Внеклассное мероприятие по литературе. Конкурс чтецов, посвящённый 120-летию со дня рождения С.А. Есенина
Внеклассное мероприятие (конкурс чтецов) посвящено
120-летию со дня рождения Сергея Есенина, русского поэта.
Кудовба Г.П., учитель русского языка и литературы КГУ «Самарская средняя школа №1»
Цель: 1) прививать учащимся интерес к русской литературе; учить детей чувствовать и слышать красоту художественного слова; 2) способствовать развитию литературного образования, творческих способностей детей; 3) воспитывать эстетическую культуры школьников через обновление содержания, форм и методов внеурочной работы по литературе.
Оборудование: цветы, портрет С.А. Есенина, презентация, выставка рисунков, поэтических сборников
Ход мероприятия:
Звучит песня «У Есенина День рождения», слова А. Дементьева, музыка Е. Мартынова (презентация, слайд 1)
Ведущий 1: Догорает лес, золотит закат,
Как листки стихов, листья вдаль летят.
Осень празднует день рождения,
День рождения Сергея Есенина! (презентация, слайд 2)
Ведущий 2: У любого человека где-то там, в глубине души, живет мелодия. Будь то мелодия осеннего дождя или яркого летнего солнца, мелодия дорогих для сердца воспоминаний. К ней человек обращается в минуты грусти, в минуты испытаний. Она помогает человеку быть самим собой, без фальши и лжи, помогает жить мечтой, украшает духовный мир. Прислушайтесь! И вы услышите ее в себе. Во мне тоже живет мелодия, мелодия стихов Сергея Есенина. Когда за окошком дождь, а на душе грусть, вдруг захочется взять томик стихов Есенина. А зачитавшись, услышать мелодию своего сердца, увидеть красоту природы Сегодня наша встреча посвящена удивительному поэту, тончайшему лирику – Сергею Александровичу Есенину.
Ведущий 1: Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт, задушевный и искренний. Прожив короткую и полную противоречий жизнь, он безвременно покинул землю. “Пел не голосом, а кровью сердца”, – скажут о Сергее Есенине современники. Нежной любовью пронизаны стихи Сергея Есенина о Родине – главной теме его творчества. Поэт искренно любил красивую русскую природу. В березке видел девушку «с зеленой прической» – символ красоты, стройности, юности и целомудрия. (презентация, слайд 3)
Стихотворение «Берёза» читает Резникова Юлия, ученица 6 класса.
Стихотворение «Зеленая прическа» читает Полякова Арина, ученица 8 класса.
Ведущий 2: Есть люди, к которым все животные, а особенно собаки, относятся с большой симпатией. Есенин принадлежал к их числу.
Актер Качалов рассказывал, что очень быстро подружились его собака Джим и Есенин. Качалов был удивлен, увидев их сидящими в обнимку на диване. При этом Джим лизал лицо поэта, а тот держал его лапу и приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». После этого и родилось у поэта стихотворение «Дай, Джим, на счастье лапу мне» (презентация, слайд 4)
Стихотворение «Собаке Качалова» читает Дюсюпова Камила, ученица 8 класса.
Ведущий 1: Сергей Александрович Есенин родился в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных в селе Константиново Рязанской губернии. “Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село,- вспоминала сестра поэта Александра Есенина. – Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому памятнику архитектуры”. Раздольные луга, березовые рощи, ширь, простор, что не окинешь взглядом, - все это с детских лет привлекало будущего поэта.
Ведущий 2: В стихотворениях Есенина образ матери и бабушки сливаются в один образ. Бабушка дала жизнь матери, а она ему, и связь его с ними обеими естественна и нерушима. Для поэта неважны похожесть, точность, ибо поэт творит образ – символ, истоки которого в русской национальной традиции. Мать становится символом детства, родного дома, очага. И поэтому она становится похожей на всех матерей земли, терпеливо ожидающих своих сыновей и горюющих об их бедах и неудачах. (Звучит начало романса «Письмо матери», презентация, слайды 5, 6)
Стихотворение «Письмо матери» читает Абугалиев Руслан, ученик 10 класса.
