Применение игровых технологий как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках гитары
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Гимназия № 10»
Методическое сообщение на тему:
«Применение игровых технологий как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках гитары (на начальном этапе)»
Составитель:
Шишкина Людмила Викторовна
педагог дополнительного образования
г. Железногорск, 2015
(слайд 1) (слайд 2) Применение игровых технологий как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках гитары (на начальном этапе). (слайд 3)
Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя. Но если с учебой сложить развлеченье, То праздником станет любое ученье! Какие же качества необходимы современному обучающемуся? Разные педагоги отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие - о воспитании, третьи - о развитии интеллектуальных и творческих сил детей. Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, в будущем построить семью, и самореализоваться в выбранной профессии. Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ребенка фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию. Правильно гласит китайская народная мудрость: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. (слайд 4) Обратимся к последней, самой главной фразе мудрости «я делаю – я усваиваю!». В системно-деятельностом подходе категория «деятельность» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено еще в 1985 г. как особого рода понятие. А Что же значит "деятельность"? А деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат.
Системно-деятельностный подход включает в себя такие базовые образовательные технологии, как 1) Здоровьесберегающие технологии. (слайд 5) С точки зрения психологического аспекта заинтересовать можно тогда, когда ты нравишься. Для этого есть многим известные советы психолога Дейла Карнеги:Искренне интересуйтесь учащимися;Улыбайтесь;Помните, что имя ребенка – это самый сладостный и важный для него звук;Будьте хорошим слушателем;Говорите о том, что интересует ребенка;(слайд 6) Внушайте ему сознание его значимости. (слайд 7) 2)И Технология развивающего обучения, которая ориентирована на то, чтобы создавать каждому школьнику условия, в которых он максимально реализовал бы себя, и не только свой интеллект, своё мышление, свою деятельность и способность, но именно личность. В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». И во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Разрешить эту проблему очень легко с помощью компьютерных и игровых технологий обучения.Вот на игровых технологиях мне и хотелось бы сегодня остановиться, а также предложить Вашему вниманию несколько игровых приемов и дидактических игр, применение которых поможет учителю музыки занимательнее и плодотворнее провести урок. Преподаватель в работе с детьми младшего школьного возраста должен творчески подходить к занятиям, исходя из принципа: пока все это интересно мне – это будет интересно и ученику. Ученик (тем более в этом возрасте) сразу почувствует, что учитель устал, у него какие-то свои мысли, и тоже теряет интерес к уроку. Главная задача первых уроков – это «заразить» ученика своей увлеченностью, не давать ему отвлечь свое внимание на что-то постороннее. Ну и, конечно, игра является одной из любимых форм работы обучающихся на уроках в младших классах. Целью применения технологии игровых форм обучения является для меня развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету «гитара». Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, развивают творческое мышление, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности. (слайд 8) Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как мне удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их значение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определенной последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям они развивают, какие воспитательные и образовательные задачи решает учитель.
Как отмечал В.А. Сухомлинский: «…жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». Задача учителя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Существует огромное количество игровых методов обучения. Я расскажу о тех, которые наиболее часто использую на своих уроках. Чтобы правильно играть, нужно правильно сидеть. И поэтому для развития и естественности движений начинающего гитариста можно предложить следующую игру-упражнение, которая называется «НАЕЗДНИК» или «НАЕЗДНИЦА», (слайд 9) когда ученик садится на стул, повернутый таким образом, что спинка его находится спереди. Ощущая подобную позу, локти ложатся на спинку свободно, спина прямая. Внешне такая посадка как бы имитирует посадку наездника на лошади. Учащийся должен запомнить это наиболее свободное и комфортное ощущение с тем, чтобы затем сохранить его при освоении стандартной посадки. Эту игру-упражнение проделывать до тех пор, пока корпус не будет раскрепощен и не будет выработана устойчивая посадка. (поза «наездника» предложена французским гитаристом Филиппом Вилла). И здесь же можно использовать игру, которая называется (слайд 10) БОЛЬШОЙ ВЕЕР, которая способствует правильной постановке рук.(Руки – от локтя - превращаются в большой веер- опахало. Пальцы кончики перьев веера – мягкие, гибкие, расслабленные.Обмахиваться веером нужно плавными, округлыми движениями, чтобы действительно почувствовать на лице широкую струю воздуха от ладони.) Для маленького ребенка обозначение пальцев, то есть аппликатура, просто мертвые звуки. (слайд 11) В левой руке – это цифры и с ними ещё как-то понятно, но что такое «p-i-m-a», особенно если не учишь иностранный язык?! (слайд 12) Для маленького человечка мама и папа главные люди и их социальные роли он воспринимает очень хорошо. Поэтому «р» - папа
«I»- и
«m» - мама
«a»- аЯ?!
Так мы обозначаем пальчики на правой руке. Становится очень понятным почему большой палец правой руки всегда впереди – потому, что «Папа» самый сильный и главный.
Чтобы ребенок мог полноценно воспринимать и понимать музыку, прежде всего, необходимо научить его внимательно слушать. Важно из пассивного слушателя превратить ученика в активного, чтобы он умел вслушиваться в элементы музыкальной ткани, анализировать, чувственно воспринимать звучание каждого звука. Для этого нужно с первых уроков активизировать музыкально-образное мышление. Здесь я применяю игровую технологию – картинки. . (слайд 13) Знакомя со звучанием каждой струны, следует дать образную характеристику: «Первая струна самая младшая сестренка с тоненьким голоском, и зовут её – МИ, вторая – СИ, - голос её более сильный и звучит более продолжительно, тембр другой…» . (слайд 14) Можно попросить ученика самому дать характеристику каждой струны, проводя параллели с картинами, образами зверей». На разных этапах урока необходимо включать занимательные упражнения, уроки-путешествия. Все мы знаем, что для детей сложно и неинтересно изучать расположение нот на нотном стане, но спустя некоторое время, все дети, даже самые неподготовленные к обучению, с удовольствием помогают любимым героям решить задачу, разгадать ребус, головоломку. (слайд 15,16) И здесь неожиданно у нас на уроке появляется один из сказочных персонажей, который совсем не знает нот и просит помочь ему разгадать заранее приготовленные ребусы. (слайд 17,18) Задача игры – проверить знание записи нот в скрипичном ключе (позже в басовом), формировать навык чтения нот с листа. (слайд 19) Дети всегда с нетерпением ждут очередной встречи со сказочными героями. (слайд 20) На таких уроках можно наблюдать на лицах детей удивление, интерес и радость от возникшей догадки. (слайд 21) А для меня важно не только вызвать этот первоначальный интерес, но и удерживать его, сделать стойким на долгие годы. Игра-ребус способствует закреплению учебного материала, развивает умение применять его в новых условиях. (слайд 22) Здесь же я предлагаю следующее задание на дом…это угадать, что же получится на данной картинке, если соединить все цифры по порядку (скрипичный ключ). На начальном этапе обучения важно выработать правильные и рациональные навыки постановки рук, физиологической и психологической свободы ученика. Это процесс трудоемкий и кропотливый, если же мы превращаем выполнение данных задач в игру, то в непринужденной форме ребенок быстрее находит контакт с инструментом. Фиксировать положение локтевого сустава правой руки можно играя в следующую игру. (слайд 23) Для этого я прошу ребенка отхлопать в ладоши ритм под музыку, затем по обечайке, далее от обечайки спускаясь к розетке. Детям нравится хлопать под музыку. А сейчас приведу еще небольшое количество примеров игр-упражнений, которыми я занимаюсь на уроках. В реальности диапазон гораздо разнообразнее. В данный момент существует множество литературы и пополнить свой запас новыми упражнениями совсем не трудно.
Ребенок достаточно быстро устает находиться в одном положении, поэтому просто необходимо отложить инструмент и немного поиграть-отвлечься (слайд 24) Итак, «Кукла на витрине»:
1. Сидим как кукла на витрине (от 2-х до 20-ти секунд) с прямой спиной, затем наступил вечер ,покупатели все разошлись – можно расслабиться на 5-10 секунд. Выполнить несколько раз. Это упражнение прекрасно снимает напряжение спины(слайд 25 - видео)
2. Есть другой вариант… «кукла» раскачивается прямой напряженной спиной вперед и назад, затем завод кончился, кукла остановилась – спина расслабилась.А для мальчиков есть и другая игра, (слайд 26)которая называется «Солдатик и медвежонок». Выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить и округлить спину как у мягкого медвежонка.(слайд 27-видео) (слайд 28) А с Вами я хотела бы провести игру, которая называется «Живое дерево» - туловище расслаблено и согнуто пополам – дерево спит, но вот зашевелились маленькие листочки (работают только пальцы), затем заколыхались веточки побольше (работают кисти), далее подключает локоть, предплечье и полностью руки. Поднимаем вверх туловище – дерево проснулось и, поднимая руки вверх делаем полные круговые движения, при этом правильно дышим. Вверх – вдох, вниз – выдох. Когда «дерево» засыпает, проделываем всё в обратном порядке. А для мальчиков игра я использую игру «Робот» - аналогично «дереву», по настроению. Мальчики больше любят делать упражнения про робота, а девочки про волшебное дерево. Ребенок воспринимает свою руку целиком от кисти до плеча, это упражнение даёт ему возможность понять и почувствовать все отделы руки по отдельности. Сначала бывает трудно, но постепенно приходят навыки.
Игровые моменты на уроках гитары помогают снять напряжение и переключить внимание с одной формы работы на другую. Одними из самых интересных и действенных являются ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ. (слайд 29)Игры и упражнения для рук и пальчиков должны стать обязательной составляющей частью воспитания и обучения детей младшего школьного возраста. Это, прежде всего, школа игры, в которой ребенок укрепляет пальцы и суставы, развивает мелкие мышечные движения. И перед тем как взять в руки гитару и начать играть, неплохо будет потратить несколько минут на разминку своих пальчиков. (слайд 30) Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.
(слайд 31)Обучение на гитаре я начинаю с постановки правой руки, причем только с большого пальца, поэтому первая игра с которой мы начинаем, это
«БОЛЬШОЙ БРАТЕЦ» Покажи уменье другу, Покружись-ка ты по кругу!(Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения (правой, а потом левой)или (слайд 32)«КОШЕЧКА ВЫПУСКАЕТ КОГОТКИ»на «Раз! – нужно поджать подушечки пальцев к верхней части ладони, прошипев, как рассерженная кошечка: «Ш-ш-ш!»на «Два! – быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукав, как довольная киска: «Мяу!»И повторять игру, всякий раз превращаясь то в рассерженного, то в добродушного котенка.
Следующая игра , которая также способствует развитию пальцев рук является (слайд 33) «ПРОПЕЛЛЕР»Предлагаю попробовать всем вместе. Для этого нужно вложить шестигранный карандаш между выпрямленными указательным, средним и безымянным пальцами.По сигналу начать крутить карандаш, передавая его с пальца на палец. Стараться не придерживать его большим пальцем.Маленький секрет: всегда нужно придерживать карандаш ближе к его середине, тогда он не будет вываливаться из пальцев.Сейчас посмотрим, чей же пропеллер крутится быстрее?
И следующую игру я тоже предлагаю проделать всем вместе (слайд 34) «КАЧЕЛИ»(нужно соединить большой палец левой руки с указательным правой, а большой палец правой с указательным левой руки. На первую строчку разъединить нижние пальцы и выполнять движения вперед - назад по тексту – левая рука поднимается вверх, на вторую строчку разъединить верхние пальцы и выполнять те же движения вперед-назад - правая рука поднимается вверх.) Есть качели на лугу – вверх, вниз! Вверх, вниз! Я качаться побегу – вверх, вниз! Вверх, вниз! А следующей игрой мы настраиваем пальцы ЛЕВОЙ руки для правильной постановки на грифе гитары:
(слайд 35)ЛЕСЕНКА(ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки – готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него – указательный левый – еще две ступеньки готовы.Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы – последние. Вот лесенка и построена.)Кто сможет построить такую лесенку быстрее всех?
(слайд 36)У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. (слайд 37)В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. (слайд 38)А в Японии широко используется упражнение перекатывания между ладонями шестигранного карандаша.
Давайте и мы попробуем выполнить эти упражнения: 1)КРУТИМ 2 КАШТАНА В РУКЕ 2) КАТАЕМ КАРАНДАШ.
(слайд 39)Таким образом, для получения максимального «коэффициента полезного действия», игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены так, чтобы сочетались не только сжатие, расслабление, растяжение пальцев, но и использовались изолированные движения каждого из них.
В наше время пальчиковые игры получили достаточно широкое распространение. Их используют в своей работе как логопеды, психологи, так и педагоги дополнительного образования, стремясь начать развивать своих учеников с самого раннего возраста.(слайд 40)Недаром Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Работа с начинающими очень трудоемка, но в тоже время интересна и благодарна. Ребенок младшего возраста открыт и эмоционален, легко откликается на мои задания, поэтому важно не упустить этот период и заронить зерно творчества. (слайд 41)
Если занятия проходят интересно, ученик незаметно для себя преодолевает многие трудности первоначального обучения – технические, ритмические, интонационные. Такие уроки значительно эффективнее развивают творческие способности, повышают его уверенность в себе, да и просто доставляют большое удовольствие.
Данные упражнения я применяю на практике в течение всего учебного года с учащимися начальных классов. (слайд 42) Как показывает практика, от первых уроков зависит дальнейшее отношение ребёнка к инструменту и к музыке вообще. Мне часто дети говорят: «Я вообще-то музыку не люблю, вот гитару – люблю». Поэтому, одна из основных моих задач, научить ребёнка через любовь к гитаре любить и понимать музыку вообще. Не боюсь повториться – должно быть интересно как ребенку, так и самому преподавателю.
Тогда при систематическом использовании на уроках игровых технологий мы увидим следующие результаты: (слайд 43)
формируются такие качества личности ребенка как терпение, настойчивость, ответственность;
повышается активность учеников, желание играть новое, победить;
вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
И как следствие этой работы – участие и успехи в конкурсах.
Список используемой литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. «Просвещение», 2010 г. 2.
Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М., 1986
Бочек Е.А. Игра-соревнование “Если вместе, если дружно” //Начальная школа №1, 1999
Виноградова Н.Ф. Дидактическая игра как метод обучения. Методические рекомендации. М. Вентана – Граф. 2002
Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Ростов-на-Дону, 2004.
Калинин В. , Юный гитарист. – М., Музыка, 1997 г.
Кузин Ю. , Азбука гитариста. – Новосибирск, 1999 г.
Макарова С.И. Системно-деятельностный подход в обучении.
Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа №2, 1987
Перокова О.И., Сазанова Л.И. Раз, два, три – отвечай. М., 1993
Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Технология игровой деятельности: Учеб. Пособие / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; Науч. ред. В.А.Фадеев. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994.
Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов,
И. Шувалова, Работа с детьми на начальном этапе обучения в классе гитары. – М., 1986 г.