Рабочая программа персонального модуля Установка и обслуживание программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ № 54 ИМ. П.М. ВОСТРУХИНА
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Установка и обслуживание программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования
Профессия 230103.04 «Наладчик аппаратного и программного обеспечения».
Москва 2014 г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального профессионального образования (далее – НПО) 230103.04 «Наладчик аппаратного и программного обеспечения».
Составитель:
В.А. Плаксо, преподаватель ГБОУ СПО Колледж связи № 54
Рецензенты:
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии, протокол от_______№____
Председатель цикловой комиссии «Информатика и вычислительная техника»
______________Е.Г. Сивцова
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
____________/Бозрова И.Г./
«___»______________2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc292300944" 141. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 13 PAGEREF _Toc292300944 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc292300945" 142. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 13 PAGEREF _Toc292300945 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc292300946" 143. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля 13 PAGEREF _Toc292300946 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc292300947" 144. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 13 PAGEREF _Toc292300947 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc292300948" 145. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) 13 PAGEREF _Toc292300948 \h 14221515
151. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 «Установка и обслуживание программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования»
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 230103.04 «Наладчик аппаратного и программного обеспечения», в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): установка и обслуживание программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Устанавливать операционные системы на персональных компьютерах и серверах, а также производить настройку интерфейса пользователя.
ПК 2.2. Администрировать операционные системы персональных компьютеров и серверов.
ПК 2.3. Устанавливать и настраивать работу периферийных устройств и оборудования.
ПК 2.4. Устанавливать и настраивать прикладное программное обеспечение персональных компьютеров и серверов.
ПК 2.5. Диагностировать работоспособность, устранять неполадки и сбои операционной системы и прикладного программного обеспечения.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области информатики и вычислительной техники при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- установки операционных систем на персональных компьютерах и серверах;
- администрирования операционных систем персональных компьютеров и серверов;
- установки и настройки параметров функционирования периферийных устройств и оборудования;
- установки и настройки прикладного программного обеспечения персональных компьютеров и серверов;
диагностики работоспособности и устранения неполадок и сбоев операционной системы и прикладного программного обеспечения;
уметь:
- выбирать программную конфигурацию персонального компьютера, сервера, оптимальную для предъявляемых требований и решаемых пользователем задач;
- устанавливать и администрировать операционные системы на персональных компьютерах и серверах, а также производить настройку интерфейса пользователя;
- оценивать производительность вычислительной системы;
- управлять файлами данных на локальных, съемных запоминающих устройствах, а также на дисках локальной компьютерной сети и в Интернете;
- осуществлять навигацию по веб-ресурсам Интернета с помощью программы веб-браузера;
- осуществлять поиск, сортировку и анализ информации с помощью поисковых интернет-сайтов;
- устанавливать и настраивать параметры функционирования периферийных устройств и оборудования;
- устанавливать и настраивать прикладное программное обеспечение персональных компьютеров и серверов;
- осуществлять резервное копирование и восстановление данных;
- диагностировать работоспособность, устранять неполадки и сбои операционной системы и прикладного программного обеспечения;
- вести отчетную и техническую документацию;
знать:
- архитектуру, состав, функции и классификацию операционных систем персонального компьютера и серверов;
- классификацию прикладного программного обеспечения персонального компьютера и серверов;
- назначение, разновидности и функциональные возможности программ администрирования операционной системы персональных компьютеров и серверов;
- принципы лицензирования и модели распространения операционных систем и прикладного программного обеспечения для персональных компьютеров и серверов;
- виды и характеристики носителей информации, файловые системы, форматы представления данных;
- порядок установки и настройки прикладного программного обеспечения на персональные компьютеры и серверы;
- основные виды угроз информационной безопасности и средства защиты информации;
- принципы антивирусной защиты персонального компьютера и серверов
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 426 часов, в том числе:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося – 210 часов, включая:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 140 часа;
- самостоятельной работы обучающегося – 70 часов;
- учебной и производственной практики – 252 часа,
в том числе:
- учебной практики - 72 часа;
- производственной практики - 144 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) - установка и обслуживание программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 2.1
Устанавливать операционные системы на персональных компьютерах и серверах, а также производить настройку интерфейса пользователя
ПК 2.2
Администрировать операционные системы персональных компьютеров и серверов
ПК 2.3
Устанавливать и настраивать работу периферийных устройств и оборудования
ПК 2.4
Устанавливать и настраивать прикладное программное обеспечение персональных компьютеров и серверов
ПК 2.5
Диагностировать работоспособность, устранять неполадки и сбои операционной системы и прикладного программного обеспечения
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ОК 7
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.02 «Установка и обслуживание программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования»
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося,
часов
Учебная,
часов
Производственная,
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК 2.1 – 2.5
Раздел 1. Ведение установки и обслуживания программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования
426
140
92
70
72
144
ПК 2.1 – 2.5
Производственная практика, часов
-
-
Всего:
426
140
92
70
72
144
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.02 «Установка и обслуживание программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования»
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел ПМ 01. Ведение установки и обслуживания программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования
140
МДК 1. Установка и обслуживание программного обеспечения персональных компьютеров, серверов
140
Введение
Информатизация общества и его социально-экономическое развитие. Классификация информационных технологий. Программное обеспечение и его классификация. Техника безопасности при работе на ПК.
2
Тема 1.1. Операционные системы на персональных компьютерах и серверах
Содержание
20
1
Понятие и виды операционных систем. Понятие операционной системы: архитектура, состав, функции и классификация операционных систем персонального компьютера и серверов. Система MS DOS. Операционная система UNIX. Операционная система Windows. Основные требования к системе. Общая характеристика современных операционных систем и серверов.
20
2
2
Принципы лицензирования и модели распространения операционных систем и прикладного программного обеспечения для персональных компьютеров и северов. Лицензирование операционных систем, программного обеспечения и серверов. Программы лицензирования и модели распространения операционных систем и прикладного программного обеспечения для персональных компьютеров и северов.
3
Резервное копирование и восстановление данных. Работа с дисками и томами. Оснастка Управление дисками. Дефрагментация дисков. Управление общими дисковыми ресурсами.
4
Виды и характеристики носителей информации, файловые системы, форматы представления данных. Общие сведения о файловых системах (FAT, FAT32, NTFS). Возможности NTFS: назначение прав доступа, квоты дискового пространства.
2
5
Планирование установки операционной системы. Подготовка процесса инсталляции. Требования к аппаратным ресурсам. Мастер переноса файлов и средство миграции пользовательских настроек.
6
Установка операционной системы на персональный компьютер. Поэтапная загрузка операционной системы. Конфигурирование разделов жесткого диска. Установка операционных систем в логический раздел виртуальной машины.
7
Настройка интерфейса пользователя. Конфигурирование системы. Настройка Рабочего стола и параметров операционной системы. Пользовательский интерфейс системы. Работа с файловой системой компьютера, локальных и сетевых ресурсов. Панель управления операционной системы. Поддержка региональных стандартов, язык и службы текстового ввода, шрифты.
8
Основные виды угроз информационной безопасности и средства защиты информации. Основные понятия защиты информации и информационной безопасности. Классификация и содержание возможных угроз информации. Способы и средства защиты информационных ресурсов.
9
Принципы антивирусной защиты персональных компьютеров и серверов. Механизмы распространения компьютерных вирусов. Виды компьютерных вирусов. Меры защиты от компьютерных вирусов. Антивирусные программные средства. Популярные антивирусы.
10
Компьютерные сети. Классификация компьютерных сетей: локальные, региональные и глобальные. Базовые сетевые топологии и способы доступа к среде передачи данных. Настройка взаимодействия между компьютерами: выбор стека протоколов (TCP/IP). Настройка IP-адресации и маршрутизации.
11
Понятие операционных систем Windows Server. Семейство операционных систем, сравнение возможностей, соответствие требованиям. Основы Active Directory: хранилище данных сетевого каталога, схема Active Directory, глобальный каталог, поиск информации, репликация, клиенты Active Directory.
Практические занятия
26
1-2
Выбор программной конфигурации персонального компьютера, оптимальной для предъявляемых требований и решаемых пользователем задач.
26
2
3-4
Выбор программной конфигурации сервера, оптимальной для предъявляемых требований и решаемых пользователем задач.
5-6
Установка операционной системы в логический раздел виртуальной машины.
