Урок по географии Этносы Самарской области. Культурные традиции народов в Самарской губернии (7 класс)
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ГЕОГРАФИЯ+ МУЗЫКА)
7 КЛАСС
Тема: Этносы Самарской области. Культурные традиции народов Самарской губернии.
Цели:
Познавательные:
познакомить учащихся с народами Самарской области и их культурными традициями;
познакомить учащихся с сызранским фольклорным ансамблем «Красные девицы»;
на примере Самарской области показать сложность этнического состава региона;
Развивающие:
развивать общеучебные умения и навыки: работать с источниками дополнительной информации; обрабатывать и систематизировать материал; делать выводы и обобщать;
постигать народную мудрость, красоту через творческую деятельность на уроке;
развивать культуру исполнения музыкального произведения;
Воспитывающие:
воспитывать толератность;
воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к русскому народному творчеству;
воспитывать национальную гордость.
Оборудование: мультимедиа, ПК, колонки, карта Самарской области, дети в народных костюмах, раздаточный материал, контурные карты для учащихся, атлас Самарской области
План урока:
Организационный момент (1 мин).
Актуализация знаний (5 мин).
Изучение нового материала( 2мин).
Самостоятельная работа ( 3мин).
Изучение нового материала (21мин).
Закрепление (5мин).
Итог (1 мин).
Домашнее задание (2 мин)
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Учитель географии: Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы будем работать вместе с учителем музыки. Предлагаем вашему вниманию видеофрагмент.
Актуализация знаний.
Учитель музыки: Вашему вниманию мы представляем фрагмент выступления сызранского фольклорного ансамбля «Красные девицы» под руководством Людмилы Ивановны Коробовой. Ансамблю «Красны девицы» в октябре 2016 года исполнится уже 25 лет, поэтому рассказать есть что. Коллектив имеет звание образцового. Его участники не раз становились победителями конкурсов различного уровня. Ансамбль трижды побывал во Франции, много гастролировал по стране.
(видеофрагмент выступления сызранского фольклорного ансамбля «Красные девицы»)
Учитель географии: Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Учащиеся: Сегодня на уроке мы будем изучать традиции народов.
Учитель географии: Верно. Не скудеет красотой и талантами волжская земля!Изучая традиции, мы познакомимся с народами, проживающими в нашем регионе и историей заселения Самарского края.
Изучение нового материала
Учитель географии: Если мы посмотрим на карту, Самарская область похожа на сердце, с огромной любовью объединяющее в себе разные народы, проживающие на территории региона.
Что послужило столь пестрому формированию национального состава области?
У вас на партах находится дополнительный раздаточный материал из разных источников географической информации. Ознакомьтесь с материалами, сделайте вывод о причинах многонациональности региона.
Самостоятельная работа.
( учащиеся работают по тексту. См. приложение 1.)
Учащиеся: Регион многонационален, т.к. история освоения и заселения региона сложная.
Новый материал.
Учитель географии: Национальный состав населения Самарской области достаточно пестрый. Самарская область занимает выгодное географическое положение: равнинный рельеф, благоприятный климат, плодородные почвы, река Волга- все это привлекало сюда переселенцев. Ко времени присоединения Поволжья к России (XVI в.) большая часть лесостепных и степных районов края была освоена кочевыми народами - башкирами и ногайцами; в конце XVI в. сюда из Западной Монголии прибыли и калмыки. На раннем этапе освоения Волги Самарский край являлся одним из районов формирования волжского казачества. Самарский край в указанный период являлся районом иммиграции разноэтничных групп (Этнос- исторически сложившаяся группа людей) - русских, мордвы, татар, чувашей, поляков, немцев и др.
В настоящее время на территории проживает более 138 этнических групп. Примечательной особенностью истории Самарского края является отсутствие межнациональных конфликтов и столкновений.
Совершим путешествие по уголкам нашей области и познакомимся подробнее с народами региона и их традициями.
Начинаем свое путешествие с северных регионов нашей области, где проживают чуваши и татары. Будем вести дневник путешественника- контурную карту.
( по ходу урока ученики на контурных картах отмечают ареал проживания народов)
Учитель музыки: Предлагаю вашему вниманию прослушать две мелодии. Что объединяет эти музыкальные произведения?
(звучат фрагменты татарской нар. песни «Варган», чувашский танец. Приложение 2)
Учащиеся: Обе мелодии динамичные, эмоциональные.
Ученица в татарском нар.костюме : Музыка татарского народа, как и другой вид искусства, прошла многовековый путь исторического развития. Все многообразие татарского музыкального фольклора можно разделить на песенное творчество и инструментальную музыку. Именно в песне ярко отразилась эмоциональная жизнь народа - его печали и радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие.
