку, варежки, носки
Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий Содержание программы
1. «Вводное занятие» (4 ч.)
Теоретический компонент. Знакомство с планом работы кружка, техникой безопасности. Беседа «Художественные возможности
вязания спицами».
Практический компонент. Учить правильно выбирать спицы и пряжу.
2. «Способы набора петель» (8 ч.)
Теоретический компонент. Способы набора петель начального ряда.
Практический компонент. Учить набирать петли начального ряда из одной нити и с утолщенной нижней
цепочкой.
3. «Повторный курс» (10 ч.)
Теоретический компонент. . Виды пряжи и спиц. Лицевые и изнаночные петли. Накиды и снятые петли. Жгуты, обхватывающие
петли, бугристые узоры.
Практический компонент. Вязание узоров с помощью лицевых и изнаночных петель, накидов, снятых петель, жгутов,
обхватывающих петель, вязание бугристых узоров.
4. «Многоцветное вязание» (20 ч.)
Теоретический компонент. Особенности цветного вязания с протяжками и вязания в технике интарсия.
Соединение цветных полотен по вертикальным и горизонтальным линиям.
Практический компонент. Учить вязать цветное полотно с протяжками и в технике интарсия, соединять цветные
полотна по вертикальной и горизонтальной линиям, выполнять схемы для вязания орнаментов. Цветное вязание
с протяжками. Вязание многоцветных узоров.
5. «Круговое вязание спицами» (6 ч.)
Теоретический компонент. Особенности кругового вязания.
Практический компонент. Учить технике кругового вязания.
6. «Вязание варежек, перчаток и носок» (14 ч.)
Теоретический компонент. Особенности снятия мерок и расчет для вязания носков, варежек.
Практический компонент. Снятие мерок и расчет для вязания носок, варежек. Вязание носков и
варежек.
7. «Особенности вязания головных уборов» ( ч.)
Теоретический компонент. Виды шапочек. Особенности снятия мерок и расчет для вязания шапочек.
Практический компонент. Снятие мерок и расчет для вязания шапочек. Вязание шапочки.
Тематический план
№ раздела и тем Наименование разделов и тем Учебные часы Теоретическая часть Практическая часть
1 Вводное занятие 4 2 2
2 Способы набора петель 8 2 6
3 Повторный курс 10 4 6
4 Многоцветное вязание 20 6 14
5 Круговое вязание спицами 6 2 4
6 Вязание варежек и носков 14 4 10
7 Особенности вязания головных уборов 6 2 4
ИТОГО: 68 22 46
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование кружка «Волшебный клубок» на 2015 – 2016 учебный год составлено на 68 часов. План внеурочной деятельности МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2015 – 2016 учебный год рассчитан на 34 учебные недели, всего 68 часов в год. В рабочую программу кружка «Волшебный клубок» в соответствии с годовым календарным графиком МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2015 – 2016 учебный год, утвержденным приказом от 31.08.2015 года № 276 «Об утверждении годового календарного учебного графика МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2015 – 2016 учебный год», Трудовым кодексом РФ (глава 18, статья 112), Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2014 г. № 860 «О переносе выходных дней в 2015 году», а также Законом Республики Крым от 24 декабря 2014 года №55-ЗРК/2014 «О праздниках и памятных датах в Республике Крым» (с внесенными изменениями Законом Республики Крым от 03 марта 2015 года № 80-ЗРК/2015) внесены следующие изменения: вместо рассчитанных 68 часов календарно-тематическое планирование составлено на 67 часов (убран 1 час из раздела «Особенности вязания головных уборов»).
№ п/пСроки выполнения Название раздела
(кол-во часов),
темы урока Практическая
часть Формирование УУД Примечание
план факт Вводное занятие. 1. 02.09 - Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности. Учить правильно выбирать спицы и пряжу.
