Интегрированный урок (русский язык и литература) Притча о том, как два брата шли к счастью.
Проект урока
Интегрированный урок (русский язык и литература)
Урок рассчитан на 2 часа.
10 класс
Тема: Притча о том, как два брата шли к счастью.
Цели:
Образовательная: практика поиска и выработки альтернативных решений, знакомство с притчей как речевым жанром, его особенностями; учим рассказывать притчи; учим выводить мораль из притчи; рассмотреть текст притчи с точки зрения русского языка; выполнить комплексный анализ текста.
Развивающая: развивать мышление, воображение, речь в процессе общения, дикцию.
Воспитательная: совершенствовать навыки вежливого общения, прививать чувства доброжелательности, внимательности к адресату; развитие социальных компетенций при работе в группе .Формирование УУД:
Личностные действия: практика поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозначности практических проблем и жизненных ситуаций;
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом.
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ.
Технологии: элементы кейс-технологии, проектная технология.
План урока.
Этапы
урока. Деятельность
учителя Деятельность
обучающегося Формируемые
УУД
Органи-
зационныйПриветствие.
Проверка готовности куроку.
Настрой обучающихсяна работу. Приветствие.
Подготовка к уроку.
Самоорганизация. * Регулятивные.
Стадия вызова. Создание учебной мотивации.
Чтение притчи Работа с эпиграфом.
Составление ассоциативного ряда к слову притча, определение лексического значения слова в группах, запись ключевых слов.
Прогнозирование по содержанию урока с использованием ключевых слов. Работа с кластерами.
Выполнение задания: Ответить на вопрос: «Какова мораль этой притчи?» * Регулятивные
(постановка целей, самоконтроль),
* познавательные ( поиск информации),
*коммуникативные
( работа в группах)
Осмысление и анализ притчи Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.
Анализ притчи с точки зрения построения.
Осмысление содержания.
Особое внимание обращается на жанр, особенности стиля, лексику, характеры образов, нравственные проблемы притчи, авторскую позицию.
Выбор ответа при групповой работе.
Заполнение таблицы в группах, систематизация информации. * Личностные,
* коммуникатив-
ные ( работа в
группах),
* познавательные
( отбор информации)
Рефлексия Беседа по вопросам:
Изменились ли со временем нравственные ценности героев?
Какова позиция автора в притче?
Побуждение к свободным высказываниям.
Корректировка прогноза
Организация работы по созданию синквейна.
Организация оценочной деятельности обучающихся.
Участие в беседе по вопросам учителя?
Сравнение прогноза с информацией, полученной на уроке.
Создание синквейна в группе.
Самооценка работы на уроке и анализ собственных ощущений:
- мне понравилось...,
- мне было трудно, когда...,
- мне было интересно, когда... * Личностные
( освоение моральных норм и правил, нравственный выбор),
* регулятивные
( рефлексия, самооценка, коррекция своих действий),
* коммуникатив-
ные ( работа в группах),
* познавательные
( исследование, поиск)
Ход урока
1.Организационный момент (мотивирование к учебной деятельности)
Притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце.
Абуль – Фарадж
- Дорогие ребята, обратите внимание на эпиграф нашего урока. Как вы понимаете его смысл? Объясните.
2. Стадия вызова. Создание учебной мотивации.
Давайте сейчас поработаем в группах. Первая группа должна составить ассоциативный ряд к слову ПРИТЧА.
ПРИТЧАМУДРОСТЬ СКАЗКА НАМЁК
Вторая группа определит лексическое значение этого слова.
- Причта – это удивительный жанр. С одной стороны – смысл притчи кажется понятным, находящимся на поверхности, а с другой стороны, они часто таят глубокий сокровенный смысл об истинах жизни и веры. С точки зрения литературы, мы можем отнести притчу к метафорическому повествованию. Это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, нравственный урок, маленький или большой закон мира, в котором мы живём.
- Сегодня у нас с вами интегрированный урок русского языка и литературы. Сформулируйте тему урока, поставьте цели и задачи.
Чтение притчи о том, как два брата шли к счастью.
Захотелось двум братьям увидеть счастье, и обратились они к Богу:
— Покажи нам дорогу к счастью.
И ответил им Всевышний:
— К счастью ведут два пути: один тернистый, но короткий, другой лёгкий, но бесконечный.
