Сценарий урока русского языка на тему:Дивишься драгоценности нашего языка… (Фонетика. Гласные и согласные звуки)


Тема урока: "Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи» Н. Гоголь.
(Фонетика. Гласные и согласные звуки)Федяева Татьяна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ Лицей №8 город Тында Амурской области.
Тип урока. Урок «открытия нового» знания.
Цели как деятельность учеников.
М/к:
- ввести в лексикон учащегося термин “фонетика”;
- дать понятие об образовании гласных и согласных звуков;
- договариваться о совместных действиях;
- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль, выступать с сообщениями перед аудиторией сверстников.
6/4ЛР:
- самостоятельно подбирать слова к схемам;
- учить сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов.
Организационный момент. Ход урока
Приветственное слово. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
1.Фонетическая зарядка. Мы на уроке работаем со звучащим русским словом. Как и всегда, сегодня без фонетической зарядки нам не обойтись. Послушаем звучание русской речи.
1 группа учеников (хором): «Мимоза»
С мохнатой мимозой зима обнималась,
Мимоза смутилась, сморщилась, смялась.
Махая мантильей морозец смеялся,
И маленький кустик мимозы сломался.
(В. Брюсов.)
2 группа учеников (хором): «Песенка синичья»
Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в воду глядится.
Чистой водицы синица напьётся,
Славно сегодня звенится, поётся.
(М. Бородицкая.)
3 группа учеников (хором): «Песенка грачиная»
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать нам пора
Для укрепления пера»
( М. Бородицкая.)
Коммуникативные УУД:
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности.
4. Адекватно использовать речевые средства.
2.Языковая разминка.
Прочитайте предложение (представлено на доске):
Зеленеют все [апушк’и] зеленеет [прут] а зелёные лягушки песенку [пай’ут]. (С. Чёрный)
1. Запишите его, заменяя транскрипцию орфографическим написанием, расставьте знаки препинания.
2. Объясните постановку знаков препинания при помощи схемы.
3. Выпишите все словосочетания, укажите части речи.
4. Разберите по составу глагол зеленеют и существительное пе сенку.
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.
ТОУУ
3. Формулирование темы урока.
А) - Когда я пришла на урок, на столе обнаружила два конверта. Один адресован мне. Посмотрим, что там. Диск. Давайте его послушаем. Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы).- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).- А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).- Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке – фонетика.
Ребята формулируют тему урока. Запишем тему нашего урока.
Регулятивные УУД:
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока.
4. Работа в группах с толковым словарём
- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.
Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук. Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть (работа в группах с толковым словарём)
1 группа
Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);
Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);
Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);
Микрофон (прибор для усиления голоса);
Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
2 группа
Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);
Фонотека (собрание звукозаписей);
Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);
Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);
Патефон (граммофон с рупором).
- Но в русском языке есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему? (Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.
3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.
Коммуникативные УУД:
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности.
4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
5.Новая тема - Давайте поиграем с вами.
1. Измените первый звук.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
сом – ком чайка – гайка моль – роль
том зайка соль
дом байка боль
лом шайка голь
ром лайка ноль
2. Выньте один звук.
Краска-каска (склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран).
3. Добавьте один звук.
Стол-столб (клад-склад, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус).
- Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук.
Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.
(Рисунок в презентации).
Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.
- Проведём опыт. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки (рисунок в презентации). Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет)- А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком (рисунок в презентации). Их 36 в русском языке.
“Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы).“Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык).“З”, “с”? (Сомкнутые зубы).
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.
3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.
6. Самостоятельная работа с учебником.
- А сейчас поработаем с учебником. Откройте упр. 262. Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы пишем и читаем, звуки слышим и произносим).- Недавно вы изучали сказки Пушкина. Вспомните, из какой сказки взяты эти примеры?
1.Кушай яблочко, мой свет,Благодарствуй за обед.
2.Под горою тёмный вход.Он туда скорей идет.
- Подумайте, почему эти слова рифмуются, ведь буквы на конце разные?
Давайте покажем это совпадение при помощи квадратных скобок.
Обе[т], вхо[т].
- Ребята, мы забыли про второй конверт. На нем написано: средняя школа, 5 классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? “Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?”
- Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню.
В лс рдлсь лчк,В лс н рсл. В лесу родилась елочка,В лесу она росла.
Ио и ео оаяЕёая ыа. Зимой и летом стройнаяЗелёная была.
- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова).- А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).- Как же мы ответим на письмо?

Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.
3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме
7. Составление синквейна. Звуки
Увлекательные, удивительные
Завораживают, звучат, трудятся
…все зернисто, крупно, как сам жемчуг…
Речь
1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.
3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме
8. Рефлексия.
9. Итоги урока. Стихотворение Б.Пастернака читает подготовленный ученик
Во всем мне хочется дойти
До самой сути
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

- Ваша «душа» сегодня ленилась или трудилась?
- Думайте!
- Чувствуйте!
- Любите!
- Фантазируйте!
- Анализируйте!
- Исследуйте!
- Философствуйте!
- Живите!
- Ну вот и подошло наше путешествие к концу. И нам осталось только вспомнить, что мы сегодня узнали.
- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?
- На какие две группы делятся звуки речи?
- Какие органы речи участвуют в образовании звуков?
- В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?
- Каких звуков больше: гласных или согласных?
- Произведите самооценку.
- По каким критериям будете давать оценку?
Регулятивные УУД:
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
10. Домашнее задание.
Написать лингвистический этюд на тему: « Что я узнал(а) о гласных и согласных звуках речи?»
Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.