Ведущий 1: Сергей Есенин любил необыкновенные приключения и иногда придумывал их сам. Однажды Есенин принял участие в несостоявшейся дуэли между двумя поэтами, собирался инсценировать даже собственные похороны и с друзьями обсуждал все детали этого «мероприятия», уговаривая друга в Тифлисе поддержать слух, будто они должны драться из-за какой-то красавицы. «Он очень милый малый с очень нежною душой. Хулиганство у него напускное –от молодости, от талантливости, от всякой игры»,- писал знаменитый актер Качалов.
Фрагмент из фильма «Есенин», дуэль Есенина и Маяковского (презентация, слайд 7)
Ведущий 2: Творчество С. А. Есенина неразрывно связано с темой любви. Душа поэта не может не любить, не восхищаться, не пылать страстью. Она дышит любовью, живет ею, что и находит свое отражение в лирике. Любовная лирика занимает значительное место в поэзии С. А. Есенина. Его Музами были прекрасные женщины: Изряднова Анна Романовна, Райх Зинаида Николаевна, Вольпин Надежда Давыдовна, Айседора Дункан, Бениславская Галина Артуровна, Толстая Софья Андреевна. В его стихотворениях о любви мы чувствуем и радость от встреч с любимой, и тоску от разлуки, и отчаяние. Легкая и светлая грусть пронизывает стихотворения Есенина о любви. (презентация, слайд 8)
Стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь» читает Мусин Олжас, ученик 10 класса.
Стихотворение «Шагане ты моя, Шагане» читает Курманбаев Ерасыл, ученик 11 класса.
Ведущий 1: “Мы теперь уходим понемногу” О ком эта есенинская строка? К сожалению, не только о себе самом. Многие русские поэты, лучшие русские поэты, приходили на эту землю, “чтоб скорей ее покинуть”. Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Николай Рубцов, Владимир Высоцкий ушли в свою последнюю зиму, в последнюю весну, в последнее лето, в последнюю осень. Но с нами остались их живые стихи, а значит – их души.
Ведущий 2: Сергей Есенин ушёл из жизни 28 декабря 1925 года в номере гостиницы «Англетер». Перед смертью, вместо последней записки, поэт кровью написал стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья»
Очень многие считают, что Сергей Александрович не мог повеситься сам. В тот вечер он был весел, провел его со знакомыми и ни словом не обмолвился о каких-либо душевных переживаниях. К тому же он с большим воодушевлением ждал выхода в свет своего полного собрания сочинений. Вызывают сомнения и некоторые обстоятельства гибели поэта, однако окончательно доказать версию убийства не удалось и по сей день. Вокруг имени Сергея Есенина и его стихов вот уже девять десятилетий не смолкает шум. И кажется, что это продолжает шуметь он сам – вечный бунтовщик, чудо природы, кудрявый гений русской поэзии, будет шуметь, пока память о нём будет жить на земле. (презентация, слайд 9)
Стихотворение «Отговорила роща золотая» читает Оспанова Асем, ученица 10 класса.
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» читает Кожагельдинова Куралай, ученица 10 класса (презентация, слайды 10, 11)
Заключение: Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» читает актёр Сергей Безруков (презентация, слайд 12)
Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.
Самоанализ внеклассного мероприятия
Представленное внеклассное мероприятие (конкурс чтецов) было проведено в рамках районного семинара для молодых педагогов.
При проведении мероприятия были поставлены следующие цели и задачи: 1) прививать учащимся интерес к русской литературе; учить детей чувствовать и слышать красоту художественного слова; 2) способствовать развитию литературного образования, творческих способностей детей; 3) воспитывать эстетическую культуру школьников через обновление содержания, форм и методов внеурочной работы по литературе.
Содержание конкурса соответствовало поставленным целям, задачам и возрастным особенностям учащихся. Ребята смогли продемонстрировать сформированные умения и навыки, которыми они овладели на уроках литературы. Мероприятие было логически построено, выдержано по времени, эстетически оформлено.
В конкурсе приняли участие учащиеся 8-11 классов и одна ученица из 6 класса. Разноуровневый состав школьников работает на сплочение коллектива. Подобные мероприятия, если их проводить регулярно, приводят к созданию клубов любителей русского языка и литературы, что делает работу системной, а, следовательно, более эффективной. Такая работа позволяет воспитывать в ребятах любовь к литературе, дисциплинированность и ответственность за проведение других школьных дел.
Заголовок 1Заголовок 315