7-8
Управление файлами данных на локальных, съемных запоминающих устройствах, на дисках локальной компьютерной сети и в Интернете.
9
Настройка интерфейса пользователя.
10
Настройка рабочего стола и параметров операционной системы.
3
11
Осуществление резервного копирования и восстановления данных.
12-13
Навигация по веб-ресурсам Интернета с помощью программы веб-браузера: поиск, сортировка и анализ информации с помощью поисковых интернет-сайтов.
Тема 1.2. Прикладное программное обеспечение персонального компьютера и серверов
Содержание
8
1
Классификация прикладного программного обеспечения персонального компьютера и серверов. Общее понятие программного обеспечения персонального компьютера. Проблемно–ориентированные ППП. ППП общего назначения. Серверы базы данных. Генераторы (серверы) отчетов. Текстовые процессоры. Табличный процессор. Cредства презентационной графики. Интегрированные пакеты. Офисные ППП. Органайзеры (планировщики). Программные средства мультимедиа.
8
2
2
Понятие прикладного программного обеспечения. Отдельная прикладная программа. Библиотеки прикладных программ. Пакеты прикладных программ. Интегрированные программные системы.
3
Порядок установки и настройки прикладного программного обеспечения на персональные компьютеры и серверы. Общие принципы установки прикладного программного обеспечения.
Практические занятия
14
1-4
Подготовка системы к установке нового программного обеспечения. Установка и настройка прикладного программного обеспечения персональных компьютеров и серверов.
14
3
5
Осуществление резервного копирования и восстановление данных.
6
Установка антивирусных программ.
7
Установка пакета программ MS Office.
Тема 1.3. Администрирование операционных систем персональных компьютеров и серверов
Содержание
10
1
Назначение, разновидности и функциональные возможности программ администрирования операционной системы персональных компьютеров и серверов. Средства управления системой. Консоль управления Microsoft (MMC): преимущества ММС, конфигурирование консолей ММС. Оснастки Windows XP и их назначение: управление компьютером, сведения о системе. Типовые задачи администрирования: управление учетными записями. Сохранение и восстановление паролей пользователей.
10
2
2
Удаленный доступ к рабочему столу: удаленный доступ через Интернет, удаленный помощник. Управление рабочей средой пользователя: профили пользователей, создание локального профиля пользователя. Использование групповых политик на автономном компьютере.
3
Управление безопасностью компьютера. Объекты групповой политики (GPO). Оснастка Групповая политика. Инструменты настройки безопасности: оснастка Шаблоны безопасности, оснастка Анализ и настройка безопасности. Средства мониторинга системы: Диспетчер задач, оснастка Просмотр событий, Системный монитор.
2
Лабораторные работы
20
1
Администрирование операционных систем на персональных компьютерах и серверах.
20
2
2
Оценка производительности вычислительной системы
3
Администрирование MS Windows XP. Блокирование локальных учетных записей.
4
Администрирование MS Windows XP. Назначение сценария входа.
5
Администрирование MS Windows Server 2003. Создание и сохранение консолей MMC. Консоль Просмотр события
6
Добавление компьютера для удаленного управления. Удаленное подключение из консоли ММС
7
Установка служб терминалов и удаленное администрирование. Настройка удаленного подключения к рабочему столу
8
Подключение к серверу с помощью клиента удаленного подключения к рабочему столу
9
Удаленная помощь средствами Windows Messenger
10
Управление профилями пользователей. Настройка
Тема 1.4. Установка и настройка параметров функционирования периферийных устройств и оборудования
Содержание
4
1
Общие сведения о периферийных устройствах ПК. Назначение и группы периферийных устройств: устройства ввода-вывода информации, Дополнительные периферийные устройства. Выбор, подключение и настройка периферийных устройств. Реализация технологии Plug and Play. Установка нового устройства. Работа с Диспетчером устройств. Установка и обновление драйверов периферийных устройств и оборудования.
4
3
Практические занятия
16
1-4
Установка и настройка параметров функционирования периферийных устройств и оборудования.
16
3
5-6
Установка локального принтера. Настройка принтера. Настройка параметров сервера печати.
7-8
Установка драйвера сканера при помощи установочного диска, поиск и скачивание драйвера в интернете. Проверка работоспособности сканер. Настройка сканирования при помощи стандартной утилиты сканера.
