Статьям «Применение игровых технологий на уроках литературного чтения как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе».


«Применение игровых технологий на уроках литературного чтения как средство реализации системно-деятельностного подхода  в начальной школе».
Учитель начальных классов
МБОУ «Новосельская средняя школа»
Вилкова Н.Н.
««Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
(В.А.Сухомлинский)
Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал учащихся.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Игра способна стать тем инструментом, который комплексно обеспечивает:
-   успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;
-   сохранение и совершенствование на протяжении всего начального - образования достижений дошкольного периода развития;
- развития младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию;
- сохранение и укрепление его нравственного, психического физического здоровья и. т. д
Опираясь  на  данные   концептуальные   положения,   определяем   цель применения  технологии  игровых  форм  обучения   –   развитие   устойчивого познавательного  интереса  у  учащихся  через  разнообразные  игровые  формы обучения.
Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе.
     В своей педагогической практике, используя личностно-ориентированный подход в обучении детей младшего школьного возраста, я ставлю цель:  обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей. Для достижения намеченного использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка, в частности, игровые технологии. На мой взгляд, они в большей степени отвечают возрастным требованиям младших школьников, позволяют организовать процесс обучения на принципах сотрудничества и реализовать дифференцированный подход к обучению.
В практике моей работы игра как технология проведения урока заняла прочное место и у меня выработались определенные принципы ее проведения:
1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.
2.     При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.
3.      Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.
4.     Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление  победителя.
5.      Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.
Приведу примеры использования игровых технологий на уроках.
В любой урок можно внести элементы игры. На уроке литературного чтения можно представить различные игровые формы: викторины, конкурсы, путешествия, экскурсии, ролевые игры, диспуты, круглые столы, турниры, инсценировки.. Например, можно провести « Аукцион знаний». На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с изображением различных героев Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.
Игра «Нарисуй карту».
Дидактическая цель. Учить детей понимать мысль автора произведения, запоминать детали сюжета.
Содержание. Учитель читает художественное произведение, после чего дети делятся на группы и получают задание – нарисовать карту-схему событий. Выиграет группа, которая лучше всего составит карту произведения.
Например: нарисовать карту к сказке «Колобок». Цветом обозначить характеры персонажей.
Игра «Фотограф», в которой я показываю детям полоску со словами, а ученики должны их запомнить за 5 секунд и «сфотографировать» в тетрадь.
Игра «Детектив».
Один из игроков будет свидетелем: он отвечает на вопросы. Остальные игроки – детективы. Они задают вопросы свидетелю. Каждый детектив должен делать заметки и заглядывать в свой листок. На вопросы детективов свидетель может отвечать «да» и «нет».
«Угадай, кто ты»
Одному из игроков на голову надевается шапочка с именем (например, сказочного героя). Задавая вопросы остальным участникам игры, он должен отгадать своё имя.
«Хорошо – плохо»
Ведущий начинает игру фразой (например, «Наступила весна – это хорошо, потому что скоро будет тепло»). Следующий игрок повторяет вторую часть этой фразы, добавляя «это плохо, потому что …» и аргументировано заканчивает предложение. Игра продолжается по кругу с чередованием «хорошо-плохо».Таким образом, использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальных классах способствуют созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения.