Классный час. Для чего нужны адаты. праздники цветов. Досуговые праздники лета


ПЛАН – КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО КТНД
В 7-8 КЛАССЕ НА ТЕМУ:
«ПРАЗДНИКИ ЦВЕТОВ.
ДОСУГОВЫЕ ПРАЗДНИКИ ЛЕТА»
Цель: ознакомить с досуговыми праздниками дагестанцев, воспитывать любовь к прекрасному, к родному краю, к родителям.Развлечения и спортивные игры
1. Хождение к девушкам.
2. Молодежные визиты в сакли.
3. Хождение к юношам.
4. Девушки отправляются в горы.
5. Обычай, восходящий ко временам матриархата.
6. Пирожное игрище – обычай.
7. Человек в маске.
8. Танец в горном ауле.
9. О наших танцах на эстраде и в быту.
10. Состязание ашугов.
11. Метание камня.
12. Травля собак, состязания в борьбе.

Ход урока или классного часа
I. Орг. моменты
II. Опрос по теме: «Роль сельской общины, джамаата, тухума в общественном быту».
Для чего нужны были адаты?
1 вопрос: Что такое остракизм? За какие поступки подвергали остракизму в традиционных обществах?
Ответ: Остракизм – изгнание из своей среды или убийство.
У кайтагцев за виновного тухум отвечает до трех раз. Если член тухума не исправляется, его убивают и отделяют. Тухум по общему согласию составляет бумагу такого содержания:
«Мы, родственники такого-то тухума, отделяем из своей среды такого-то за его дурное поведение.
С этой поры, если кто-нибудь лишит его жизни или он сделает это, мы за его кровь не отвечаем, и его крови искать не будем. Обворует ли он кого или ограбит, мы также за него не отвечаем, и наоборот, если после нас или после него останется какое бы то ни было имущество, мы не имеем на него никакого права, и он также на наше. Он не имеет права снова войти в состав тухума и быть его членом.
В удостоверение этого присягаем на святом Коране и прилагаем свои пальцы».
В Гидатлинских обществах остракизм порочного члена был кодифицирован «Виновный в поджоге большого моста подвергается штрафу в размере 100 котлов и изгнанию из Гидатлинского общества. Если кто-либо избил изгнанного, то за это не требуется возмещения. Если кто-либо убьет изгнанного, то за его кровь не отвечают».
В Цудахарском обществе виновный в воровстве из мечети уплачивал в 12 раз более стоимости украденного, изгонялся из общества и считался кровником всех жителей села.
В Кубачи, если в тухуме попадался дурной человек, его наказывали и штрафовали, а если эти меры не действовали, его лишали жизни.
Во всех дагестанских обществах в 19 веке за разврат, за отцеубийство, за мужеловство, за воровство в крупном размере разрешали убить виновного без всякого суда или разбирательства дела по сведениям начальника Дагестанской области А.В. Комарова.
Кодифицировать – свести в кодекс, классифицируя кодифицированные законы.
2 вопрос: В какой форме остракизм происходил в Чечне и Осетии?
Ответ: У чеченцев забрасывали камнями виновного.
Это означало, что аморальный человек должен покинуть эти места.
У осетин никто не садился с отцеубийцей за один стол, никто не пил с ним из одной чашки. Его жилище и все имущество предавались огню. Изгой не лишался лишь права на гостеприимство. Его сажали в темный угол дома, остатки еды тут же выбрасывались на съедение псам с возгласом: «От собаки - собаке».
3 вопрос: Что такое шариат?
Ответ: Шариат – правильный путь, образ действия, исламская идеология.
Фикх – мусульманское право.
Сунна – поступки и высказывания по различным жизненным ситуациям пророка Мухаммада.
Сунна может обойтись без Корана, но Коран не может обойтись без сунны.
«Люди сунны» - сунниты.
Исламское право или фикх:
1. семейное право;
2. гражданское право;
3. международное право;
4. уголовное право;
5. финансовое право;
Исламское право основано на Коране и суннах.
Махкама – судопроизводство.
Судопроизводители: махкама-чи, кадии, сельский мулла или дибир.
справедливость главные требования
беспристрастность к судоисполнителям
Судопроизводство – диван
Заседание суда – диван-хана.
Шариат регулировал вопросы: магар, семейные отношения, религию, хадж, этику, завещания и наследства.
Адат регулировал уголовные дела: убийства, воровство, грабежи, нарушение права собственности, личности.
«Чернение лица»
Лицо обмазывали сажей, сажали задом наперед на осла и в таком виде водили по селению в сопровождении насмехающейся детворы.
Все наказания носили назидательный характер.
В 19 веке имамы Дагестана Гази-Магомед и Шамиль делали все, чтобы искоренить из сознания адат и устроить общественную жизнь по шариату (около 20 лет).
В 1859 году народ вернулся к адатным способам.
Один аварец спрятал адатный сборник в дупло дерева.
За прелюбодейство 100 ударов плетью – не состоящему в браке.
Закидать камнями состоящего в браке.
Хрестоматийный материал.
Муж и жена должны сохранять втайне все, что происходит в их личной жизни.
Нельзя соблюдать пост бесконечно.
Нельзя пить вино, лишь, в крайнем случае, в качестве лекарства и в небольшом количестве.
Наказание – 40 ударов плетью, но кадию – до 80 ударов плетью.
4 вопрос: Какие вопросы регламентировал адат?
Ответ: Адат – обычай, традиция.
Адат регулировал уголовные дела: убийства, ранения, грабежи и воровство, похищения девушек, хозяйственно-экономическую жизнь общества.
Кровная месть играла роль сдерживающего фактора – око за око, зуб за зуб.
У тухума была круговая порука. В качестве штрафа взыскивались деньги, съестные припасы, скот, медные котлы.
Судоисполнители прямо с пастбища забирали корову или быка, резали животное и раздавали мясо сельчанам.
Судоисполнителей избирали на общем сходе джамаата.
Методы дознания:
Присяга очистительная и обвинительная.
Число соприсягателей – до 50 человек.
Присягу двух женщин приравнивали к одной мужской.
Мааст славился знанием адата.
«Шел пеший человек с посохом по крутому берегу и не заметил пастуха, сидевшего задумавшись, спустив ноги в пропасть. Случилось так, что пешеход уронил свой посох. От внезапного шума, пастух свалился в кручу, отчего и умер. Пастуха родственники пешехода объявили кровным врагом. Пешеход завел с ними тяжбу, решенную в Маасте.
Решение: всю кровь убитого оценили в 40 коров и разделили на 3 части: 1/3 – наложили на пешехода, 1/3 – на сам посох, 1/3 – на робкую душу пастуха».
Хрестоматийный материал:
1. Кто будет беречь рот свой, у того и голова будет спасена.
2. С того, кто поймает вора и отпустит его, брать штраф в пользу общества.
3. Того, кто убьет грабителя, оставлять безнаказанным.
С того, кто украдет что-либо из мечети, взыскивать за уворованное вдесятеро и дом его разрушать.4. Подозреваемый в воровстве чего-либо из мечети должен очистить себя присягою вместе с 40 родственниками.
5. Кто не выйдет по тревоге, с того взыскать штраф.
6. Если один кто-либо отделиться о общества, с него брать сто (100) рублей штраф.
7. Если кто кому выбил зуб, с виновного взыскивается 10 овец.
8. За обнажение кинжалов взыскивается по одной овце с каждого.
9. Если кровник будет убит после того, как ему было разрешено жить в своем ауле родственниками убитого, убийца подвергается изгнанию, и с него взыскивается дият и другие расходы.
Дият – материальная компенсация, взыскиваемая с убийцы в пользу родственников убитого.
11. Если вор, который находится в бегах, будет убит, то тому, кто его убил, надо дать десять овец. За убийство такого вора дият не взыскивается.
12. Если один аул нападает на другой, то с напавшего аула взыскивается 30 овец.
Доказательства:
Собственное добровольное признание.
2. Показания 2-х свидетелей мужского пола, совершеннолетних, свободного происхождения, иметь здравый рассудок и не быть врагами обвиняемого.
5 вопрос: В чем демократизм в традиционном самоуправлении?
Ответ: В 19 веке на территории Дагестана было 15 феодальных образований и около 60 самостоятельных союзов сельских обществ.
В один союз могли входить от 8 до 15 джамаатов.
Союз сельских обществ – несколько джамаатов, объединенных в союз.
Высшим органом самоуправления является сход представителей союза сельских обществ.
Сход решал вопросы:
1. территориальные споры между джамаатами;
2. притеснение одних обществ другими;
3. острые социальные конфликты.
Каждый джамаат был на страже прав представителей самоуправления
Например, «Если кто-либо нанес удар исполнителю сельской администрации, с него штраф один бык».
Представители избирались всеобщим согласием.
Весь джамаат собирался для принятия решения.
В 19 веке в Засулакской Кумыкии для введения нового адата на двух курганах на берегу реки Ямансу собирались жители селений Новый Аксай, Старый Аксай, Эндирей – выходили представители этих сел, и результат сговора называли адатом.
6 вопрос: Какие были причины конфликтов в традиционном дагестанском обществе?
Ответ: Часто конфликты возникали между тухумами.
В конце 17 века в горном селении Цибильда был такой случай.
В праздник Курбан-байрам молодежь вышла для состязания в стрельбе, и вскоре между ними завязался спор, перешедший в драку. В результате этой драки из всего селения в живых остались только 4 человека.
Причины конфликтов между джамаатами:
1. земельные споры;
2. нарушения границ;
3. потравы сенокосных и пастбищных угодий;
4. оскорбление женщин, при защите чести.
В 19 веке из-за спорного пастбищного владения на склоне горы Лямцла-бай произошел острый конфликт между селениями Кала-Корейш и Кубачи. Между жителями началась кровавая вражда, в результате которой погибло 40 человек.
Конфликты удалось разрешить при посреднической помощи Кайтагского уцмия.
Имам Шамиль, будучи пленником в Калуге, рассказал приставу А.Руновскому о конфликте между двумя тухумами (на почве кровной мести), который продолжался 300 лет, а поводом для вражды послужила курица, случайно убитая соседом.
Независимая третейская сторона могла регулировать конфликтующих.
Жители шамхальства Тарковского обращались за посреднической помощью в селения Эрпели или Губден.
Жители Дженгутая – в сел. Охли, жители присулакских сел – в Зубутли, кайтагцы – в сел. Кища, даргинцы – в сел. Усиша.
Часто для прекращения кровной мести заключались брачные союзы.
7 вопрос: Что такое маслаат?
Ответ: Маслаат – примирение враждующих:
1. при убийствах;
2. при оскорблениях и похищениях женщин.
Посредники маслаата: дибир, мулла, авторитетные люди, сам джамаат, представитель другого села
Метод примирения Мухаммад-Тахира ал –Карахи.
Попросил вырыть на этом месте могилу, влезть туда и дать клятву о том, что эта земля действительно принадлежит ему и всю ответственность перед Аллахом он берет на себя. Тут же помирились оба тухума.
Мудрость предков – слово учителя.
Самый оригинальный способ примирения придумали ахтынцы.
Он традиционно проводится на горе Чепер-сув.
По преданию, праздник учрежден в честь мира, заключенного на этом месте ахтынцами с соседним обществом. Кроме того, считалось, что этот праздник способствует примирению поссорившихся кровников.
Такие мудрые решения и выходы из конфликтных ситуаций в истории дагестанских народов были нередки.
Примечательно, что в истории Дагестана не зафиксировано ни одного конфликта между народами на почве национальной неприязни, что является общенациональным достоянием.
Многими народами издавна отмечаются праздники цветов.
1. Древние греки – гиацинтов и лилий;
2. В Париже – праздник роз. Королеву праздника именуют розьерой;
3. Англичане отмечают праздник незабудок;
4. Особенно много праздников цветов в Китае и Японии;
5. Розу в Болгарии называют вестницей счастья и вспоминают при этом легенду и Добромире и Лее, которая утверждает, что если двое встретятся среди роз, они обязательно полюбят друг друга.
У многих нардов Средней Азии принято отмечать наступление весны.
В Хиве и Бухаре популярны массовые гулянья «Праздник красного цветка». В Фергане – праздник тюльпанов «Лола». У нас в Дагестане новое общественное звучание получили такие старинные праздники, как «Кару» - «Праздник черешни», «Цукверин сувар» - «Праздник цветов».
Если цветы достойны стихов, песен, легенд и преданий, то не менее достойны они того, чтобы в их честь отмечались праздники.
Ребята, вы можете посадить в своем огороде цветы, деревья в честь мам, бабушек, сестер.
Пусть радуются они. Для ваших мам, бабушек, сестер нет важнее вас, любимее вас.
Ваше внимание может так ярко украсить их жизнь.
Прочтите книгу С. Красикова «Легенды о цветах».
Из всех легенд мне понравилась легенда о незабудке.
Однажды Флора опустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Все цветы оделила, никого не забыла, но вдруг за спиной услышала слабый голосок: «Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя!» - Хорошо, - сжалилась богиня, - будь незабудкой. Вместе с именем я наделяю тебя чудесной силой: ты будешь возвращать память тем, кто начинает забывать своих близких, свою Родину.
Никогда нельзя холодно, невнимательно относиться к маме, вообще, ко всем женщинам, которые окружают тебя.
Как сами воспитаете, такими и станете, дети.
Травник.
Почти каждое второе лекарственное растение – это цветы. Фиалка, ромашка, валериана, василек, душица, дымянка, зверобой (99), золототысячник, календула, калужница, кислица, клевер, кувшинка, купена, ландыш, лен, мальва, маргаритка, медуница, мать-и-мачеха, мелисса, мята, одуванчик, омела, очанка, пижма, пион, полынь, росторопша, сивец, лаванда, роза.Невозможно на 1 уроке поговорить о всех достоинствах цветов.
Дети, будьте красивыми, полезными и бесконечно щедрыми и добрыми, как цветы, дарящими счастье, радость, здоровье людям, близким, родным, друзьям.Тесты:
1. Кому и как надо подарить букет из трех роз?
1.бабушке,
2. маме,
3. сестре
2. Кто из народных поэтов Дагестана выполнял роль миротворца в свое время?
1. Етим Емин,
2. Омарла Батырай,
3. Гамзат Цадаса3. Что регулировал шариат?
1. религию,
2. семейные отношения,
3. уголовные дела
4. Адат регулировал:
1. убийство,
2. грабежи,
3. воровство,
4. хадж
5. Какие материальные ценности взыскивались в качестве штрафа:
1. деньги,
2. скот,
3. медные котлы,
4. съестные припасы,
5. шапки и обувь.
6. К досуговым развлечениям дагестанцев относятся:
1. хождение к девушкам,
2. молодежные визиты в сакли,
3. метание камня,
4. состязание ашугов,
5. травля собак,
6. клятвенное обещание.
7. Кто мог остановить кровную месть:
1. сосед,
2. отец,
3. сестра,
4. мать.
8. За что не наказывали остракизмом?
1. за убийство,
2. за воровство в крупных размерах,
3. за разврат,
4. за мужеложство,
5. за ношение кинжала.
9. Методы разрешения конфликта:
1. независимая третейская сторона,
2. духовенство и старейшины села,
3. заключение брачных союзов,
4. праздник цветов,
5. клятвенное обещание.
10. Маслаат – это…
1. затворничество (замкнутость),
2. примирение,
3. угощение.
11. Что объединяет остракизм, шариат, адат, маслаат?
1. регулирование общественных отношений.

ПРАЗДНИК ЦВЕТОВ – ЦУКВЕРИН СУВАР
ДОСУГОВЫЕ ПРАЗДНИКИ ЛЕТА
У некоторых народов горного Дагестана к концу мая – началу июня приурочивались праздники цветов:
«цукверин сувар» лезгины
«гарьба»
«суссупажи»
«сиссип» даргинцы
«мурсала»
Праздник приурочивался к периоду сбора лечебных трав для домашних нужд.
В пищевом рационе лезгин эти травы занимали большое место.
Во многих вариантах отмечался он у самурских лезгин.
Наиболее ярко и торжественно он отмечался в с. Ахту.
Значительная часть праздника проходила на горе Чепер-сув, находившейся на границе с сел. Джаба (Чепер). Накануне его устроитель – шах, при помощи чауша (сельского глашатая) оповещал всех о предстоящем празднестве. С утра на гору Чепер-сув стекались жители сел Ахты и Джаба. Здесь они устраивали танцы, пели, играли на инструментах, палили из ружей, трапезничали, ели принесенные с собой продукты.
По преданию праздник был учрежден в честь мира, заключенного ахтынцами с обществом Джаба.
Считалось, что праздник сопутствует примирению кровников и поссорившихся. К вечеру все возвращались с цветами и травами.
Не доходя до с. Ахты, на горе «Гарун кук» мужчины выстрелами давали знать оставшимся в селении о своем приближении. Те с музыкой и подносами угощений выходили им навстречу.
Снова играла музыка, звучали песни и танцевали. Затем все шли на сельскую площадь (майдан), где веселье продолжалось допоздна.
В ряде даргинских и лакских сел, девушки и молодые женщины, сговорившись заранее, уходили еще с ночи в горы для сбора черемши.
Сразу с утра собирали черемшу и цветы и возвращались к полудню, а из селения навстречу им выходили юноши, молодые мужчины с хурджинами еды и с музыкой.
Встреча происходила на определенном месте. При встрече девушки дарили юношам пучки черемши, перевитые цветами.
Так же проходил праздник у табасаранцев.
У жителей Худуц, Ашты, Кунки Дахадаевского района проходил досуговый обычай «мурсала».
О начале праздника извещал зурная, который выходил в полночь на крышу одного из домов.
Вскоре к годекану сходились жители села. Разжигали костер, а затем все участники праздника начинали танцевать вокруг костра.
К рассвету девушки и молодые женщины в сопровождении трех ряженных отправлялись на соседние горы для сбора травы «мурсе».
Под охраной ряженных, девушки оставались на ночь.
На следующий день процессия юношей на лошадях и с музыкой прибывала к ним.
На празднике проходило и сватовство. Девушка передавала связку парню, собранных ею цветов.
Тут же парень верхом на коне объезжал всех присутствующих и сообщал им о том, что такая-то девушка передала ему свой сбор. Это означало, что он хочет к ней свататься. После этого мать девушки, в знак согласия выдать дочь замуж за него, должна угостить мужчин чуду.
Родственник парня дарил девушке серебряное украшение.
Заключительным моментом был танец «яракъла аъяр».
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Состояние за цветок.
Цветы всегда очаровывали людей своей красотой. Но были в истории случаи, когда люди из-за цветов буквально теряли голову…
«Тюльпановая горячка» (XVII век, Голландия)
В начале XVII века моде на тюльпаны привела к тому, что они стали самым популярным товаром в Голландии. Ситуацию «подогревали» многочисленные цветоводы: они искусственно завышали цены. Вскоре тюльпаны стали настоящим объектом спекуляции: голландцы всех сословий старались купить как можно больше луковиц цветов, рассчитывая позже продать их по более высокой цене. Одну луковицу редкого сорта в те годы можно было обменять на дом или стадо коров. Люди отдавали в залог все, что имели, чтобы купить заветные тюльпаны. Эта «цветочная пирамида» рухнула в 1637 году, когда предложение превысило спрос. Тюльпаны из подобия национальной валюты вновь стали просто садовыми цветами, а тысячи голландцев из богачей превратились в бедняков. В том же 1637 году голландские власти издали закон, который признавал преступными любые сделки с тюльпанами.
«Орхидейный бум» (XVIII век, Западная Европа)
Орхидеи попали в Европу всего 250 лет назад из Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Экзотические растения произвели на европейцев неизгладимое впечатление. На их поиски в тропики Южной Америки отправлялись сотни людей мечтавших разбогатеть. Обратно из опасных путешествий возвращались не все – люди десятками гибли от укусов ядовитых змей и тропической лихорадки. Но «охотников за орхидеями» это не останавливало – за один клубень или росток орхидеи можно было получить целое состояние. Авантюристы брали столько клубней, сколько могли унести, оставшиеся уничтожали, чтобы они не достались конкурентам. Такая варварская «охота» привела к исчезновению многих видов орхидей, и к XX веку власти стран Южной Америки ввели запрет на поиск и вывоз орхидей.
«Нарциссомания» (XIX век, Англия)
Британским «королем» цветов и символом престижа в начале девятнадцатого столетия стал нарцисс. В Англию нарцисс попал в 1570 г. из Константинополя как подарок лорду казначейства Англии и выращивался сначала в его знаменитом саду по акклиматизации растений. Потом цветком увлеклись настолько, что было создано общество любителей нарциссов.
Тогда за один элитный цветок давали от 1,5 до 3 кг. Серебра.
Нарциссы были символом любви и счастливого брака. Выходившая замуж девушка увозила цветок из родительского дома и ухаживала за ним, чтобы он как можно лучше рос, так как, согласно поверью, от его внешнего вида зависело счастье новой семьи.

Кроссворд «Цветик-семицветик»
1. Рододендрон – Азалия
2. Герань – Пеларгония
3. Узамбарская фиалка – Сенполия4. Тропический цветок – Орхидея
5. Водяная лилия – Нимфея
6. «Ли-ли» - «белый-белый» - Лилия
7. Своим названием этот цветок обязан Мишелю Бегону, управляющему островом Гаити. Бегония.