Тема 1.5. Диагностика работоспособности и устранения неполадок и сбоев операционной системы и прикладного программного обеспечения
Содержание
4
1
Профилактика системы и встроенные средства защиты: защита системных файлов цифровой подписью, безопасный режим загрузки (Safe Mode), консоль восстановления (Recovery Console), восстановление системы (System Restory), автоматическое восстановление системы (ASR-Automated System Recovery).
4
2
2
Диагностика компьютерной системы. Автоматический сбор сведений о компьютерной системе. Диспетчер задач Windows. Служба контроля за производительностью системы. Стандартные средства диагностики и наладки ПК. Диалоговый поиск неисправностей. Использование удаленного помощника.
Лабораторные работы
6
1
Восстановление Windows после сбоев. Программа Восстановление системы. Восстановление системы из контрольной точки. Создание точек восстановления вручную. Восстановление Windows из образа.
6
3
2
Оценивание производительности вычислительной системы. Внешние средства для диагностики и измерения производительности. Оценка быстродействия компьютера.
3
Переустановка Windows. Переустановка системы путем миграции.
Практические занятия
10
1-3
Диагностирование работоспособности ПК, устранение неполадок и сбоев операционной системы и прикладного программного обеспечения. Использование BIOS для диагностики и ремонта ПК. Звуковые сигналы BIOS и приемы устранения неполадок. Сброс настроек BIOS. Защита информации: установка паролей в BIOS.
10
3
4
Решение проблем путем редактирования системного реестра: удаление недействительных записей.
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ:
70
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Развитие операционных систем для ПК на современном этапе.
Организация перехода с одной версии Windows на другую.
Windows XP и Service Pack.
Знакомство с архитектурой ос UNIX. Файлы и устройства.
Операционная система Linux. Общие сведения.
Проведение сравнительного анализа современных файловых систем.
Сравнение современных серверных операционных систем.
Составление программной конфигурации домашнего и офисного ПК.
Сравнение виртуальных машин различных разработчиков.
Выбор антивирусного программного обеспечения.
Настройка резервного копирования с помощью программы Acronis Backup & Recovery.
Восстановление данных с помощью программы Acronis Backup & Recovery.
Проведение профилактики на ПК программами сторонних разработчиков.
Восстановление пароля.
Восстановление системы с помощью Acronis True Image.
Переустановка Windows XP.
Обслуживание программной конфигурации ПК.
Устранение проблем при удалении программ.
Обслуживание электронных документов универсальными средствами Windows XP.
Настройка сканирования с помощью программы Adobe Fine Reader.
Выбор файлового менеджера для офиса.
Поддержка запоминающих устройств в Windows XP.
Настройка параметров конфиденциальности в Internet Explorer.
Настройка параметров BIOS.
Настройка скрытия файлов и папок.
Работа с графическими файлами средствами Windows XP.
Выбор программ для обработки звуковой информации.
Создание видеофильмов системными средствами Windows XP.
Выбор свободного программного обеспечения для офиса (Open Office и &).
Учебная практика
72*
Виды работ:
Выбор программной конфигурации персонального компьютера, оптимальной для предъявляемых требований и решаемых пользователем задач.
Выбор программной конфигурации сервера, оптимальной для предъявляемых требований и решаемых пользователем задач.
Установка операционной системы.
Управление файлами данных на локальных, съемных запоминающих устройствах, на дисках локальной компьютерной сети и в Интернете.
Настройка интерфейса пользователя.
Настройка рабочего стола и параметров операционной системы.
Навигация по веб-ресурсам Интернета с помощью программы веб-браузера: поиск, сортировка и анализ информации с помощью поисковых интернет-сайтов.
Подготовка системы к установке нового программного обеспечения.
Установка и настройка прикладного программного обеспечения персональных компьютеров и серверов.
Осуществление резервного копирования и восстановление данных.
Осуществление резервного копирования и восстановление данных.
Установка антивирусных программ.
Установка пакета программ MS Office.
Оценка производительности вычислительной системы
Администрирование MS Windows XP. Блокирование локальных учетных записей.
Администрирование MS Windows XP. Назначение сценария входа.
Администрирование MS Windows Server 2003.
Управление профилями пользователей.
Настройка удаленного подключения к рабочему столу
Подключение к серверу с помощью клиента удаленного подключения к рабочему столу
Установка локального принтера. Настройка принтера. Настройка параметров сервера печати.
Установка драйвера сканера при помощи установочного диска, поиск и скачивание драйвера в интернете.
Восстановление Windows после сбоев.
Оценивание производительности вычислительной системы.
Переустановка Windows.
Диагностирование работоспособности ПК, устранение неполадок и сбоев операционной системы и прикладного программного обеспечения.
Производственная практика
180
Виды работ:
Составление программной конфигурации офисного ПК.
Выбор программной конфигурации персонального компьютера, оптимальной для предъявляемых требований и решаемых пользователем задач.
Выбор программной конфигурации сервера, оптимальной для предъявляемых требований и решаемых пользователем задач.
Установка операционной системы.
Управление файлами данных на локальных, съемных запоминающих устройствах, на дисках локальной компьютерной сети и в Интернете.
Настройка интерфейса пользователя.
Настройка рабочего стола и параметров операционной системы.
Навигация по веб-ресурсам Интернета с помощью программы веб-браузера: поиск, сортировка и анализ информации с помощью поисковых интернет-сайтов.
Подготовка системы к установке нового программного обеспечения.
Установка и настройка прикладного программного обеспечения персональных компьютеров и серверов.
Осуществление резервного копирования и восстановление данных.
Осуществление резервного копирования и восстановление данных.
Установка антивирусных программ.
Установка пакета программ MS Office.
Оценка производительности вычислительной системы
Администрирование MS Windows XP. Блокирование локальных учетных записей.
Администрирование MS Windows XP. Назначение сценария входа.
Администрирование MS Windows Server 2003.
Управление профилями пользователей.
Настройка удаленного подключения к рабочему столу
Подключение к серверу с помощью клиента удаленного подключения к рабочему столу
Установка локального принтера. Настройка принтера. Настройка параметров сервера печати.
Установка драйвера сканера при помощи установочного диска, поиск и скачивание драйвера в интернете.
Восстановление Windows после сбоев.
Оценивание производительности вычислительной системы.
Переустановка Windows.
Диагностирование работоспособности ПК, устранение неполадок и сбоев операционной системы и прикладного программного обеспечения
Выбор свободного программного обеспечения для офиса (Open Office и &).
Установка виртуальной машины на ПК.
Администрирование и управление конфигурацией Active Directory.
Управление групповой политикой Active Directory.
Удаленное администрирование серверов.
Упрощенная установка, настройка и развертывание серверов.
Всего
462
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Информатики и информационных технологий» лаборатории «Электротехники с основами радиоэлектроники».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Информатики и информационных технологий»:
рабочие места по количеству обучающихся и для преподавателя;
персональные компьютеры, соединенные в сеть, с внешними накопителями на магнитных и оптических дисках, USB-входами;
выход в Интернет;
периферийные устройства: принтеры, сканеры, акустические системы, микрофоны, источники видеосигнала (цифровая видеокамера, цифровая фотокамера, вэб-камера);
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия.
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор;
интерактивная доска.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить рассредоточено.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники:
Богатюк В.А., Кунгурцева Л.Н. Оператор ЭВМ: учебное пособие для нач. проф. образования. – (Ускоренная форма подготовки).
Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни)/учебник для 11 класса. - М.: Издательство «Просвещение», 2013. – 272 с.: ил.
Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни)/учебник для 10 класса. – М.: Издательство «Просвещение», 2012. – 272 стр.: ил.
Гребенюк Е.И., Гребенюк Н.А., Технические средства информатизации. – М.: Изд. центр.: «Академия», 2013 г. – 272 с.
Киселев С.В., Нелипович О.Н., Офисное оборудование. - М.: Изд. центр.: «Академия», 2012 г. – 64 с.
Логинов М.Д., Логинова Т.А., Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учебное пособие. - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.
Максимов Н.В., Попов И.И., Т.Л. Партыка, Технические средства информатизации,-М.: Издательство «Форум», 2012 г. – 319 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] И., [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ю., [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] М. Информационные технологии, - М.: Издательство «Оникс», 2012. – 256 с.: ил.
Дополнительные источники:
Учебные пособия:
Windows XP: официальный учебный курс для получения европейского сертификата. – М.: Триумф, 2008. – 224 с. ил.
Васильева В.С. Обслуживание ПК своими руками. Экспресс-курс. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 320 с.: ил.
Гагарина Л.Г., Технические средства информатизации. - М.: Издательство «Форум», 2010 г. – 256 с.
Демин В., Кузин А. Компьютерные сети, учебное пособие для СПО. – м.: М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2005. – 192 с.: ил. – (Профессиональное образование)
Закер Крейг. Официальный учебный курс Microsoft®: Поддержка пользователей и устранение неполадок операционной системы Microsoft® Windows XP (70-271). Практические занятия. – М.: ЭКОМ: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 167 с.: ил.
Зозуля Ю.Н. Тонкая настройка компьютера с помощью BIOS. Начали! – СПБ.: Питер, 2010. – 176 с.
Кузнецова Н.А. Установка и переустановка Windows. – Изд. 4-е.- СПб.: Наука и техника, 2005. – 128.: ил.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: Учебное пособие для сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
Основы компьютерных сетей: учебное пособие. – 30е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 160 с.: ил.
Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка: Методическое пособие для учителя. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 79 с.: ил.
Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка: Учебное пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 224 с.: ил.
Платонов В.В. Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности вычислительных сетей (1-е изд.), учебное пособие. 2006
Румянцева Е.Л., Слюсарь В.В. Информационные технологии: учебное пособие/под ред. проф. Л.Г. Гагариной. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 256с.: ил. – (Профессиональное образование)
Симонович С.В., Евсеев Г.А. Компьютер и уход за ним: Практическое руководство по эффективному обслуживанию компьютера. – М.: АСТ0ПРЕСС КНИГА; Издательство «Развитие», 2005. – 576 с.: ил.
Справочники:
Ватаманюк А.И., Ремонт, апгрейд и обслуживание компьютера на 100%. – С-Пб.: Изд.: Питер, 2010 г.
Дэн Холме, Орин Томас, Управление и поддержка MS Windows Server 2003/учебный курс. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004. – 448 стр.: ил.
Мюллер С., Модернизация и ремонт ПК. - Издательство: Диалектика / Вильямс, 2010 г.
Мюллер С., Соупер М., Сосински Б., Модернизация и ремонт серверов, Издательство: Диалектика / Вильямс, 2010 г.
Соломенчук В.Г., Колесниченко О.В., Шишигин И.В., Аппаратные средства PC. – С-Пб: Издательство: БХВ-Петербург, 2010 г.
Электронные пособия:
1. Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка/доп.материалы к методическому пособию учителя. – М.: Издательство БИНОМ: Лаборатория знаний, 2006 г.
2. Основы компьютерных сетей/доп. Материалы к методическому пособию учителя. - М.: Издательство БИНОМ: Лаборатория знаний, 2007 г.
3. Электронные модули Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.
Интернет-ресурсы:
Электронный ресурс «Единое окно: доступа к образовательным ресурсам». Форма доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронный ресурс «Интернет Унивеситет информационных технологий». Форма доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронный ресурс «Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов». Форма доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее, чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатными и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждых 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
Обязательным условием допуска к учебной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля ПМ.02 «Установка и обслуживание программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования» является освоение первичных профессиональных навыков в рамках общепрофессионального модуля:
ОП.01 «Основы информационных технологий»;
ОП.02 «Основы электротехники»;
ОП.03 «Основы электроники и цифровой схемотехники»;
ОП.04 «Охрана труда и техника безопасности»;
ПМ.01 «Обслуживание аппаратного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройство, оборудования и компьютерной оргтехники».
Практика является обязательным разделом. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ПМ НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так, и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика может проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся, и в учебных мастерских ОУ.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля ПМ.02 «Установка и обслуживание программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования» и специальности «Наладчик аппаратного и программного обеспечения», «Оператор ЭВМ».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Установка и обслуживание программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования», «Основы информационных технологий»; «Оператор ЭВМ».
Мастера:
наличие 5-6 квалификационного разряда по профессии «Оператор ЭВМ», «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки
результата
Формы и методы контроля
и оценки
Устанавливать операционные системы на персональных компьютерах и серверах, а также производить настройку интерфейса пользователя
- устойчивость работы установленных операционных систем;
- правильность настройки интерфейса пользователя;
- правильность выбора программной конфигурации персональных компьютеров, серверов, оптимальную для предъявляемых требований и решаемых пользователем задач;
- своевременность резервного копирования и восстановления данных;
- техничность навигации по веб-ресурсам Интернета с помощью программы веб-браузера;
- скорость и технологичность управления файлами данных на локальных, съемных запоминающих устройствах, а также на дисках локальной компьютерной сети и в Интернете
- эффективность и результативность поиска, сортировки и анализа информации с помощью поисковых интернет-сайтов;
- грамотность ведения отчетной и технической документации
Оценка в рамках текущего контроля:
- результатов работы на практических занятиях в форме защиты работ;
- результатов выполнения индивидуальных домашних заданий;
- результатов тестирования;
- результатов контрольных работ.
Экспертная оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения учебной и производственной практик
Администрировать операционные системы персональных компьютеров и серверов
- правильность и технологичность настройки типовой конфигурации операционных систем персональных компьютеров и серверов под требования пользователя
Оценка в рамках текущего контроля:
- результатов работы на практических занятиях в форме защиты выполненных работ;
- результатов тестирования;
-результатов контрольных работ.
Экспертная оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения учебной и производственной практик
Устанавливать и настраивать работу периферийных устройств и оборудования
- правильность установки и настройки драйверов периферийных устройств и оборудования;
- правильность установки и настройки параметров функционирования периферийных устройств и оборудования
Оценка в рамках текущего контроля:
- результатов работы на практических занятиях в форме защиты выполненных работ;
-результатов тестирования;
-результатов контрольных работ.
Экспертная оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения учебной и производственной практик
Устанавливать и настраивать прикладное программное обеспечение персональных компьютеров и серверов
- правильность выбора, технологичность установки и настройки прикладных программ персональных компьютеров и серверов
Оценка в рамках текущего контроля:
-результатов работы на практических занятиях в форме защиты выполненных работ;
- результатов тестирования;
-результатов контрольных работ.
Экспертная оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения учебной и производственной практик
Диагностировать работоспособность, устранять неполадки и сбои операционной системы и прикладного программного обеспечения
- точность и результативность диагностики, устранение неполадок и сбоев операционной системы и прикладного программного обеспечения
Оценка в рамках текущего контроля:
-результатов работы на практических занятиях в форме защиты выполненных работ;
- результатов тестирования;
- результатов контрольных работ.
Экспертная оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения учебной и производственной практик
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
- активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;
- демонстрация интереса к будущей профессии;
- аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии;
- наличие положительных отзывов по итогам производственной практики;
- участие в студенческих конференциях, конкурсах и т.п.
- наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях и в процессе учебной и производственной практик;
- экспертная оценка выполненных работ и документов
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
- обоснованность выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач;
- эффективность и качество выполнения профессиональных задач;
- рациональность планирования и своевременность сдачи домашних заданий, отчетов и проч.
- наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях, и в процессе выполнения самостоятельных работ, учебной и производственной практик
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
- аргументированность принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях на практических занятиях, при решении ситуационных задач, в ролевых играх и при прохождении учебной и производственной практик
- наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях, и в процессе выполнения самостоятельных работ, учебной и производственной практик
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффек-тивного выполнения профессиональных задач
- результативность поиска необходимой информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- использование различных источников, включая электронные ресурсы
- наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях, и в процессе выполнения самостоятельных работ, учебной и производственной практик
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- скорость и техничность использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения деятельности
- наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях, и в процессе выполнения самостоятельных работ, учебной и производственной практик
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
- бесконфликтное взаимодействие с обучающимися, преподавателями, мастерами и работодателями в ходе обучения
- наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях, взаимодействие в группе, в коллективах во время учебной и производственной практик
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
- способность аргументировано выбирать прикладное программное обеспечение для выполнения профессиональных задач в процессе исполнения воинской обязанности;
- готовность к исполнению воинской обязанности
- наблюдение и экспертная оценка при изучении курса «Безопасность жизнедеятельности»,
- участие в военных сборах, военно-патриотических мероприятиях
13PAGE 15
13PAGE 142315
Заголовок 1Заголовок 215