Урок математики: Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть ноль
Урок №40
Тема. Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи
частного есть ноль.
Цель: учить учащихся выполнять деление многозначных чисел на
однозначные, когда в середине частного получаются нули;
закреплять умение находить значения выражений; развивать
логическое мышление, внимание, совершенствовать навыки
устного счета.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что сегодня наш урок мы начинаем с хорошего настроения. Почему радостное настроение? Разумом не поняли, а уже заулыбались. Наверное, потому, что звучит хорошая музыка. А как можно еще создать хорошее настроение?
- Улыбнуться друг другу.
- Сказать доброе слово.
- Пожелать успехов.
- Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к другу всегда по доброму, мыслите, работайте. Ведь все в ваших руках
- Хотите знать, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
Во - первых, я помогу вам развивать вычислительные навыки, наблюдательность, решать примеры. Смотрите, какие примеры я вам приготовила.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Работа над ошибками
2. Работа по карточкам.
3. Устный счет.
270:3 1000-769
- 45 :3
+89 *2
:2 - 86
- 37 +32
:10 :5
-3 -17
--------- ----------
4. Каллиграфическая минутка.
12 5 7 4 8 9 Данные числа увеличить в 8 раз. Результаты записать в тетрадь на новой строчке через клеточку
III.Постановка учебной задачи
1.Повторение изученного материала.
Вспомните тему, которую мы изучали на последних уроках.
(Деление многозначного числа на однозначное)
Хорошо ли мы научились это делать?
(Ещё нужно тренироваться)
-Какими знаниями нужно обладать, чтобы выполнить деление в столбик?
(Запись и чтение многозначных чисел, табличное умножение и деление, деление с остатком)
2.Зарядка для ума
Восстанови последовательность алгоритма деления многозначного числа на однозначное.
А) Найди первое неполное делимое
Б) Определи число цифр в частном
В) Найди цифры в каждом разряде частного
3.Постановка проблемы.
Выполни деление углом
3192:6 =532, 312:3 – не решали
(можно проверить умножением)
-Найдите выход из ситуации. Пробное действие
4.Формулировка темы и целей урока. (Деление многозначного числа на однозначное число в случаях, когда в записи частного есть нули.)
VI. Работа над новым материалом.
1.Объяснение.
2.Дифферинцированная самостоятельная работа.
1этап
А есть ли дети, которые уверенно могут сказать, что они поняли материал и могут быстро ее решить примеры?
Предлагаю на черновиках самостоятельно записать решение примера15.325:5. На выполнение задания вам отводиться ровно 1минута. 2 этап1 вариант2 вариант42.036 : 4=
846.027 : 9=
720.136 : 4=
60.006 : 3=.
Повторное объяснение. Самостоятельная работа.
728:7=
836:4=
921:3=
212:2=
Проверка
.
3 этап
1 вариант
2 вариант
3 вариант Составьте примеры по образцу.
612: 6= 618 : 6= 624 : 6=
6* 6 : 6= 6 * 6 : 6= 6** : 6=
42.036 : 4=
846.027 : 9=
720.136 : 4=
60.006 : 3=.
315:3=
954:9=
525:5=
824:4=
ПроверкаV. Закрепление материала. Самостоятельная работа.
Выполните вычисления, расположите ответы примеров в порядке возрастания и узнаете фамилию учёного. Каждая цифра обозначает букву.
918 : 3 24.168: 4
1234567
рифагопЧто помните об этом учёном??
Пифагор – древнегреческий учёный. Жил в Египте в городе Вавилоне. После 40 лет жил в Италии, где основал свою школу.
Почему мы с вами опять встретили на страницах учебника этого учёного? - Самое главное в теме «Письменные приёмы деления» - знание таблицы Пифагора.
VI .Итог урока.
Я знаю
Я сумею
Я научился
Мне необходимо поработать
VII.Оценим своё настроение, эмоциональное состояние на уроке. ( улыбки, -, грусть)
VIii. Д/з Самоанализ урока по математике.
Тема: Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть ноль.Класс ___4Б___ Дата 14.12.2015 г.
Учитель: Мироненко Т. В.
На уроке решались следующие задачи: учить учащихся выполнять деление многозначных чисел на однозначные, когда в середине частного получаются нули; закреплять умение находить значения выражений; развивать логическое мышление, внимание, совершенствовать навыки устного счета.
Ученики вовремя подготовились к уроку. Были подготовлены наглядность, дидактический материал. Использовались индивидуальный и фронтальный виды опроса.
Содержание урока соответствует учебной программе, поставленным задачам, способствовало формированию умения делить многозначные числа на однозначные, развитию аналитического мышления. Структура урока оправдала себя на практике. Информативность урока достаточна. Считаю, что логическая связь между различными этапами урока была выдержана: актуализация знаний фрагментарно подготавливала как текущее закрепление учебного материала, так и успешное выполнение с/р.
Тип урока: комбинированный
В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам:
Организационный момент.
Актуализация знаний
Постановка учебной задачи
Работа над новым материалом.
Самостоятельная работа (с проверкой в классе) диагностического характера.
Итог урока.
Домашнее задание.
Все структурные элементы урока были выдержаны.
Целью первого этапа было быстро включить учащихся в деловой ритм, проверить готовность класса и оборудование к уроку;
На втором этапе были актуализированы знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность учащихся.
На третьем этапе для создания проблемной ситуации было использовано уже знакомое задание. Само задание не вызвало затруднения в нахождении результата, таким образом проблемная ситуация мотивировала поиск рационального решения.
В процессе закрепления проводилась дифференциация. Что позволило неоднократно повторить объяснение нового материала для слабых учеников. Решение тренировочных упражнений позволило закрепить новые знания и оценить степень усвоения материала.
Этап диагностической самостоятельной работы показал, что каждый ребенок смог себя проверить, осознать: все ли он понял, запомнил ли запись, решение . Считаю, что на данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться что вычислительный прием им освоен, о чем свидетельствовали результаты их самооценки.
На этапе итога урока обсудили алгоритм деления многозначных чисел.
В ходе этого урока домашнее задание в явном виде не проверялось, а косвенно проверяется при выполнении самостоятельной работы и фронтальной работы в ходе актуализации знаний.
Реализация принципов обучения:
- принцип научности содержания учебного материала – содержание обучения знакомило учащихся с алгоритмом деления многозначных чисел;
- принцип систематичности и последовательности в овладении нового материала – опора на прочно освоенные навыки деления;
- принцип доступности обучения заключался в том, что для учащихся для начала (в блоке актуализации знаний) предлагались несложные задания;
- принцип учета индивидуальных особенностей учащихся заключался в том, что выполняют домашнее задание,
- принцип системности – связь материала с ранее усвоенным (табличные и внетабличные случаи деления и умножения, нумерация натуральных чисел, алгоритм деления с остатком, алгоритм деления с однозначным частным, запись деления в столбик) обеспечивает прочность знаний;
- принцип наглядности.
Методы обучения
Соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были:
- словесные (рассказ);
- наглядные (демонстрация );
- практические;
по уровню самостоятельности учащихся:
репродуктивные, проблемно – поисковые
по аспекту мышления:
продуктивные ( самостоятельное решение примеров),
по логическому аспекту:
- дедуктивные.
Общие результаты урока:
План урока выполнен, цели реализованы: учащиеся научились делить многозначные числа на однозначные, когда в записи частного есть ноль. Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, содержит как новый материал, так и материал на повторение.
Недостатком проведения урока, считаю:
- очень краткая инструкция по выполнению д/з.
Положительно оцениваю то, что:
- полностью удалось реализовать поставленные задачи;
-многие за урок получили оценку.