Ученица в чувашском нар. костюме: Чувашский народ издавна славится своей музыкальностью и поэтическим складом души, красивые мелодичные песни чуваш обращают на себя внимание выразительными интонациями и тонким психологизмом.
Учитель географии: Всего в области 48 татарских населённых пунктов, 29 татарских школ, 36 мечетей. Компактно татары проживают в Камышлинском (81 % от населения района), Похвистневском (21,86 %), Шенталинском (19,38 %), Елховском (14,08 %), Челно-Вершинском (12,77 %), Кошкинском (9,73 %), Клявлинском (5,37 %) районах и г. Похвистнево (10,85 % от населения города). Чуваши компактно проживают в Исаклинском (37,77 % от населения района), Шенталинском (34,69 %), Клявлинском (30,6 %), Челно-Вершинском (29,72 %), Кошкинском (27,69 %), Похвистневском (23,25 %), Шигонском (14,51 %), Сергиевском (9,65 %), Большечерниговском (6,18 %), Камышлинском (5,2 %) районах и г. Похвистнево (13,03 % от населения города)
Продолжаем наше путешествие. Наиболее крупным ареалом расселения эрдзян (мордва) в настоящее время после Республики Мордовия является Самарская область. Эрдзяне и мокшане укоренились в Самарском регионе во второй половине XVII в. середине XVIII в. Мордовские поселения находятся везде, кроме южных.
Ученица в мордовском нар. костюме: Фольклор мордвы богат, высокохудожественен, имеет свою специфику, которая заключается в его бытовании на двух языках: мокшанском и эрдзянском. Особенностью мордовского устного народного творчества является и то, что прозаические произведения (сказки, предания, легенды) могут иметь и свои песенные параллели: песни-сказки, песни-предания и т.д.
Учитель географии: На территории области достаточно широко представлены поселения казахов- 14 районов. Наиболее многочисленны казахи в Кинельском, Кинель- Черкасском, Красноярском районах. Компактно проживают башкиры в 9 районах, расположенных по долине реки Иргиз.
Учитель музыки: (звучит фрагмент башкирской нар. песни. Приложение 3). Прослушайте музыкальный отрывок башкирской народной мелодии. Что вы услышали в этой музыке?
Ученица в башкирском нар. костюме: Характерными особенностями башкирской народной музыки являются органическая связь народных песен и наигрышей с преданиями и легендами, преобладающая сольная традиция, импровизационность, высокая исполнительская культура.Учитель географии: На территории области проживают украинцы: Безенчукский, Волжский, Камышлинский и др. районы. Русские живут во всех городах и во всех 27 сельских районах со 2-й половины 17в. Руские проживают повсеместно.
Учитель музыки: А. Н. Толстой о русском фольклоре говорил: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов». Его слова в полной мере отражают все особенности культуры и традиций русского народа. Предлагаю исполнить рус. нар. песню «Шли девчонки по дорожке»
(Приложение 3). Что характерно для русской народной музыки?
Учитель географии: В области проживают поволжские немцы, армяне, грузины, корейцы и другие народы. Но несмотря на языковые отличия, культуру, традиции, все народы объединяет принадлежность к могучей стране- России, общность исторических событий, одинаковые условия хозяйствования и организации быта, аграрного освоения края. Задача каждого россиянина быть патриотом своей страны, чтить традиции и культуру народов, составляющих нашу великую державу.
Закрепление.
Учитель географии: Наше увлекательное путешествие подходит к концу. Многовековое совместное проживание на одной территории разных народов привело к сближению народов, их традиций, обрядов, особенностей национального костюма, жилищ.
Предлагаю вам решить кроссворд.(Приложение 4)
Какое ключевое слово получилось?
Учащиеся: Родина.
Учитель географии: Не сравнивайте Родину свою
С иной землей – то Родина другого.
Не сравнивайте, чтоб не ранить словом
Явившихся на свет в ином краю.
Не сравнивайте Родину свою.
Ведь это несравнимо, несравненно.
Как руки матерей в ветвистых венах
Не сравнивайте Родину свою.
Когда душа безбрежна и чиста,
То бескорыстно любят, не ревнуя,
Не отвергая красоту иную.
Ведь этот мир – большая красота.
(Н. Колычев)
Рефлексия
Я предлагаю проанализировать свою работу по следующим критериям:
Сегодня:
Я узнал
Я понял
Я могу
Я буду
Я хочу, чтобы
Итог.
Домашнее задание: найти игры народов Поволжья.
Список используемой литературы.
1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] история заселения Самарской области.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] народы Самарской области.
3. Атлас Самарской области. 2009г. ООО «РПБ «Эффект», г. Самара.
4. В.В. Воронин, В.А. Гавриленкова «География Самарской области» , ГОУ СИПКРО, 2010г.
5. «Город Сызрань. Очерки географии, истории, культуры, экономики», 2-й том, Сызрань, 2008г.