Один брат попросил Бога:
— Я хочу познать счастье, укажи мне короткую дорогу к нему.
— Я укажу тебе тот путь, который ты выбрал, но помни — он короток, но тернист. Кровью своей польёшь ты эту дорогу. Подумай, прежде чем вступить на эту стезю.
— Я готов познать трудное счастье, ибо знаю, что лёгкого счастья не бывает. Веди меня. Пусть свет твой будет путеводной звездой для меня, пусть голос твой будет песней, зовущей вперёд.
И он пошёл. Более трудного и тяжёлого пути он ещё не проходил. И тёрн обдирал кожу, и камни наносили удары, разбивая в кровь тело, и люди отворачивались, отказывая в помощи, но ничто не остановило того, кто шёл к счастью души, к радости сердца, к величию разума. И в конце своей трудной, но короткой дороги, которая была длинною в жизнь, пришёл первый брат к цели и увидел величие лучезарного счастья. И он понял, что смысл жизни в самопожертвовании ради великого счастья жизни.
Другой же брат пошёл по лёгкому пути. И шагалось ему легко, и всё вроде бы удавалось, и всё вроде бы сбывалось, и одного он достиг, и другого, и десятого, и сотого, а удовлетворения не чувствовал. И сытый шёл, и кров по ночам имел, и одежду чистую носил, но не было лёгкости на душе. Тяжесть давила, ненависть зрела, злость кипела, жадность росла быстрее, чем её удовлетворяли, недовольство ширилось и захватывало всё существо ненасытного брата. И всё было, а счастья не было. Оно, как и прежде, как в самом начале пути, стояло на горизонте, который уходил по мере приближения к нему. В конце жизни понял второй брат, что, получив много, он не достиг желаемого счастья. Не было на душе ни покоя, ни радости, ни удовлетворения. Обессиленный, опустился он на землю и заплакал.
— Чем же ты недоволен? — спросил Бог.
— Ты обещал мне, что приведёшь меня к счастью, — бросил слова обвинения неудовлетворённый брат.
— Я дал возможность выбора, ты взял то, что близко твоему телу, а не духу. Ты забыл, что счастье может поселиться в бесконечном просторе души, а не в золочёной клетке тела. Ты шёл к счастью, но ты его не достиг, ибо простым счастье не бывает, да и к тому же путь, который ты выбрал — бесконечен, как беспредельны твои желания, которые невозможно удовлетворить.
Оценить по достоинству можно только то, что даётся с трудом, лёгкое цены не имеет, ибо достаётся без усилий.
- Как вы понимаете данные слова: «Оценить по достоинству можно только то, что даётся с трудом, лёгкое цены не имеет, ибо достаётся без усилий» (Обсуждение)
- Всю жизнь мы находимся в поисках. Постоянно должны выбирать свой путь, варианты своих действий и поступков. Какова мораль этой притчи?
3. Осмысление и анализ притчи.
- Какой приём использует автор в построении притчи? (приём контраста)
- Как именно использует автор приём контраста?
- Какими синтаксическими средствами создаётся риторичность текста?
- Что ещё необычного заметили в построении текста? (В тексте много диалогов, сложносочинённых предложений, предложений с однородными членами, союзов)
- Диалоги обрамляют текст. Для чего это нужно автору?
- Согласны ли вы с тем, что «смысл жизни – в самопожертвовании»?
- Как вы понимаете слова автора: «…лёгкого счастья не бывает»?
Работа в группах.
- Определить жанровые особенности притчи.
Жанровые особенности притчи
Малый объём Сквозная форма Сюжет из обыденной жизни Кольцевая композиция Иносказание Нравоучение
- Сколько частей можно выделить в данном тексте?
- Составьте примерный план притчи. (Работа у доски и с места)
I. Братья обращаются к Богу.
«Покажи нам дорогу к счастью»
«К счастью ведут два пути…»
II. На тернистом пути.
III. На лёгком пути.
IV. Разочарованный брат и Всевышний.
V. Мораль
1. Слова Бога
2. Авторский итог.
Работа в группах. Применение кейс-технологии. Метод бумагорезательной машины.
- У вас на столах текст притчи, ножницы. Ваша задача сжать текст (вырезать фрагменты), сохранив при этом его важнейшие жанровые, композиционные и стилистические особенности.
После этого каждая группа зачитывает свой текст, аргументирует приёмы сжатия текста.
Работа в группах продолжается.
1 группа.
1. Пересказать текст подробно.
2. Выполнить мини-исследование: «Роль сложносочинённых предложений и предложений с однородными членами в стилистическом оформлении текста»
2 вариант.
1. Пересказать текст сжато.
2. Выполнить мини-исследование: «Многосоюзие как стилистический приём и его использование в тексте»
– Ребята, сейчас нам предстоит очень важная и сложная задача. Мы будем учиться писать сочинение-рассуждение по прочитанной притче. Несмотря на сложность задачи, это очень интересная и творческая работа. Прочитайте внимательно задание.
Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования)
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Структурный компонент текста Речевые клише
Проблема Возможен риторический вопрос…В центре внимания автора проблема…В тексте автор размышляет над проблемой…
Комментарий Не случайно писатель изображает…Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…Автор заставляет читателя задуматься…Данная … проблема имеет многовековую историю… (актуальна, не нова, остро стоит в наши дни…)
Позиция автора Позиция автора такова…Автор подводит читателя к выводу о том, что…Автор осуждает/одобряет поступки героев… (Прямо это выражено или в иносказательной форме? В скрытой ироничной форме или же открыто высказывает своё отношение к происходящему?)Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает нас в том, что…
Моя позиция – тезис Формальное согласие/несогласие с мнением автора + собственное утверждение: Я полностью согласен с мнением (позицией) автора, и я считаю, что каждый человек должен пересмотреть своё потребительское отношение к природе… (или: поступки героев – яркий показатель их нравственных качеств…)
Аргумент 1 (н-р, жизненный опыт) Действительно …Подумайте сами…Примеров подобного отношения людей к… множество.
Иллюстрация к аргументу 1 Например, …В качестве примера расскажу…Приведу следующий пример…Правоту автора подтверждает…
Аргумент 2 (н-р, читательский опыт) Мою позицию (мнение) подтверждает и опыт художественной литературы.Обсуждаемая проблема настолько важна в жизни человека, что многие писатели поднимали её в своих произведениях
Иллюстрация к аргументу 2 Например, …Вспомним произведение…Именно об этом писал…
Вывод-заключение Таким образом, только от нас самих зависит…В заключении ещё раз хочется воскликнуть (спросить, напомнить):…Возможна пословица или поговорка.
Важно помнить, что при написании сочинения-рассуждения нужно соблюдать:
последовательность изложения мыслей;
смысловую цельность и связность;
абзацное членение текста;
связки (логические мостики-переходы) между абзацами;
использование слов-заменителей, чтобы избежать повторов и скудности речи;
соответствие видовременных глагольных форм.
Во избежание фактических ошибок
не забудьте прочитать информацию об авторе, которая обычно следует за текстом, чтобы использовать её в сочинении, не допустив тавтологии;
при обозначении жанра произведения (если неизвестно наверняка) использовать выражения «данный отрывок» или «предложенный текст».
Это скелет нашей творческой работы, на который мы будем нанизывать сформулированные мысли.
- Обучающиеся пишут сочинение-рассуждение. Через урок обязательно провести анализ сочинений.
4 Рефлексия.
Беседа по вопросам:
- Изменились ли со временем нравственные ценности героев?
- Какова позиция автора в притче?
Побуждение к свободным высказываниям. Организация работы по созданию синквейна.
ПРИТЧА
ИНТЕРЕСНАЯ, ЛАКОНИЧНАЯПОУЧАЕТ, НАСТАВЛЯЕТ, СООБЩАЕТ
ДУМАЕМ, ПОНИМАЕМ, ДЕЛАЕМ ВЫВОД
МУДРОСТЬ
Самооценка работы на уроке и анализ собственных ощущений:
- мне понравилось...,
- мне было трудно, когда...,
- мне было интересно, когда...
5. Итог урока.
6. Домашнее задание.
Подготовить выступление с использованием притчи.
Список литературы:
« Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегов. Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28е изд., перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012.
«Методика работы над изложениями» О.М. Безымянная, С.А. Лукьянов. Москва «Глобус», 2006 год.