Как подготовиться к диктанту. Рекомендации для обучающихся по заочной форме.
Шилова Наталья Вальтеровна, преподаватель ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж им. А.П. Раменского»
Методические рекомендации по русскому языку
для обучающихся по заочной форме обучения
Подготовка к диктанту.
К диктанту можно подготовиться, если правильно организовать свою работу в межсессионный период. Даже если правила грамматики выучены, то их знание ещё не является гарантией безошибочного выполнения работы. Настоящее осмысление правил грамматики начинается при систематической работе над соответствующими текстами.
Чтобы письмо было грамотным и осознанным, необходимо подобрать соответствующие тексты для работы. Помогут в этом различные справочники и пособия, предназначенные для подготовки к вступительным испытаниям. Удобно, когда предлагаемые упражнения сопровождаются определёнными теоретическими сведениями. Привлекательны издания, представляющие теоретический материал в виде схем с необходимыми правилами, Они помогают непроизвольному запоминанию правил орфографии, позволяют с опорой на схему приступить к выполнению упражнения, не заглядывая предварительно в правило, тем более, если Вы его помните.
При самоподготовке нужны пособия с ответами («ключами»), однако не торопитесь смотреть в них до тех пор, пока не убедитесь, что поиск нужного решения Вам не удался.
Желательно выделить наиболее сложные темы по орфографии и пунктуации, чтобы уделить им больше внимания. Обычно называются следующие:
безударные гласные в корне;
гласные после шипящих и ц;
гласные в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов;
гласные в приставках пре- и при-;
непроизносимые согласные;
правописание мягкого знака в различных частях речи;
правописание н и нн в прилагательных и причастиях;
не и ни с различными частями речи;
знаки препинания при обособленных членах предложения;
знаки препинания в сложноподчинённых и бессоюзных сложных предложениях.
При подготовке к диктанту лучше работать в паре. Желательно, чтобы Вам диктовали текст. Весьма эффективна работа над текстом диктанта в том случае, если Вам не исправляют в ходе проверки, а лишь обозначают на строке наличие орфографических и пунктуационных ошибок. Найти и исправить представляют Вам самим. И только в том случае, если Вы не сможете самостоятельно обнаружить ошибки, их исправляет диктующий. Что даёт такой вид работы? Вы научитесь видеть свои ошибки.
Если вы пишете под диктовку, стремитесь определить на слух структуру предложения: простое, сложное, осложнённое обособленными членами. Тогда осмысленно расставите знаки препинания. И всё – таки отдельные случаи требуют особого внимания и запоминания.
Язык нельзя усваивать без запоминания. Совет простой: тренируйте свою память.
Можно составить свой словарь трудных слов. В него войдут слова, которые не подпадают под правила, их невозможно проверить, например: инцидент, прерогатива, привилегия и др. Чаще тренируйтесь в их написании.
Написание диктанта.
Текст читается трижды: первый раз полностью, затем по предложениям и в третий раз - целиком повторно. Во время первого ознакомительного чтения постарайтесь вникнуть в общую структуру текста, тогда более понятной будет пунктуация. При втором чтении, когда каждое предложение вначале диктуется полностью, а затем по частям, не спешите начинать записывать. Прослушайте предложение целиком, чтобы представить его конструкцию, обратите внимание на паузы и интонацию преподавателя. Это поможет правильно расставить знаки препинания.
Считается, что проверять диктант после его написания нужно не менее трёх раз.
Первая проверка была во время последнего зачитывания текста, вторую проверку рекомендуется провести более внимательно, задерживаясь на тех случаях правописания, в которых чаще всего допускаются ошибки. Прочитайте текст в третий раз. Если нет сомнений, сдавайте работу.
Раздел «Орфография».
Задание: напишите текст под диктовку.
Предотвращение теракта.
Корреспондент, аккредитованный на чемпионате мира по теннису как спортивный комментатор, ещё не успел акклиматизироваться в непривычной для него обстановке, как в пресс-центре стало известно о готовящейся колоссальной террористической акции. Её собирался провести иммигрант, тайно въехавший в эту страну и действовавший на её территории как эмиссар международной террористической организации. Такие подлецы, получающие свой гонорар в долларах, не останавливаются ни перед чем. На их совести воздвигнутые в мирных селениях баррикады, сожжённые посёлки, взорванные мечети и храмы, разорённые кварталы. А сколько людей пострадало на перронах вокзалов, сколько пассажиров погибло в результате терактов на железной дороге, в троллейбусах, самолётах! Иллюстрацией к безжалостному отношению к мирным людям, спортсменам была и запланированная на этот раз акция.
Однако расчёты террориста и его босса не подтвердились: взрывоопасная смесь была обнаружена своевременно на стадионе, у теннисной площадки, накануне соревнований. Более того, собака взяла след вредителя, и группа захвата бросилась в погоню.
Ранним утром, когда лишь только забрезжил рассвет, на центральной трассе города оказалось несложно настигнуть и обезвредить наёмника. Агрессия рождает агрессию, а жестокость – беспощадность, так что разжалобить своих преследователей пойманному не удалось, и они надели на него наручники.
По поводу происшествия готовится пресс-конференция, и пресс-служба выпустит коммюнике о предотвращении трагедии. А пока работает созданная для этого комиссия, спецкоры могут расслабиться – искупаться в бассейне, принять ванну, прогуляться по аллее парка, отдохнуть у колоннады в тени магнолий и кипарисов. Вечером их развлекут аттракционы, парк осветится иллюминацией. Всё это прибавит работы радиокомментаторам, но не спецкорам. К ним будут апеллировать устроители шоу позднее, когда празднества нужно будет освещать в прессе.
Тесты.
Пользуясь учебниками и учебными пособиями по русскому языку и сборниками тестов, Вы можете достаточно эффективно подготовиться к экзаменационному тестированию. Главным ориентиром при этом всё–таки будут правила грамматики. Но от зубрёжки правил следует отказаться. Лучше сочетать повторение с письменным выполнением заданий тестов, что обеспечит практический характер занятий, объединит теорию и практику в единый процесс, позволит Вам в какой-то степени оценить свой уровень подготовки и проверить свои знания.
Для прочного усвоения правил одной темы в среднем необходимо выполнить не менее 2-3 упражнений объёмом в 40-60 слов. Последовательно выполняя по нескольку тестов по орфографии и пунктуации, не спешите заглядывать в раздел, где даются ответы («ключи»). Не стремитесь проработать как можно больше заданий за одно занятие. Разбирайтесь во всём досконально. Вместе с тем не забывайте о важности отсроченного контроля: вернитесь через некоторое время к трудной для Вас теме и проверьте степень овладения нужным навыком написания.
Схема работы с тестами.
В период подготовки к экзамену:
выполните намеченные задания карандашом;
сверьте свои варианты с ответами;
подчеркните ошибочные написания;
найдите в учебнике или справочнике нужный раздел и выясните, в чём заключается Ваша ошибка;
разобравшись в причине, впишите правильные варианты ручкой.
На экзамене:
внимательно прочтите тест весь, чтобы сориентироваться, какие задания потребуют больше времени, а затем приступайте к их выполнению;
проделав всю работу, проверьте её с самого начала: ошибки часто допускаются по невнимательности. При проверке объясните себе, почему выбрали эту орфограмму или знак препинания;
выполняйте тест только ручкой, вносить записи карандашом запрещено.
Задание «50 шагов». Запишите правильный ответ.
№
вопрос
ответ
эталон
+
1
Часть речи, которая обозначает непроцессуальный признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?», называется
2
К какому склонению относится существительное «молодёжь»?
прилагательное
3
Сколько наклонений у глагола?
3
4
К какой части речи относится подчёркнутое слово: «гореть ярко»?
