Урок толерантности в 7 классе Легко ли быть белой вороной
«Легко ли быть белою вороной?»,7 класс
Цель: формирование толерантности, дружбы и дружелюбия, уважения к индивидуальности, внимания к окружающим как нравственных ценностных установок.
Оборудование
кадр из фильма «Стиляги»
стикеры разных цветов
кадр из фильма «Чучело»
видеоролик «Клин гусей»
Ход мероприятия
Сегодняшний разговор я хочу начать с демонстрации отрывка из фильма «Стиляги» и прошу вас обратить внимание на цветовую гамму этого сюжета.
демонстрация отрывка «Стиляги» - «Скованные одной цепью»
Вопрос:
1. В какие цвета окрашен этот сюжет?
2. Почему главный герой подвергся осуждению?
Он не такой как все, он отличается от других.
Вопрос:
1. Как в народе называют людей не похожих на всех? (белая ворона)
Выражение «белая ворона» имеет свою историю возникновения. Вы, вероятно, видели белых мышей и кроликов. Реже можно встретить белых дроздов, коров, оленей. В Северной Америке водятся белые белки. Труднее представить себе молочного цвета жабу с красными глазами… Есть, однако, и такие. Чем же вызвана несвойственная перечисленным животным окраска, и как это явление называется? Как доказано учеными, это вызвано отсутствием в коже и волосах красящего вещества – пигмента. Животных с такими особенностями называют альбиносами (от латинского слова «альбус» - белый). Альбиносы бывают и среди ворон, но чрезвычайно редко.
Именно это обстоятельство позволило римскому поэту-сатирику Ювеналу (I-II вв. н.э.) использовать такое сравнение: «Раб может выйти в цари, пленник – дождаться триумфа. Только удачник такой, редкостней, белой вороны…». С тех пор выражение «белая ворона» стало популярным.
Среди людей не так уж много белых ворон. Ими могут восхищаться, а могут их вообще не воспринимать, считать «не от мира сего». Их часто ставят в неловкое положение, а порой просто гонят из «стаи». Попробуем ответить на вопрос: легко ли быть белой вороной?
1 упражнение
Проведем небольшой эксперимент: я прикреплю вам на спину карточки разных цветов. После того, как я это сделаю вам предстоит объединиться в группы. Только одно условие разговаривать при этом нельзя.
Ведущий прикрепляет стикеры на спины учащихся. Одному участнику тренинга досталась карточка белого цвета, предложенная в единственном экземпляре (обязательно это должен быть учащийся не подходящий к категории белая ворона). Этот участник остался один. Остальные дети распределяются по группам.
Вопрос:
1. Что ты почувствовал, когда понял, что ты такой один?
2. Что вы почувствовали по отношению к одинокому участнику? Хотели бы вы оказаться на его месте? Почему?
Мне бы хотелось, что бы вы запомнили то состояние, которое испытывает человек, оказавшись один и то чувство, которое возникло у вас в отношении этого человека.
Найти своё место в коллективе — задача сложная. Быть первым, но зависеть от общего мнения или строить свой собственный, ни на что не похожий мир, но оставаться в одиночестве, — каждый выбирает для себя сам. Никому бы не хотелось оказаться белой вороной, изгоем в коллективе, но ведь всегда там кто-то есть, «свято место пусто не бывает».
Вопрос:
1. Почему, по какой причине люди не принимают, не понимают «белых ворон»? (высказывание детей)
Внешний вид
Социальное положение
Особенности характера
Особенности темперамента
Привычки
Воспитание
Национальность
В обществе немало людей, выделяющихся из общей массы. Кого-то отличает нестандартная внешность, кто-то выделяется оригинальным стилем в одежде, другие обращают на себя внимание не совсем привычной манерой общения или поведения. Некоторые наделены необычным талантом, уникальными способностями. Всё больше в российском обществе представителей других рас и этносов, которых отличает цвет кожи, разрез глаз, самобытная культура, обычаи и традиции. Обращают на себя внимание люди с ограниченными физическими возможностями. В школах считают выскочками отличников. Вызывают непонимание, а некоторых и раздражают, представители различных молодежных субкультур (эмо, готы и др.), люди непривычных политических, идеологических, религиозных убеждений. Все, это выделяет нас из массы людей. Каждый человек — личность, и каждый достоин того, чтобы к нему хорошо относились, уважали его интересы.
2 упражнение.
Составьте из слов на доске высказывание. Выскажите свою точку зрения и предложите свои аргументы:
Запись на доске:
людей, в, мира, –, красота, разнообразии, его. (Красота мира людей – в его разнообразии)
ты, завоюешь, познай, мир, и, себя. (Познай себя и ты завоюешь мир)
Если бы сейчас я спросила у любого из присутствующих здесь, что нам нужно для счастья, уверена, что желания многих я бы угадала. Все мы хотим, чтобы нас любили. Нам плохо без любви. Холодно. Мы чувствуем себя никому не нужными, незащищёнными, легкоуязвимыми. Страдаем от одиночества, мечтаем о том, чтобы наконец нас заметили и выделили из всех, признали, по достоинству оценили нашу индивидуальность, неповторимость.