Познавательные
осуществлять поиск нужной информации;
Личностные
- интерес к новым видам творчества;
Коммуникативные
-допускать существование различных точек зрения;
Регулятивные
-принимать учебно-творческую задачу. 2. 08.09 - Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности. 3. 09.09 -Беседа «Художественные возможности вязания спицами». 4. 15.09 -Беседа «Художественные возможности вязания
спицами». Способы набора петель. 5. 16.09 - Набор петель начального ряда из одной нити. Учить набирать петли начального ряда из одной нити и с утолщенной нижней
цепочкой.
Познавательные
- -использовать знаки, схемы, модели;
Коммуникативные
- учитывать разные мнения;
Регулятивные
- -планировать свои действия;
Личностные
интерес к новым способам самовыражения.
6. 22.09 - Набор петель начального ряда из одной нити. 7. 23.09 - Набор петель начального ряда с утолщенной нижней цепочкой. 8. 29.09 - Набор петель начального ряда с утолщенной нижней цепочкой. 9. 30.09 -Лицевые петли. Платочное вязание. 10. 06.10 - Лицевые петли. Платочное вязание. 11. 07.10 - Итоговое занятие. 12. 13.10 - Итоговое занятие. Повторный курс. 13. 14.10
- Виды пряжи, виды спиц. Вязание узоров с помощью лицевых и изнаночных петель, накидов, снятых петель, жгутов, обхватывающих петель, вязание бугристых узоров.
Познавательные
-высказываться в устной форме;
Личностные
-устный познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
Коммуникативные
-формировать своё мнение;
Регулятивные
-вносить коррективы в свои действия.
14. 20.10
- Виды пряжи, виды спиц. 15. 21.10
-Изнаночные петли. Чулочное вязание. 16. 03.11
-Изнаночные петли. Чулочное вязание. 17. 10.11 - Накиды. 18. 11.11 - Накиды. 19. 17.11
-Снятые петли. Способы их выполнения. 20. 18.11
-Снятые петли. Способы их выполнения. 21. 24.11
-Жгуты. Обхватывающие петли. Бугристые узоры. 22. 25.11 -Жгуты. Обхватывающие петли. Бугристые узоры. Многоцветное вязание. 23. 01.12 - Схемы для вязания орнаментов. Цветное вязание с протяжками. Учить вязать цветное
полотно с протяжками и в
технике интарсия,
соединять цветные полотна
по вертикальной и
горизонтальной линиям,
выполнять схемы для
вязания орнаментов.
Цветное вязание с
протяжками. Вязание
многоцветных узоров. Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные
-мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний, вопросов;
-контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- планирование;
-прогнозирование. 24. 02.12 - Схемы для вязания орнаментов. Цветное вязание с протяжками. 25. 08.12 - «Узор с длинными снятыми петлями». 26. 09.12 - «Узор с длинными снятыми петлями». 27. 15.12 - Узор «Цветная резинка». 28. 16.12 - Узор «Цветная резинка». 29. 22.12 -«Рельефный узор». 30. 23.12 -«Рельефный узор». 31. 12.01 - Узор «Резинка 2×2». 32. 13.01 - Узор «Резинка 2×2». 33. 19.01 - Цветное вязание. 34. 20.01 - Цветное вязание. 35. 26.01 - Узор «Разорванные полосы». 36. 27.01 - Узор «Разорванные полосы». 37. 02.02 - Узор «Пятна». 38. 03.02 - Узор «Пятна». 39. 09.02 - Узор «Побеги». 40. 10.02 - Узор «Побеги». 41. 16.02 - Итоговое занятие. 42. 17.02 - Итоговое занятие. Круговое вязание спицами. 43. 24.02 - Особенности кругового вязания. Учить технике кругового
вязания. Познавательные
-анализировать, выделять главное;
-проводить сравнение.
Личностные
-адекватное понимание причин успешности, неуспешности в своей деятельности.
Коммуникативные
-контролировать действия ;-задавать вопросы по существу.
Регулятивные
-выполнять учебные действия. 44. 01.03 - Вязание салфетки спицами. 45. 02.03 - Вязание салфетки спицами. 46. 09.03 - Вязание салфетки спицами. 47. 15.03 - Вязание салфетки спицами. 48. 16.03 - Итоговое занятие. Вязание варежек или носков. 49. 22.03 - Снятие мерок и расчет для вязания носков. Снятие мерок и расчет для вязания носок, варежек. Вязание носков и
варежек.
Познавательные
-высказываться в устной форме;
Личностные
-устный познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
Коммуникативные
-формировать своё мнение;
Регулятивные
-вносить коррективы в свои действия.
50. 23.03 - Вязание носков. 51. 05.04 - Вязание носков. 52. 06.04 - Вязание носков. 53. 12.04 - Вязание носков. 54. 13.04 55. 19.04 - Вязание носков. 56. 20.04 - Вязание носков. 57. 26.04 - Снятие мерок и расчет для вязания варежек. 58. 27.04 Способы вязания варежек. 59. 03.05 - Вязание варежек. 60. 04.05 - Вязание варежек. 61. 10.05 - Вязание варежек. 62. 11.05 Итоговое занятие. Особенности вязания головных уборов. Познавательные
-анализировать, выделять главное;
-проводить сравнение.
Личностные
-адекватное понимание причин успешности, неуспешности в своей деятельности.
Коммуникативные
-контролировать действия ;-задавать вопросы по существу.
Регулятивные
-выполнять учебные действия. 63. 17.05 - Виды шапочек. Снятие мерок и расчет для вязания шапочек. Снятие мерок и расчет для вязания шапочек. Вязание шапочки.
64. 18.05 - Вязание шапочки. 65. 24.05 - Вязание шапочки. 66. 25.05 - Вязание шапочки. 67. 31.05 Оформление выставки вязанных изделий. Оценка результатов образовательной деятельности
Работа кружка «Волшебный клубок» ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима МБОУ «Красногвардейская школа № 1». Группы комплектуются с учетом возраста детей.
К учебно-материальным условиям работы по данной программе относится следующее:
- помещение для занятий, соответствующее всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;
- материалы и инструменты, приобретенные самими учениками или имеющиеся у педагога (спицы для вязания, штопальные иглы, сантиметровая лента, пряжа);
- учебно-наглядные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия, журналы и книги по вязанию.
С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.
Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, исправно выполнять все задания педагога.
Описание материально-технического обеспечения реализации программы
Полная энциклопедия женских рукоделий: Пер. с франц.-Т.: Изд-во лит. И искусства им. Г.Гуляма,1992.-608 с.: ил.
Вязание: альбом-справочник.-Изд-во ЦК Компартии Узбекистана ташкент -1989.
Журнал «Носки, шапки, варежки и многое другое.- Маленькая Диана.- 1991.
ПриложениеТ.Б. № 1 Техника безопасности при работе с иглами, булавками и спицами:
1. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставляйте их на рабочем месте, ни в коем случае не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду. Не оставляйте иголку и булавки в изделии;
2. Используйте при шитье наперсток;
3. Не используйте в работе ржавые иглы и булавки;
4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя;
5. Куски сломанных иголок или булавок собирайте и выбрасывайте, завернув в бумагу;
6. Посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество булавок по окончанию работы, оно должно совпадать;
7. Спицы и крючок храните в чехле, по окончанию работы уберите их в место, недоступное для маленьких детей;
8. При работе со спицами держите их не ближе, чем 35 сантиметров от глаз.
Т.Б. № 2. Техника безопасности при работе с ножницами:
1. Храните ножницы в футляре и в недоступном месте для детей;
2. Во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми;
3. Не держите ножницы острыми частями вверх, а также не используйте их при ослабленном центральном креплении;
4. При работе внимательно следите за направлением резки. Не режьте на ходу;
5. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Т.Б. № 3.Санитарно-гигиенические требования при вязании:
1. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.
2. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа. 3. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон. 4. Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.