3
5
Верно ли. Что прилагательное «быстрый» качяественное?
Наречие
6
Правильно ли образована сравнительная степень прилагательного «более лёгкий»?
да
7
В каком падеже стоит существительное «у деревни»?
да
8
К какой части речи относится подчёркнутое слово: «быть или не быть»?
В родительнома
9
Верно ли, что причастия бывают страдательными и изъявительными?
союз
10
Верно ли, что глагол «решил» совершенного вида?
нет
11
К какому разряду относится прилагательное «городской»?
да
12
К какому спряжению относится глагол «строим»?
относительное
13
Напишите начальную форму существительного «учениками».
2
14
Причастие «уносимый» действительное или страдательное?
ученик
15
Определите вид деепричастия «смеясь»
страдательное
16
Верно ли, что причастие «пылающий» - действительное, настоящего времени?
несовершенный
17
Какое окончание имеют глаголы 1 спряжения во 2 лице единственного числа?
да
18
Напишите начальную форму прилагательного «белыми»
-ешь
19
Какое окончание имеют существительные 1 склонения в предложном падеже?
белый
20
Верно ли, что существительное «мертвец» - одушевлённое?
-е
21
К какому склонению относится слово «кино»?
да
22
К какой части речи относится подчёркнутое слово : «помог бы»?
к нулевому
23
Какое слово среди перечисленных ниже является предлогом: как будто, кто-то, возле, там?
частица
24
Напишите начальную форму глагола «убедился»
возле
25
К какому склонению относится существительное «строй»?
убедиться
26
Определите падеж имени прилагательного во фразеологическом обороте «рыцарь печального образа».
2
27
Можно ли записать слова в словосочетании «рыбные консервы» в единственном числе?
Родительный
28
Определите наклонение глагола «готовься».
Нет
29
К какой части речи относится подчёркнутое слово «на седьмом небе»?
повелительное
30
Личными, притяжательными, возвратными бывают
числительное
31
К какоц части речи относится слово «пусть» в выражении «пусть скажет»?
местоимения
32
Верно ли, что подчёркнутое сочетание слов является прилагательным в превосходной степени: «написал быстрее всех»?
частица
33
Какое из данных местоимений является отрицательным: некто, наш, ничей, себе, всякий?
Нет, это наречие
34
Образуйте от данного прилагательного простую форму превосходной степени: чистый -
ничей
35
Какое из данных причастий является действительным: одетый, окружённый, оберегаемый, думающий?
чистейший
36
Образуйте от глагола «решать» страдательное причастие настоящего времени.
думающий
37
Какое из данных слов не является местоимением: иной, только, столько, что?
решаемый
38
Образуйте деепричастие от глагола «толковать»
только
39
Образуйте от прилагательного «умный» составную форму сравнительной степени.
толкуя
40
Образуйте форму Р.п. мн.ч. от существительного «платье».
Более умный
41
Верно ли, что начальной формой глагола «разотру» является глагол «растирать»?
платьев
42
Образуйте форму Р.п. мн.ч. от существительного «деревня».
Нет, «растереть»
43
Выделите предлог в предложении: «Несмотря на дождь, мы не остались ночевать».
деревень
44
Есть ли среди перечисленных слов частицы: потому что, чтобы, везде, лишь, мой?
несмотря на
45
Образуйте от глагола «бегать» все возможные формы причастий.
да, «лишь»
46
Какая часть речи не является ни служебной, ни самостоятельной?
Бегающий, бегавший
47
Какой частью речи является подчёркнутое слово: «несколько минут»?
междометие
48
Какое из данных существительных имеет форму единственного числа: ботинки, дрожжи, будни, сани?
местоимение
49
От какого из данных слов нельзя образовать форму множественного числа: колос, сырьё, ущелье, знамя?
Ботинки (ботинок)?
50
Верно ли, что глагол «строить» является переходным?
сырьё
да
Всего набрано баллов
15