Мы, взрослые, часто считаем, что детство – самая безоблачная, беззаботная пора. Согласны ли вы с этим? Не совсем… Именно в детстве вы впервые сталкиваетесь с непониманием, равнодушием, болью.
Известный российский режиссер Р. Быков 1982 году снял фильм «Чучело» по одноименной книге В. Железникова.
Действие происходит в одном старинном провинциальном городке. К дедушке, приезжает внучка Лена и становится ученицей 6-го класса местной школы. Какой же ее увидели новые одноклассники? Вот как об этом пишет автор повести: "Она была нескладным подростком, на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у нее как крылышки торчали лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила улыбка".
Конечно же, ребятам она не понравилась, и они ее прозвали "Чучело". Лишь только Димка Сомов, самый симпатичный мальчик, подружился с Леной.
На осенние каникулы класс должен был поехать на экскурсию в Москву. Но перед этим ребята сорвали урок, сбежав в кино. Об этом узнала классный руководитель Маргарита Ивановна, ей рассказал Димка Сомов!
А когда ребят наказали и не пустили в Москву, они стали искать виноватого, "предателя".
Димка Сомов очень нравился Леночке Бессольцевой, и она решила взять его вину на себя, думая, что со временем все образуется. Но не тут-то было! Одноклассники объявили Лене Бессольцевой бойкот. И как сказала одна из героинь – Миронова, прозванная за свой характер Железной Кнопкой: «Никто, слышите, ни один человек не должен с нею разговаривать. Пусть она почувствует наше всеобщее презрение. А тому, кто нарушит клятву, мы тоже объявим самый жестокий бойкот. Наш пароль – "Бойкот предателю!"» И ребята сдержали слово, они объединились в бойкоте против Лены Бессольцевой. И так, что эта история чуть не закончилась трагедией.
А теперь внимание на экран.
демонстрация сцена сожжения платья главной героини в фильме "Чучело", просмотр эпизода
Вопрос:
1. Как вы думаете, что чувствовала героиня фильма?
2. Что испытывали при этом ее одноклассники?
3. Можете ли вы их назвать дружным классом, хорошим коллективом? Почему?
Я прочту вам сейчас два последних абзаца книги В.К. Железникова "Чучело".
«И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по беспредельной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть не было сил.
Рыжий вдруг встал, подошел к доске и крупными печатными буквами, спешащими в разные стороны, написал: "Чучело, прости нас"».
Вопрос:
1. Как вы думаете, повторится ли подобная история в этом классе вновь?
2. Что сделала Лена Бессолыцева для своих одноклассников? (она преподала им уроки благородства, мужества, честности).
Попробуем все-таки ответить на вопрос: легко ли быть белой вороной?
3 упражнение
Перед вами две группы утверждений:
«Трудно быть белой вороной»
«Нужно быть белой вороной».
Ребят, я вам предлагаю разделиться на 2 группы. Справа от меня садятся те, кто считает, что трудно быть белой вороной, а слева те, кто считает, что нужно быть белой вороной. Приведите несколько аргументов для каждого из утверждений, постарайтесь быть оригинальными.
Учащиеся разбиваются на две группы. В течение нескольких минут предлагают и обсуждают самые веские аргументы для доказательства утверждений, а затем отстаивают свою точку зрения. Дискуссию можно провести в форме спора-диалога).демонстрация видео под красивую музыку
Сейчас мы опять вернемся в мир природы. Летя клином, гуси способны преодолеть расстояние в 1,7 раза больше, чем поодиночке, т. к. уменьшается сопротивление воздуха и сложнее всего тому, кто летит впереди. Если первый устал, он отправляется в конец стаи, и его незамедлительно подменяют. Так они постоянно меняют вожака. И каждый из гусей бывает в этой роли. Если один из гусей заболевает или устает и опускается ниже, еще двое опускаются с ним и остаются до тех пор, пока тот не наберется достаточно сил. Вы слышали, как кричат гуси когда клин медленно плывет к горизонту? Это они подбадривают того, кто летит впереди, и точно знают, что их будут подбадривать также, когда они окажутся на его месте.
Так порой хочется чувствовать себя в такой «гусиной стае», где есть защищенность, забота, верность.
Да, невозможно нравиться всем, нельзя любить всех, не все могут быть преданными друзьями, потому что у нас разные характеры, воспитание, потребности, вкусы, интересы. Но мы можем жить в согласии друг с другом, принимать людей такими, какие они есть.
Советы
Помни! В каждом человеке есть хорошее. (Человек, который не находит никаких хороших качеств у других людей, просто ленится их искать. Н. Энкельман)Чтобы не обидеть человека, почаще становись на его место.
Нельзя смеяться над внешним видом человека, ведь ты не знаешь его внутренний мир.
Дари людям радость.
Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
Да, белые вороны – явление редкое. Но представьте себе, что вдруг белая ворона посереет и станет как все… Да, ее перестанут третировать, но как скучен будет мир без нее.
А закончить нашу встречу мне хотелось бы словами великого английского поэта В. Шекспира: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе».